Вестник практической психологии образования
2008. Том 5. № 2. С. 36–39
ISSN: 2658-3100 (online)
Отношение к настоящему и будущему у современных школьников и студентов
Общая информация
Рубрика издания: Работа с персоналом и развитие квалификаций
Тип материала: краткое сообщение
Для цитаты: Сидорова Н.В. Отношение к настоящему и будущему у современных школьников и студентов [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2008. Том 5. № 2. С. 36–39. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2008_n2/28594 (дата обращения: 19.11.2024)
Полный текст
В настоящее время особую значимость приобретает исследование возможностей, условий, путей развития человеческого потенциала у молодых людей подросткового возраста, ведь «...именно подростки объективно располагают той дистанцией, на которой можно выстроить новые системы отношении, укрепить их и действовать в новой ситуации.» [2, с. 7].
Не случайно основным новообразованием в этом возрасте становится жизненное и профессиональное самоопределение, осознание своего места в будущем, т. е. рождение «жизненной перспективы», которая начинает подчинять себе все другие потребности и стремления человека.
После окончания девятого класса общеобразовательной школы современному подростку предоставляется возможность сделать выбор — продолжить обучение в школе или поступить учиться в среднее специальное учебное заведение. Сегодня в этой системе обучаются более двух миллионов студентов. И от того, какие убеждения и ценностные ориентации будут сформированы у этой группы молодых людей, во многом зависит перспектива развития общества и государства.
Современный специалист должен быть конкурентоспособен на рынке труда. Поэтому ему необходимы: стремление к успеху, деловая хватка, ответственность, но в то же время: порядочность, любовь к людям, трудолюбие, моральная чистота.
Для выяснения различий в формировании отношения к настоящему (образованию, актуальным проблемам жизни) и к будущему (так как именно изменение характера этого отношения определяет границу подросткового и раннего юношеского возраста) между учениками одиннадцатых классов общеобразовательной школы и современными студентами системы среднего профессионального образования (СПО), окончившими девять классов общеобразовательной школы и поступившими в колледж в 2006-2007 гг., было проведено социально-психологическое исследование. Работа проводилась в Смоленском промышленно-экономическом колледже и в ГОУ СОШ № 294 г. Москвы с использованием социологических методов. Был разработан специальный тест, при помощи которого опрошены более 200 студентов, обучающихся на первом курсе (15-18 лет) и учеников одиннадцатых классов.
В ходе исследования было обнаружено, что 48% студентов целью своей жизни считают самореализацию, мечтают стать яркой индивидуальностью, 24% думают о создании семьи, посвящении жизни любимым, 14% мечтают о спокойной жизни, 8% стремятся к получению удовольствий.
56% школьников выбрали стремление к самореализации и 44% главным считают создание семьи.
Хочется отметить, что стремление к самореализации и у студентов системы СПО, и у школьников достаточно высоко. При этом ориентация на семейные ценности у старшеклассников вдвое выше. Выпускники школы не мечтают о спокойной жизни, растущие люди предпочитают активную жизненную позицию. Ни один из них не выбрал для ответа неопределенное утверждение о стремлении к удовольствию. Хотя среди студентов СПО встречаются те, кто ответил на этот вопрос положительно. Современные школьники точно знают, что может сделать их счастливыми, чего не скажешь об их сверстниках, обучающихся в средних специальных учебных заведениях.
Предполагаемый вид занятий для студентов СПО: 35% хотели бы заняться частным предпринимательством, 22% видят себя государственными служащими, 17% думают об индивидуальном творчестве, 6% о научно-педагогической карьере, 4% выбрали спорт и 4% вообще не хотели бы работать. Московские школьники на этот вопрос ответили так: 56% хотели бы заняться частным предпринимательством, 22% видят себя государственными служащими, 22% думают об индивидуальном творчестве.
Полученные результаты подтверждают стремление молодых людей к самореализации. Основной сферой деятельности им видится частное предпринимательство. Среди школьников нет тех, кого привлекла бы научно-педагогическая карьера и спорт, также как нет отказавшихся работать вообще.
Несмотря на профессиональное самоопределение студентов СПО, некоторые из них сомневаются в правильности своего выбора. Возможно,причина этой неопределенности кроется в юном возрасте, в котором им пришлось сделать этот выбор: некоторые молодые люди еще не были готовы к столь решающему шагу. Карьера, которую выбирает большинство опрошенных, требует от будущих специалистов формирования таких качеств как конкурентоспособность, стремление к успеху, деловая хватка, ответственность.
