Психологов нельзя списывать на общие расходы

541

Общая информация

Рубрика издания: События

Тип материала: обзорная статья

Для цитаты: Решетникова О.В. Психологов нельзя списывать на общие расходы [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2008. Том 5. № 2. С. 8–14. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2008_n2/28588 (дата обращения: 13.12.2024)

Полный текст

 

В условиях коренных изменений в системе образования психологи, работающие в образовательных учреждениях, испытывают вполне понятную тревогу за свое будущее. Особое беспокойство вызывает переход на нормативное подушевое финансирование, при введении которого специалисты ряда регионов вообще могут оказаться «за бортом» образовательной системы.

Поэтому сейчас, как никогда раньше, дело «спасения утопающих» находится в их собственных руках. Многие субъекты РФ всерьез задумались над тем, как в новых условиях сохранить в школах не только  педагогов-психологов, но и других специалистов, необходимых для поддержки детей | в процессе обучения.

Одними из первых конкретные шаги в этом направлении предприняли руководители психологической службы Самарской области, где были разработаны и утверждены два важных документа: «Постановление о психологическом обеспечении образовательного процесса в системе Министерства образования и науки Самарской области № 231 от 31.10. 2007 г» и «Методика расчета норматива бюджетного финансирования находящихся в ведении Самарской области государственных образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов и государственных образовательных учреждений дополнительного образования детей». С этими документами читатели «Вестника практической психологии образования» могут познакомиться на CD этого номера.

Разработки самарских коллег, которые одними из первых решили пересмотреть место и роль психолога в структуре современного образования и создать собственную модель финансирования, вызвали живой интерес не только в психологическом сообществе, но и в Министерстве образования и науки РФ, в планах которого стоит написание методических рекомендаций по нормативному подушевому финансированию ППМС-центров.

Но, поскольку Самарская область всегда была одним из самых благополучных регионов в плане развития психологической службы, у многих специалистов возникли сомнения в возможности применения этого опыта в других местах.

На вопросы участников семинара отвечали представители федерального и самарского министерств образования и науки

СОВЕЩАНИЕ В САМАРЕ

Чтобы помочь коллегам разобраться в сложностях нормативного подушевого финансирования, Министерство образования и науки РФ, Министерство образования и науки Самарской области, Федерация психологов образования России совместно с Самарским региональным социально-психологическим центром провели 13-15 февраля Всероссийский семинар-совещание руководителей региональных психологических служб «Специфика нормативно­правового обеспечения деятельности ППМС-центров в условиях подушевого финансирования».

Одной из задач этого мероприятия стала подготовка методических рекомендаций на федеральном уровне «Методика расчета нормативов бюджетного финансирования расходов в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи».

В семинаре-совещании приняли участие более ста человек, среди которых не только руководители ППМС-центров, но и экономисты, юристы, другие специалисты, работающие в центрах. В отличие от многих совещаний, это мероприятие было комплексным и сочетало в себе как элементы обсуждения и обмена опытом, так и обучение и творчество.

Представитель федерального Министерства образования и науки Е.И. Метелькова предложила участникам подключиться к составлению перечня услуг ППМС-центров, которые следует рассчитывать как единый норматив. Дело в том, что эти образовательные учреждения не имеют постоянного контингента детей, поэтому подушевые расчеты там вести сложно. Скорее всего речь должна идти о разработке общих нормативов на учреждение.

Согласно программе, участникам семинара-совещания предстояло, познакомившись с имеющимися документами, научиться рассчитывать «финансирование организации образовательной деятельности по общеобразовательным программам (основным, дополнительным) и начального профессионального образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического здоровья, психолого-педагогического и социально-педагогического сопровождения субъектов образовательной деятельности школ, школ с углубленным изучением отдельных предметов, лицеев и гимназий, комплексной и психолого-педагогической и медико-социальной помощи». 


Именно эти «тяжелые» формулировки пока что являются единственным «спасательным кругом», который может помочь российским психологам при реализации «модельной методики введения нормативного подушевого финансирования реализации государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования», где финансирование психолого-педагогической помощи (как впрочем и социально-педагогической) не учитывается.

 

К сожалению, большинство наших специалистов не знакомы с документами, определяющими деятельность психологической службы. Поэтому сокращение ставок педагогов-психологов воспринимается как неизбежное зло. Самарские коллеги, поняв, что спасение утопающих — дело их собственных рук, решили реальными расчетами доказать обоснованность финансирования не только педагогов- психологов, но и социальных педагогов, логопедов. Но чужой опыт не всегда воспринимается позитивно.

