Вестник практической психологии образования
2007. Том 4. № 1. С. 29–38
ISSN: 2658-3100 (online)
Проект «Концепции развития системы психологического обеспечения образования в Российской Федерации на период до 2010 года»
Общая информация
Рубрика издания: События
Тип материала: документ
Для цитаты: Проект «Концепции развития системы психологического обеспечения образования в Российской Федерации на период до 2010 года» [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2007. Том 4. № 1. С. 29–38. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2007_n1/28687 (дата обращения: 04.10.2024)
Полный текст
I. СИСТЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Система образования, наряду с культурой и искусством, является основным институтом, обеспечивающим преемственность, сохранение и преумножение духовного, культурного, научного наследия предшествующих поколений, формирование позитивных мировоззренческих установок.
Согласно ст. 29 Конвенции ООН о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., ратифицированной третьей сессией Верховного Совета СССР 13 июня 1990 г, образование ребенка должно быть направлено на:
a) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;
b) воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе ООН;
c) воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной;
d) подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения;
e) воспитание уважения к окружающей природе.
Эффективность выполнения этих задач повышается с ростом психологической компетентности родителей, педагогов и руководителей системы образования. Применение в образовательной практике знаний о законах и механизмах функционирования психики в различные возрастные периоды, использование в повседневной педагогической работе достижений психологической науки в сочетании с личностно ориентированной позицией и гуманистической направленностью педагогических методик и технологий обеспечивают бережное отношение к личности ребенка, позволяют максимально раскрыть его потенциал, что в полной мере соответствует Концепции модернизации российского образования.
Концепция развивает основные принципы государственной политики в области образования в части обеспечения его гуманистического характера, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; общедоступности образования, адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников, которые определены в Законе Российской Федерации «Об образовании», Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и раскрыты в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года, а также Федеральной программе развития образования на 2006—2010 годы.
Система психологического обеспечения является необходимым компонентом образования, реализующим социально-психологическое проектирование, экспертизу и мониторинг условий для личностного, интеллектуального и социального развития детей и молодежи, для охраны психологического здоровья всех участников образовательного процесса; а также обеспечивает оказание психологической помощи (психологической поддержки) всем участникам образовательного процесса в соответствии с целями и задачами системы образования.
Деятельность по психологическому обеспечению системы российского образования регламентируется международными актами в области защиты прав детей и молодежи, Законом Российской Федерации «Об образовании», федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующих органов управления образованием, настоящей Концепцией.
1. Состояние системы психологического обеспечения образования и необходимость ее модернизации
Забота о реализации права ребенка, подростка, молодого человека на полноценное и свободное развитие является стратегической целью Системы психологического обеспечения образования.
В ее состав входят: психологические службы и службы психолого-медико-социально-правовой помощи детям, семьям и педагогам в образовательных учреждениях, педагоги-психологи образовательных учреждений всех типов и видов, психологи учреждений профессионального образования, образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психологопедагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры), психолого-педагогические и медикосоциальные консилиумы (ПМПк) и психолого-педагогические и медико-социальные комиссии (ПМПК), научные учреждения, подразделения высших учебных заведений, учебно-методические кабинеты, центры органов управления образованием и другие учреждения, оказывающие психологическую помощь участникам образовательного процесса.
Психологическая служба образовательного учреждения является основой интеграции действий педагогов-психологов (в учреждениях профессионального образования — психологов), педагогов, социальных педагогов, медицинских работников и других специалистов в единую систему индивидуального комплексного динамического сопровождения развития ребенка, подростка, молодого человека на всех этапах обучения в образовательном учреждении. Неотъемлемой частью в организации комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения выступают образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, психолого- медико-педагогические комиссии, службы раннего и надомного сопровождения, специальные (коррекционные) образовательные учреждения. Созданы и успешно функционируют уникальные организационно-функциональные модели психологической службы, как в условиях города, так и сельской местности с учетом этно-национальных и социально-экономических особенностей региона. Согласно данным мониторинга 2005 г. на должности педагога-психолога работают более 64 тысяч человек.
На основании «Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.07.1998 №867, в России действуют более 740 государственных и муниципальных образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (далее — ППМС- центров) и учреждений образования, оказывающих специализированную и методическую помощь участникам образовательного процесса. Активно развиваются психологические службы в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, а также в учреждениях дополнительного образования.
В их деятельности реализованы принципы коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения, индивидуальной психолого-педагогической и медико-социальной помощи обучающемуся, ранней диагностики и коррекции отклонений в развитии, сотрудничества семьи и школы и др.
