Вестник практической психологии образования
2008. Том 5. № 2. С. 40–46
ISSN: 2658-3100 (online)
Исследование причин роста правонарушений среди несовершеннолетних и возможности их профилактики
Общая информация
Рубрика издания: Работа с персоналом и развитие квалификаций
Тип материала: доклад
Для цитаты: Сидорова Н.В. Исследование причин роста правонарушений среди несовершеннолетних и возможности их профилактики [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2008. Том 5. № 2. С. 40–46. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2008_n2/28626 (дата обращения: 14.12.2024)
Полный текст
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования
Актуальность исследования причин роста правонарушений среди детей (молодежи) определяется тем, что с конца 80-х годов фиксируется возрастание преступности в России. При этом на фоне увеличения общего числа преступлений неуклонно растет преступность среди несовершеннолетних. В полной мере это относится и к Ярославской области.
Здесь важно иметь в виду, что среди всех видов совершенных преступлений «особо тяжкие» и «тяжкие» составляют наиболее высокую долю именно в «молодой» группе — 14-15 лет — 81,8% по сравнению с другими возрастными группами: 16-17 лет — 68,4%, 18-24 года — 54,7%, 25-29 лет — 47,4%, 30-39 лет — 40,4% [I].
Данные статистики свидетельствуют о стремительном росте алкоголизации, наркомании и токсикомании в подростковой среде.
Для того чтобы выработать адекватные и конструктивные меры профилактики и устранения правонарушений весьма важно понимать, каковы их причины.
Цели исследования:
• Выявление причин роста правонарушений среди несовершеннолетних.
• Разработка предложений по мерам профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.
Исследовательская выборка
Для выявления причин роста правонарушений было проведено изучение мнений детей (молодежи), родителей и специалистов.
В выборке детей выделена возрастная группа с 12 до 18 лет. В каждой возрастной группе выделяются три подгруппы по шкале «адаптации-дезадаптации»: социально-адаптивная группа детей, группа детей риска, группа детей, совершивших правонарушение. В последующем тексте слова дети, молодежь, подростки, ребята мы используем как синонимы, имея в виду обозначенную группу.
В выборке родителей выделяются три группы: родители социально-адаптивных детей, родители детей группы риска, родители детей, совершивших преступление.
В группу специалистов были включены лица, которые являются экспертами в данной области.
Критерии зачисления в группы
Критерием для зачисления детей в группу социально-адаптивных является их фактическое обучение в общеобразовательных школах города и области. Критерием отбора детей группы риска является факт их нахождения на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее по тексту «КДНиЗП»). Критерием зачисления детей в третью группу является зафиксированный факт о совершении правонарушений.
Критерием для зачисления родителей в первую группу («родители социально-адаптированных детей») является наличие детей, обучающихся в общеобразовательных школах. Критерием для зачисления родителей во вторую группу (родители детей группы риска) является факт наличия у них детей группы риска, стоящих на учете в КДНиЗП. Критерием для зачисления родителей в третью группу является наличие детей, совершивших преступление.
Всего было опрошено 391 человек. Из них: дети социально-адаптивной группы — 168 человек, дети группы риска — 58 человек, дети, совершившие преступление — 16 человек; родители социальноадаптивных детей — 52 человека, родители детей группы риска — 51 человек, родители детей, совершивших преступление — 16 человек, специалисты — 31 человек.
Основные методы исследования
В качестве основных методов исследования использовались анкетирование и фокус-группа.
Обследование детей проводилось следующим образом: опрос детей через сеть Интернет в рамках телекоммуникационного клуба «Социальный навигатор», www.edu.yar.ru/russian/projects/socnav/services/club. html и прямой опрос (см. анкету № 1).
Обследование родителей также проводилось через сеть Интернет и путем прямого опроса (см.
анкету № 2).
Обследование специалистов проводилось посредством их опроса (см. анкету № 3) и проведения фокус-группы.
Разработка анкеты и программы фокус- группы включала также несколько этапов:
• Создание эскизного варианта на основе понимания общей логики исследования и исследовательских задач.
• Проведение пробного обследования.
• Обсуждение эскиза с группой экспертов.
• Корректировка эскизных вариантов с учетом результатов пробного обследования и
предложений экспертов.
