Факультет герценовских психологических традиций

1191

Общая информация

Рубрика издания: События

Тип материала: обзорная статья

Для цитаты: Регуш Л.А. Факультет герценовских психологических традиций [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2007. Том 4. № 4. С. 26–30. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2007_n4/28912 (дата обращения: 10.12.2024)

Полный текст

Психолого-педагогическому факультету Российского государственного педагогического университета им. А.И. Гер­цена 10 лет. Он создан и развивается на основе давних, фундаментальных традиций, которые складывались с 1925 года, когда была создана первая в России кафедра психологии. Эти традиции закладывали, сохраняли и развивали на протяжении более восьмидесяти лет выдающиеся ученые, профессора — основоположники отечественной психологии: М.Я. Басов, А.П. Болтунов, С.Л. Рубинштейн,. Л.С. Выготский, М.Н. Шардаков, А.Л. Шнирман, Д.Б. Эльконин, В.С. Мерлин, Б.Г Ананьев, А.А. Люблинская, ГЗ. Рогинский, Е.А. Климов, М.Г Яро- шеский, А.И. Раев, А.А. Степанов, Е.П. Ильин, А.Г Кова­лев, А.И. Щербаков, В.Н. Панферов и др.

УНИВЕРСИТЕТСКИЙ СТИЛЬ РАБОТЫ

Одной из герценовских психологических традиций является университетский стиль работы кафедры, заложенный М.Я. Басовым и характеризующийся единством научно-исследовательской и учебной работы. Начиная с момента создания и на протяжении всех 82 лет существования, кафедра развивала свои научные школы, способствовала развитию отечественной психологии. Энергией М.Я. Басова педагогический институт им. А.И. Герцена был превращен в крупнейший центр психолого­педагогических исследований. На педологическом отделении работали С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, на кафедре педологии — Д.Б. Эльконин, В.С. Мерлин, В.А. Вагнер, М.Н. Шардаков, А.А. Люблинская, Н.Г. Озерецкий, Е.О. Зейлигер-Рубинштейн.

Думая о будущем психологии, М.Я. Басов писал, что «истинно научная психология будет иметь своим параметром развивающуюся личность, как единый организм, живущий единой жизнью» [1, с. 36]. Им было положено начало структурному анализу процессов поведения, создавалось средство целостной характеристики процессов деятельности на основе анализа динамических связей, в результате которых эта целостность возникает. Этому посвящена работа «Структурный анализ поведения как основная проблема и орудие педагогической психологии». Одновременно с установлением основных положений структурного анализа М.Я. Басов решает и другую задачу — изучения средовых условий, от которых зависит процесс деятельности. Работы М.Я. Басова и его сотрудников в этой области были восприняты как появление новой научной школы, получившей название «группа Басова». Ведя большую научную работу, М.Я. Басов активно участвовал в перестройке науки психологии. Он по-новому определял предмет психологии, указывал на необходимость изучения деятельности в реальной действительности. Объектом изучения, согласно М.Я. Басову, являлся человек как сознательный деятель, сформированный всей предшествующей историей общественного и индивидуального развития. Предметом психологического изучения признавалась деятельность, объединяющая внешнее с внутренним. Указание М.Я. Басова на структурность и целостность, характеризующие психику вообще и психику человека в частности, является основополагающим для психологии. В дальнейшем он приходит к построению своего учения — оригинальной педологической системы, опубликованной в «Общих основах педологии» (1928, 1931).

В период с 1931 по 1941 годы кафедрой руководит профессор С.Л. Рубинштейн. Он выделяет три направления в научной работе, первое — развитие теоретических принципов психологии в ходе построения системы психологических знаний; второе — дальнейшая разработка принципа единства сознания и деятельности и выдвижение новых общепсихологических принципов, к которым впоследствии стали относиться принцип детерминизма, трактовка психологического как процесса и др.; третье — экспериментальное исследование психологических процессов (восприятие, мышление, память, речь и т.д.) в конкретных видах деятельности человека.

Работы С.Л. Рубинштейна «Основы психологии» (1935), а затем «Основы общей психологии» (1940) представляют собой построение общей системы психологических знаний на единой философско-методологической основе, центральным звеном которой выступает принцип единства сознания и деятельности.