ППМС-центры в системе общего образования организуют и направляют совместные действия педагогов-психологов, медицинских работников, педагогов, ряда других специалистов с целью реализации психолого-педагогических программ и технологий по формированию активной мотивации на здоровье, норм и ценностей здорового образа жизни, на режим двигательной активности. Важнейшей задачей деятельности ППМС-центров является координация усилий различных служб и ведомств, технологий и программ взаимодействия педагогов- психологов, педагогов, социальных работников, врачей, юристов и т д.
Множество факторов риска для подрастающего поколения в современной России ведет к целому ряду проблем, требующих решения как на федеральном, так и на региональном уровнях. Особую тревогу вызывают увеличение количества безнадзорных и беспризорных детей, детей со школьной и социальной дезадаптацией, высокий уровень детской преступности.
В связи с этим расширяется спектр деятельности ППМС-центров и организуются специализированные центры:
— диагностики и консультирования,
— психолого-медико-социального сопровождения, — социально-трудовой адаптации и профориентации, — психолого-педагогической реабилитации и коррекции,
— лечебной педагогики и дифференцированного обучения,
и другие.
ППМС-центры осуществляют эффективную помощь детям, попавшим в сложную жизненную ситуацию, диагностику, комплексные коррекционно-развивающие, реабилитационные мероприятия, направленные на создание оптимальной среды обитания и адаптацию детей к социуму.
В основу работы с безнадзорными детьми положены принципы гуманистической педагогики и психологии: уважение к личности, признание ее индивидуальности, вера в собственные силы и возможности ребенка, опора на его лучшие качества; формирование гуманного отношения к людям, терпимости к различным мнениям, осознание ответственности перед обществом. Специалистами ППМС-центров осуществляется формирование (коррекция) индивидуальнопсихологических особенностей детей, способствующих школьной и социальной адаптации, повышению их обучаемости. Работают «телефоны доверия». Действуют диагностические классы, классы коррекционно-развивающего обучения.
ППМС-центры оказывают следующие виды помощи: психологическую (100%), педагогическую (71%), правовую (17%), социальную (65%), медицинскую (46%), другую (12,4%). Большинство центров работает с детьми от 3-х до 18-ти лет.
На сегодняшний день в России существует нормативная база, создающая достаточно возможностей для прогрессивного развития образования и Системы его психологического обеспечения. В Статье 2 «Закона об образовании» один из принципов государственной политики в области образования сформулирован следующим образом: «общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников». В свое время создание Службы практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации стало одним из важнейших средств обеспечения адаптивности отечественной системы образования.
В то же время, можно констатировать, что как в документации, так и в реальной практике далеко не все отвечает существующим представлениям об образовании XXI века.
В частности, недостаточно конкретно определены цели, задачи, требования к содержанию работы как в целом в Системе психологического обеспечения образования, так и в отношении содержания работы педагогов-психологов общеобразовательных учреждений, психологов учреждений профессионального образования и их компетенций.
Система ППМС-центров изначально формировалась на основе принципа вариативности с учетом региональных условий деятельности учреждений. Однако система управления данными учреждениями на настоящий момент не сформировалась в полной мере. Одной из основных причин подобного положения вещей является отсутствие полноценной нормативной и правовой базы их деятельности.
В сложившейся ситуации актуальным становится вопрос об определении целей, задач, содержания деятельности Системы психологического обеспечения образования, нормативно-правовой базы, обеспечивающей ее деятельность, в условиях реформирования образования.
2.Тенденции мирового развития и новые социальные требования к системе психологического обеспечения
Деятельность по психологическому обеспечению исходит из необходимости достижения образовательных и социальных целей системы образования: — образовательные цели — это приобретение обучающимися, воспитанниками необходимых знаний, умений и навыков для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни;
— социальные цели — это помощь обучающимся, воспитанникам в определении своих возможностей исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья, социального и экономического положения семьи. Социальная цель состоит также в воспитании стремления к взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.
Учитывая общие тенденции мирового развития, обуславливающие необходимость существенных изменений в отечественной системе образования, система психологического обеспечения защищает интересы личности в сфере образования и обеспечивает оказание качественной, доступной и эффективной психологической помощи всем участникам образовательного процесса:
— в преодолении проблем в межличностном общении, обучении и воспитании;
— в формировании психологической готовности к осуществлению личностного, социального, политического выбора в условиях ускорения темпов развития общества;
— в воспитании ответственности, коммуникабельности и толерантности в условиях перехода к постиндустриальному, информационному обществу, предусматривающему значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия;
— в формировании современного мышления у молодого поколения, в основе которого лежит психологическая готовность к противодействию негативным влияниям социума, а также к сотрудничеству в рамках международного сообщества для решения глобальных проблем;
— в формировании готовности к непрерывному образованию, воспитанию навыка профессиональной мобильности.