В исследовании личностной направленности молодых людей использовались оценочные утверждения. Здесь также присутствуют различия между студентами и школьниками.
Считают себя альтруистами, мечтают совершить что-нибудь хорошее для других 66% студентов колледжа. Среди школьников эта цифра гораздо ниже — 13%. Думают, что быть альтруистом в современном мире «опасно для жизни» 42% студентов, школьники же почти на 100% уверены в этом. 18% студентов СПО и 25% школьников верят в то, что «альтруизм спасет Россию». При этом живут с девизом «Бери от жизни все!» 44% студентов и 25% школьников.
В зависимости от ситуации ведут себя и как эгоисты, и как альтруисты 34% студентов и гораздо большее количество школьников — 63%. Выбрали девиз «Сам погибай, а друзей выручай!» примерно одинаковое количество студентов и школьников, соответственно 28 и 25%. Одобрили утверждения: «Что нельзя сделать за деньги, можно сделать за очень большие деньги» 22% студентов и 17% школьников, «Если я не за себя, то кто за меня?», «После нас хоть потоп» 8% студентов, школьников эти высказывания вообще не привлекли. Считают близким утверждение «Если быть, то быть первым» 8% студентов колледжа, гораздо выше стремление к первенству у учащихся школы — 17%.
Современные молодые люди честно признают, что хотели бы быть альтруистами, но требования современной жизни не позволяют этого, приходится приспосабливаться к реальным ситуациям.
Роль денег молодые люди оценили следующим образом: почти половина опрошенных школьников считают деньги «пропуском в жизнь, лишенную проблем и наполненную удовольствиями» (44%), их поддержали 22% студентов. Деньги для 33% школьников — «универсальная социальная основа, помогающая быть независимым», это мнение разделили 30% студентов.
32% студентов и только 11% школьников считают деньги всего лишь «средством, необходимым для удовлетворения физических потребностей». Называют деньги «злом, необходимым для существования» 6% студентов и 11% школьников. Столь высокая роль денег среди школьников частично связана с тем, что все они живут вместе со своими родителями и чувствуют свою материальную зависимость от них, большинство студентов проживают в общежитиях и успели пересмотреть свои отношения с финансами.
В целом можно сказать, что большинство молодых людей не переоценивает роль денег в их жизни, они видятся им лишь средством, а не смыслом существования. Но и отсутствие денег «счастья не принесет». Об этом свидетельствуют данные, приведенные выше.
Свою будущую жизнь молодое поколение специалистов СПО оценивает так. Модель счастливой жизни «любовь + деньги» выбрало 64%, «любить и быть любимым» 14%, финансовый достаток 10%. Ученики школы на первое место поставили стремление «любить и быть любимым» (60%), «любовь + деньги» выбрали 30%, финансовый доста - ток 10%.
Выявленные ранее высокие показатели стремления к созданию семьи у школьников вполне совпадают с их стремлением любить. И у тех, и у других деньги практически перестают играть ведущую роль, если рядом нет любящих и любимых.
Выявлено положительное отношение к образованию у всех молодых людей. 70% студентов СПО собираются продолжить обучение в вузах, 10% мечтают получить два высших образования, не собираются учиться дальше только 4%. Среди московских школьников 43% собираются продолжить обучение в вузах, 43% мечтают получить два высших образования, 14% не собираются учиться дальше. Это указывает на то, что юноши и девушки осознают важность хорошего образования для своего успешного будущего.
Утверждение «собственное благосостояние превыше всего» можно отнести к 32% студентов СПО, «готов поменять гражданство, если для меня это будет выгодно и полезно» присуще 20%, 20% «гордятся Родиной», 11% «считают судьбу России своей судьбой».
У школьников мы наблюдаем иную картину. Только 13% одиннадцатиклассников московской школы считают «собственное благосостояние превыше всего». «Готовы поменять гражданство, если для них это будет выгодно и полезно» 13%, а 75% «гордятся Родиной». Значительно большее количество школьников считают себя патриотами и чувствуют ответственность за судьбу своей страны.
В ходе исследования ребятам была предложена группа вопросов, оценивающих нравственные качества людей.
Данные предпочтений приведены в таблице.