Экспериментальная разработка принципа единства сознания и деятельности осуществлялась сотрудниками кафедры и аспирантами при изучении развития психики ребенка в условиях воспитания и обучения, то есть в педагогическом процессе (В.Н. Мясищев, В.С. Мерлин, А.А. Люблинская, А.М. Леушина, А.П. Семенова, М.Н. Шардаков, С.Н. Шабалин и др.) [5].

Этот принцип определил и требования к построению экспериментальных методик.

I Согласно первому из них, исследование осуществляется в ходе развития психики ребенка, что позволяет приблизиться к выявлению механизма этого развития. Второе требование, вытекающее из предыдущего, состояло в том, чтобы «изучать детей, обучая их, и обучать, изучая развитие их психики». Третье — предписывало учет индивидуальных особенностей испытуемых. Как писал впоследствии М.Г. Ярошевский: «в этом педагогическом институте С.Л. Рубинштейн создал прославленный центр психологических исследований, свою научную школу, которая имела своего научного лидера и выдвинутую им исследовательскую программу».

Ученый совет Института психологии на заседании 16 апреля 1943 года в связи с выдвижением кандидатуры С.Л. Рубинштейна в члены-корреспонденты АН СССР так характеризовал кандидата: «Имя профессора Рубинштейна самым непосредственным образом связано с успехами, которые достигнуты в настоящее время в советской психологии. Капитальный труд профессора Рубинштейна «Основы общей психологии» впервые всесторонне и обоснованно представил психологию как относительно законченную научную систему» (с. 75). Труд этот, как известно, создавался в период работы С.Л. Рубинштейна в ЛГПИ им. Гер­цена и объединял исследовательскую деятельность всех сотрудников. (Сергей Леонидович Рубинштейн. Личное дело профессора МГУ // Архив МГУ ф. 1. оп. 34, д. 7730).

С 1946 года кафедру возглавлял профессор М.Н. Шардаков. В период с 1945 по 1963 гг. руководство кафедры и ее коллектив основные усилия направили на разработку проблем онтогенеза познавательных процессов школьников в учебной деятельности. Еще в своей диссертации «Усвоение и сохранение знаний в обучении» (1940) М.Н. Шардаков останавливается на процессе учения, который по своей психологической характеристике представляет собой целостную деятельность, где ведущее значение играют процессы мышления. Примером этого может служить его монография — «Очерки психологии учения» (1961). В ней дается характеристика развития «форм мышления» у школьника: в частности, процесса формирования у него понятий и нахождения причинно-следственных связей. В монографии освещаются вопросы развития мыслительных навыков и их переноса в учении. В 1955 году выходит в свет еще одна книга профессора М.Н. Шардакова «Очерки психологии школьника». Центральной главой данной книги является глава о развитии мышления школьника. В ней, помимо характеристики развития у школьника различных форм мышления, излагаются закономерности развития деятельности мышления в данном возрасте. Развитие мышления рассматривается в единстве с развитием речи, памяти и других познавательных процессов. Автором выдвигается положение о развитии мышления в единстве его общих и особенных закономерностей. «В процессе изучения основ наук, — пишет М.Н. Шар­даков, — в связи со спецификой содержания каждой их них у школьников развиваются соответствующие особенные закономерности мышления. Но одновременно с этим мышление учащихся развивается и в его общих закономерностях».

Научной школой М.Н. Шардакова (А.Д. Виног­радова, Т.И. Бочкарева, В.Н. Бабий, И. Ломпшер, Я.И. Петров, А.И. Раев и др.) были заложены основы отечественной психологии учения, которые остаются актуальными и в настоящее время.

Развитием идей С.Л. Рубинштейна и М.Н. Шардакова явилось сформировавшееся на кафедре в 70-80-е годы прошлого века научное направление, посвященное изучению психологии труда и личности учителя. Его возглавил заведующий кафедрой, профессор А.И. Щербаков. В рамках этого направления были не только даны психологические характеристики функций в деятельности учителя, но и изучены его личностные аспекты: педагогическая направленность, мотивы выбора профессии учителя, влияние личности учителя (его эмоционального состояния, волевых качеств, темперамента) на учебную деятельность школьников.