Актуальность психологического обеспечения повышается в связи с новыми социальными требованиями к системе образования.
Государственная политика в образовании, законодательно закрепленная в основных нормативных документах и определяющая развитие российской системы образования на ближайшие годы, в качестве основных приоритетов выделяет доступность и высокое качество образования, экономическую и управленческую эффективность образовательной системы, ее обеспеченность высокопрофессиональными кадрами.
Эти задачи невозможно решить без учета психологической составляющей, которая в отдельных случаях является доминирующей.
1. Доступность образования означает, наряду с обеспечением его экономической доступности, возможность получения образовательных услуг детьми и молодежью с ограниченными возможностями и особенностями развития, различной степенью готовности к обучению. На первый план выходит необходимость психолого-педагогической диагностики резервов развития обучающегося, подбор программ и форм обучения, наиболее отвечающих его особенностям и возможностям.
2. Само понятие качества образования в общественном сознании тесно связано с такими категориями, как развитие, самореализация, уважение, здоровье, благополучие. Высокое качество образования может быть достигнуто только с применением образовательных и воспитательных программ и технологий, при разработке, проектировании и экспертизе которых были учтены критерии их психологической адекватности.
3. Выбор образовательного маршрута, будущей профессии должны носить осознанный и аргументированный характер, учитывать интересы, склонности, возможности обучающегося и, одновременно, потребности рынка труда. Возрастает роль профессиональной ориентации, психологического сопровождения выбора и реализации профессиональной карьеры. Большое внимание уделяется мотивации обучающихся, за счет которой обеспечивается их максимальная включенность в образовательный процесс.
4. Неразрывная связь качественного обучения и полноценного воспитания обязывают учитывать весь спектр влияний на развивающуюся личность в современном мире. Это побуждает нас заботиться не только о физической, но и о психологической безопасности ребенка, подростка, молодого человека, формировании его готовности к противодействию негативным влияниям, воспитании у него толерантности, ответственного отношения к своей судьбе и к судьбе страны.
5. В ситуации распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса: обучающегося, педагога, родителя, администрации образовательного учреждения, — ответственное отношение к процессу обучения и воспитания должно быть подкреплено их высокой психологической компетентностью и готовностью к активным действиям, что, безусловно, повышает экономическую и управленческую эффективность образовательной системы.
В Концепции модернизации российского образования названы факторы, которые при отсутствии эффективной психологической помощи могут привести к серьезным негативным последствиям:
— увеличению социальной напряженности в различных сферах за счет психологической неготовности граждан к осуществлению политического и социального выбора, их психологической безграмотности и обеднения психологической культуры личности, отсутствия целенаправленного формирования психологических качеств, обеспечивающих адаптацию в социальной среде (коммуникабельности, толерантности, мобильности, стрессоустойчивости и т п.);
— ухудшению здоровья нации как следствию информационных перегрузок, устаревших и неэффективных педагогических технологий, низкой психологической культуры населения;
— росту структурной безработицы (несоответствию трудовых ресурсов потребностям рынка труда);
— росту девиантного поведения в молодежной среде, употребления ПАВ, социального сиротства как реакции на неумение справляться с психологическими проблемами.
3. Цели и задачи совершенствования системы психологического обеспечения образования
Под психологическим обеспечением образования понимается многоуровневая организационная система, интегрирующая основные структурные единицы, которые обеспечивают оказание эффективной психологической помощи всем участникам образовательного процесса в учреждениях образования всех типов и видов.
Основной целью совершенствования Системы психологического обеспечения образования является повышение качества и обеспечение доступности психологических услуг в сфере образования с целью сохранения и укрепления здоровья, повышения адаптационных возможностей, гармоничного развития личности обучающихся в образовательном процессе, усиления воспитательной составляющей образования.
Система психологического обеспечения образования предполагает активное применение достижений современной психологической науки для эффективного достижениях обучающих и воспитательных задач образовательной практики в их тесной взаимосвязи с опорой на гуманистические принципы отечественного образования.
Для достижения поставленной цели требуют решения следующие задачи.
1. Развитие нормативной правовой базы Системы психологического обеспечения образования.
2. Создание основы нормативного правового регулирования оказания психологических услуг участникам образовательного процесса в образовательных учреждениях всех типов и видов различных форм собственности на всех образовательных уровнях (дошкольное; школьное; дополнительное; начальное, среднее и высшее профессиональное).
