Вестник практической психологии образования
2007. Том 4. № 3. С. 122–128
ISSN: 2658-3100 (online)
К проблеме диагностики отношения студентов к учебной деятельности
Общая информация
Рубрика издания: Работа с персоналом и развитие квалификаций
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Мищенко Л.В. К проблеме диагностики отношения студентов к учебной деятельности [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2007. Том 4. № 3. С. 122–128. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2007_n3/28868 (дата обращения: 15.12.2024)
Полный текст
Отношение к учебной деятельности складывается из мотивационного и эмоционального компонентов. Мотивация и эмоции характеризуют различные аспекты одного и того же процесса. Мотивация стимулирует определенные виды поведения, главным образом те, которые позволяют добиваться определенных целей. Эмоции относятся к субъективным переживаниям, связанным с процессом и результатом достижения цели. Эмоциональный компонент отношения к учебной деятельности, по нашему мнению, заключается в удовлетворенности деятельностью. Если удовлетворение — эмоциональное состояние, возникающее вследствие реализации мотива, вследствие достижения цели [1, 11, 18], то удовлетворенность, по мнению большинства психологов, — это отношение к выполняемой деятельности, образу жизни [10, 13, 14, 17].
Удовлетворенность выполняет долгосрочную оценочную функцию, поэтому она является положительным оценочным отношением, а неудовлетворенность — отрицательным. Удовлетворенность выступает одним из факторов, влияющих на принятие решения о продолжении деятельности (в основном профессиональной или учебно-профессиональной). Другими словами, на основании положительного отношения к своей деятельности субъект имеет долгосрочную мотивационную установку на ее выполнение. Удовлетворенность усиливает мотив, служит основанием, содержательной стороной мотива, объясняет, почему человек занимается данной деятельностью длительное время [9, 16].
Если мотивация учебной деятельности широко изучена [1,2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 11, 12, 16, 18 и др.], то удовлетворенность учебной деятельностью представляется нам мало изученной. Термин «удовлетворенность учебной деятельностью», понимаемый как эмоционально оценочное отношение студентов к выполняемой учебной деятельности и условиям ее протекания, включает в себя отношение к разным аспектам учебной деятельности студентов. В связи с этим возникла необходимость определить составляющие этого понятия. В литературе мы находим в основном исследования удовлетворенности трудом [10, 13, 14, 17]. Они отражены в трудах социологов, экономистов, психологов, педагогов: А.А. Зворыкина, А.Г Здравомыслова, А. Кэмпбелла, Е.А. Климова, Ф. Конверса, Н.В. Кузьминой, И.М. Поповой, А.А. Реана, В.П. Рожина, Д. Сьюпера, В.А. Ядова и др. Современные зарубежные исследователи М. Альберт, М. Вудкок, Ф. Герцберг, Э. Лоулер, М. Мескон, Л. Портер, Ф. Хедоуори и другие рассматривают удовлетворенность трудом через профессионально-личностный рост специалиста, уделяя большое внимание созданию технологий, направленных на развитие внутреннего потенциала личности.
Есть немногочисленные исследования удовлетворенности избранной профессией [16]. Различные параметры удовлетворенности профессиональнопедагогической деятельностью раскрыты в работах Н.А. Аминова, Е.Н. Волковой, Б.И. Додонова, З.В. Калиничевой, Л.Ф. Колесникова, 4 В.Ф. Курлова, Л.М. Митиной, Л.А. Орловой, А.А.Реана, Е.И. Рогова, Л.Я. Рубиной, В.А. Сластенина, А.И. Щербакова и др.
В понятие «удовлетворенность трудом» входит различная степень удовлетворенности разнообразными аспектами работы, такими как комфортность, стимулирующий характер работы, финансовые вознаграждения, адекватность ресурсов и продвижение по службе; отношения с коллегами и руководством, возможности для отдыха, лечения, решения бытовых проблем [10, 13, 14, 15, 17].
