Мой выбор – жизненный успех. Программа для 10-х классов общеобразовательных учебных заведений (продолжение)

1420

Аннотация

Продолжение. Начало в № 2, 2007 год.

Общая информация

Рубрика издания: Работа с персоналом и развитие квалификаций

Тип материала: доклад

Для цитаты: Федотова Т.Ю. Мой выбор – жизненный успех. Программа для 10-х классов общеобразовательных учебных заведений (продолжение) [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2007. Том 4. № 3. С. 98–104. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2007_n3/28864 (дата обращения: 12.04.2024)

Полный текст

 

Выбор и ответственность

Свобода выбора неразрывно связана с ответственностью. Ответственность является обратной стороной свободы. В этом заключается ее общечеловеческая ценность. Свободный выбор опасен и бессмыслен, когда нет ответственности.

Ответственность—обязанность и готовность отвечать за совершенные действия, поступки и их последствия.

Говорят мудрые:

Я уяснил, что значит быть свободным,

Я разобрался в этом чувстве трудном,

Одном из самых личных чувств на св

И знаете, что значит быть свобод

Ведь это значит быть за все в ответе

Леонид Мартынов (1905-1980), русский поэт

Чем труднее выбор предстоит сделать человеку, тем более ответственными, продуманными и взвешенными должны быть принимаемые решения.

Некоторые люди так боятся ошибки, что, оказавшись в ситуации выбора, спешат отказаться от него. Они готовы доверить выбор кому угодно, при этом будут жаловаться на судьбу. Ното, что они называют судьбой, часто только результат их малодушия и душевной лени.

Можно выделить следующие уровни ответственности.

1. Ответственность перед законом как юридической нормой, которая устанавливает правила существования общества в целом и жизнедеятельности человека в частности.

В законах выражена воля общества, к которому вы принадлежите. Законы предохраняют общество от анархии, произвола и распада. Осознанная ответственность перед законом, а не слепое и бездумное ему повиновение, — вот то, что делает человека гражданином.

1При написании программы использованы материалы учебного пособия Л.В. Алферовой, Ю.В. Масюк, О.Л. Махаевой, В.Н. Порус, Т.Ю. Федотовой «Мой выбор — жизненный успех». — М.: КаллиГраф, 2005

Свидетельствует история

Давным-давно, в IVвеке до н.э., суд города Афины по ложному и несправедливому обвинению приговорил к смерти великого мудреца Сократа. Друзья философа, возмущенные этим приговором, предложили ему бежать из тюрьмы.

— Всю жизнь я учил вас соблюдать и уважать законы, — ответил Сократ. — Это следует делать не только тогда, когда законы охраняют вашу жизнь, честь и собственность, но и тогда, когда закон оборачивается против вас.

Сократ принял смерть, но дал людям бессмертный урок правовой ответственности.

Задание «Давайте обсудим» (приглашение к дискуссии)

Предлагаем вам под руководством учителя обсудить этот факт.

Напоминаем правила ведения дискуссии: не допускать выпадов против личности; уважительно относиться к любой точке зрения; внимательно слушать друг друга, не говорить одновременно.

Вопросы дискуссии:

Как вы относитесь к решению Сократа? Не является ли такое решение проявлением «слепого и бездумного» повиновения закону? Какчеловекдолжен действовать в ситуации, когда закон нарушает его права? Как вы поступили бы на месте Сократа?

2.   Ответственность перед совестью предполагает соблюдение человеком социальных правил и норм. Чем значительнее выбор, тем больше людей участвует в его оценке. Цвет футболки, купленной в магазине, не является общественно значимым. Зато в выборе профессии молодым человеком примут участие его родители, учителя, родственники, друзья, соседи, знакомые. У каждого свое мнение, свой взгляд. От одних можно ждать поддержки, от других — только критики. Среди них будут и те, чье мнение для вас особенно значимо, к кому вы прислушиваетесь, кому пытаетесь подражать. Как быть, если оно будет отрицательным по отношению к вашему выбору?

