Психолого-педагогическому факультету РГПУ им. А. И. Герцена — 10 лет!

971

Общая информация

Рубрика издания: События

Тип материала: обзорная статья

Для цитаты: Семикин В.В., Игнатенко М.С. Психолого-педагогическому факультету РГПУ им. А. И. Герцена — 10 лет! [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2007. Том 4. № 4. С. 19–24. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2007_n4/28911 (дата обращения: 15.12.2024)

Полный текст

 

«ДОМ, ОСНОВАННЫЙ НА БЛАГОДЕЯНИИ»

В этом году Российскому государственному педагогическому университету им. А.И. Герцена исполнилось 210 лет. Свою историю современный Герценовский университет ведет от Санкт-Петербургского Воспитательного Дома («Дома, основанного на благодеянии»). Согласно Указу Императора Павла от 2 мая 1797 года, все воспитательные дома со всеми принадлежащими к ним заведениями передавались в главное заведование Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Марии Федоровны.

Идея основоположника непрерывной системы образования М.В. Ломоносова об «учреждении нарочных богадельных домов для ...зазорных детей приему» и соединении воспитания и обучения их разным специальностям, высказанная им в статье «О сохранении и размножении Российского народа» в 1761 году, была воплощена Марией Федоровной во вверенных ей воспитательных учреждениях. Ломоносовская программа просвещения в России была основана на принципах гуманизма, демократизма и народности; идеях формирования общечеловеческой нравственности, патриотизма, служения науке и Отечеству; единства воспитания и образования при обязательном учете наследственных и индивидуальных особенностей детей, а также условий их обучения. Не чужды были Императрице идеи естественного воспитания французского просветителя, философа Ж.-Ж. Руссо, а также воззрения блестящего немецкого педагога Г Песталоц- ци о естественных законах гармоничного развития человеческой природы сообразно склонностям, нуждам, потребностям. Мария Федоровна собственноручно начертала первоначальный план воспитания и обучения младенцев-сирот, разработала «Установление для воспитательных домов», а также «План для воспитания 500 младенцев в каждой столице, на 5 возрастов разделенных». В основу периодизации были положены достижения отечественных и западных философов, психологов и педагогов, которые не потеряли своей значимости и в современных условиях. Императрица Мария Федоровна заложила основы общественного воспитания, превратив Дома призрения в дома образования, просвещения и подготовки к жизни. Развивая идеи системного непрерывного образования, она заложила основы профессиональной подготовки педагогов в России. Выстраивалась система гармоничного сочетания в педагогическом образовании гуманитарных, социальных, естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин.

В программы образования включались дисциплины, направленные на воспитание человека культурного, эстетически образованного, философски грамотного, знакомого с литературой отечественных и зарубежных авторов. В общепрофессиональной и специальной подготовке педагогов большое значение придавалось теоретическим знаниям, языковой, методической и практической подготовке. Императрица указывала на необходимость участия государства в дальнейшей судьбе воспитанников и воспитанниц, их поддержки (материальной, моральной) и защиты. Одной из важнейших традиций высшей школы, заложенной в Учреждениях императрицы Марии Федоровны, была подготовка обучающихся к семейной жизни. В своем духовном завещании она писала: «...все мы воодушевлены одной мыслью — сохранить в точности и неизменно все правила, начертанные для сбережения всех привилегий, дарованных заведениям, соединяя все старания к тому, чтобы сберечь детский возраст, развивая в нем насколько можно материнские чувства, стараясь уметь прийти на помощь вдовам и сиротам, облегчить страждущих, и <...> только тогда мы исполняем дела милосердия, в которых Божественный спаситель даровал нам собою пример, потому это заведение и названо “Дом, основанный на благодеянии”».