В начале семинара его организаторам даже пришлось преодолевать сопротивление некоторых его участников, доказывая, что в современных социальных и экономических условиях переход на нормативное подушевое финансирование действительно является необходимостью.

В целом работа велась тщательная и кропотливая. Необходимо было учесть реальную ситуацию в каждом из регионов. Все участники разбились на группы под руководством ведущих специалистов Самарского регионального социопсихологического центра. В конце каждого часа проходило межгрупповое обсуждение результатов работы каждой группы.

В дискуссии о современной ситуации и проблемах в психологической службе системы образования приняли участие многие специалисты, приехавшие на семинар. О том, что сейчас психологические услуги в образовании востребованы как никогда раньше, говорили практически все.

В.П. Стаховская, директор Калининградского областного центра диагностики и консультирования, отметила, что, по данным обследования, около 33% современных детей имеют различные проблемы, требующие вмешательства психолога. Среди них серьезные комплексные проблемы физического, психологического и интеллектуального развития, обусловленные плохим питанием и условиями жизни, потерей нравственных ориентиров. Один из негативных факторов, который бросается в глаза, — резкое снижение уровня интеллектуального развития. При этом зачастую психолого-педагогическая помощь нужна не только детям, но и их родителям.

Эти и другие причины, считают руководители психологических служб, указывают на необходимость перехода системы образования на нормативное подушевое финансирование, при котором ребенок в зависимости от особенностей своего развития может обучаться и получать помощь в различных образовательных учреждениях.

Государству этот переход выгоден, поскольку позволяет экономить средства за счет их целевого использования. Но нельзя забывать о том, что в условиях перехода к рыночной экономике образование как услуга становится своеобразным товаром. А любой товар требует нормативов для его создания и оценки качества. При этом сегодня, когда психологи вместе с другими специалистами (логопедами, дефектологами, социальными педагогами) финансируются по остаточному принципу, очень трудно даже примерно определить сумму, в которую можно оценить их деятельность.

Самарские специалисты пошли по другому пути и разработали нормы исходя из реальной потребности системы образования в услугах психолога. Но эта модель будет работать только тогда, когда психологические услуги будут качественными, эффективными и соответствующими запросам всех участников образовательного процесса.

Но и в этом случае необходимо контролировать качество предоставляемых услуг, расширив участие в этом процессе самого профессионального сообщества.

Участники совещания пришли к практически единодушному мнению о том, что переход на нормативное финансирование в теории содержит много плюсов, в том числе и для психологов, работающих в образовании; с другой же стороны — он таит и немало опасностей.

Но при грамотном претворении в жизнь этого проекта могут возрасти качество и объем услуг, предоставляемых психологами. А некоторые малокомплектные школы и небольшие центры могут получить вторую жизнь. Ведь при оказании качественных услуг населению они начнут развиваться и совершенствоваться.

В ходе совместной работы были обозначены важные аспекты обеспечения работы психологов в новых условиях. Прежде всего, каждый ППМС-центр должен иметь документ, в котором фиксируются предоставляемые им услуги, требования к их качеству. В этом случае изменяется отношение к работе специалистов.

Ряд участников семинара поддержали идею о том, что при разнообразии услуг которые оказывают ППМС- центры детям, очень сложно отследить нормативы на каждый вид деятельности. Проще и эффективнее рассматривать сам центр как нормативную единицу.

В ходе семинара-совещания его руководитель — директор Самарского регионального социопсихологического центра Т.Н. Клюева — подробно ответила на многочисленные вопросы участников, а затем участникам представилась возможность обсудить проблемы юридического статуса и финансирования ППМС-центров со специалистами Министерства образования и науки Самарской области, принимавшими непосредственное участие в разработке нормативно­правового обеспечения самарских психологов.

Участников семинара консультировали Н.Б. Ко­лесникова (начальник отдела высшего образования), Н.И. Хабибуллина (главный консультант управления ресурсного обеспечения образования) и Т.В. Ракина (консультант управления организационно-правового и кадрового обеспечения). Доступность и прекрасное владение материалом этих представителей самарского министерства подарили присутствующим надежду на конструктивный диалог с представителями своих органов управления образованием.