Встречаются исследования «удовлетворенности качеством жизни». В понятие «удовлетворенность качеством жизни» входит различная степень удовлетворенности отдельными областями своей жизни: семьей, работой, друзьями, жилищными условиями и здоровьем [9, 15, 16].
Обобщив и систематизировав известные данные, проведя многочисленные опросы студентов в течение семи лет, мы пришли к заключению, что удовлетворенность учебной деятельностью состоит из различных переменных или их сочетания. Кроме того, лишь немногих студентов удовлетворяют все аспекты их учебной деятельности. В связи с этим мы выделили комплекс составляющих понятия «удовлетворенность учебной деятельностью», который, по нашему мнению, включает в себя:
— удовлетворенность учебным процессом;
— удовлетворенность воспитательным процессом;
— удовлетворенность избранной профессией;
— удовлетворенность взаимоотношениями с однокурсниками; удовлетворенность взаимо
действием с преподавателями и руководителями вуза;
— удовлетворенность бытом, бюджетом, досугом, здоровьем.
Удовлетворенность учебным процессом возникает, по мнению студентов, если учебный процесс обеспечивает образовательные потребности каждого студента в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями, способствует развитию творческого, интеллектуального потенциала, позволяет сформировать важные и необходимые профессиональные качества.
Удовлетворенность воспитательным процессом возникает, если воспитательная работа помогает научиться успешно жить в данном обществе; стать преуспевающим современником данной эпохи и удачливым сверстником своего поколения; формировать умение видеть проблемы современной жизни и решать их в меру своих сил и возможностей; сформировать и развить социально-значимые качества.
Удовлетворенность избранной профессией возникает, если студент оценивает ее как способствующую самораскрытию, самоактуализации, дающую возможность полном объеме реализовать свои способности, как обеспечивающую потребность в социальном признании и уважении общества, позволяющую обеспечивать себя и свою семью.
Взаимоотношения с однокурсниками приносят удовлетворенность, если в них преобладают доброжелательность и взаимные симпатии, есть возможность выражать собственное мнение, возникает желание вместе проводить свободное время.
Удовлетворенность студентов взаимодействием с преподавателями и руководителями вуза возникает, если они способствуют формированию уверенности в себе, развивают у студента профессиональные умения и навыки с учетом их индивидуальных особенностей, способствуют интеллектуальному развитию, проявляют заботу и уважение к каждому студенту, поощряют творческий поиск и инициативу, постоянно заботятся об улучшении условий учебной деятельности.
Удовлетворенность бытом, бюджетом, досугом, здоровьем возникает, если быт и доходы оцениваются как соответствующие потребностям, если времени хватает и на отдых и на учебу, и если студент чувствует себя полным сил, энергии и здоровья.
Поэтому при создании методики диагностики удовлетворенности учебной деятельностью студентов мы руководствовались тем, что удовлетворенность учебной деятельностью является интегральной характеристикой, а поэтому стало очевидным и целесообразным в концептуальном плане выделение различных областей проявления удовлетворенности учебной деятельностью, а в методическом плане — различных субшкал. В опроснике «Удовлетворенность учебной деятельностью» кроме основной (суммарной) шкалы удовлетворенности учебной деятельностью были выделены следующие субшкалы: шкала удовлетворенности учебным процессом; шкала удовлетворенности воспитательным процессом; шкала удовлетворенности избранной профессией; шкала удовлетворенности взаимоотношениями с однокурсниками; шкала удовлетворенности взаимодействием с преподавателями и руководителями вуза; шкала удовлетворенности бытом, бюджетом, досугом, здоровьем.
Тест-опросник удовлетворенности учебной деятельности (УУД)
Целью методики является исследование эмоционально-оценочного отношения студентов к учебной деятельности.
Общая характеристика
Методика состоит из 70 утверждений эмоционально-оценочного характера и предложенных вариантов ответа. Исследование может проводиться анонимно, коллективно и индивидуально. Испытуемый может либо согласиться, либо отвергнуть утверждение с разной степенью уверенности. Поэтому для большей дискриминативности оценок была предложена следующая форма ответов: «верно»; «пожалуй, верно»; «пожалуй, неверно»; «неверно».
