Возможности использования офисной программы Microsoft Excel в деятельности педагогов-психологов

2105

Общая информация

Рубрика издания: Работа с персоналом и развитие квалификаций

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Болсуновская Н.А., Беспалова Л.В. Возможности использования офисной программы Microsoft Excel в деятельности педагогов-психологов [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2007. Том 4. № 1. С. 121–127. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2007_n1/28702 (дата обращения: 15.12.2024)

Полный текст

Начиная с этого номера, мы открываем заочные курсы обучения психологов основам использования информационных технологий. Вниманию читателей предлагается проект «Microsoft Excel для психологов образования», созданный Сетевым методическим объединением психологов образования (http:// som.fsio.ru) при поддержке Расширенного межшкольного методического центра Октябрьского района г. Красноярска в рамках федерального проекта «Информатизация системы образования».

Проект призван показать психологу все возможности программы Microsoft Excel для автоматизации его деятельности и научить использовать их в своей работе. Формат нашего журнала позволяет представлять материалы как в печатном, так и в электронном виде на CD. Поэтому к каждой статье обучающего проекта «Microsoft Excel для психологов образования» дается обязательное сопровождение на диске. Используя его, можно получить практические навыки освоения этой компьютерной программы.

Статья, опубликованная в этом номере журнала, дает представление о возможностях использования Microsoft Excel в различных видах деятельности педагогов-психологов.

В №2 мы рассмотрим базовые функции Microsoft Excel для психологов образования, а в третьем номере сами научимся создавать психологические компьютерные тесты. Материалы, опубликованные в 1№4, позволят психологам создавать автоматизированные системы обработки результатов тестирования (обработчики психологических тестов).

Все вопросы и предложения по данному проекту вы можете задать на форуме сообщества «Сетевое методическое объединение психологов образования» (http://it-n.ru) и по электронной почте: nadenkaB@yandex.ru

Сетевое методическое объединение психологов образования — проект дистанционной поддержки психологов образования, реализуемый с 2004 г. в рамках портала «Сеть творческих учителей» (http://it-n.ru), поддержка Microsoft и Интернет-проекта «СОМ — в помощь учителю» (http:// som.fsio.ru), поддержка федерального проекта ИСО.

Любое обследование детей связано с массой статистических данных, которые требуют обработки и расчетов. А времени так мало! Потребность в автоматизации процесса диагностики давно актуальна для психологов образования.

Ведь каждый раз, обрабатывая результаты и подсчитывая проценты, хочется ускорить процесс, сделать как в волшебной сказке: итоги подсчитываются автоматически, да и отчеты подготавливаются сами.

Но это остается нереальным и психологам ничего не остается, как из года в год вручную осуществлять весь процесс от обработки результатов обследования до написания отчета. Вместе с тем, современные достижения в области информатизации показывают, что существуют компьютерные программы, позволяющие значительно автоматизировать деятельность психолога.

К таким программам относятся как готовые системы автоматизации деятельности психолога, предлагаемые коммерческими фирмами: Test Gold, Avelife, программные продукты от НПФ «Амалтея», так и базовые офисные программы. В частности, речь идет о программном продукте корпорации Microsoft — Microsoft Excel, о котором мы и поговорим в данной статье.

Microsoft Excel — программа, которая входит в состав любой, даже самой усеченной версии Microsoft Office. Это позволяет говорить о ее доступности и бюджетности для любого психолога, так как без Microsoft Office современный компьютер представить себе невозможно.

Часто Microsoft Excel называют «умными электронными таблицами» или просто «умными таблицами». Это название неслучайно: на самом деле Microsoft Excel внешне похожа на таблицы, созданные вручную или в программе Word: в них есть столбцы, строки, ячейки, куда вносится самая разнообразная информация. Правда, есть и отличие — они автоматически могут выполнять самые разнообразные расчеты, которые в бумажной версии мы делаем сами, внося в таблицу уже готовые данные.

Microsoft Excel в психологической и педагогической среде сопровождает много мифов, и один из них, заключается в том, что освоить данную программу способны только программисты и «технари», а психологам лучше в такие «дебри» не залезать: ведь там одни формулы чего стоят...

Хочется сразу развеять этот миф: опыт обучения психологов в рамках курсов повышения квалификации в области использования информационных технологий показывает, что даже за короткий срок (1—2 дня) освоить эту программу под силу любому психологу. Причем не только освоить базовые элементы, но и научиться создавать свои обработчики психологических тестов и сами тесты.

Поэтому можно с уверенностью сказать: возможности Microsoft Excel для психологов обширны и разнообразны. Эта программа позволяет:

—    автоматизировать отдельные этапы подготовки отчета, обработки тестов c помощью отдельных функций, например, автоматическое определение тех или иных уровней, включая «группу риска», на основе введенной информации;

—    создавать готовые системы тестирования и обработки результатов тестирования, применяя группы функций.