НИКОЛАЕВСКИЙ СИРОТСКИЙ ИНСТИТУТ

Учебные классы Воспитательного дома в 1837 году преобразуются в Сиротский женский институт, а с 1855 года — в Николаевский сиротский институт. В период с 1837 по 1855 годы происходит целый ряд преобразований в учебном процессе, но основные принципы — системности, непрерывности, преемственности сохраняются. В общепрофессиональной подготовке главным остается владение иностранными языками, для чего усиливается преподавание французского, немецкого языков и литературы. Специальная подготовка кандидаток включает теоретические и практические занятия по педагогике, психологии, дидактике, освоение новых технологий обучения по методу Песталоцци. В учебной табели Сиротского института указана основная дисциплина, направленная на собственно профессиональную подготовку кандидаток, — педагогика. Главное внимание предполагалось уделять усвоению ученицами знаний из области психологии и логики, которые дали бы им возможность сознательно и разумно отнестись впоследствии к делу воспитания и обучения, облегчили бы изучение педагогических сочинений. Преподаватели Института при сообщении психологических и логических сведений должны были приводить примеры из педагогики, дидактики элементарного преподавания. Программа курса педагогики (1847 г.) включала в себя «Понятие о воспитании», «Сведения для тех, кто занимается воспитанием», «Различия между явлениями душевными и физическими», «Сознание, чувства, воля как проявления душевной деятельности», «Движения произвольные и непроизвольные», «Рефлексы», «Привычки», «Навыки», «Наклонности», «Внимание», «Образование представлений», «Ассоциация представлений», «Память», «Воображение», «Деятельность рассудка», «Понятия, суждения, умозаключения», «Индукция и дедукция», «Развитие разума», «Понятие о чувстве», «Развитие чувства религиозного, нравственного, эстетического», «Совесть», «Темперамент», «Характер», «Развитие детской воли», «Каков должен быть идеал в наше время». Составными частями специального курса обучения были «Антропология» (ознакомление с природой человека), «Педагогика» (ознакомление со средствами развития телесных и душевных сил), «Дидактика» (приложение общих начал отдельно к каждой из преподаваемых наук). Содержание спецкурса включало общее психологическое знание и его прикладные аспекты — психологию развития, педагогическую психологию, психологию воспитания. На следующем этапе институтской подготовки содержание и программы обучения приводятся в соответствие с другими образовательными учреждениями Ведомства и Министерства народного просвещения.

 

Согласно учебной реформе, в Сиротском институте в 1851 году был утвержден новый план обучения и воспитания, который максимально соответствовал по содержанию и программам подготовки другим женским учебным заведениям. Воспитанницы продолжают получать общее и профессиональное образование, оно должно быть глубоким, основательным, сознательным, религиозно-нравственным. Одновременно формируются основы семейного воспитания.

ЖЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Дальнейшие преобразования в учебной части Николаевского сиротского института связаны с именем выдающегося русского педагога и психолога К.Д. Ушинского в период его работы инспектором классов (1855-1859 гг). Для реализации своих фило­софско-педагогических идей антропологизма и народности К.Д. Ушинский разработал проект создания при Сиротском институте учительской семинарии. Знание закономерностей детского развития (психологических, физиологических) рассматривалось им как основа педагогических воздействий. В его работах закладывались основы естественнонаучного направления в отечественной психологии, целостного подхода в обучении, воспитании, развитии ребенка.

Дальнейшим важным этапом в развитии психологического образования является введение психологии как самостоятельной учебной дисциплины в содержание профессиональной подготовки в Женском педагогическом институте. Учебная дисциплина «Психология» была включена в блок философских дисциплин на словесно-историческом и на физико­математическом отделениях. Содержание курса определялось учебником А.В. Введенского «Психология без всякой метафизики». Использовались также учебники В. Джемса, В. Вундта. Психологию и педагогику читал выдающийся русский педагог П.Ф. Каптерев. В его лекциях использовались материалы из книги «Из истории души. Очерки по истории ума» (СПб, 1890). В этот период П.Ф. Каптеревым была подготовлена и издана книга «Педагогическая психология» (СПб, 1914). Следующим этапом в психологическом образовании явилось создание специального факультета по подготовке преподавателей педагогики и психологии в Женском педагогическом институте (1911-1912 гг.).

ОБЪЕДИНЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМ. А. И. ГЕРЦЕНА

С 1918 года начались преобразования в системе воспитательных учреждений ведомства Императрицы Марии Федоровны. Постановлением Наркомпроса от 23 февраля 1918 года все учебные заведения были переданы в ведение Народного комиссариата по просвещению. Проект устава учительских институтов и опытных школ от 5 октября 1918 года определил новый тип учебных педагогических учреждений — педагогический институт. Изменялись, реформировались, объединялись учебные учреждения, изменялись и образовательные программы.

По постановлению Коллегии НКП от 8 апреля 1925 года, при слиянии высших учебных заведений — Института Педологии и Дефектологии, Института дошкольного образования, Института Внешкольного образования, Первого и Второго педагогических институтов, Николаевского Женского Сиротского Института был создан Объединенный педагогический институт им. А.И. Герцена как «вуз однофакультетный с десятью отделениями», в том числе педологическим. Институт им. А.И. Герцена сохранил, развил, приумножил накопленные вековые традиции прекрасно разработанной отечественной системы высшего профессионального образования, в том числе — педагогического, создал свои научные школы, обогатился опытом, достижениями практической преподавательской деятельности.

В психологическом образовании начинается очередной этап — наряду с преподаванием психологии и педологии на предметных факультетах открывается специальный факультет «Отделение психологии и педологии по подготовке психологов-педологов, преподавателей психологии, педологии». Заведующим педологическим отделением и кафедрой психологии, педологии и методики педологических исследований был назначен профессор М.Я. Басов. Он был воспитанником Психоневрологического института, крупнейшего «учено-учебного учреждения», превосходившего все образовательные учреждения России по «качественному и содержательному уровню психолого-педологической, неврологической подготовки, естественнонаучному ... и гуманитарному образованию». Сотрудниками педологического отделения по кафедре психологии, педологии и методики педологических исследований стали профессор А.П. Болтунов, профессор Л.Г Оршанский, доцент В.Н. Мясищев, старшие ассистенты Е.О. Зейлигер, Е.И. Феоктистова, младшие ассистенты А.А. Люблинская, А.И. Неклюдова; по кафедре гигиены и НОТ - Л.И. Чулицкая, ГС. Беленький. М.Я. Басов, создавая научную школу, пригласил профессора В.А. Вагнера, профессора А.Г. Иванова- Смоленского, профессора В.О. Мочана, профессора Н.Г. Озерецкого, профессора К.И. Поварнина, профессора Л.С. Выготского, профессора С.Л. Рубинш­тейна. Творческая энергия ученого-исследователя, ученого-педагога и талант организатора профессора М.Я. Басова позволили превратить педологическое отделение в крупнейший Российский научный центр психолого-педолого-педагогических исследований и ведущий центр профессиональной подготовки специалистов высшей квалификации.

 

В 1929 году на педологическом отделении открывается кафедра экспериментальной психологии. В период с 1929 по 1931 годы кафедру возглавлял профессор А.П. Болтунов. Усилия сотрудников кафедры были направлены на методическое обеспечение учебного процесса и исследование актуальных проблем экспериментальной и педагогической психологии. В этот же период на отделении были открыты различные лаборатории и кабинеты: экспериментальной психологии, дифференциальной психологии, сравнительной психологии, промышленной психотехники, возрастной педологии, соматической педологии, методов психологических наблюдений, физиологии ВНД, которые обеспечивали педагогический процесс, экспериментальную и исследовательскую работу студентов и аспирантов. На отделении действуют научный кружок по сравнительной психологии под руководством профессора В.А. Вагнера и кружок по физиологии ВНД под руководством профессора А.П Иванова-Смоленского. По мнению М.Я. Басова, осуществляя исследовательский подход к детям в процессе педагогической работы, с педагогической целью, для постановки и решения педагогических практических задач, педагог накапливает материал для науки о ребенке и сам в своей деятельности исходит из этих данных. В 1930 году вышел первый сборник научных трудов педологического отделения — «Педологические исследования», включающий работы, посвященные проблемам развития педологии и психологии развития детей дошкольного и младшего школьного возраста, разработке методов психодиагностики, психологии личности, зоопсихологии, профессиональной теоретической и практической подготовки будущих педагогов. М.Я. Басов предлагал путь изучения человека в его реальной среде через объективное наблюдение. Идеи образовательной среды (безопасность, комфортность, культура среды, эмоциональная атмосфера) и человека в ней, высказанная в трудах М.Я. Басова, находят свою реализацию в современных исследованиях. В период с 1931 по 1936 гг в институте происходит реорганизация, открываются педагогическое, психотехническое, психологическое отделения, а также соответствующие кафедры, в том числе кафедра педологии и психологии.

