Вестник практической психологии образования
2008. Том 5. № 3. С. 39–48
ISSN: 2658-3100 (online)
Исследование причин роста правонарушений среди несовершеннолетних и возможности их профилактики (продолжение)
Аннотация
Общая информация
Рубрика издания: Работа с персоналом и развитие квалификаций
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Кузнецова И.В., Чупрова Л.В., Филина С.В., Бадуркина О.И. Исследование причин роста правонарушений среди несовершеннолетних и возможности их профилактики (продолжение) [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2008. Том 5. № 3. С. 39–48. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2008_n3/28541 (дата обращения: 22.11.2024)
Полный текст
Продолжение. Начало в «Вестнике практической психологии образования» №2 за 2008 год.
Анализ результатов опроса детей социально-адаптивной группы
(группа №3)
В опросе социально-адаптивных детей приняли участие 168 человек.
Больший процент принявших участие в исследовании составили девушки — 66%, меньший процент — 33% — юноши.
Возраст — от 12 до 18 лет, в основном дети шестнадцати лет — 34%, пятнадцатилетние — 27%, семнадцатилетние — 15%, четырнадцатилетние — 11%, восемнадцатилетние — 4%, тринадцатилетние — 3%, двенадцатилетние — 2%. Образование родителей чаще высшее. Семьи в основном полные, реже — неполные (чаще матери воспитывают детей одни).
Результаты получены на основе обобщения мнений детей данной категории по следующим основным блокам:
1. представления о правонарушении;
2. причины роста правонарушений;
3. способы предупреждения правонарушений (профилактика).
Представления о правонарушении
У большинства детей слово «правонарушение» ассоциируется со словом «злость» (53%), чуть меньше половины отметили, что «правонарушение» ассоциируется со словом «преступление» (46%), 34% детей отметили слово «наказание», 29% — слово «испорченность», слово «риск» — 23%.
Реже ребята выбирали такие слова, как любопытство, следование за кем-то, обида, страх, случайность, брошенность, ненужность, также были предложены такие слова, как адреналин, убийство, болезнь, замкнутость.
На вопрос «Какие формы поведения относятся к правонарушениям?» большинство ребят выбирало вариант ответа «воровство» — 75%, чуть меньше детей выбрали пункт «драки» — 68%, «нанесение телесных повреждений» — 67%, «хулиганство» — 63%, «наркомания, токсикомания» — 60%, «употребление алкоголя, пьянство» — 51%, чуть меньше половины отметили следующие правонарушения: «нарушение правил поведения в школе (срывы уроков, прогулы, отказ от выполнения заданий)» — 47%, «унижение других», «переход дороги на красный свет» — 41%.
У 54% детей друзья-сверстники совершали правонарушения, у 30% — нет. На вопрос «Совершали ли сами участники исследования правонарушения» 74% ответили «нет», 26% ответили «иногда».
Те, кто отметил, что совершал правонарушения, т. е. выбрал пункт «иногда», выделили правонарушения следующего рода: «переход дороги на красный свет», «покупка спиртного и сигарет», «хулиганство».
Последствий после совершения преступлений не было «никаких» — отметили 6%; «сделали предупреждение» — 2%.
На вопрос «Что останавливает тебя от совершения преступления?» 6% отметили «наказание», 5% — «последствия», 4% — «не хочется расстраивать родителей», 2% отметили, что это «знание законов РФ».
На вопрос «Насколько дети понимают последствия правонарушений?» ребята ответили, что 70% «понимают частично», 20% «не понимают» и лишь 10% отметили, что «понимают последствия правонарушений».
На предложение продолжить фразу «Жизнь без правонарушений — это...» в основном ответы распределились следующим образом: «сложно представить, невозможно» (30%), «полноценная, правильная, хорошая жизнь, жизнь по закону, жизнь законопослушного человека» (50%), «скучная жизнь» (20%).
Как видно из выбранных в первом вопросе слов- ассоциаций, в основном это слова-действия (преступление, наказание, риск, испорченность), а потом уже слова эмоционального содержания.
Формы поведения, отмеченные детьми как правонарушения, частично относятся к правонарушениям, частично нет: «нарушение правил поведения в школе (срывы уроков, прогулы, отказ от выполнения заданий)», «унижение других».
Понимание последствий правонарушений, как правило, частичное: возможно, это связано с тем, что последствий после правонарушений чаще никаких не бывает, лишь маленький процент отмечает, что их останавливает от совершения правонарушений наказание.
Для ребят «жизнь без правонарушений это.» «полноценная, правильная, хорошая жизнь, жизнь по закону жизнь законопослушного человека» (50%), но при этом в нашей стране ее «сложно представить, невозможно» (30%). Так отвечают дети, т. е., возможно, они мало верят в Россию без правонарушений.