Программа исследования предполагала выяснение трех основных моментов:
1. Представление о понятии «правонарушение», формах правонарушающего поведения, личности правонарушителя, проблемах и потребностях детей (молодежи) из разных групп, их взглядах на будущее.
2. Представление о причинах роста правонарушений.
3. Представление о способах предупреждения правонарушений.
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИЧИН РОСТА ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ
НЕСОВЕШЕННОЛЕТНИХ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИХ ПРОФИЛАКТИКИ
Результаты исследования мнений детей о причинах роста правонарушений среди несовершеннолетних
Всего в опросе приняли участие 241 подросток: 58 — из группы риска и 15 — совершивших правонарушения; 168 — социально-адаптированных.
Полученные данные интересны, прежде всего, своей «живой фактологией» — размышлениями самих детей, относящихся к различным группам. Они помогают увидеть ситуацию изнутри, глазами самих детей, а значит лучше их понять, чтобы потом оказать реальную и действенную помощь.
Программа исследования, как мы уже отмечали, была направлена на выяснение ключевых характеристик, касающихся отношения к проблеме правонарушений, противоправных форм поведения, личности правонарушителя, проблем и потребностей детей (молодежи) из разных групп, их взгляда на будущее, причин правонарушений и путей их предупреждения. Соответственно анализ полученных данных провод ил- ся по этим направлениям.
Анализ результатов опроса детей группы риска и детей, совершивших правонарушения
Проведение параллельного анализа двух вышеназванных категорий дает возможность увидеть сходство и разницу по ряду позиций, определить то место перехода от правонарушения в потенции к реальному противоправному действию (преступлению).
Группа № 1 — дети группы риска
В опросе приняли участие ребята из пяти городов области: Ярославль, Переславль, Тутаев, Данилов, Гаврилов-Ям.
Из 58 человек:
• распределение по полу: 35 мальчиков (60%) и 23 девочки (40%);
- 10 лет — 1 чел. (1%),
Таким образом, преобладающей возрастной группой являются дети 15-17 лет (37 чел. или 62%);
• по составу семьи: из неполной семьи — 29 чел. (50%), из полной — 16 чел. (27%), 14 чел. (24%) — не ответили на этот вопрос;
• по образованию и профессиональному статусу родителей: преобладает начальное и среднее профессиональное образование у 37 чел. (62%) и такие профессии как продавец, повар, шофер, охранник; высшее образование — у 7 чел. (12%), не указали — 8 чел. (13%), у 2 чел. родители не работают.
Группа № 2 — дети, совершившие правонарушение
Из 15 человек:
• распределение по полу: все мальчики;
• по составу семьи: две трети опрошенных — 10 чел., не ответили на этот вопрос, 1 чел. — в качестве членов семьи назвал только животных (собака, кошка, хомячок), 3 чел. из полной семьи;
• по образованию и профессиональному статусу родителей: только три человека назвали профессию родителей, 1 — «не знает», 10 чел. не ответили на этот вопрос.
Отсутствие ответов на вопросы о семье и родителях показывает определенное отношение к семье (как показал качественный анализ анкет — либо негативное, либо желание не пускать посторонних в свою жизнь).
Отношение к правонарушению
У детей группы риска преобладающими ассоциациями, связанными со словом «правонарушение», являются: преступление (68%), случайность (65%), наказание (34%).
Существенно меньший процент принадлежит таким ассоциациям как злость (15%), риск, следование за кем-то и испорченность (по 12 %). Менее 10% набрали такие ассоциации как: обида, страх, азарт, брошенность, любопытство (расположены по мере убывания).
Иная картина у детей-правонарушителей. У них преобладают следующие ассоциации: азарт (33%) и риск (26%), образуя в сумме 59%. Далее идут наказание (26%), по 20% — злость и преступление, по 13% — случайность и испорченность, по 6% — любопытство, следование за кем-то, страх. Интересно, что ассоциаций с обидой и брошенностью в этой группе нет вообще.
Таким образом, если в первой группе правонарушение — это преступление и так же часто — это случайность (как нечто незапланированное, сознательно не организованное), то во второй группе подсознательно правонарушение связано с эмоциями (азарт, риск, злость, любопытство, страх), которые в сумме набрали 91 %.