Основная (суммарная) шкала «Общая удовлетворенность учебной деятельностью» (70 пунктов) подразделяется на шесть субшкал:
• шкала удовлетворенности содержанием учебного процесса (15 утверждений);
• шкала удовлетворенности воспитательным процессом (11 утверждений);
• шкала удовлетворенности избранной профессией (11 утверждений);
• шкала удовлетворенности взаимоотношениями с однокурсниками (11 утверждений);
• шкала удовлетворенности взаимодействием с преподавателями и руководителями факультета, вуза (11 утверждений);
• шкала удовлетворенности бытом, бюджетом, досугом, здоровьем (11 утверждений).
Содержание методики
Инструкция: В целях повышения эффективности обучения просим вас принять участие в исследовании. Прочитайте каждое высказывание и выразите свое мнение по отношению к изучаемым предметам, проставив против номера высказывания соответствующий вам ответ, используйте для это го указанные в скобках обозначения: «верно» (++); «пожалуй, верно»(+); «пожалуй, неверно» (-); «неверно» (—).
Содержание суждений
1. Я часто испытываю глубокое удовольствие не только от результатов своей учебы, но и от процесса обучения.
2.Обучение в университете способствует развитию моего творческого, интеллектуального потенциала.
2. Я считаю, что знания, умения и навыки, получаемые в университете, смогут обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности.
3. Обычно я настолько увлекаюсь выполнением учебного задания, что не замечаю, как проходит время.
4. Учебная деятельность в университете позволяет сформировать у меня важные и необходимые профессиональные качества.
5. Учеба в университете требует от меня большого интеллектуального напряжения, и это мне нравится.
6. В процессе обучения у меня формируется стремление к поиску и рационализации.
7. Обучение построено так, что у меня активно развиваются аналитические прогностические и конструктивные умения.
8. Я активно участвую в научно-исследовательской студенческой работе.
9. Формы обучения на моем факультете успешно формируют у меня профессиональную и коммуникативную компетентность, повышая познавательную активность.
10. Домашние задания позволяют активно вести самообучение и развивать самостоятельность.
11. Формы учебной деятельности в университете развивают у меня способности к самообучению.
12. Я люблю умственный труд и получаю интеллектуальное удовлетворение от учебы в университете.
13. Я чувствую себя уверенно на семинарских и практических занятиях.
14. Мне нравится, что большинство преподавателей используют богатый арсенал методов, форм и способов обучения в сочетании с высокой методичностью.
15. На моем факультете есть все возможности научиться успешно жить в данном обществе, стать современником данной эпохи и удачным сверстником моего поколения.
16. На моем факультете созданы все условия для личностного роста.
17. Воспитательная работа на факультете и в вузе позволяет сформировать и развить социально-значимые качества.
18. На факультете создается атмосфера доброжелательности и взаимопомощи, что позволяет формировать умение видеть проблемы современной жизни и решать их в меру своих сил и возможностей.
19. Я считаю, что мероприятия, проводимые в вузе и на факультете, воспитывают человека с активной жизненной позицией, умеющего работать над собой, создают перспективную модель специалиста.
20. Мне нравится, что в университете организуется много мероприятий, которые способствуют развитию душевной теплоты, сострадания, любви к ближнему, доброты и милосердия.
21. Внеаудиторная работа на факультете помогает привить любовь к своей профессии, воспитать истинного профессионала.
22. На моем факультете проводятся удачные воспитательные мероприятия, способствующие реализации задач адаптации первокурсников, оказания помощи молодым семьям, предупреждения правонарушений, борьбы с курением, алкоголизмом, наркомании , ВИЧ-инфекций в студенческой среде.
23. Мне нравится, что руководство моего факультета развивает самоуправление, вовлекая студентов в активную управленческую деятельность.
24. Воспитательные мероприятия ненавязчиво формируют потребность у студентов влиять на жизнь в университете, стране.