Ребята ценят в людях:
|
(в %) СПО |
(в %) СОШ № 294 |
доброту |
20% |
22% |
искренность |
19% |
28% |
вежливость, ум, воспитанность |
9% |
6% |
решительность |
7% |
— |
чувство юмора, сильный характер |
5% |
6% |
верность |
— |
11% |
Считают недопустимыми:
|
(в %) СПО |
(в %) СОШ № 294 |
бесчеловечность |
24% |
— |
лживость |
17% |
21% |
эгоизм |
15% |
7% |
лицемерие |
9% |
14% |
предательство |
9% |
29% |
грубость |
5% |
7% |
У современных молодых людей обостренное чувство справедливости, они стремятся быть честными и ждут того же в ответ, не скрывают свою доброту и нуждаются в окружении добрых людей, осуждают предательство и эгоизм.
Находят в себе следующие качества:
|
(в %) СПО |
(в %) СОШ № 294 |
Отрицательные: |
||
эгоизм |
10% |
13% |
лень |
4% |
— |
вспыльчивость |
2% |
17% |
наглость |
2% |
— |
стеснительность |
— |
4% |
Положительные: |
||
доброта |
17% |
22% |
общительность |
10% |
9% |
доверчивость |
10% |
9% |
честность |
10% |
— |
скромность |
6% |
4% |
смелость |
— |
4% |
самокритичность |
— |
4% |
отзывчивость |
— |
4% |
Интересно, что стеснительность стала нежелательным качеством у современной молодежи, она мешает их самореализации. Чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда, об этом качестве стоит забыть.
Хотели бы изменить в себе:
|
(в %) СПО |
(в %) СОШ № 294 |
Развить: |
||
общительность |
13% |
— |
трудолюбие, доверчивость, доброту |
9% |
— |
честность, уверенность, патриотизм, уважение к другим |
5% |
— |
смелость |
— |
13% |
гордость |
— |
13% |
независимость |
— |
13% |
Избавиться: |
||
эгоизма, лени |
18% |
— |
обидчивости, недоверия, необщительности, доверчивости |
9% |
— |
скромности |
9% |
13% |
злопамятности, лицемерия |
5% |
13% |
Современные студенты честно признаются, что не хотели бы оставаться эгоистами, мечтают избавиться от лени и стать более трудолюбивыми, смелыми, гордыми, независимыми, общительными.
Интересно, что ответы студентов СПО часто более противоречивы, они достаточно размыто представляют себе свое будущее. При этом нередко интересы молодых людей и ожидание от будущего расходятся. Ценностные ориентации студентов колледжа недостаточно устойчивые, иногда их представления о будущей жизни существенно отличаются от представлений их сверстников, продолживших обучение в школе. Важно, что современные подростки не идеализируют себя, они искренни и готовы работать над собой.
Приоритеты современного образования вновь выдвигают на первый план проблемы нравственного воспитания: «Цель нравственного воспитания учащихся — не только борьба с отклонениями от норм нравственности, а, прежде всего целенаправленный процесс формирования системы отношений человека к обществу, труду, самому себе» [1, с. 9].
Академик П. Бабочкин отмечает: «...в системе профессионального образования необходимо обеспечивать комплексный подход к подготовке специалистов, учитывающий не только узкопрофессиональные требования рынка труда, но и формирование ценностно-мировоззренческих установок, гражданственности и патриотизма, личностных качеств, соответствующих новой социокультурной ситуации, а также творческих способностей личности» [1, с. 100].
Особая роль в нравственном воспитании, формировании активной жизненной позиции принадлежит гуманитарным дисциплинам, курс которых сейчас сильно сокращен в средних специальных учебных заведениях.
Поэтому педагогам следует обращать особое внимание на воспитательный компонент работы с учащимися: помощь в их самоопределении, использование всех ресурсов занятий гуманитарного цикла, чтобы будущие специалисты залогом своей успешной деятельности, прежде всего, считали высокий духовно-нравственный уровень и только после этого профессиональную компетентность.
Литература
- Духовный мир молодого человека и будущее России // Региональная межвузовская научно-практическая конференция 17–18 апреля 2003 г. Сборник статей. — Арзамас: АГПИ, 2003.
- Фельдштейн Д.И. Тенденции и потенциальные возможности развития современного человека. // Рос. Акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. — М.: Изд. дом Рос. акад. образования (РАО), 2005.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 933
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 4
Скачиваний
Всего: 544
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0