Подсознательное отношение опрашиваемых к проблеме правонарушений и преступлений раскрывает ответ на вопрос, связанный с образом знакомого сверстника-правонарушителя. При этом можно отметить принципиальную разницу в ответах группы № 1 и № 2. Дети второй группы в основном не ответили на этот вопрос анкеты: 10 чел. (65%) вообще не заметили этот вопрос, остальные 5 чел. заполнили ответ лишь частично, давая очень мало информации, по-видимому, усвоив жесткий закон преступного мира: чем меньше рассказываешь о себе и друзьях, тем меньше последствий.
В группе № 1 у трети детей (31%) есть знакомый сверстник-правонарушитель, у 11 чел. (18%) его нет, половина детей не ответили на вопрос. Из ответивших:
• 7 чел. (12%) наделили его отрицательными характеристиками: «Это гопы и панки. Они употребляют спиртные напитки, ходят на кладбище», «Неинтересная серая личность с завышенной самооценкой, построенной на личных представлениях», «Он постоянно на кого-нибудь сердится, обзывается» и пр. При этом будущее этих людей видят в мрачных тонах: «у таких людей нет жизни, они спиваются», «серость», «больной человек», «пьянство и беспредел», «будет сидеть».
• 9 чел (15%) дали положительную или нейтральную оценку: «Это человек твердо отстаивает свою точку зрения», «творческие люди», «хороший, умный, склонный к риску, увлекается граффити», «обычный человек», «такой, как и все мои знакомые». Предполагаемое будущее — «нормальная жизнь», «у нее все будет хорошо, она добьется всего, чего захочет», «он мог бы стать хорошим милиционером».
Какие формы поведения дети считают «правонарушающими»?
Приведенные ниже данные показывают, что мнения обеих групп по данному вопросу приближаются друг к другу, с некоторой разницей по позициям (разница превышает 10%): «пьянство», «хулиганство», «унижение других», «грубость», «побеги из дома», «раннее начало половой жизни» (см. Табл. 1).
Форма поведения |
Группа риска (группа № 1) |
Правонарушители (группа № 2) |
Воровство |
77% |
86% |
Употребление алкоголя, пьянство |
70% |
46% |
Хулиганство |
68% |
53% |
Наркомания,токсикомания |
65% |
66% |
Переход дороги на красный свет |
63% |
53% |
Драки |
51% |
60% |
Нарушение правил поведения в школе |
44% |
33% |
Использование нецензурных слов |
31% |
40% |
Курение |
29% |
20% |
Унижение других |
29% |
40% |
Что-то еще |
29% |
6,5% |
Грубость |
22% |
33% |
Побеги из дома |
20% |
33% |
Неподчинение |
17% |
20% |
Раннее начало половой жизни |
8% |
20% |
Ношение вызывающей одежды |
1% |
0% |
|
Поскольку дети группы № 1 находятся на учете в КДНиЗП, они совершили то или иное административное правонарушение. Но только 16% отметили, что допустили их (употребление спиртного, переход дороги на красный свет, употребление нецензурных слов). Не ответили на вопрос 48 чел. (82%). При этом около 40% сделали для себя определенные выводы и отметили, что их удерживает от совершения аналогичных поступков знание последствий или наказание; родители и друзья; совесть; мысли о будущем (опасения за будущее, желание жить счастливо или без проблем). 20 чел. (34%) не ответили на вопрос.
В группе № 2, в которой каждый уже совершил то или иное уголовное преступление (грабежи, кражи, мошенничество), процент детей, которых что-либо удерживает от повторения преступления, чуть выше — 48% , но в отличие от первой группы, в первую очередь, это близкие (родители, подруга — 26%); по одному человеку отметили страх наказания, интересы (к технике, к жизни) и даже «внутренний голос». К сожалению, 20% выборки ответили, что их ничего не удерживает: по-видимому, это потенциальные правонарушители и в дальнейшем.
Причины правонарушений (преступлений) среди молодежи
Эта тема затрагивается в нескольких вопросах анкеты. Ниже дано распределение ответов на вопрос «Почему дети совершают правонарушения?» в обеих группах (см. Табл. № 2).
Из таблицы видно, что существуют достаточно большие различия в мнениях по этому поводу.