Рассмотрим отдельные возможности автоматизации деятельности психолога с помощью различных функций, заложенных в Microsoft Excel

  1. Microsoft Excel позволяет автоматически сравнивать ответы участников тестирования с ключом и присваивать на основании сравнения соответствующие баллы (рис. 1).
  2. Программа дает возможность производить автоматический подсчет суммы баллов (за счет суммирования всех ответов по определенному показателю или по тесту в целом). Так, например, программа позволяет подсчитывать итоговый балл как по уровню выраженности школьной тревожности в целом, так и по отдельным параметрам: страху самовыражения или боязни проверки знаний. Кроме того, есть возможность определить и общий балл по шкале лжи, если есть такая необходимость (рис. 2, 3).
  3. Microsoft Excel способен автоматически присваивать тот или иной уровень выраженности определенных параметров на основе имеющегося числового значения (рис. 4).
  4.   Microsoft Excel позволяет определять среднее значение по выборке, рассчитывать процентную представленность тех или иных уровней, значений, факторов и другие функции, необходимые для проведения статистического анализа (рис. 5).
  5.  Программа позволяет автоматически формулировать содержательные итоги диагностики в тестовом формате и выдавать рекомендации по развитию (коррекции) той или иной характеристики (рис. 6).
  6.  Microsoft Excel позволяет автоматически представлять результаты диагностики в графической форме: в виде диаграмм, графиков (рис. 7).
  7.  Программа позволяет автоматически структурировать данные по различным критериям, в том числе формировать «группы риска» (рис. 8).
  8.  С помощью Microsoft Excel можно составлять всевозможные рейтинги, например, рейтинг наиболее принимаемых учеников класса или рейтинг учебных предметов (рис. 9).
  9.  Программа представляет различные возможности автоматического оформления данных, например, раскрашивание определенных ячеек, например, наиболее низкие или высокие показатели окрашены в определенный цвет (рис. 10).
  10. Microsoft Excel дает возможность формировать в автоматическом режиме итоговые отчеты по выборке (рис. 11).
  11.  Microsoft Excel позволяет в автоматическом режиме формировать индивидуальные протоколы на каждого ученика (рис. 12). Так, благодаря функции «Индекс» появляется возможность, меняя только его порядковый номер в списке, автоматически получать индивидуальный протокол по итогам прохождения теста тем или иным учеником. В результате мы всегда имеем возможность посмотреть общие итоги каждого субъекта, не тратя время на составление большого числа отдельных заключений.

Владея отдельными приемами автоматизации деятельности с помощью Microsoft Excel, можно создавать компьютерные тесты для индивидуальной работы школьника и системы обработки психологических тестов, которые как раз и объединяют в одном продукте все описанные выше возможности.

Технология создания и функционирования обработчика и компьютерного теста идентична, с той разницей, что компьютерный тест, сделанный в Excel, рассчитан на индивидуальную работу субъекта и не предполагает опций для групповой обработки и презентации данных.

 

Рассмотрим технологию работы компьютерного варианта теста и системы обработки психологических тестов, которая реализуется в программе Microsoft Excel

1.   Ученик проходит компьютерное тестирование или итоги бумажного теста вносятся в компьютерную программу Microsoft Excel.

2.   Ответы ученика сравниваются с ключом. На основании этого каждому ответу программой присваивается тот или иной балл.

3.   В соответствии с особенностями обработки теста баллы суммируются произвольным образом и выводится итоговая сумма баллов ученика по тесту и его отдельным субтестам или параметрам.

4.   На основании итоговых баллов определяется уровень выраженности той или иной характеристики.

5.   На основании выявленного уровня даются текстовые описания результатов, рекомендации по коррекции (развитию) тех или иных характеристик, данные представляются в графической форме.

Для систем обработки психологических тестов дополнительно к пунктам 1—5 добавляются следующие возможности:

1.   На основании итоговых результатов отдельных субъектов выводятся результаты по определенной выборке.

2.   Обобщенные результаты выборки представляются в текстовой, графической форме, рассчитываются общегрупповые статистические показатели.

С примером функционирования автоматизированной системы обработки тестов вы можете ознакомиться в рамках электронного приложения к журналу.

Для того, чтобы вы могли ознакомиться с базовыми основами программы Microsoft Excel, необходимыми для дальнейшей работы с функциями, на компакт-диске, приложенном к этому номеру «Вестника», размещено электронное пособие-тренажер «Microsoft Excel для психолога». С его помощью вы научитесь:

—   вводить информацию в таблицу,

—   выделять, копировать, вырезать, вставлять ячейки, строки, столбцы,

—   научитесь базовым основам форматирования и другим первичным знаниям, необходимым для успешной работы с программой Microsoft Excel. Эти навыки позволят вам, используя

материалы следующего номера «Вестника практической психологии образования», научиться использовать базовые функции Microsoft Excel для автоматизации своей деятельности и тем самым значительно сократить время на обработку тестов, подготовку отчетов и протоколов.

Продолжение в следующем номере.

Информация об авторах

Болсуновская Надежда Александровна, педагог-психолог , гимназии №13, Красноярск, Россия

Беспалова Лариса Валерьевна, заместитель директора Расширенного межшкольного методического центра Октябрьского района г. Красноярска, Красноярск, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 1695
В прошлом месяце: 24
В текущем месяце: 19

Скачиваний

Всего: 2105
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 4