3. Создание нормативной правовой основы для внедрения преподавания предмета «Психология» как средства воспитания психологической культуры обучающихся в общеобразовательные школы и учреждения профессионального образования.
4. Создание нормативной правовой основы для организации и проведения социально-психологического мониторинга с целью осуществления систематического анализа воздействия традиционных и инновационных психолого-педагогических, педагогических и воспитательных технологий на качество обучения и личностные изменения обучающихся.
5. Создание нормативной правовой основы для организации и проведения проектирования и экспертизы образовательной среды с целью оценки соответствия образовательных, воспитательных, социальных программ, учебных пособий, образовательных маршрутов и других составляющих образовательной среды поставленным развивающим задачам, а также возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся; подготовка специалистов в этой области.
6. Создание основы нормативного правового регулирования применения и внедрения в практику психодиагностического, психокоррекционного, развивающего инструментария, психологических, психолого-педагогических, воспитательных методик и технологий с целью обеспечения психологической безопасности, адекватности и соответствия целям образования.
Дальнейшее развитие системы психологического обеспечения как одного из важных факторов обеспечения нового качества образования требует решения ряда организационно-управленческих, нормативно-правовых, научно-методических, информационных и кадровых задач.
Процесс развития системы психологического обеспечения образования предстоит сделать планомерным, перевести в область обдуманной стратегической политики, в которой будут четко определены цели и критерии развития всех ее составляющих, выявлены потенциальные точки роста, определены этапы становления.
Представительства Системы психологического обеспечения образования предусматриваются в органах управления образованием всех уровней, образовательных учреждениях всех типов и видов в системе общего, специального, профессионального (начального, среднего и высшего) и дополнительного образования.
Система психологического обеспечения образования функционирует в тесном контакте с учреждениями и организациями Российской академии образования, здравоохранения, органами опеки и попечительства, органами внутренних дел и прокуратуры, профессиональными общественными организациями.
4. Основные направления психологического обеспечения образования в современных условиях
Психологическое обеспечение системы образования должно охватывать следующие направления.
4.1. Повышение психологической компетентности всех участников образовательного процесса (специалистов и руководителей системы образования, учащихся, их родителей и опекунов) — система мер, предусматривающая включение в программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов системы образования, в программы родительского всеобуча образовательных блоков по наиболее актуальным проблемам социально-психологической направленности на основании данных мониторинга; включение преподавания предмета «Психология» в федеральный стандарт общего образования; издание популярной психологической литературы, пропаганда научных психологических знаний в средствах массовой информации и т. п.
Реализация данного направления в рамках программы позволит повысить адаптационные возможности учащихся, обеспечит психологически грамотный подход к воспитанию и обучению со стороны педагогов и родителей, явится профилактикой различного рода дидактогений, а также «профессионального выгорания» в педагогической среде, обеспечит экологичный подход к процессу обучения и воспитания.
Повышение психологической компетентности педагогических и руководящих кадров в системе образования за счет увеличения учебной нагрузки на возрастную, педагогическую, организационную психологию в программах подготовки, переподготовки и повышения квалификации.
Удовлетворение запросов современной образовательной практики за счет достижений современной психологической науки; возрождение практикоориентированных научных школ и построение принципиально новых моделей прикладных исследований, способствующих развитию психологической науки в направлении образовательных инноваций.
Осуществление перспективных прикладных психологических исследований в области образования, социально-психологических образовательных проектов.
4.2. Информационно-аналитическое обеспечение системы управления образованием — система мер, направленных на профилактику и устранение факторов негативного воздействия образовательной среды на развитие личности обучающихся, воспитанников, в том числе психологического насилия; мониторинг и анализ развивающего характера и безопасности образовательной среды, эффективности образовательных (обучающих, развивающих, воспитательных) программ, уровня развития и социальнопсихологической компетентности обучающихся.
Социально-психологический мониторинг — информационное сопровождение инновационных процессов в образовании, позволяющее администрации, педагогическому коллективу образовательного учреждения, органам управления образованием осуществить анализ воздействия традиционных и инновационных психолого-педагогических и педагогических технологий на качество обучения и личностные изменения обучающихся, воспитанников; принимать управленческие решения и распределять кадровые, финансовые и иные ресурсы, основываясь на объективных данных.