Некоторые люди очень болезненно переживают, когда их выбор осуждают или критикуют. Они готовы отказаться от своего выбора, только бы не быть «белой вороной». Иногда это пустяки. «Я не буду надевать это платье, все считают, что оно мне не идет». Бывают ситуации посерьезнее. Как часто из- за людской молвы гибнет любовь, уходят в песок смелые планы, ломаются человеческие судьбы! Немецкий ученый Карл Фридрих Гаусс открыл неэвклидову геометрию раньше Николая Лобачевского, но не посмел опубликовать свою работу, опасаясь, что общество не способно понять его идеи, открывавшие новые горизонты науки. Он выбрал молчание, и первая неэвклидова геометрия носит имя русского математика.

Случается, что от недостойного поступка, от рокового выбора человека удерживает именно опасение уронить себя в общественном мнении, особенно в глазах людей, чье мнение в вопросах морали, чести считается эталонным. «Как я посмотрю им в глаза?!» — вот что часто удерживает на краю нравственного провала.

Наверняка вы сталкивались с ситуациями, когда чувство товарищества, уважение мнения близких заставляло вас воздержаться от каких-то действий, за которые было бы стыдно.

3.   Ответственность перед собой. Выбор может стать решающим испытанием, открыть человеку его подлинное «Я». Можно твердить о своей храбрости, но в решительный момент оказаться трусом. Пусть даже никто, кроме совершающего выбор, не узнает об этом. Довольно и самоосуждения.

Совесть — самый суровый судья. «Да, жалоктот, в ком совесть нечиста!» Это стонет в пушкинской трагедии царь Борис Годунов, убийца, пытавшийся оправдать свое преступление трагической необходимостью, представить его как плату за власть, открывавшую путь к служению Отечеству.

Тот, кто раз за разом поступает против совести, заглушает ее голос, постепенно теряет право называться человеком. Разрушается его личность. Верующий скажет: «Так убивают в себе Бога».

Совершив недостойный выбор, совестливый человек сохраняет негативное отношение к нему, корит и осуждает себя. Тем самым он попадает в новую ситуацию выбора: признать духовное поражение и умалить свое достоинство, изменить представления о должном и допустимом (например, согласиться со своей ничтожностью и подлостью) или учесть горький уроки готовиться к достойному поступку, искупающему прошлое.

Выбор — это ответственность. Только ответственный человек умеет предвидеть результаты своих поступков.

Не случайно одной из самых уважительных характеристик человека является утверждение: «Этот человек ответственный».

Домашнее задание

1.  Русский писатель и философ XIX века А. И. Герцен сказал: «Нет, наша будущность в наших руках. Да будем мы забыты и презренны, ежели мы схороним в землю те малые таланты, которые дал нам Бог!». В чем главная идея этого высказывания? Есть ли у вас понимание того, что необходимо делать, чтобы не схоронить свои таланты в землю? Готовы ли вы сегодня приложить усилия и проявить настойчивость в построении своего будущего?

2.  В ходе урока вы поняли, что выбора без ответственности не бывает. Поразмышляйте: какие качества, черты личности помогают вам быть ответственными, а какие, напротив, препятствуют проявлению ответственности. Что в себе необходимо развивать, а от чего отказаться, чтобы о вас сказали: «Это ответственный человек»?

Проанализируйте степень своей ответственности: всегда ли вы держите данное слово? Если нет, то почему?

Контрольные вопросы:

Что такое выбор? Как характеризуется ситуация выбора? Дайте определение понятия «пространство выбора». Как вы можете объяснить понятие «выбор — жизненная необходимость»? В чем состоят внешние и внутренние ограничения выбора? Соотношение выбора и ответственности. Назовите уровни ответственности.

Предлагаем вам дома поработать с записной книжкой «Мой путь к успеху»

Записная книжка «Мой путь к успеху»

Проблемы выбора, требующие осмысления

Мои личные качества и моя жизненная позиция

Мои шаги на пути к успеху

Почему выбор является жизненной необходимостью? В чем это проявляется в моей жизни? К чему это обязывает меня?

 

 

Могу ли я сегодня говорить о том, что мой выбор определяет мою жизнь? Факты ответственного и необдуманного выбора.