• Дети группы риска в качестве основных называют неблагополучную ситуацию в семье — 58%, плохое знание закона, меры своей ответственности и видов наказания — 39%, непонимание последствий правонарушений — 36%. Последние две причины подкрепляются и ответами на вопрос № 11 о том, насколько молодые люди понимают последствия правонарушений: 55% ответивших считают, что понимают лишь частично; 20% — что не понимают; и только 10% предполагают, что есть такое понимание. Это обстоятельство позволяет наметить одно из важных средств профилактики подобных явлений — грамотное правовое просвещение.
• У детей группы № 2 на первом месте стоит повышенная возбудимость, неумение себя контролировать (40%), на втором — неблагополучная ситуация в семье (33%), на третьем — четыре причины (по 26%): стремление к самостоятельности и независимости, непонимание взрослыми трудностей детей, непонимание последствий правонарушений, примеры жестокости, насилия, безнаказанности через СМИ. В отличие от первой группы ребята считают, что 33% подростков понимают последствия своих противоправных действий, 26% — что такое понимание есть лишь частично и 20% — что не понимают.
Полученные данные подтверждаются также ответами на вопросы о трех наиболее распространенных причинах правонарушений и причинах, по каким сам ребенок совершил правонарушение.
Причины правонарушений |
Группа риска (группа № 1) |
Правонарушители (группа № 2) |
Стремление получить сильные впечатления |
22% |
65% |
Повышенная возбудимость |
27% |
40% |
Пренебрежение со стороны сверстников |
20% |
20% |
Отрицательное отношение других к способностям детей |
6% |
0% |
Заболевания |
10% |
0% |
Неблагополучная ситуация в семье |
58% |
33% |
Стремление к самостоятельности и независимости |
29% |
26% |
Недостаточная уверенность в себе |
12% |
6% |
Напряженная социально-экономическая ситуация в жизни детей |
17% |
20% |
Недостаток знаний родителей о том, как справляться с трудными педагогическими ситуациями |
12% |
13% |
Непонимание взрослыми трудностей детей |
31% |
26% |
Примеры насилия, жестокости, безнаказанности, получаемые через СМИ |
18% |
26% |
Чрезмерная занятость родителей |
17% |
20% |
Большое количество свободного времени |
6% |
20% |
Непонимание последствий правонарушений |
36% |
26% |
Неясность перспектив |
5% |
13% |
Незнание, куда можно обратиться за помощью |
10% |
20% |
Незнание своих прав и возможностей |
3% |
13% |
Плохое знание закона, меры своей ответственности |
39% |
13% |
|
Дети группы № 1 называют следующие: влияние алкоголя или наркомании — 34%; безразличие родителей и неблагополучная ситуация в семье — 19%; влияние компании — 14%; материальное неблагополучие, безысходность, несчастная жизнь — 10%, плохое знание закона, много свободного времени (нечем заняться), различные эмоции и неумение с ними справиться (азарт, одиночество, любопытство, неуравновешенное эмоциональное состояние, «в состоянии аффекта») — по 8,5% .
В качестве наиболее распространенных причин дети группы № 2 называют «отсутствие денег в семье, еды» — 59%; влияние алкоголя, наркомании, токсикомании — 52%; различные эмоции (азарт, «попытка поднять свой авторитет», одиночество, злоба) — 26%. При этом в качестве причин, по которым они сами совершили преступления, чаще всего называют «желание выпить, нарко- и токсикоманию» — 32% (а не отсутствие денег на еду, как это они указывали в общем случае), по одному человеку — «безразличие родителей», «незнание последствий», азарт («хотелось получить экстрим»), «нечего делать».
ПУТИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ
Это достаточно важная тема нашего исследования, которая затрагивается в нескольких вопросах анкет, как прямых, касающихся оценки детьми возможностей различных специалистов, так и косвенных, связанных с времяпрепровождением, восприятием своих проблемных областей и будущего, бессознательных проекций в ценностно-смысловой сфере (в виде незаконченных предложений).