После постановления «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» от 4 июля 1936 года все педологические отделения и кафедры закрываются, научная литература по педологии, психотехнике, генетике изымается и закрывается для свободного доступа и изучения, ученые звания педологов упраздняются. Этим политическим решением был нанесен колоссальный удар по научным школам и направлениям, от которого психологическая наука не может восстановиться в полной мере до сих пор. В Перценовском институте все же удалось сохранить кафедру психологии, которая занималась разработкой методологических и методических проблем общей, экспериментальной, педагогической психологии.

Создание учебно-методического комплекса становится самостоятельной задачей в психологической подготовке учителей в 60-70-е годы. Психология как наука прошла интенсивный путь развития и за предшествующие десятилетия существенно обогатилась новыми данными, которые необходимо было сделать достоянием студентов. Кафедра разрабатывает и издает «Практикум по общей психологии» (1979, 1990), «Практикум по возрастной и педагогической психологии» (1987) под редакцией А.И. Щербакова. Научные разработки кафедры в области педагогической психологии связаны с изучением психологических основ новых средств обучения, внедряемых в учебный процесс. Одно из таких направлений возглавил А.И. Раев, другое — А.А. Степанов. Развитие программированного обучения в 60-е годы требовало изучения его психологических основ, А.И. Раевым разрабатывалась идея рефлексивного управления процессом усвоения, была доказана возможность развития процессов анализа и синтеза на материале русского языка (Г И. Вергелес), сравнения на материале математики (Л.А. Матвеева), обобщения на материале математики (Л.А. Регуш), классификации на материале природоведения (Ф.Г Важенина) и др. Психологические основы учебного телевидения были разработаны А.А. Степановым, который в 70-80-е годы являлся научным руководителем проблемной лаборатории учебного телевидения ЛГПИ им. А.И.Герцена. Перенос обучающей деятельности на экран потребовал существенного пересмотра психологических механизмов передачи учебной информации и организации ее усвоения. А.А. Степанов разрабатывал основные психологические принципы и условия работы с учебным телевизионным экраном. Его данные оказались актуальными для создания современных обучающих аудиовизуальных и информационных технологий.

С 1987 по 1991 годы кафедрой заведовал профессор В.Н. Панферов. В эти годы стало особенно заметно усиление прикладной направленности работы кафедры: активно исследуются проблемы прикладной и социальной психологии, психологии профессиональной деятельности учителя, психологические проблемы профориентации школьников и развития их личности. Кафедра разрабатывает научные основы подготовки практического психолога для системы образования, ведет подготовку практических психологов и участвует в развитии многоуровневого психологического образования.

С 1991 года и по настоящее время кафедру психологии возглавляет профессор Л.А. Регуш. В эти годы на кафедре работал И.М. Палей — один из ведущих отечественных специалистов в области дифференциальной психологии. Он изучал взаимосвязи различных модальностей в развивающейся психике, хроногенной вариативности психического развития. Е.П. Ильин разработал оригинальную функционально-генетическую концепцию способностей человека, объясняющую их врожденный характер и связь со склонностями. Им и его учениками экспериментально изучены психомоторные и музыкальные способности человека. Е.П. Ильин является создателем экспресс-методики диагностики типологических особенностей свойств нервной системы, которая используется в исследованиях учебной, спортивной и трудовой деятельности. Результаты исследований легли в основу написанного Е.П. Ильиным учебника «Дифференциальная психофизиология» (СПб, 2001), монографии «Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины» (СПб: Питер, 2002). Кафедра стала выпускающей по подготовке психологов для системы образования, были продолжены традиции исследования психического развития. Результатом стала серия публикаций по психологии подростничества и юности. Сегодня основным научным направлением кафедры является «Психическое развитие человека: социо- и этнонокультурный аспект». На кафедре ведутся исследования в области психологии прогнозирования (профессор Л.А. Регуш), психологической безопасности образовательной среды (профессор И.А. Баева), экопсихологии в образовании (доцент П.Н. Виноградов), истории психологического образования (доцент М.С. Игнатенко).