 

 

Свободен ли я в своем выборе? Что необходимо делать, чтобы разобраться во внутренних и внешних ограничениях           выбора

профессии?

 

 

Нравственные основы выбора

 

Урок 3-4

Разумное и нравственное всегда совпадают.

Л.Н. Толстой (1828-1910), русский писатель Понимать, что справедливо, чувствовать, что прекрасно, желать, что хорошо, — вот цель разумной жизни.

Платен (1796-1835), немецкий поэт В ходе урока вы сможете:

познакомиться с понятием «нравственный выбор»; познакомиться с нравственными основами выбора;

усвоить такие ключевые качества личности человека, как ценности, идеалы и убеждения;

•     узнать, что такое жизненные цели и средства их достижения.

Основные понятия урока:

нравственность • нравственный выбор • ценностные ориентиры • идеалы • убеждения • цели

На прошлом уроке вы познакомились с проблемой выбора, поняли, что успех человеческой жизни во многом определяется умением принимать ответственные решения. Сегодня мы поговорим о том, что определяет выбор человека.

Одним из ключевых факторов, определяющих пространство выбора, качество и направленность принимаемых решений, являются принятые в обществе нравственные правила и нормы.

Оказываясь в ситуации выбора, человек действует, в первую очередь, под влиянием нравственных норм, совершая тем самым нравственный выбор.

Ситуация нравственного выбора

Рассмотрим простой пример: уступить или не уступить место в транспорте пожилому человеку? Можно привести массу оправданий своего нежелания уступать место: «Я устал»; «Пусть другие уступят»; «Вчера уступил, достаточно» и так далее. Нормы же нравственности утверждают: нужно. Таким образом, объективное действие нравственных правил и норм, — это всегда принуждение. Однако, попадая в ситуацию нравственного выбора, человек поступает только так, какзахочет. Например, он может уступить место, остаться сидеть, проявить заботу о другом человеке или проигнорировать его.

Что же такое нравственность?

Нравственность — это правила поведения, а также духовные качества, необходимые человеку для жизни в обществе.

Нравственность человека — это представления о добре и зле, а также его способность поступать в соответствии с этими представлениями.

Нравственный выбор человека — это выбор между добром и злом, созиданием и разрушением под влиянием нравственных правил и норм.

Поступки человека не просто чередуются, следуют один за другим. То, как мы поступаем сегодня, часто сказывается на наших последующих поступках, как бы предопределяя их. В этом состоит важный закон человеческой жизни: завтра возникает сегодня.

Для того чтобы понять нравственную природу выбора, необходимо разобраться с теми основаниями, которые определяют характер решений и поступков человека.

Человек делает выбор и совершает поступки под воздействием различных видов побуждений: потребностей, мотивов, интересов, ценностных ориентиров, целей, идеалов и других.

 

Содержание и соотношение каждого из этих побуждений в значительной степени определяет наш выбор. Причем по отдельности эти побудители человеческой деятельности существуют только в теории. В действительности они переплетены, интегрированы в единую систему социальной активности человека. Вот только понять их влияние на выбор невозможно, не разобравшись в специфике каждого из них.

Сразу оговоримся, что некоторые виды побуждений человеческой деятельности вы изучили в курсе «Обществознание», а потребности и мотивы будете подробно изучать на последующих уроках учебного курса. К анализу этих категорий мы обратимся в том объеме, который позволит нам выстроить целостную систему принятия решений.

Итак, что такое потребность?

Потребность — это надобность, нужда в чем- либо, требующая своего удовлетворения.

Потребность представляет собой единство объективной необходимости, нужды и ее субъективного отражения.

Поясним это на примере. У каждого человека есть потребность в приобретении профессии, подготовке себя к трудовой деятельности. Это объективная потребность; она не зависит от нашего сознания. В определенном смысле можно сказать, что ее реализация является условием физического выживания человека. Но эта потребность начинает «работать», то есть определять наши поступки, когда она понята человеком, осознана ее важность. В 5-м классе вы мало думали о будущей профессии, но в 10-м классе для вас это важная задача.