 

Научные школы профессоров А.И. Раева и А.А. Степанова, созданные в 80-90-е годы занимались психологическим обоснованием новых методов обучения. По сути, это были психологические исследования и разработка инновационных технологий обучения. В школе профессора А.И. Раева изучались возможности управления умственной деятельностью учащихся в процессе обучения средствами программированного обучения (ПИ. Вергелес, Л.А. Матвеева, Л.А. Регуш, Л.Н. Кутергина, Н.Н. Лобанова и др.). Результатом стали не только сами разработки программированных обучающих средств на основе психологической концепции управления, но и оригинальный учебник «Педагогическая психология» под редакцией А.И. Раева.

В научной школе профессора А.А. Степанова созданы психологические основы учебного телевидения, опираясь на которые в 70-80-е годы создавались передачи Ленинградского учебного телевидения. Основные положения его теории использованы в разработке современных аудиовизуальных технологий (Т.Н. Носкова, И.П. Никитина и др.).

С начала 90-х годов и по настоящее время на кафедре работает профессор Е.П. Ильин, научная школа которого вносит огромный вклад в развитие различных проблем общей и дифференциальной психологии и психофизиологии. Монографии профессора Е.П. Ильина пользуются широкой популярностью у психологов: «Эмоции и чувства», «Мотивация и мотивы», «Психология состояний», «Дифференциальная психология: мужчина и женщина», «Психология воли» и др.

Современная кафедра психологии развития и образования — преемница той первой кафедры, научные школы которой перечислены выше, стала профильной кафедрой психолого-педагогического факультета. Традиция вести учебную работу в единстве с активной научно-исследовательской деятельностью сохраняется. Сейчас, помимо научной школы профессора Е.П. Ильина, кафедру представляет научная школа профессора Л.А. Регуш, которая последние 14 лет в рамках психологии развития разрабатывает тематику, связанную с особенностями социализации подростков в условиях кризиса, а затем социального расслоения российского общества. Формируется и активно развивается научная школа профессора И.А. Баевой, которая исследует одну из актуальных проблем современности — проблему психологической безопасности в образовательной среде и социальном взаимодействии.

Университетский стиль работы кафедры психологии развития и образования является основополагающим для факультета, который становится одним из ведущих центров подготовки психологов для системы образования.

РАЗРАБОТКА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ

Традиционной для герценовской психологической школы во все годы ее существования была разработка теории и методики психологической подготовки учителя [2; 3; 5]. Одной из главных практических задач, стоящих перед психологией 20-30-х годов, была задача подготовки учителя, вооруженного не только знаниями об особенностях ученика, но и методом научного исследования. Первые серьезные попытки дать ответ на вопрос: «Как готовить педагога-исследователя?» принадлежат известным группам психологов во главе с М.Я. Басовым и К.Н. Корниловым.

М.Я. Басова очень волновало, почему при подготовке педагога, вся деятельность которого связана с постоянными наблюдениями над детьми, не уделяется должного внимания подготовке его к этим наблюдениям. Он резко критиковал тех педагогов, которые считали, что все образуется само собой, и каждый сможет сам, когда это понадобится, развить в себе нужные для наблюдения способности и навыки. М.Я. Басов утверждал, что такое отношение ведет к «убийственной кустарности ... и беспомощности» педагогов перед вопросами, связанными с познанием ребенка. Много сил отдал М.Я. Басов разработке метода объективного наблюдения. С этой целью в 1923-1924 учебном году он ввел в Ленинградском педагогическом институте дошкольного образования, где в это время работал, курс «Методика психологических наблюдений», а в 1925 году он продолжает читать свой курс уже для студентов-герценовцев.

В 1926 году издаются работы профессора А.П. Бол­тунова: «Трудовая школа в психологическом освещении», «Педагогическая характеристика ребенка». Ассистентом кафедры А.А. Люблинской в этом же году публикуется «Измерительная шкала ума для детей дошкольного возраста», а в 1927 году издается «Измерительная шкала ума для поклассных испытаний школьников». В том же году выходит в свет «Практикум по теории психологических испытаний». Это результат многолетней работы профессора А.П. Болтунова по вопросам экспериментальной психологии.