Дети-правонарушители
Начнем анализ с ответов детей, уже совершивших серьезное правонарушение. В настоящий момент они отбывают наказание в спецшколе и находятся «на распутье»: по какой дороге им пойти дальше. К сожалению, как об этом можно судить по немногочисленным ответам, большинство из них испытывает социальный пессимизм и считает, что мало кто из специалистов может помочь и предупредить (устранить) правонарушение (преступление). Большинство (65% из 72% ответивших) выделили только двух специалистов: 40% считают, что может помочь психолог («настроить на нужный лад», «рассказать сказку», «помочь разобраться в себе и этим устранить тяжелые мысли»), 26% — инспектор по делам несовершеннолетних («напугать (очень сильно)», «дать штраф, или поместить в специальное учреждение»). По 13% указали на возможную помощь социального педагога и врача, 6,5% — классного руководителя. Хотя при этом 53% вообще ни к кому не обращались, предпочитая справляться со своими проблемами сами.
Очень низко опрошенные оценивают и собственные возможности по предупреждению правонарушений: лишь 4 человека из 15 ответили на этот вопрос и двое из них написали, что могли бы «объяснить на собственном опыте меры наказания» и «посоветовать этого не делать». Предложение резонное, так как известно, что в подростковом и юношеском возрасте мнение сверстника, особенно имеющего опыт, является более убедительным, чем мнение взрослого. Дети-правонарушители в качестве значимых для себя фигуры называют родителей и друзей (подруг). Именно желание не огорчать своих близких, боязнь их потерять или находиться в разлуке с ними останавливает, в первую очередь, от совершения новых преступлений. Именно эти люди, по мнению опрошенных, способны помочь предупредить правонарушение (26%): «лучше могут убедить, чтобы человек не переступал закон», «девушка, так как я ей доверяю и верю», «лучший друг».
Ребят также волнуют отношения со сверстниками в целом (26%) и с учителями (20%). Поэтому целесообразно выстраивать профилактическую работу, привлекая и предварительно подготавливая близких людей, волонтеров-сверстников и педагогов.
Значительную часть ребят (40%) волнует их будущее после выхода из спецшколы: «примут ли меня в нормальное общество?», «будет ли все нормально в семье?», «смогу ли я выучиться в нормальной школе и нормально работать?». Они строят определенные профессиональные планы («хочу работать, учиться», «получить образование», «поступить на автомеханика», «быть поваром»); личностные планы («для меня смысл жизни в семье, детях, работе, учебе», «создание своей судьбы»). И в то же время 4 человека ответили, что для них смысла жизни нет ни в чем.
При возникновении трудностей ребята могут обращаться к близким (20%), уходить в запой или одиночество (20%), обращаться за помощью к специалистам (13%), постараются это исправить или пережить (6%).
Важным ресурсом профилактической работы может быть правильная организация свободного времени подростков. Не случайно в качестве одной из причин правонарушений ребята называют то, что у них «много свободного времени, нечем заняться». На вопрос «Чем ты любишь заниматься в свободное время?», ответы распределились следующим образом:
• гулять с друзьями (пить пиво, веселиться, курить и пр.) — 26%
• заниматься спортом (играть в футбол, теннис и пр.) — 19,5%
• кататься на машине, мотоцикле, заниматься в гараже — 19,5%
• играть на гитаре, на компьютере и др. — по одному человеку, 6,5%.
При этом на вопрос «Где тебе нравится проводить время?» 71 % отметили, что любят проводить время с друзьями, в компании, либо дома с родителями и родными (в том числе на даче, в гараже, в деревне), 33% нравится посещать секции, кружки.
Таким образом, в профилактике правонарушений важным моментом может быть работа по выстраиванию профессионального и личностного будущего ребят, работа по отслеживанию, коррекции и умению управлять своими эмоциональными состояниями, правильная организация досуга (в т.ч. внешкольной работы, особенно спортивных секций, технических кружков).