Потребность переживается человеком как состояние неудовлетворенности, как противоречие между «имеющимся» и «желаемым». Осознанная потребность выступает в форме желаний, стремлений. До тех пор, пока потребность не удовлетворена, она вызывает у человека беспокойство, дискомфорт. Это побуждает человека к действиям.

Именно в этом состоит роль потребностей в принятии решения: осознанная потребность ведет к действию, но между ними есть выбор, решение, направленное на удовлетворение этой потребности.

На основе потребностей у человека формируются мотивы. Мотив — это осознанная потребность, но не сама потребность, а ее отражение, проявление.

Мотив — это то, ради чего осуществляется деятельность.

В структуре личности человека мотив играет двойную роль. С одной стороны, он выступает побудительной силой поведения и деятельности человека, с другой — указывает на смысл такого поведения, объясняет содержание деятельности человека.

Рассмотрим такой пример. Летом вы хотите побывать в международном лагере. Это потребность, выраженная в форме желания. Но у вас «слабый» английский, отсутствуют навыки разговорной речи. Вы решаете: для того чтобы поехать в лагерь, необходимо поступить на курсы английского языка, активнее работать на уроках в школе, использовать любую возможность для разговорной практики. Это уже мотив, раскрывающий содержание вашей деятельности.

Важная роль в структуре мотивации и принятия решений принадлежит стимулам.

По содержанию понятие «стимул» весьма близко к понятию «мотив», но между ними есть разница. Стимул

—   это внешний побудитель деятельности, а мотив

—   внутренний. Стимулы могут усиливать действие мотивов и даже формировать новые.

Понять это можно на примере. Во время финала школьного чемпионата по футболу юноша забивает важный для команды гол. Восторг болельщиков, радость игроков, всеобщее ликование — это стимул для улучшения игры. В то же время этот стимул может породить новые мотивы: желание быть первым и победить, стремление к успеху.

Значительная роль в выборе принадлежит интересам.

Интерес — это избирательное отношение человека к действительности.

В интересе проявляется отношение человека к каким-то явлениям, которое можетлибо усиливать, либо ослаблять мотивацию поступков. Интерес к сверстникам из других стран, интерес к познанию других культур, интерес к расширению круга общения служит тем фактором, который усиливаетвашежелание попастьвмеждународныйлагерь. Интерес в данном случае предопределяет ваш выбор

—   готовиться к поездке в международный лагерь.

Человек живет среди других людей, вещей, идей, смыслов. Все они по-разному значимы для человека, имеют для него различную цену. Мир человека — это мир ценностей.

Ценности — это значимые для человека объекты (материальные и идеальные).

Под ценностями понимают осознанные устойчивые представления человека о предмете, как о чем-то предпочитаемом, как о благе. Это то, что отвечает потребностям, интересам, целям человека.

В ценностях отражено отношение человека к предмету, в этом отношении проявляется признание чего-то важного, значимого в предмете.

В своем поведении, в принятии решений, в суждениях человек исходит из тех или иных ценностей, ориентируется на них.

Важнейшие для человека ценности образуют систему ценностных ориентиров. Эта система не является простым механическим усвоением человеком тех ценностей, которые существуют в обществе. Все ценности человек пропускает через собственное сознание и на этой основе вырабатывает свои ценностные приоритеты, свою индивидуальность.

Ценностные ориентиры — это сформированные и закрепленные жизненным опытом человека ценности, позволяющие ему отделять значимое от незначимого, выбирать линию поведения, определять жизненную цель и средства ее достижения.

От содержания ценностных ориентиров, их устойчивости или неустойчивости зависит характер принимаемых решений.

У каждого человека есть собственная иерархия ценностей, в основе которой лежит принадлежность человека к какой-либо социальной или духовной общности. Группа ценностей, формируемых на этом уровне, служит основой нравственности.

Ситуация нравственного выбора

— У меня большие неприятности, — обращается X к своему знакомому Y. — Моя жена больна, ей предстоит сложная и дорогая операция. Срочно нужны деньги. Я знаю, у тебя есть сбережения. Прошу, одолжи мне некоторую сумму, я верну деньги в срок.