Наряду с разработкой методологических проблем общей психологии и психологии развития С.Л. Рубин­штейн привлекает внимание к проблеме педагогического образования. Появляется цикл его статей, где с позиций психолога-практика раскрываются вопросы взаимоотношений учитель — ученик, качества личности учителя, роль психологии в подготовке учителя. Этим вопросам посвящены такие его малоизвестные статьи как «Педагогика и психология» («Педагогическое образование» № 6, 1935), «Вопросы преподавания психологии в педвузе» («Педагогическое образование», № 4, 1935).

В 1945-1957 гг. коллективом кафедры осуществлялась серьезная научно-методическая работа. В частности, доценты А.П. Семенова и А.А. Люблинская разработали программу «Фактическое содержание курсов психологии школьников» и программу лабораторных занятий по курсу общей психологии для студентов педагогического факультета, а также систему заданий по всем темам, входящим в данный практикум. Разработка курса психологии дошкольника своим результатом имела подготовку к печати монографии

A.   А. Люблинской «Очерки психологии детей раннего и дошкольного возраста». Кафедрой велась систематическая работа по созданию методических разработок по вопросам анализа психологической стороны урока, изучению и составлению характеристики школьника и классного коллектива.

В 60-70-е годы работа кафедры по совершенствованию психологической подготовки педагога продолжается. Сотрудники кафедры становятся авторами учебника по психологии, который был в те годы одним из немногих учебников для психологической подготовки учителя — «Общая психология» под редакцией

B.   В. Богословского, А.А. Степанова, А.Г Ковалева. Книга была переиздана в 1973 и 1981 годах. Сотрудники кафедры опубликовали учебное пособие в двух частях «Практикум по психологии» (ред. А.И. Щер­бакова, 1970, 1972); «Практикум по общей психологии» (ред. А.И. Щербакова, 1979, 1982); «Практикум по возрастной и педагогической психологии» (ред. А.И. Щербакова, 1987), учебные пособия к спецкурсам «Психология воспитания школьника» (Богословский, 1974); «Развитие способности прогнозирования в познавательной деятельности» (Регуш, 1983); «Прогностические способности учителя и их диагностика» (Регуш, 1989); множество методических разработок и рекомендаций.

В 90-е годы, уже в условиях работы психолого-педагогического факультета, традиционная для кафедры работа по созданию учебно-методических материалов для подготовки учителя приняла российские масштабы. С начала 90-х годов и по настоящее время на базе кафедры психологии работает Совет Учебно-методического объединения по базовой психологической подготовке по направлениям педагогического образования. Совет объединяет руководителей психологических кафедр 21-го педвуза страны, разрабатывает учебно-методические материалы. Члены Совета в коллективном взаимодействии разработали и опубликовали программы курсов по дисциплине «Психология», аттестационные материалы, задания для самостоятельной работы ко всем курсам, а также разработали и опубликовали для стандартов нового поколения практико-ориентированную концепцию психологической подготовки педагога.

ЕДИНСТВО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И РАБОТЫ И ПРАКТИЧЕСКОГО
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА [6]

В решении основной задачи факультета — подготовке практических психологов для системы образования — кафедра ориентируется на те традиции, которые сформировались за долгие годы работы психологов- герценовцев. Начиная с 30-х годов эта работа велась на кафедре по направлениям, которые определялись потребностями практики:

•       создание методов познания развивающегося человека и взаимодействия с ним (разработка теоретических основ исследований, разработка инструмента исследований — методов и методик);

•       практическая работа педологов и психологов в образовательных учреждениях;

•       просветительская работа психологов;

•       психологическое обоснование и сопровождение педагогических инноваций;

•       психологическая подготовка учителя как условие успешной работы психологов в образовании.

В разные годы в силу политических или экономических причин превалировало то или иное направление, но практическая направленность в работе психологов всегда сохранялась. Возможность изменить ситуацию с психологической подготовкой учителя появилась в начале 90-х годов, когда в России начинает бурно развиваться практическая психология, в том числе и в системе образования:

•       меняются технологии передачи знаний (активно используются тренинги, активные методы обучения);

•       преподаватели психологии вносят элементы практической психологии в лекционные и семинарские занятия;

•       преподаватели академических курсов стремятся повысить свою квалификацию знаниями в сфере практической психологии (посещают курсы, тренинги, семинары, учатся в различных институтах, ориентированных на психологическую помощь человеку).