В целом, отношение к правонарушениям, к пониманию последствий правонарушений у детей складывается противоречивое: страна хочет, чтобы правонарушений было меньше, но система наказаний разная (кого-то надо наказать, кого-то родители спасут, кто-то сам «прорвется»). Возможно, система воспитания, идеология в семье противоречивая, чаще всего у детей стирается, путается в понимании «что такое хорошо и что такое плохо» (иногда накажут за дело, иногда нет). Таким образом, у ребенка формируется противоречивое представление, а потом уже отношение к правонарушениям.
Личность правонарушителя
Дети данной группы считают, что человек, совершивший преступление, преступник, тот, кто имеет дефекты в своем сознании; не знает законов, должен нести за это ответственность, быть наказанным; личностные качества этого человека следующие: веселый,интересный, хороший, увлеченный, слабохарактерный.
Отвечая на вопрос «Почему он совершил преступление?», дети выделяют следующие причины: плохое окружение, стремление выделиться из компании, незнание прав, законов, азарт.
Последствиями правонарушений были наказания, и в редких случаях правонарушитель исправлялся.
Отношение самого человека к случившемуся чаще нейтральное, в редких случаях правонарушитель раскаивается. Отношение окружающих разное: от равнодушия до отрицательного отношения, и в редких случаях правонарушающее поведение воспринимается как должное.
На вопрос «Кто (что) может изменить его поведение?» чаще отвечают: родители, друзья, близкие люди, сам; в редких случаях совесть, время, воспитание, психологи. Дальнейшая жизнь: дети считают, что все наладится, в редких случаях отмечают, что жизнь пойдет под откос, большая часть не отметила.
Таким образом, отношение к правонарушителю у детей справедливое: они считают, что правонарушитель — это преступник, и он должен нести ответственность за содеянное, при этом имеет право на защиту, имеет собственное мнение.
Причины правонарушений
Ответы на вопрос «Почему молодежь совершает правонарушения?» распределились следующим образом: «неблагополучная ситуация в семье» — 63%; «примеры насилия, жестокости, безнаказанности, получаемые через средства массовой информации» — 49%, «плохое знание закона, меры своей ответственности и видов наказаний» — 42%; «стремление к самостоятельности и независимости» — 40%; «непонимание последствий правонарушений» — 39%; «непонимание взрослыми трудностей детей» — 38%, «повышенная возбудимость, неумение контролировать себя» — 34%, «стремление получить сильные впечатления» — 33%.
В качестве наиболее распространенных причин ребята выделяют следующие: «попытка самовыразиться, стремление выделиться из какой-либо компании» (70%), «неблагополучная ситуация в семье» (63%), «незнание своих прав и возможностей, обязанностей» (52%), «не умеет контролировать себя и свои действия» (43%), «плохое знание закона» (42%), «пьянство, наркомания» (40%), «стремление получить яркие впечатления» (39%).
Причины совершаемых их сверстниками правонарушений, по мнению детей данной группы, чаще всего следующие: «несоблюдение правил», «стремление выделиться из толпы» — 30%, «был пьян, азарт» — 15%, «не было средств к существованию» — 10%.
На вопрос «Чем ты любишь заниматься в свободное время?» ответы были получены такие: «сидеть в Интернете» (39%), «заниматься своим любимым делом» (хобби: играть в хоккей, в волейбол, вышивать, заниматься гимнастикой, петь, рисовать, кататься на коньках, играть на гитаре и т. д.) — 30%, «гулять» — 28%.
На вопрос «Где тебе больше нравится проводить время?» ребята ответили так: «на улице» — 88%, «дома» — 87%, «в секциях, кружках» — 69%, «в школе» — 39%, «в компании друзей, там, где есть хорошая компания» — 3%.
На вопрос «С кем тебе нравится проводить время?» больше половины ответили, что хотели бы проводить время с друзьями (82%), с родителями (70%), с родными (57%), меньше половины ответили, что хотели бы быть с учителем (13%) или одни (20%).
53% ребят написали, что принимают участие в школьных и внешкольных мероприятиях: олимпиадах, концертах, спортивных мероприятиях, творческих конкурсах, презентациях и т. д.; занимаются пением, рисованием.
Больше всего участвующих в эксперименте волнуют вопросы общения со сверстниками — 65%, отношения с родителями (непонимание, конфликты, неумение идти на уступки, неустановленность роли ребенка и взрослого, жестокое обращение с ребенком) — 61%, профессиональное самоопределение (куда и пойти учиться, как найти хорошую работу, сложно определиться с профессией) — 53%, отношение к себе — 52% (неумение ставить цели и добиваться их, низкая самооценка, сложно понять себя в своих желаниях и поведении), отношения с учителями — 50% (строгость, придирчивость, злопамятность учителей, «кто мы для них», неспособность оценить знания по достоинству).