В начале 90-х годов в университете стала создаваться многоуровневая система образования. Была создана концепция психологической подготовки педагога и предложены стандарты психологического образования при многоуровневой модели образования. В учебном процессе используются видеотренинги (О.Р Веретина, И.А. Баева, П. Паттурина, М.С. Игнатенко и др.), диалог (А.В. Орлова, Е.Н. Чеснокова, Ю.С. Пежемская), аудиовизуальные технологии (Л.А. Регуш, А.А. Степанов) и др. Новый этап в развитии психологического образования в России начинается с решения Правительства о ведении должности психолога в учреждениях народного образования (письмо Госкомитета по народному образованию № 316 от 27.04.89), а также с создания службы практической психологии в системе образования. (Приказ Госкомитета по народному образованию № 616 от 19.09.90). В Герценовском институте возобновляется подготовка практических психологов, которая ведется сначала на дошкольном факультете, факультетах биологии, дефектологии, философии человека. В дальнейшем была создана специальная кафедра практической психологии, которую возглавил профессор В.Н. Панферов.

СОЗДАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

В 1997 году, отвечая на запросы времени, РГПУ им. А.И. Герцена открывает в своем составе психолого-педагогический факультет, что знаменует новый этап в интеграции науки и образования, теории и практики, психологии и педагогики. Первоначально в состав факультета вошли четыре кафедры: психологии (заведующая — профессор Л.А. Регуш), педагогики (заведующая — профессор А.П. Тряпицына), социальной педагогики (заведующая — профессор С.А. Расчетина), практической психологии (заведующий — профессор В.Н. Панферов). Возглавил факультет профессор В.В. Семикин. Коллектив преподавателей и сотрудников факультета на протяжении вот уже 10 лет старается сохранять, продолжать и развивать богатое наследие в области психолого-педагогического образования, науки и практики. Сегодня психолого-педагогический факультет представляет собой современный научно-образовательный комплекс. Структура факультета включает 8 кафедр, 14 учебных и научных лабораторий, мощный ресурсно­информационный центр, службу психологического сопровождения студентов. Подготовка специалистов ведется по 24 образовательным программам, в том числе, 18 магистерским программам. Основные направления подготовки — «Психология», «Педагогика», «Социальная работа» — реализуются по многоуровневой системе. Кроме того, осуществляется подготовка специалистов с 5-летним образованием по следующим специальностям: «Клиническая психология», «Педагогика и психология», «Социальная педагогика».

 

Кафедра психологии человека продолжает традиции целостного системного изучения человека в русле идей В.М. Бехтерева, Б.Г. Ананьева и других представителей петербургской психологической школы в контексте общего научного направления «Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей». Основные исследования ведутся по следующим темам: психическая организация человека (профессор В.Н. Панферов), психология личности в единстве гносеологического и онтологического подходов (профессор Е.Ю. Коржова), психология этнических взаимодействий (профессор З.В. Сикевич), психология гендерных отношений (профессор И.А. Клецина), психология сознания на основе структурной семиотики (профессор Б.А. Еремеев), психологическая структура индивидуальности (доцент Н.В. Беломестнова).