— Рад бы помочь, — отвечает приятель, — но ведь ты знаешь, я собирал деньги на покупку автомобиля и у меня есть выгодное предложение. Извини, но я не могу упустить такой случай, обратись к кому-нибудь другому.

Как вы считаете, какие ценностные ориентации лежат в основе системы ценностей Y? Можно ли назвать его высоконравственным человеком?

Реализация ценностных ориентиров заключается в том, чтобы следовать и подчинять этому повседневную жизнь. Например, нужно не только считать честность добродетелью, но и поступать в соответствии с этим ценностным ориентиром.

В ситуациях повседневной жизни человек обычно может выбирать между многими ценностями.

Осознанные и принятые человеком ценности характеризуют его как личность. Это значит, что о человеке можно судить по тому, какими ценностями он руководствуется в наиболее значимых ситуациях выбора.

Убеждения представляют собой основные нравственные установки личности. Они определяют направленность поступков человека, нередко даже тогда, когда это идет вразрез с собственной пользой.

Убеждение — устоявшийся взгляд на что- нибудь, осознанная потребность личности действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями.

Убеждения человека основываются на его знаниях и жизненном опыте, мнении окружающих, традициях общественной жизни. Они оказывают большое влияние на поведение человека. Если человек по-настоящему убежден в том, что может что-либо совершить, то это значительно повышает возможности достижения цели.

Задание

Прочитайте афоризмы А.В. Суворова. В них отражаются убеждения великого русского полководца, сформированные в процессе жизни и служения Отечеству.

«Как бы плохо ни приходилось, никогда не отчаивайся, держись, пока силы есть».

«Горжусь тем, что я — россиянин».

«Трудолюбивая душа должна всегда быть занята своим ремеслом, и частые упражнения для нее столь же живительны, как обычные упражнения для тела».

«Кто напуган — наполовину побит».

«Будь чистосердечен с друзьями твоими, умерен в своих нуждах и бескорыстен в своих поступках».

Известно, что А.В. Суворов имел репутацию человека, действовавшего в соответствии со своими убеждениями. Поразмышляйте: можете ли вы сегодня сформулировать собственные убеждения. Всегда ли вы принимаете, решения, сверяя их с собственными убеждениями?

Когда человек выступает против своих убеждений, против совести, его личность разрушается. Человек, обладающий сильным характером и силой воли, сумеет отстоять свои убеждения, тогда как слабый человек выберет жизнь, в которой он уже, возможно, никогда не сможет уважать себя.

Ситуация нравственного выбора

Во время дуэли герои романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» Онегин иЛенский, подчиняясь установленным правилам, действовали не посвоейволе. Так случилось, что общество, которое презирал Онегин, все-таки оказалось властно над его поступками и душой. Онегин боится показаться смешным, стать темой провинциальных сплетен. Результат — смерть Ленского и полная осознания своей вины жизнь Онегина:

Зачем я пулей в грудь не ранен?

Зачем не хилый я старик,

Как этот бедный откупщик?

Зачем, как тульский заседатель,

Я не лежу в параличе?

Зачем не чувствую в плече

Хоть ревматизма? — ах, создатель!

Я молод, жизнь во мне крепка;

Чего мне ждать? Тоска, тоска!..

Задание

Как вы считаете, в современном обществе возможна ситуация, когда человек под давлением общественного мнения поступает против собственной воли? Можете привести подобные примеры? Какие нравственные конфликты порождают подобные ситуации? Какие качества необходимы человеку, чтобы противостоять давлению, поступать в соответствии с нормами морали?

Конечно, убеждения, составляющие «каркас» личности, не зарождаются в человеческой душе сами собой. Они возникают и усваиваются под влиянием жизненных обстоятельств и сил. Но человек — не марионетка. Ему дано выбирать междудобром и злом, верой и безверием, мужеством и трусостью, благородством и подлостью.

Свидетельствует история:

23 февраля 1943 года в бою за деревню Чернушки во время тяжелого боя Александр Матросов прорвался к вражескому дзоту, закрыл своим телом амбразуру, и тем самым спас жизни товарищей. 19 июля 1943 года ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

Критерии оценки правильности выбора дают человеку его идеалы.