25. Большинство мероприятий в университете способствуют активному воспитанию высоких моральнонравственных, гражданско-патриотических качеств.
26. Мне нравится избранная мною профессия, поэтому я постоянно стремлюсь повысить уровень знаний, чтобы стать высококвалифицированным специалистом.
27. Я считаю свою будущую профессию важнейшей для общества, она способствует развитию страны.
28. Моя профессия способствует самораскрытию, самоактуализации.
29. Мне нравится, что моя профессия дает возможность общаться с людьми, активно включаться общественную жизнь.
30. Избранная профессия позволит мне в полном объеме реализовать свои способности.
31. Моя будущая профессиональная деятельность позволит мне обеспечить себя и свою семью.
32. Моя будущая профессия обеспечивает мою потребность в социальном признании и уважении общества.
33. Если бы мне снова пришлось выбирать профессию, я бы выбрал опять эту.
34. Моя профессия дает возможность полностью раскрыться моей индивидуальности.
35. Овладев своей профессией, я смогу принести большую пользу людям.
36. Избранная профессия сможет обеспечить высокий уровень заработной платы.
37. Успехи и неудачи моих однокурсников вызывают у меня участие и сопереживание.
38. В своей студенческой группе я свободно выражаю собственное мнение при обсуждении вопросов, касающихся всей группы.
39. Члены моей студенческой группы с уважением относятся к моему мнению.
40. В моем отношении к однокурсникам преобладает одобрение и поддержка, критику я высказываю с добрыми побуждениями.
41. Мне нравится участвовать с моими однокурсниками в совместных делах, вместе проводить свободное время.
42. Я всегда активно участвую в принятии коллективных решений по вопросам учебы и жизни группы.
43. Достижения или неудачи моей студенческой группы переживаются мной как мои собственные.
44. Я открыто рассказываю о своих делах моим одногруппникам и готов всегда пониманием выслушать каждого из них.
45. Я являюсь активным и авторитетным членом моей студенческой группы.
46. В моих взаимоотношениях с однокурсниками преобладают доброжелательность и взаимные симпатии.
47. Я считаю членов своей учебной группы своими друзьями.
48. На моем факультете преподаватели всегда умеют вселить уверенность в себе.
49. В процессе обучения преподаватели обычно правильно могут оценить мое внутреннее состояние, уловить тонкие сложные нюансы моей психики.
50. Деканат моего факультета пользуется неформальным признанием и уважением студентов.
51. Преподаватели и деканат проявляют заботу и уважение к каждому студенту, что формирует чувство привязанности к своему факультету
52. Я хожу в университет радостно с воодушевлением, т.к. деканат создает благоприятную атмосферу для учебной деятельности.
53. Я считаю, что руководство института и факультета постоянно заботится об улучшении условий учебной деятельности.
54. Преподаватели тонко и ненавязчиво формируют у меня профессиональную направленность с учетом моих индивидуально-психологических особенностей.
55. Я с уважением отношусь к моим преподавателям, т.к. они всегда могут обеспечить быстрое и глубокое усвоение знаний и умений.
56. Мне нравится, что преподаватели поддерживают и поощряют творческий поиск и инициативу, способствуют интеллектуальному развитию.
57. Терпеливость и тактичность преподавателей помогает выработать у меня необходимые качества для продуктивного общения.
58. У меня сложились хорошие отношения со всеми преподавателями.
59. Мой быт соответствует моим потребностям.
60. Обычно я просыпаюсь бодрым и с хорошим настроением.
61. Я рационально распределяю свое время, и мне его хватает и на отдых, и на учебу.
62. Я считаю уклад своей жизни целесообразным: режим питания, труда и отдыха удовлетворяет моим потребностям.
63. В начале каждого месяца я расписываю свои расходы и доходы, что позволяет мне не занимать денег.
64. В свободное время я пытаюсь приобрести как практические, так и теоретические знания самостоятельно, и этот досуг мне нравится больше всего.