Для повышения эффективности психологического обеспечения системы образования необходимы: — ежегодное проведение мониторинга состояния психологической службы в системе образования Российской Федерации;
— разработка и внедрение единой формы статистического учета и отчетности деятельности психологических служб и ППМС-центров;
— активное внедрение современных информационных технологий в деятельность специалистов психологических служб и ППМС-центров (создание раздела по психологическому обеспечению системы образования на официальном сайте Минобрнауки России);
— ежегодное издание сборника нормативных правовых документов, регламентирующих деятельность специалистов психологических служб и ППМС-центров;
— проведение ежегодных организационно-методических совещаний-семинаров для руководителей образования разных уровней, а также руководителей психологических служб и центров по актуальным проблемам состояния и развития психологических служб.
4.3. Психологическое проектирование — разработка системы социальных, педагогических, психологических мероприятий для создания психологически безопасной, развивающей образовательной среды, ориентированной на воспитание уважительного отношения к истории, культуре своей страны, усвоение ее нравственных идеалов, общественно одобряемых моделей поведения, активной жизненной позиции, психологической готовности к противодействию негативным влияниям социума, направленной на формирование социально-психологической компетентности всех участников образовательного процесса, обеспечивающей возможность компетентного выбора личностью своего жизненного пути, самостоятельного решения проблем, умения анализировать ситуацию и выбирать соответствующее поведение, не ущемляющее свободы и достоинства другого.
Психологическая составляющая в образовательном проектировании призвана сохранить и укрепить психическое и социальное здоровье и благополучие всех участников проектных изменений, обеспечить обучение, воспитание и развитие обучающихся, воспитанников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, восприимчивости к различного рода педагогическим технологиям, возможности усваивать предлагаемые объемы информации, эмоционального благополучия и т д.
4.4. Психологическая экспертиза — оценка соответствия образовательной среды (образовательных программ, учебных пособий, образовательных маршрутов и т п.) поставленным развивающим и воспитательным задачам, возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся, а также оценка психологической компетентности при проведении комплексной психолого-педагогической экспертизы профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений. Целью психологической экспертизы является обеспечение безопасной, развивающей, психологически комфортной среды, в которой растет, обучается и воспитывается, ребенок; гуманизация средств и способов воспитательного воздействия на развивающуюся личность; защита «пространства детства» от деструктивного воспитательного и психологического влияния.
4.5. Оказание психологической помощи участникам образовательного процесса на всех образовательных уровнях (дошкольное; школьное; дополнительное; начальное, среднее и высшее профессиональное) — система мероприятий, направленных на преодоление психолого-педагогических проблем, возникающих у участников образовательного процесса в различных социальных ситуациях; оказание помощи в выборе образовательного маршрута с учетом личностных и интеллектуальных особенностей, возможностей и склонностей; профессиональную ориентацию; оказание психологической помощи в планировании и реализации профессиональной карьеры.
Психологическая помощь участникам образовательного процесса включает следующие виды деятельности:
— психологическое просвещение — система мероприятий, направленных на формирование у обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей), педагогических работников и руководителей образовательных учреждений психологической компетентности, а также потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития и для решения профессиональных задач;
— психологическая профилактика — мероприятия, направленные на выявление и предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, воспитанников в образовательных учреждениях, разработка профилактических программ и конкретных рекомендаций обучающимся, воспитанникам, педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития;
— психологическая диагностика — психолого-педагогическое изучение обучающихся, воспитанников на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации. Психологическая диагностика проводится специалистами как индивидуально, так и с группами обучающихся, воспитанников образовательных учреждений;
— психологическое консультирование — оказание помощи личности в ее самопознании, адекватной самооценке и адаптации в реальных жизненных условиях, формировании ценностно-мотивационной сферы, преодолении кризисных ситуаций и достижении эмоциональной устойчивости, способствующих непрерывному личностному росту и саморазвитию, включая индивидуальные и групповые консультации обучающихся, воспитанников, педагогов, родителей (законных представителей);
— психологическая коррекция и развитие — активное психологическое воздействие, направленное на устранение или компенсацию выявленных отклонений в психическом и личностном развитии обучающихся со стойкими затруднениями в освоении образовательной программы. Целью психологической коррекции и развития является достижение адаптации в образовательной среде, гармонизация личности и межличностных отношений;
— профессиональная ориентация — психологическое обеспечение профессионального самоопределения и выбора оптимального вида занятости обучающихся с учетом их интеллектуально-личностных возможностей, мотивационной направленности и социально-экономической ситуации на рынке труда.
4.6. Обеспечение качества и доступности психологических услуг участникам образовательного процесса — система мер, направленных на контроль качества психологических услуг со стороны государства и профессиональных общественных организаций (разработка и внедрение системы общественногосударственной сертификации психологов системы образования), формирование единого информационного пространства; развитие материально-технической базы Системы психологического обеспечения образования, в т ч. обеспечение специалистов унифицированным и сертифицированным психодиагностическим и коррекционно-развивающим инструментарием, необходимым для осуществления профессиональной деятельности.