Дети группы риска (группа № 1)
В оценке того, кто мог бы помочь предотвратить правонарушение, мнение детей группы № 1 существенно отличается от группы правонарушителей. Три четверти детей группы риска (75%) надеются на себя и считают, что они сами могли бы предотвратить (устранить) правонарушение (среди детей группы № 2 — 53%). Скорей всего, здесь мы имеем дело с не вполне адекватной оценкой ситуации. У этих детей существенно возрастает роль инспектора по делам несовершеннолетних (44%), а в группе № 2 — 26%, классного руководителя (20%), в группе № 2 — 6,5% и значительно уменьшена роль психолога (22%), в группе № 2 — 40%. При этом дети группы риска считают, что разные специалисты имеют в своем арсенале разнообразные средства влияния. Назовем некоторые из них:
• классные руководители могут предупредить родителей, школьного психолога, сообщить директору, инспектору; поговорить по душам; проводить воспитательные беседы;
• психологи могут поговорить по душам, побеседовать о психологических аспектах, а выводы сообщить (объяснить) родителям; проводить тренинги, беседы как с детьми, так и с родителями; внушать; понять причину; проконсультировать о правонарушениях и их последствиях;
• социальные педагоги могут разобраться профессионально, поговорить, объяснить; рассказать о последствиях, уголовной ответственности;
• инспекторы по делам несовершеннолетних могут поставить на учет, объяснить законы, наказать, рассказывать о том, насколько страшными могут быть последствия;
• врачи могут направить к человеку, который занимается разработкой таких же дел профессионально, запугать, найти слабые места, вылечить;
• родители могут поговорить по-взрослому, отвести к психологу, успокоить, понять, хорошо воспитывать, чаще разговаривать со своими детьми, вникать в их проблемы, чувства к родителям заставляют серьезно задуматься об этом; понять и принять своих детей такими, какие они есть;
• «могут также повлиять друзья, если они хорошие».
Что волнует детей данной группы?
В отличие от детей группы № 2, дети группы риска дали свои варианты ответов, анализ которых позволяет сделать предположение, что для многих из них допущенные ими правонарушения (в основном административные) и постановка на учет явились хорошей «встряской», о чем говорят следующие типичные фразы: «Люди, совершающие правонарушения, — это преступники», «сокращают себе жизнь», «по глупости», «не счастливы в жизни», «потому что не знают законов» и т.д.
Большинство ребят понимает, что «чтобы жизнь сложилась удачно, я должен хорошо учиться и не нарушать закон», «учиться и трудиться», «не нарушать правила», «хорошо закончить школу, поступить в техникум и получить профессию».
Как наиболее проблемные дети выделили три области: профессиональные и жизненные планы (29%) и отношения с родителями и сверстниками (по 24%). В отношении будущего ребят волнует необходимость хорошо окончить школу, выбор профессии, получение образования и устройство на работу.
В отношениях с родителями беспокоит отсутствие взаимопонимания, недоверие к себе, ссоры и плохие взаимоотношения. При этом, как показывает анализ незаконченных предложений, в трудной ситуации около четверти детей хотят видеть помощь и поддержку в родителях и близких. Отсутствие этого, очевидно, и подталкивает детей в криминальную среду, где, как им кажется, их понимают и поддерживают.
В отношениях со сверстниками волнует страх быть лишним в компании, плохие отношения и неумение установить контакт (обзываются, придумывают клички). Эти три области, которые волнуют ребят, могут быть включены в профилактическую работу (Программы «Путь в профессию», «Тренинг навыков общения и самопознания», специальные психологические программы для родителей).
Времяпрепровождение детей группы риска
По сравнению с группой № 2, времяпрепровождение детей группы риска более разнообразно: у них появляется такое занятие как чтение (книг, журналов, газет), о котором дети группы № 2 вообще не упоминают; занятия такими любимыми делами как рисование, писание стихов, программирование, посещение кружков, слушание музыки); больше процент детей, которым нравится посещать спортивные секции и заниматься спортом (27%, в группе № 2 — 19,5%). Эти дети участвуют в таких школьных и внешкольных мероприятиях как олимпиады, конференции, дебаты, концерты, театральные сценки, концерты, соревнования — баскетбол, футбол, волейбол, туристические слеты (44%).
Дети группа риска любят проводить время на улице, в кругу друзей (48%), дома (43%), в секциях и кружках (36%), но ни один из них не любит быть в школе на учебе.
Таким образом, в этой группе работа по профилактике правонарушений должна быть ориентирована на выстраивание профессионального и личностного будущего, правильную организацию досуга (в т.ч. внешкольной работы, особенно спортивных секций, технических кружков), работу с родителями и, конечно, повышение правовой грамотности, разъяснение законов и последствий правонарушений.
Продолжение в следующем номере.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 987
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 6
Скачиваний
Всего: 683
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0