65. Я умею наладить свой быт и легко выполняю домашние обязанности.
66. Я могу распределять свои доходы рационально, и мне хватает денег на все ежемесячные расходы.
67. Учебные занятия и самостоятельная работа не вызывают у меня переутомления.
68. Я чувствую себя полным сил, энергии и здоровья.
69. У меня достаточно свободного времени, я с удовольствием общаюсь с друзьями.
Обработка результатов
Для обработки результатов исследования необходимо использовать ключ, который сравнивается с ответами испытуемого. Каждый ответ оценивается по четырехбальной системе:
• «неверно» — оценивается в 1 балл;
• «пожалуй, неверно» — оценивается в 2 балла;
• «пожалуй, верно» — оценивается в 3 балла;
• «верно» — оценивается в 4 балла.
1. Шкала общей удовлетворенности учебной деятельностью, суммарный показатель (Ус) — 70 пунктов (все пункты опросника).
2. Субшкала удовлетворенности учебным процессом (Уу) — 15 пунктов (1-15 утверждения).
3. Субшкала удовлетворенности воспитательным процессом (Ув) — 11 пунктов (16-26 утверждения).
4. Субшкала удовлетворенности избранной профессией (Уп) — 11 пунктов (27-37 утверждения).
5. Субшкала удовлетворенности взаимоотношениями с однокурсниками (Уо) — 11 пунктов (38-48 утверждения).
6. Субшкала удовлетворенности взаимодействием с преподавателями и руководителями факультета, вуза (Ур) — 11 пунктов (49-59 утверждения).
7. Субшкала удовлетворенности бытом, бюджетом, досугом, здоровьем (Уз) — 11 пунктов (60-70 утверждения).
В соответствии с ключом подсчитывается общее количество баллов по каждой шкале и делится на общее количество пунктов (высказываний-утверждений) каждой шкалы.
Анализ результатов
Полученные в процессе обработки ответов испытуемого результаты расшифровывался следующим образом.
От 1 до 1,5 баллов — полная неудовлетворенность, учебная деятельность идет неблагополучно, отношения с преподавателями и с однокурсниками не складываются, избранная профессия не отвечает запросам. Быт, досуг и бюджет не удовлетворяют.
От 1,6 до 2,5 баллов — учебная деятельность идет недостаточно благополучно, студент имеет много учебных и коммуникативных трудностей, мысли об избранной профессии не доставляют удовольствия, студент не проявляет инициативы в учебной деятельности и с трудом решает бытовые проблемы.
От 2,6 до 3,5 баллов — учебная деятельность протекает в пределах нормы, но не дает возможности реализовать все свои способности; некоторая неудовлетворенность возникает лишь в отдельных областях учебно-профессиональной деятельности.
От 3,6 до 4 баллов — обучение идет благополучно, студент испытывает удовлетворение от общения с однокурсниками, преподавателями, уверен в своей будущей профессиональной востребованности, его запросы не превышают бытовую и бюджетную реальность.
Количество баллов по всем субшкалам подсчитывается и анализируется аналогичным образом.
Проведенные исследования показали, что все шкалы опросника имеют распределения, близкие к нормальному. Средние, стандартные отклонения и интеркорреляции шкал получены на выборке из 83 испытуемых студентов в возрасте от 17 до 22 лет, из них 50 девушек и 33 юноши. Все показатели опросника УУД достаточно высоко коррелируют с суммарным показателем удовлетворенности учебной деятельностью.
Проверка надежности (внутренняя согласованность) опросника производилась по методу расщепления с использованием формулы Спирмена-Брауна (табл. 1).