На третий день работы семинара каждый из участников смог, используя предложенные разработки, самостоятельно рассчитать услуги по психолого-педагогическому и социально-педагогическому сопровождению субъектов образовательной деятельности, внося при этом в методику дополнения и поправки. А это значит, что работа по созданию единой методики расчета нормативов деятельности психологов системы образования началась.

ВСТРЕЧА В «ОРЛЕНКЕ»

А через два месяца (22-25 апреля) во Всероссийском детском центре «Орленок» прошел еще один всероссийский семинар-совещание «Актуальные вопросы деятельности ППМС-центров», организованный Министерством образования и науки РФ и Федерацией психологов образования России.

Это было самое динамичное, творческое и продуктивное совещание, на котором мне удалось побывать за последние годы. После встречи на самарской земле многие коллеги поняли, что именно от их активности во многом будет зависеть их дальнейшая судьба. Поэтому терять драгоценное время и тратить его на непродуктивные разговоры никто не хотел. Все выступления были четкими и конструктивными, в каждом подчеркивался тот позитивный опыт, который есть в регионе и который может быть изучен, обобщен и распространен среди коллег Ведь самарская модель, с которой многие директора центров познакомились только в феврале, уже активно внедрена в деятельность многих региональных и городских центров. А в Новосибирске и Ростове-на-Дону даже творчески переработана и дополнена.


Возникающие в ходе работы семинара дискуссии, как правило, заканчивались выдвижением конкретных предложений и рекомендаций. Причем часто об этом даже не надо было просить участников семинара: они понимали, что для создания официальных документов нужны четко обоснованные и реалистичные предложения. Они и поступали в достаточном количестве.

Выступление основного организатора семинара

—   представителя Министерства образования РФ Е.И. Метельковой «Нормативно-правовое регулирование деятельности образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, в условиях модернизации российского образования» началось с обсуждения вопроса о сертификации. Не секрет, что призрак этого загадочного и мало кому понятного явления тревожит многих специалистов, которые видят в нем дополнительную проверку их компетентности: что-то вроде еще одной аттестации.

Не вызывает поддержки идея сертификации и у руководителей психологических служб. Прежде всего, из-за полной неясности того, что из себя будет представлять этот процесс.

На самом деле этот процесс нужен самому профессиональному сообществу. Он является дополнительной гарантией востребованности психолога, своеобразным «знаком качества». И принимать решение о разработке и запуске механизма сертификации должно само сообщество. Добровольная сертификация специалистов

—   возможность разграничить высококвалифицированных работников и шарлатанов и даже не совсем здоровых людей, которых притягивает возможность, легко получив удостоверение о прохождении кратковременных курсов по одной из психологических практик, считать себя вправе работать с детьми.

Сертификация специалистов тесно связана с регулярным повышением квалификации, причем по тем специальностям, которые профессиональное сообщество определит как необходимые для профессионального роста. И те психологи, которые не только регулярно повышают свой профессиональный уровень, но и проходят через систему супервизии своей деятельности, считаются сертифицированными специалистами.

К сожалению, в нашей стране система сертификации пока что находится в зачаточной стадии. Для того чтобы она стала действенным механизмом повышения профессионализма педагогов- психологов, нужна большая работа всего психологического сообщества. Кроме этого, предстоит органично «встроить» механизм сертификации в существующую государственную систему аттестации и повышения квалификации специалистов. Как правильно отметили многие участники совещания, при присвоении специалистам разрядов и окладов учитываются только государственные документы.

Для того чтобы сертификация начала приносить пользу и защищать психологов, им самим необходимо начать ее подготовку. А это потребует такого масштабного начинания как разработка профессионального стандарта деятельности психолога образования. Сделать эту работу качественно, с учетом реальной ситуации в системе образования можно только «всем миром», через открытое и широкое обсуждение в рамках профессионального сообщества.

В своем выступлении Елена Ивановна подробно рассказала о том, что удалось сделать в рамках Министерства образования за прошедший с самарского совещания период. Поскольку намеченная на май этого года Коллегия Министерства образования по развитию психологической службы перенесена на март 2009 года, появилась возможность для более обстоятельной ее подготовки. Сейчас собираются материалы и готовится справка об актуальном состоянии психологической службы.