Только целенаправленный комплексный подход обеспечит превентивный характер психологического обеспечения образования и сместит акценты в образовательном процессе с коррекционных мероприятий на профилактические. Темпы развития экономики и повышение уровня жизни в России, прогнозируемое на ближайшие годы, необходимо скажутся на требованиях к психологическому обеспечению системы образования, призванному оптимизировать процесс обучения и воспитания за счет грамотного применения в образовательной и управленческой практике знаний о человеческой психике, ее особенностях, возможностях и законах развития.
Необходимо объединить, структурировать и сориентировать на главную задачу российской образовательной политики — обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства — ныне разрозненные действия психологической науки и практики, органов управления образования на федеральном, региональном и муниципальном уровне, общественных организаций и объединений.
4.7. Повышение качества профессиональной подготовки психологов, работающих в системе образования, — развитие кадрового потенциала; внесение изменений в образовательные стандарты с целью расширения специализаций психологов с учетом нужд и потребностей системы образования, внедрение личностно-ориентированных моделей повышения квалификации педагогов-психологов; повышение уровня профессионализма специалистов; участие в деятельности профессиональных объединений и организаций.
II. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Организационной основой государственной политики в сфере психологического обеспечения образования является Федеральная программа развития психологической службы в системе образования — комплекс взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий, охватывающих изменения в структуре, содержании и технологиях психологической службы в системе образования, системе управления, организационно-правовых формах субъектов образовательной деятельности и финансово-экономических механизмах.
1. Федеральный уровень
1.1. Общее руководство Системой психологического обеспечения образования и ответственность за ее организацию на федеральном уровне возлагается на соответствующие структурные подразделения Минобрнауки России и Рособразования; научно-методическое руководство на уровне федеральных округов — на Координационный Совет по психологическому обеспечению образования при Министерстве образования и науки Российской Федерации и Федеральные Центры психологического обеспечения образования в 7-ми федеральных округах Российской Федерации.
В состав Системы психологического обеспечения образования на федеральном уровне входят:
— отдел (специалисты) Минобрнауки России, курирующий направление психологического обеспечения образования — осуществляет функции выработки государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере психологического обеспечения образования; подготавливает предложения по исследовательским, образовательным и научно-практическим проектам в области практической психологии образования для включения в национальные проекты и программы развития образования; обеспечивает координацию взаимодействия с общероссийскими профессиональными общественными организациями в целях развития практической психологии образования, консолидации усилий психологов с целью гуманизации образовательного пространства России, поиска путей эффективного приложения знаний и опыта современной психологической науки к решению задач современного образования, развития службы практической психологии образования, формирования единого информационного пространства психологов образования России, укрепления профессионального статуса психолога образования в обществе, защиты его профессиональных и социальных прав и интересов, повышения психологической культуры населения;
— отдел (специалисты) Рособразования, курирующий направление психологического обеспечения образования — проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в сфере психологического обеспечения образования; организует конгрессы, конференции, олимпиады, семинары, выставки и другие мероприятия в сфере психологии образования;
— Координационный Совет по психологическому обеспечению образования при Министерстве образования и науки Российской Федерации — определяет стратегию, разрабатывает рекомендации по содержательным и организационным аспектам психологического обеспечения образования, наиболее эффективному использованию потенциала Системы психологического обеспечения для решения задач, стоящих перед системой образования России; совместно с отделом Минобрнауки подготавливает предложения по исследовательским, образовательным и научно-практическим проектам в области практической психологии образования для включения в национальные проекты и программы развития образования, готовит предложения по осуществлению психологической экспертизы образовательной среды и сертификации профессионального инструментария и специалистов-психологов. Состав Координационного Совета определяется приказом Министра образования Российской Федерации и включает, в том числе, представителей общероссийских профессиональных общественных организаций, реализуя государственно-общественный характер управления в системе образования Российской Федерации;
— Федеральные Центры психологического обеспечения образования в 7-ми федеральных округах Российской Федерации — осуществляют функции координации деятельности и научно-методического обеспечения специалистов-психологов на уровне федерального округа Российской Федерации; обеспечивают научно-методическое сопровождение проведения социально-психологического мониторинга и мониторинга Системы психологического обеспечения по заказу Минобрнауки России на территории федерального округа и подготовку аналитических материалов и рекомендаций по их результатам; организуют проведение социально-психологической экспертизы, организуют и участвуют в проведении социальнопсихологического мониторинга, разрабатывают систему мероприятий по созданию социально-педагогических и психологических условий для решения задач обучения и развития обучающихся, воспитанников в современных условиях.