Показатели |
Ус |
Уу |
Ув |
Уп |
Уо |
Ур |
Уз |
Стабильность |
0,73 |
0,67 |
0,42 |
0,74 |
0,74 |
0,63 |
0,60 |
Внутренняя согласованность |
0,80 |
0,91 |
0,67 |
0,61 |
0,71 |
0,66 |
0,55 |
Ретестовая надежность (стабильность) проверялась на выборке из 37 человек с интервалом между тестированием 1 месяц в пределах одного учебного семестра. Удовлетворенность учебной деятельностью является динамичным образованием, поэтому обычно опросники, исследующие подобные свойства не подвергаются проверке на ретестовую надежность (устойчивость данных во времени). В то же время при относительной стабильности условий обучения и при незначительном временном интервале между исследованиями устойчивость данных может сохраняться. В нашем случае мы получили довольно высокие показатели (табл. 1).
Тест-опросник «Удовлетворенность учебной деятельностью» подвергся экспертизе с целью проверки на концептуальную (содержательную) валидность. Экспертами явились ведущие специалисты общей и педагогической психологии, психологии развития и управления, психологии консультирования.
Показатели |
Ус |
Уу |
Ув |
Уп |
Уо |
Ур |
Уз |
Удовлетворенность избранной профессией |
0,56*** |
0,47*** |
|
0,70*** |
|
|
|
Приобретение знаний |
0,28** |
0,31 |
0,23* |
0,28** |
0,42*** |
0,24* |
|
Овладение профессией |
0,47*** |
0,38** |
|
0,61*** |
0,22* |
|
|
Получение диплома |
|
-0,25* |
0,24* |
|
|
0,36** |
0,25* |
Автономность в учебной деятельности |
0,39*** |
0,45*** |
|
0,42*** |
0,39*** |
|
0,25* |
Зависимость в учебной деятельности |
|
-0,22* |
0,28** |
-0,25* |
|
0,45*** |
|
Ио |
0,42*** |
0,33** |
0,24* |
0,34** |
0,23* |
0,28** |
0,22* |
Ид |
0,33** |
0,28** |
0,24* |
0,47*** |
0,24* |
0,35** |
|
Ин |
-0,24** |
-0,26 |
|
|
0,22* |
|
|
Ис |
|
|
0,31** |
|
0,30** |
|
0,33** |
Ип |
0,32** |
0,28** |
|
0,33** |
|
0,53*** |
|
Им |
0,34** |
0,22* |
0,37*** |
|
0,57*** |
0,40*** |
|
Из |
0,25 |
|
0,28** |
|
|
|
0,67***
|
*p<0,05, **p<0,01, ***p<0,001
Примечание: приводятся только значимые корреляции. N=83.
Им было предложено оценить тест-опросник «Удовлетворенность учебной деятельностью» по трем аспектам:
1. Насколько предлагаемый набор субшкал релевантен понятию «удовлетворенность учебной деятельностью»?
2. Насколько полны и непротиворечивы выделенные субшкалы?
3. Насколько логично присутствие каждого пункта опросника в соответствующих субшкалах?
Все акты экспертизы содержат положительные оценки теста-опросника «Удовлетворенность учебной деятельностью». Имевшиеся в них критические замечания были учтены при доработке опросника.
Конструкная валидность шкал опросника УУД демонстрируется их связями с другими характеристиками отношения личности (83 испытуемых). Свидетельства о конструктной валидности получены нами на совокупности исследовательских результатов. Мы изучили удовлетворенность избранной профессией (Реан А.А.). Исследовали преобладающие мотивы (приобретение знаний, овладение профессией, получение диплома) учебной деятельности студентов (Ильина Т.И.). Мы изучили «автономность-зависимость» (Прыгин Г.С.) личности студента в учебной деятельности. Исследовали уровень субъективного контроля личности студентов (Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд А.М.).
В таблице 2 приведены статистически достоверные связи шкал опросника УУД с характеристиками, полученными в результате вышеописанных исследований.