Идеал — представление о совершенстве, это высшая цель и образец, которые определяют способ мышления и поступки человека.

Можно ли воплотить идеал в действительности? Идеал — не эталон, которому надо соответствовать, а обобщенный образ, тенденция нравственного развития, сокровенная, лучшая часть человеческой души. Он вдохновляет наши действия, показывая то, какими они должны быть. Совершенствуясь, мы совершенствуем и свои идеалы, прокладывая к ним свой путь. Потеря же идеала или его смена означает утрату нравственной перспективы.

Система ценностных ориентации, убеждения и идеалы формируют мировоззрение человека.

Мировоззрение — это система взглядов на мир и место человека в нем. Основные жизненные позиции людей обусловлены этими взглядами.

Философы утверждают, что мировоззрение есть определенная концепция мира и концепция человека, позволяющая ему вырабатывать свои принципы и ориентироваться во внешнем и внутреннем пространстве нравственного выбора.

Одним из результатов процесса самоопределения человека являются его цели, которые определяют направления и способы его деятельности.

Цель — реальный или идеальный образ будущего, результат деятельности.

Образы предметов, которыечеловеквыдвигаетвкачес- тве целей, можно разделить на идеальные и реальные.

Любой человек хочет быть счастливым, причем каждый имеет свое представление о том, что такое счастье. Поэтому всеобщей формулы счастья нет, и вряд ли она когда-нибудь возникнет. Получить информацию о счастье с помощью органов чувств человека невозможно: его нельзя потрогать, лизнуть, понюхать, взвесить, определить точку пространства и конкретный момент, где и когда оно находится. Значит, счастье — это идеальный предмет, который создан человеческим сознанием, умом и воображением. Следовательно, выдвигая перед собой цель быть счастливым, человек стремиться к достижению идеальной цели.

К идеалам, которые могут стать целями, можно отнести любовь, веру, надежду, истину, красоту, славу, честь, достоинство и многое другое. Как известно, достичь полного соответствия идеалу невозможно. Однако их необходимо выдвигать, чтобы человек знал направление собственных стремлений.

Реальный предмет как цель — это вещь или состояние, положение дел, ккоторым человек стремится и ради которых совершает конкретные поступки. Например, кому-то хочется иметь автомобиль, кто-то хочет после окончания школы непременно поступить в институт, кто- то хочет организовать собственное дело и заработать много денег. Научиться метко стрелять иди забить гол в ворота соперников — это тоже реальные цели.

Между идеальными и реальными целями существует четкая связь. Никакие поступки не ведут к идеальным целям, так сказать, напрямик. Путь к ним проходит через достижение целей реальных, то есть движение совершается благодаря конкретным действиям. Иначе идеальная цель была бы пустой фантазией, воздушным замком.

Одно действие человека может иметь разные смыслы в зависимости от того, к какой цели оно направлено.

Вспомним старую притчу:

Идет большая стройка. Путник, остановившись перед ней, разговорился с тремя рабочими.

— Что вы здесь делаете? — спросил он.

— Не видишь, что ли, — сердито ответил первый, — камни таскаем.

— Я зарабатываю себе на хлеб, — сказал второй.

— Я строю храм, — задумчиво произнес третий.

Все они сказали правду. Но правда у каждого была своя. Первый просто назвал действие (видимо, вопрос путника показался ему слишком глупым). Второй указал ближайшую и понятную цель своей работы. Третий сделал важное обобщение: таская камни и тем самым зарабатывая на хлеб, он участвует в постройке храма.

Каждый из нас выстраивает свою жизнь. И каждое действие, которое мы совершаем, помимо конкретного смысла, несет в себе частицу общего смысла этой жизни.

Но в отличие от храма, который строился по замыслу зодчего, жизнь человека — не воплощение готового проекта. Этот «проект» создается в ходе строительства. Поэтому самый важный выбор из всех, какие делает человек, выбор принципов, которыми направляется и осмысливается его жизнь. Выбор идеальных целей и средств к их достижению.