2. Региональный уровень
Общее руководство Системой психологического обеспечения образования и ответственность за ее организацию на региональном уровне возлагается на заместителей руководителей управлений образованием субъектов Российской Федерации; научно-методическое руководство — на Координационные Советы по психологическому обеспечению образования при органах управления образованием субъектов Российской Федерации.
В состав Системы психологического обеспечения образования на региональном уровне входят:
— отделы (специалисты) в управлениях образованием субъектов Российской Федерации, курирующие деятельность региональной системы психологического обеспечения образования — организуют и контролируют деятельность по психологическому обеспечению образования в субъектах Российской Федерации, обеспечивают ее информационное и организационное единство в субъекте Российской Федерации; организуют выполнение федеральных и иных нормативных документов, регламентирующих эту деятельность; организуют разработку и реализацию региональных нормативных правовых актов в пределах своей компетенции, осуществляют контроль за их выполнением; подготавливают предложения по исследовательским, образовательным и научнопрактическим проектам в области практической психологии образования для включения в региональные проекты и программы развития образования, организуют и совместно с учреждениями психологической службы проводят социопсихологический мониторинг региональной образовательной системы; проводят совещания, семинары, научно-практические конференции и другие мероприятия по вопросам психологического обеспечения образования;
— образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры), — осуществляют первичную и специализированную психологическую помощь всем субъектам образовательного процесса; анализируют состояние психологического здоровья детей в системе образования региона, предоставляют необходимую информацию в органы управления образованием субъекта Российской Федерации для принятия управленческих решений; реализуют специализированные образовательные, исследовательские и научно-практические проекты и программы, осуществляют психологическую оценку образовательной среды в образовательных учреждениях региона, участвуют в проведении социально-психологического мониторинга, осуществляют информационное и организационное обеспечение деятельности педагогов-психологов общеобразовательных учреждений и психологов учреждений профессионального образования;
— региональные психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК) — обеспечивают выявление детей и подростков с отклонениями в развитии, проведение комплексного диагностического обследования несовершеннолетних и разработку рекомендаций, направленных на определение специальных условий для получения ими образования и сопутствующего медицинского обслуживания, в том числе по направлению муниципальных и временно создаваемых ПМПК в особо сложных и спорных случаях; координируют и контролируют деятельность муниципальных и временно создаваемых ПМПК.
3. Муниципальный уровень
Общее руководство Системой психологического обеспечения образования и ответственность за ее организацию на муниципальном уровне возлагается на заместителей руководителей муниципальных органов управлений образования; научно-методическое руководство — на соответствующие учебнометодические центры, методические кабинеты и методические объединения.
В состав Системы психологического обеспечения образования на муниципальном уровне входят: — отделы (специалисты) в муниципальных органах управления образованием — организуют и контролируют деятельность по психологическому обеспечению образования на уровне муниципального образования, обеспечивают информационное и организационное единство психологических служб и отдельных специалистов-психологов в образовательных учреждениях на территории муниципального образования; организуют выполнение федеральных, региональных и иных нормативных документов, издают приказы, распоряжения и другие документы по вопросам психологического обеспечения образования на муниципальном уровне; осуществляют контроль за их выполнением; организуют и совместно со специалистами проводят социально-психологический мониторинг образовательной системы; проводят совещания, семинары, научно-практические конференции и другие мероприятия по вопросам психологического обеспечения образования;
— образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры), — осуществляют первичную и специализированную психологическую помощь всем субъектам образовательного процесса; анализируют состояние психологического здоровья обучающихся, воспитанников в образовательном пространстве территориального (муниципального) управления и предоставляют необходимую информацию территориальному (муниципальному) управлению образования для принятия управленческих решений; реализуют специализированные образовательные, исследовательские и научно-практические проекты и программы, осуществляют психологическую оценку образовательной среды в образовательных учреждениях своего района, участвуют в проведении социально-психологического мониторинга, осуществляют информационное и организационное обеспечение деятельности педагогов-психологов общеобразовательных учреждений на территории своего района;
— другие учреждения, оказывающие психологическую помощь участникам образовательного процесса (государственные и государственномуниципальные образовательные учреждения всех типов и видов в составе территориальных управлений), — осуществляют первичную и специализированную психологическую помощь участникам образовательного процесса в соответствии со своими уставными документами и законодательством в области образования Российской Федерации;
— учебно-методические центры, методические кабинеты и методические объединения — осуществляют функции координации учебно-методического обеспечения деятельности педагогов- психологов общеобразовательных учреждений и психологов учреждений профессионального образования на территории своего муниципалитета, участвуют в проведении социально-психологического мониторинга, организуют проведение совещаний и конференций по вопросам психологического обеспечения образования на муниципальном уровне; готовят методические рекомендации по вопросам оказания психологической помощи всем субъектам образовательного процесса;
— муниципальные ПМПК — обеспечивают выявление детей и подростков с отклонениями в развитии, проведение комплексного диагностического обследования несовершеннолетних и разработку рекомендаций, направленных на определение специальных условий для получения ими образования и сопутствующего медицинского обслуживания.