Анализ связей шкал опросника УУД показывает, что суммарный показатель удовлетворенности учебной деятельностью коррелирует с большинством изученных показателей отношения личности. Студент, имеющий высокую удовлетворенность учебной деятельностью, как правило, удовлетворен избранной профессией, мотивирован на овладение профессией и приобретение знаний. Это обычно студент «автономный», т.е. проявляет в учебной деятельности настойчивость, целеустремленность, развитый самоконтроль, уверенность в себе, склонность к самостоятельному выполнению работы. Такой студент имеет, как правило, высокий уровень интернальности, т.е. он большей частью принимает ответственность за события, происходящие в его жизни на себя, считает, что он сам добился всего в своей жизни, и в состоянии изменить сложившиеся обстоятельства и условия его учебной деятельности, берет на себя ответственность за отношения с однокурсниками, друзьями, родными и близкими, а также за свое здоровье. Шкала удовлетворенности учебной деятельностью отрицательно коррелирует со шкалой интернальности в области неудач, т.е. студент, считающий, что он мало влияет на то, что с ним происходит, склонен считать свои неудачи следствием внешних обстоятельств, вероятнее всего, будет неудовлетворен своей учебной деятельностью.
Шкала удовлетворенности учебным процессом на статистически значимом уровне положительно и отрицательно коррелирует с 11 показателями отношения личности. Студент, удовлетворенный учебным процессом, считает, что если бы снова пришлось выбирать профессию, он опять выбрал бы аналогичную. Он заинтересован в овладении всеми знаниями, умениями и навыками, необходимыми в своей профессии. Обычно он берет на себя ответственность и за успехи, и за неудачи в своей жизни, учебной деятельности, в отношениях с другими. Студент, неудовлетворенный учебным процессом предпочитает опираться на указания со стороны педагога, постоянно ориентируется на советы, подсказки, мотивирован на получение диплома, и, как правило, винит в своих неудачах окружающих.
Студенты, удовлетворенные воспитательным процессом, мотивированы на приобретение знаний и получение диплома. Они, в большинстве своем, зависимы от мнения преподавателей в учебной деятельности, но в готовы взять на себя ответственность за события своей жизни.
Шкала удовлетворенности профессией высокозначимо коррелирует с показателем удовлетворенности избранной профессией, связана с высокими значениями положительной мотивации и автономности в учебной деятельности и в определенной мере с интернальностью, но имеет отрицательную связь с зависимостью в учебной деятельности.
Шкалы удовлетворенности отношениями и взаимодействием с однокурсниками, преподавателями и руководителями вуза и факультета демонстрируют высокие коэффициенты корреляции с положительной мотивацией, интернальностью, особенно с интер- нальностью в области межличностных отношений. Студенты, удовлетворенные взаимодействием с преподавателями, демонстрируютзависимость в учебной деятельности, у них доминируют мотивы приобретения знаний и получения диплома. В то время как удовлетворенные взаимоотношениями с однокурсниками положительно мотивированы в учебной деятельности и автономны.
Шкала удовлетворенности бытом, бюджетом и здоровьем имеет высокозначимую связь со шкалой интернальности в области здоровья и коррелирует с рядом других показателей.
В целом исследуемые характеристики отношения личности, связанные с высокими значениями шкал удовлетворенности учебной деятельностью, можно охарактеризовать как показатели социально-психологической зрелости студента с высокой мотивацией, целеустремленного, настойчивого, с развитым самоконтролем и ответственностью за свою жизнь. Этот закономерный результат можно интерпретировать как свидетельство валидности опросника УУД.
Литература
- Акулина Н.Н. Влияние общего интеллекта и мотивации на успешность усвоения знаний // Ананьевские чтения-99: Тезисы научно-практической конференции. – СПб., 1999.
- Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. – М., 1976.
- Белоус В.В. Введение в психологию полиморфной индивидуальности. Москва–Пятигорск, 2005.
- Белоус В.В., Боязитова И.В. Проблемы психологии полиморфной индивидуальности. – Пятигорск 2005.
- Бибрих Р.Р., Васильев И.А. Особенности мотивации и целеобразования в учебной деятельности студентов младших курсов
- Боязитова И.В. Интегративная психология развития. – Москва–Пятигорск: 2005.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.: 1999.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1730
В прошлом месяце: 42
В текущем месяце: 30
Скачиваний
Всего: 7503
В прошлом месяце: 30
В текущем месяце: 9