Кафедра методов психологического познания под руководством профессора В.Х. Манерова продолжает развитие традиций экспериментальной психологии и психодиагностики, заложенных М.Я. Басовым и

A.   П. Болтуновым. В рамках основного направления исследований кафедры — «Теоретико-методологическое обеспечение психологического познания человека в рамках интегративного подхода» — осуществляются: комплексное исследование духовно-нравственного развития личности современнной молодежи (профессор

B.   Х. Манеров, профессор Е.К. Веселова), исследование психологии человека в современной информационной среде, исследование методологии полисубъектного анализа как модификации системного подхода к анализу сложных гуманитарных систем (профессор В.Х. Ма­неров, профессор Н.Н. Королева, доцент И.М. Богда­новская), исследование психологии адаптирующейся личности (профессор С.Т. Посохова).

Реализация идеи психологической помощи в разных жизненных и профессиональных ситуациях осуществляется на кафедре психологической помощи, которой заведует профессор Е.П. Кораблина. В рамках основного направления научных исследований — «Теоретико-методические основания оказания психологической помощи» — изучаются психологическая готовность к выполнению профессиональной роли помогающего специалиста (профессор Е.П. Кораблина), психологическая помощь в кризисных и чрезвычайных ситуациях (профессор И.А. Горьковая), психологическая помощь семье и помогающим специалистам (профессор А.И. Захаров).

Кафедру организационной психологии, возглавляемую А.А. Грачевым и развивающую исследования в области психологии труда, можно считать преемницей кафедры психотехники. В рамках направления «Мотивация человека в образовательной и производственной организации» сотрудниками кафедры исследуются организационная и психологическая культура (профессор В.В. Семикин), психология проектирования производственной организации (доцент А.А. Грачев), организационное и управленческое консультирование и тренинг (доцент Н.Б. Лисовская), психологические аспекты трудового поведения (доцент Б.Г. Ребзу- ев), психологические аспекты безработицы (доцент М.А. Бендюков), социально-психологические аспекты тренинга (доцент Ю.В. Макаров).

Кафедра клинической психологии (заведующий — профессор А.Н. Алехин) свою исследовательскую деятельность основывает на работах В.М. Бехтере­ва, В.Н. Мясищева, Б.Д. Карвасарского. Основные направления исследований: «Психология здоровья и психотерапия психических и психосоматических расстройств (онтогенетический подход) под руководством профессора А.А. Ананьева, «Интегративная психотерапия психосоматических расстройств» под руководством профессора С.А. Кулакова и «Методология и методы исследования в медицинской психологии» под руководством профессора А.Н. Алехина.

Кафедра педагогики развивает традиции, заложенные классиками отечественной педагогической мысли К.Д. Ушинским, П.Ф. Каптеревым, А.П. Пинкевичем, Е.И. Голантом, Г.И. Щукиной, З.И. Васильевой и другими известными педагогами. Основные направления научной деятельности кафедры педагогики: «Теоретико-методологические основы модернизации общего образования» (профессор А.П. Тряпицына), «Интегративная развивающаяся система непрерывного педагогического образования» (профессор Н.Ф. Радионова). Сотрудники кафедры исследуют воспитательный потенциал школьного и вузовского образования (профессор РМ. Богданова); психолого-педагогические подходы к воспитанию на основе детских общественных движений (профессор К.Д. Радина); занимаются изучением путей становления информационной компетентности будущего педагога с дистанционной формой обучения для общеобразовательных школ (профессор А.А. Ахаян); разрабатывают научно-методическое обеспечение образовательной программы аспирантской подготовки (доцент С.А. Писарева).

Кафедра социальной педагогики исследует процессы социальной поддержки, воспитания, образования человека на всех этапах его развития, разрабатывает проблемы социальной ситуации развития человека, управления реабилитационными процессами, истории социальной педагогики и социальной работы.