Легенда гласит:

Однажды Будда, проходя со своими учениками возле горной реки, встретил йога-отшельника. Будда спросил, что он здесь делает. Тот гордо ответил, что еще в юности удалился в горы, питался одними кореньями, спал на голой земле, и все это время усиленно тренировался.

— И чему же ты научился за столько лет?

—   спросил его Будда.

— Я могу переходить реку по воде, как посуху,

—   надменно ответил йог.

— И это все? — удивился Будда, и, получив утвердительный ответ, покачал головой: — А ведь паромщик взял бы с тебя за это лишь одну мелкую монетку...

Давайте обсудим (приглашение к дискуссии)

Вы познакомились с притчей и легендой. В них речь идет о целях и смысле человеческой жизни. Это то, что определяет сущность человека и лежит в основе его решений. Предлагаем обсудить следующие вопросы:

Всегда ли мы осознаем цели своих действий и поступков? Как оценить «высоту» собственных целей? Кто имеет право судить о наших целях?

Чтобы достичь цели, нужны соответствующие средства. Средство соответствует цели, если позволяет ее достичь эффективным способом. Например, если нужно свалить дерево, то сделать это перочинным ножиком трудно, лучше топором, еще лучше — бензопилой. Глупо стрелять из пушек по воробьям, пытаться прославить свое имя, вырезав его на парте.

Однако можно прийти к абсурду, если выбор средств для достижения цели подчинить только требованию эффективности. Важно определиться в вопросе: всегда ли применим принцип «цель оправдывает средства»?

Самая возвышенная цель может стать ширмой, за которой прячутся трусость, корысть, властолюбие. Даже если человек не признается в этом себе, будучи уверенным в чистоте и благородстве своих целей. Выбор низменных, грязных и преступных средств неизбежно порочит цель: зло порождает только зло. Так утверждали индийский мыслитель и политик Ма­хатма Ганди (1869-1948), немецкий врач и философ Альберт Швейцер (1875-1965), русский писатель Лев Толстой (1828-1910).

Выбор средств, соответствующих цели, задача, у которой нет готовых ответов. Принимая решение, человек отвечает за свой выбор. Командир, посылающий солдат на верную гибель ради общего успеха военной операции, отвечает не только перед законом и воинским уставом, но и перед своей совестью. Политики, проводящие экономическую реформу, обязаны рассчитывать последствия своих действий так, чтобы применяемые ими средства не снизили уровеньжизни народа. Врач, предлагающий рискованную операцию, должен быть уверен, что это единственное средство спасти больного.

Свидетельствует история

Есть выражение «пиррова победа». В 280 году до н.э. царь Пирр, воевавший с Римом, одержал крупную победу в битве при Гэраклее. Отвечая на поздравления, он воскликнул: «Еще одна такая победа, и у меня не останется войска!» Победа была достигнута ценой слишком больших потерь. Рим выиграл эту войну.

После сражения на Бородинском поле в 1812 году Наполеон занял Москву. Казалось, успех достигнут, император торжествовал. Но вскоре выяснилось, что война не кончилась, она перешла в затяжную стадию, завершившуюся отступлением и гибелью французской армии.

Выбор целей и соответствующих им средств ограничивается и направляется ценностями, которыми определена человеческая личность.

Контрольные вопросы

Дайте определение потребностям и ценностным ориентациям. Какова их роль в процессе принятия решения?

Чем убеждения отличаются от ценностных ориентации?

Какие бывают цели, каково их соотношение и роль в выборе человека?

Продолжите работу с записной книжкой «Мой путь к успеху»:

Проблемы выбора, требующие осмысления

Мои личные качества и моя жизненная позиция

Мои шаги на пути к успеху

Дать характеристику собственным нравственным качествам.

 

 

Могу ли я сформулировать свои идеалы?

Как мои идеальные цели подкрепляются реальными делами?

 

 

К чему я стремлюсь в жизни?

Какие цели являются осмысленными и сформулированными?

 

 

 

Продолжение в следующем номере

Информация об авторах

Федотова Тамара Юрьевна, кандидат психологических наук, заместитель начальника отдела воспитания, охраны здоровья, психолого-педагогической поддержки и дополнительного образования детей Минобрнауки России, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 745
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 1420
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0