В полном объеме запущен Всероссийский мониторинг региональных психологических служб в системе образования, охватывающий все регионы страны. Такой комплексной работы, считает Е.И. Метелькова, не проводилось со времени создания службы. «Психологи нужны образованию, и их нельзя списать на «прочие расходы», как это сейчас пытаются сделать финансисты!» — уверена она.

Для координации деятельности Министерства образования и науки РФ, Федерации психологов образования России с региональными психологическими службами решено было создать Совет директоров ППМС-центров — именно эти специалисты сейчас определяют судьбу психологических служб в регионах.

Совещание в «Орленке». Если члены президиума радуются — взаимопонимание с аудиторией достигнуто


Ю.М. Забродин (доктор психологических наук, профессор, проректор по научной работе МГППУ) познакомил собравшихся с инновационными образовательными программами Московского городского психолого-педагогического университета, которые могут быть интересны специалистам других регионов. В их основе лежит интеграция науки, образования и практики.

Среди проектов МГППУ — ряд программ по подготовке бакалавров. Этот вопрос стал темой оживленной дискуссии, так как подготовка психологов по этой сокращенной программе пока что вызывает больше вопросов, чем ответов. Чем будут заниматься эти специалисты? Могут ли они работать в образовательных учреждениях? Какую квалификационную категорию им можно присваивать?

На семинаре было решено обратиться к Министерству образования и науки РФ, чтобы оно совместно с профессиональным сообществом приступило к разработке положения об изменениях образовательной деятельности в рамках ППМС-центров. К сожалению, в соответствии с нормативной базой современного образования ППМС-центры могут финансироваться только в рамках их образовательной деятельности, но многие руководители про это не знают или не хотят знать.

Татьяна Леонидовна рассказала, что в рамках центра психологической диагностики и консультирования можно не только заниматься образовательной деятельностью детей по индивидуальным коррекционным программам, но и проводить обучение взрослых: центр имеет лицензию на повышение квалификации психологов. Для отдаленных сельских районов организуются выездные программы. Центр планирует также приглашать специалистов из Москвы и других городов.

Конечно, в Новосибирской области существуют и общие для всех психологов проблемы. Решением директоров образовательных учреждений психологи во многих школах сокращаются, несмотря на письмо областного Министерства образования, запрещающее это делать. А страдают в первую очередь небольшие сельские школы, которые остаются вообще без психологической поддержки. Выход из непростой ситуации Т.Л. Чепель видит в создании сети ППМС-ценров, охватывающих всю область.

О возможностях начальной профессиональной подготовки детей на базе ППМС-центра рассказал директор легендарного Хабаровского центра профессиональной реабилитации и коррекции А.Г Петрынин. В одном из самых криминальных регионов коллективу единомышленников удалось создать центр, где образование и профессиональная подготовка рассматриваются как средство для спасения самых трудных детей.

Начальная профессиональная подготовка осуществляется здесь в рамках общеобразовательной деятельности. Плохо одно — по существующему Положению, ППМС-центры не имеют права самостоятельно выдавать дипломы о получении среднего или среднего профессионального образования. Именно это пункт, по мнению Александра Геннадиевича, необходимо прежде всего изменить при переработке Положения. в условиях перехода на нормативное подушевое финансирование», который включен в Федеральную целевую программу развития образования (ФЦПРО). Напомню, что включение того или иного вопроса в ФЦПРО гарантирует его разработку, так как под это выделяется финансирование.

О том, как можно построить активную, в том числе и образовательную деятельность ППМС-центра, взаимодействуя с различными образовательными учреждениями, рассказала Л.К. Чаусова (директор Областного центра психологической реабилитации и коррекции, г Ростов-на-Дону). Здесь по аналогии с Самарской областью в порядке эксперимента психологи общеобразовательных школ также переданы центру.

Ростовские специалисты много и плодотворно сотрудничают с различными учреждениями, где находятся дети, совершившие различные правонарушения. Это дает возможность проводить разнообразную работу, в том числе и по разработке основ ювенальной юстиции. Лариса Казимировна уверена, что такая деятельность должна обязательно проходить в рамках государственного заказа.

Как всегда, большой интерес вызвало выступление Т.Н. Клюевой из Самары — директора Регионального социопсихологического центра. Оно было посвящено технологии формирования государственного заказа для образовательного учреждения, в котором учатся дети, нуждающиеся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Кстати, самарские коллеги готовы делиться своим опытом в самых разных

Информация об авторах

Метрики

Просмотров

Всего: 645
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 541
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0