Развитию факультета способствуют его многообразные связи с научными и образовательными центрами и коллегами в России и за рубежом, взаимовыгодные отношения с академическими структурами, с различными Комитетами администрации Санкт-Петербурга, активное участие в деятельности таких общественных организаций как Российское психологическое общество, Федерация психологов образования России, Научно-методических объединений по педагогике и психологии, Межвузовской ассоциации духовно-нравственного просвещения «Покров». Психолого-педагогический факультет активно включился в реализацию проекта «Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере». Развиваясь в русле идей модернизации образования в современной России и следуя заповедям «Дома, основанного на благодеянии», Герценовский университет всегда имел приоритет в подготовке специалистов в области гуманитарного образования и гуманитарных технологий. Выполнение проекта явилось качественно новым этапом в разработке инновационных образовательных программ и систем подготовки специалистов нового поколения. Психолого-педагогический факультет, опираясь на комплекс взаимосвязанных научных идей и традиций целостного, системного изучения развития и образования человека, является одним из ведущих в реализации этого инновационного проекта.

 

Сегодня на факультете работают 50 докторов наук, профессоров. Сотрудничество специалистов разных направлений и профилей позволяет успешно решать разнообразные научные, методические, образовательные, практико-ориентированные задачи, активно и продуктивно участвовать в реформе среднего общего образования и модернизации высшего профессионального образования. Главной задачей остается подготовка современного специалиста для различных сфер общественной практики и, прежде всего, для системы образования. За 15 лет, прошедших с момента открытия кафедры практической психологии, и 10 лет существования психолого-педагогического факультета было подготовлено около трех тысяч специалистов, которые работают в образовании, здравоохранении, в бизнесе, на производстве, в сфере социальной защиты, вооруженных силах, силовых структурах и т.д. На психолого-педагогическом факультете созданы условия для развития традиций комплексного системного изучения человека в процессе его развития, обучения и профессионального становления. На основе традиций вырастают различные научные школы и направления исследований.

Литература

  1. Басов М.Я. Общие основы педологии. — М.-П., 1931.
  2. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. — М., 1987.
  3. Игнатенко М.С. Басов М.Я. — основоположник Отделения психологии и педологии Педагогического института им. А.И. Герцена. // Психологическая подготовка педагога в России. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. — СПБ, РГПУ, 2006.
  4. Пархоменко О.Г., Ронзин Д.В., Степанов А.А. Рубинштейн С.Л. как педагог и организатор психологической науки в Ленинграде // Психологический журнал, 1989, Т. 10, № 3.
  5. Педагогический университет им. А. И. Герцена. От Императорского воспитательного дома до Российского государственного педагогического университета. — СПб, 1997
  6. Пятидесятилетие С.-Петербургского Николаевского института (1837–1887 гг.). Сост. В.Тимофеев. — СПб, 1887.
  7. Регуш Л.А., Игнатенко М.С. Первая психологическая кафедра в России: История и современность. — СПБ, РГПУ им. А.И. Герцена, 2003.
  8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — М., 1940.
  9. Рубинштейн С.Л. Мысли о психологии // Ученые записки ЛГПИ им. А.И. Герцена. Т. ХХХIV. — Л., 1940.
  10. Семикин В.В. Психологическое образование как путь становления психологической культуры учителя // Психологическая подготовка педагога в России. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. — СПБ, РГПУ, 2006.
  11. Семикин В.В. Психологическая культура в образовании человека. — СПБ, РГПУ, 2002.
  12. Архивные материалы:
  13. Материалы по предполагаемому педагогическому отделению (Материалы комиссии по выработке новых штатов и положений). — РГИА. Фонд 1129, оп. 1, № 81.
  14. Протоколы и отчеты за 1913–1914 гг. — РГИА. Фонд 1129, оп.1, № 83, 84.
  15. Собственная Ея Императорского Величества кан- целярия по учреждениям Императрицы Марии. — РГИА, Фонд 758, оп.1, № 1420 г, 1797.
  16. Собственная Ея Императорского Величества канцелярия по учреждениям Императрицы Марии. — РГИА. Фонд 759, оп.101, № 207, 1869.

Информация об авторах

Семикин Виктор Васильевич, доктор психологических наук, профессор, декан психолого-педагогического факультета Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург, Россия

Игнатенко М.С.

Метрики

Просмотров

Всего: 1337
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 971
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 2