Методология постнеклассической психологии и подготовка практических психологов

4863

Общая информация

Рубрика издания: Подготовка кадров

Тип материала: краткое сообщение

Для цитаты: Манеров Д.Х., Королева Н.Н., Богдановская И.М. Методология постнеклассической психологии и подготовка практических психологов [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2007. Том 4. № 4. С. 56–60. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2007_n4/28919 (дата обращения: 05.12.2023)

Фрагмент статьи

Современная психологическая наука оказывается «на пересечении» наук о природе и наук о духе, вбирает в себя принципы как объективного, «физического», так и субъективного, гуманитарного познания, совершает переход от жестко детерминированного естественнонаучного знания к диалогичности, рефлексии и описанию целостной и уникальной личности в контексте ее жизненного пути. Одной из базовых тенденций современной психологии выступает поиск новых теоретико-методологических подходов, предполагающих взаимопроникновение методов познания естественных и гуманитарных наук, интеграцию и дополнительность различных объяснительных схем, концепций, моделей психологических феноменов. Фундаментальные проблемы психологической науки, связанные с феноменологией сознания современной личности, природой внутренних механизмов и закономерностей бытия человека в мире, находят свое разрешение в синтезе различных областей гуманитарного знания, взаимопроникновении методов познания различных наук о человеке.

Литература

  1. Аршинов В.И. Когнитивные стратегии синергетики // Онтология и эпистемология синергетики. — М., 1997.
  2. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. — М.: «Медиум», 1995.
  3. Глазерсфельд Э. Введение в радикальный конструктивизм // Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. 2001. № 4.
  4. Дружинин В.Н.. Экспериментальная психология. — М., ИНФРА-М, 1997.
  5. Зинченко В.П. Кризис или катастрофа? Психология и новые идеалы научности (материалы круглого стола) // Вопросы философии, 1993, № 5.
  6. Леонтьев Д.А. Психология смысла. — М., Смысл, 1999.
  7. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. — Смоленск, 1997.
  8. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. — М.: Прогресс, 1986.
  9. Розин В.М. Семиотические исследования. — М.: Университетская книга, 2001.
  10. Руднев В.П. Прочь от реальности. — М., Аграф, 2000.
  11. Степин В.С., — 1992.
  12. Уилсон Р. Квантовая психология. — Киев, «ЯНУС», 1999.
  13. Хакен Г. Информация и самоорганизация: Макроскопический подход к сложным системам. Изд. 2-е, доп. — М.: URSS: КомКнига, 2005.
  14. Черникова И.В. Философия и история науки: Учебное пособие. — Томск, Изд-во НТЛ, 2001.
  15. Янчук В.А. Введение в современную социальную психологию. — Минск: АСАР, 2005.
  16. Gergen, K.J. Social psychology as social construction: The emerging vision. In C. McCarty & A.Haslam (Eds.), The message of social psychology: Perspectives on mind in society. — Oxford: Blackwell, 1997.
  17. Harre R. Metaphysics and methodology: Some prescriptions for social psychological research // European journal of social psychology. 1989. Vol. 19. № 5.  

Информация об авторах

Манеров Дмитрий Хайдарович, доктор психологических наук, заведующий кафедрой методов психологического познания РГПУ им. А. И. Герцена, Россия

Королева Наталья Николаевна, доктор психологических наук, заведующая кафедрой методов психологического познания, РГПУ им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия, e-mail: korolevanatalya@mail.ru

Богдановская Ирина Марковна, кандидат психологических наук, доцент кафедры методов психологического познания, РГПУ им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия, e-mail: biggi66@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1164
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 10

Скачиваний

Всего: 4863
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 5