4. Образовательное учреждение (за исключением ППМС-центров)
На уровне образовательного учреждения (первичное звено) общее руководство системой психологического обеспечения возлагается на руководителя образовательного учреждения.
В состав Системы психологического обеспечения образования на уровне образовательного учреждения входят:
— психологическая служба образовательного учреждения — структурное подразделение образовательного учреждения (общего, профессионального и дополнительного образования различных форм собственности, типов и видов), в состав которого входят два и более специалиста с высшим психологическим образованием (из расчета 1 педагог-психолог в учреждениях общего, среднего, дополнительного образования или 1 психолог в учреждениях профессионального образования на 250 обучающихся, воспитанников), обеспечивающих преемственность в оказании психологической помощи на всех ступенях образования. Специалисты психологических служб образовательных учреждений взаимодействуют с педагогами, логопедами, дефектологами, медицинскими работниками, другими специалистами и региональными, муниципальными структурными единицами Системы психологического обеспечения образования и воспитания с целью оказания комплексной многопрофильной помощи обучающимся, воспитанникам. В современных условиях наметились тенденции к созданию в образовательных учреждениях Комплексных служб психолого-медико-социально-правовой помощи детям, семьям и педагогам, в составе которых специалисты разного профиля (в том числе, психологи) взаимодействуют в рамках единого структурного подразделения на основе комплексного подхода к преодолению проблем в обучении и воспитании, а также обеспечению условий, необходимых для свободного и всестороннего развития ребенка, подростка, молодого человека на благо личности, общества и государства.
При отсутствии условий для создания психологической службы в образовательном учреждении вводится должность педагога-психолога (психолога) — специалиста, который оказывает первичную психологическую помощь обучающимся, воспитанникам в соответствии со своей профессиональной подготовкой исходя из сформулированного в должностных обязанностях запроса администрации образовательного учреждения. Педагог-психолог (психолог) взаимодействует с региональными, муниципальными структурными единицами Системы психологического обеспечения образования и воспитания с целью оказания специализированной помощи обучающимся, воспитанникам.
Педагог-психолог (психолог) образовательного учреждения (при отсутствии психологической службы в образовательном учреждении) по административной линии подчиняется заместителю руководителя образовательного учреждения по воспитательной работе, а по профессиональной линии — руководителю методического объединения педагогов-психологов (психологов) соответствующего уровня.
— психолого-медико-педагогические консилиумы образовательных учреждений — осуществляют выявление детей и подростков с отклонениями в развитии на основе комплексного изучения личности ребенка с использованием диагностических методик психологического, педагогического, клинического обследования и динамического наблюдения за развитием детей в общеобразовательном учреждении; разрабатывают рекомендации, направленные на определение психолого-педагогических условий для получения ими образования и сопутствующего медицинского обслуживания; консультируют родителей и учителей по вопросам профилактики, лечения, а также организации помощи и педагогической поддержки детям с трудностями в обучении.
5. Финансирование
5.1. Деятельность по психологическому обеспечению образования финансируется за счет соответствующей статьи бюджета и целевых средств учредителей — государственных органов управления образованием, местных (муниципальных) органов управления образованием и частных лиц.
5.2. Финансирование структурных единиц системы психологического обеспечения образования в составе территориальных и муниципальных управлений:
— ППМС-центры финансируются по региональным нормативам, рассчитанным для данного типа образовательных учреждений в соответствии с пунктами 2, 4, 5 Статьи 41 Закона Российской Федерации «Об образовании», за счет целевых средств, выделяемых юридическими и физическими лицами на его развитие;
— в государственных и государственномуниципальных образовательных учреждениях всех типов и видов (за исключением ППМС-центров) финансирование осуществляется в пределах средств, определяемых в соответствии с нормативом, рассчитанным для данного типа и вида образовательного учреждения (с учетом специализированных психологических услуг в нормативах подушевого финансирования), а также за счет целевых средств, выделяемых юридическими и физическими лицами на их развитие.
Метрики
Просмотров
Всего: 662
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 366
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0