Настоящий прорыв в практической психологии связан с приходом на кафедру психологии профессора В.Н. Панферова в 90-е годы. Он поставил задачу — на базе общеуниверситетской кафедры начать подготовку практических психологов. С этого времени началась целенаправленная работа по подготовке к открытию факультета.

ПОДГОТОВКА КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ ДЛЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Одна из традиций герценовской психологической школы состоит в подготовке кадров высшей квалификации для системы образования [8]. Традиционно при кафедре психологии была аспирантура, докторантура, совет по защите диссертаций. В довоенные годы на Ученом Совете института по кафедре психологии защитили докторские диссертации такие известные психологи как Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Б.М. Теп- лов, сотрудник кафедры М.Н. Шардаков. Во все последующие десятилетия кафедра готовила психологов высшей квалификации для вузов России и зарубежья, далеко неполный их перечень приведен в книге «Первая в России психологическая кафедра». Руководителями различных психологических подразделений вузов России являются выпускники кафедры: профессора А.А. Андреев С.П. Иванова (Псков), И.А. Баева (Санкт- Петербург), И.М. Ильичева (Коломна), Е.В. Опевалова (Комсомольск-на-Амуре), ПВ. Утенбергенова-Ванакова (Биробиджан), Т.В. Миронова (Улан-Удэ), Н.С. Морова (Йошкар-Ола), В.А. Сонин (Смоленск), Н.Ю. Скоро­ходова (Петрозаводск), Л.А. Матвеева (Санкт-Петербург), В.Л. Ситников (Санкт-Петербург), Флотская (Архангельск), М.Б. Калашникова (Великий Новгород), Ю.Т. Матасов (Санкт-Петербург), Л.А. Регуш (Санкт- Петербург), Р.П. Мильруд (Тамбов), доценты М.И. Пос­тникова (Архангельск), Макаровская (Петрозаводск), А.К. Юров (Таганрог), Л.В. Лежнина (Йошкар-Ола).

Развивающийся факультет имеет два диссертационных совета, которые проводят защиту диссертаций по 6 специальностям: общая психология, история психологии, психология личности; социальная психология; клиническая психология; психология труда; психология развития, акмеология; педагогическая психология.

Литература

  1. Басов М.Я. Методика психологических наблюдений над детьми. — М., 1926.
  2. Богословский В.В. О методической работе на кафедре психологии ЛГПИ им. А.И. Герцена // В.П. 1979. № 6. — С. 179–182.
  3. Пархоменко О.Г., Ронзин Д.В., Степанов А.А. Рубинштейн С.Л. как педагог и организатор психологической науки в Ленинграде // Психологический журнал. 1989. Т. 10. № 3.
  4. Регуш Л.А., Игнатенко М.С. Первая психологическая кафедра в России: история и современность. — СПб, 2003.
  5. Регуш Л.А., Семикин В.В. Вокруг «Основ общей психологии» // Проблема субъекта в психологической науке. Под ред. А.В. Брушлинского. — М, 2000. — С. 121–132.
  6. Регуш Л.А. История развития практической психологии в системе образования.// Психологическая подготовка в вузе: проблемы и подходы к решению. Часть 2. — Челябинск, 2004. — С. 3–17.
  7. Регуш Л.А. История психологической подготовки педагога в России // Материалы Всероссийской научно-практ. конференции «Психологическая подготовка педагога в России: история и современность». — СПб. 2005. — С. 5.
  8. Регуш Л.А., Игнатенко М.С. Первая в России психологическая кафедра, — СПб, 2003.
  9. Семикин В.В. Психологическая культура в педагогическом взаимодействии. Дисс. докт. психол. наук. — СПб, 2004.  

Информация об авторах

Регуш Людмила Александровна, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии развития и образования Института психологии, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» (ФГБОУ ВО РГПУ им. А.И. Герцена), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8023-3773, e-mail: schuger@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1138
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 1191
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 2