Таким образом, указываются чаще причины, связанные с незнанием, неумением контролировать себя и неумением вести себя в компании, проблемы семьи. Интересный факт обнаруживается, когда встает вопрос о занятости в свободное время, было отмечено, что дети из муниципальных районов охотнее и больше увлекаются каким-либо делом (хобби), чем городские дети — они в свою очередь больше сидят в Интернете, гуляют с друзьями. Дети из города чаще стремятся быть на улице и дома, с друзьями, с родителями. Важно отметить, что с учителями они меньше всего хотели бы проводить время.
Способы предупреждения правонарушений
Большинство детей считает, что помочь предупредить правонарушения могут психологи — 69%, чуть меньше — классные руководители — 67%, родители — 57%, социальные педагоги — 41%, инспектор по делам несовершеннолетних — 39%, врач — 14%. 13% детей считают, что смогли бы справиться самостоятельно.
Ответы на вопрос «Обращался ли ты за помощью к кому-либо из специалистов для того, чтобы предупредить (устранить) правонарушение?» распределились следующим образом: к родителям — 41%, справился самостоятельно — 16%, к классному руководителю, психологу — 12%, самую маленькую долю составили социальный педагог, инспектор по делам несовершеннолетних, врач.
Цели обращений к специалистам были разные: чаще это было для того, чтобы получить информацию о профилактике правонарушений — 25%, ситуация требовала разрешения вопроса о предупреждении правонарушений — 12%; дальше ответы были получены такие: «только данный специалист может помочь решить вопрос о предупреждении правонарушений», «нужна была помощь в том, что же делать дальше (после совершения правонарушения)», «больше не к кому идти».
Сами ребята для предупреждения правонарушений готовы поговорить с этим человеком (беседа): попытаться его убедить, что, совершив правонарушение, своих проблем он не решит, ставить в пример себя, проводить концерты и мероприятия по данной теме.
По мнению детей, для того чтобы предупредить правонарушения, классные руководители могут вести профилактическую работу на данную тему с ребятами, работать с родителями, следить за обстановкой в классе, объяснять права и обязанности, рассказать о своей точке зрения; психологи — консультировать, информировать, работать с родителями, проводить тренинги, определять склонности к девиантному поведению; социальные педагоги — своевременно выявлять неблагополучные семьи и работать с ними, проводить разъяснительную работу, вести специальные лекции, рассказывать о фактах и явлениях и явлениях; инспекторы по делам несовершеннолетних органов внутренних дел — довести, сколько лет могут дать за правонарушения в соответствии со статьями уголовного кодекса (привести страшные факты, примеры людей совершивших правонарушения, продемонстрировать статистику); врачи — проводить профилактику; родители — интересоваться проблемами детей и участвовать в их решении.
Исходя из этого, родители могут помочь при совершении правонарушений, считают дети; а классные руководители и психологи справились бы самостоятельно. Помощь, которую могут оказать специалисты, на наш взгляд вполне соответствует тем обязанностям, которые они выполняют на рабочем месте, т. е. у ребят есть представление о том, чем занимаются специалисты данного уровня. Со своей стороны, дети готовы протянуть руку в том случае, если возникнет такая ситуация с их знакомыми, что является немаловажным для нас и страны в целом, в основном это помощь информационная.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МНЕНИЙ РОДИТЕЛЕЙ О ПРИЧИНАХ
РОСТА ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ ПРОФИЛАКТИКИ
В выборке родителей были выделены три группы:
— родители социально-адаптивных детей — 22 человека;
— родители детей группы риска — 51 человек;
— родители детей, совершивших преступление, — 16 человек.
Основным методом исследования являлось анкетирование.
Исследование мнений родителей проводилось следующим образом:
— родители социально-адаптивных детей — через Интернет (сайт «Социальный навигатор», www.edu.yar.ru/russian/projects/socnav/services/ club.html) и путем прямого опроса;
— родители детей группы риска и детей, совершивших преступление, — путем прямого опроса.
Результаты получены на основе обобщения мнений родителей данных категорий детей и представлены по следующим основным блокам:
1. представления о правонарушении;
2. причины роста правонарушений;
3. способы предупреждения правонарушений (профилактика).
Представления о правонарушении
У подавляющего большинства родителей социально адаптивных детей (81% респондентов) слово «правонарушение» ассоциируется со злостью, также значительная часть родителей (68%) ассоциативно связывает правонарушение с преступлением, по 18% ответивших родителей данной категории детей соотносят правонарушение с испорченностью и бро- шенностью.
Для родителей детей группы риска по результатам опроса характерно следующее распределение ответов: правонарушение для данной группы родителей ассоциируется с преступлением — 58%, бро- шенностью — 30%, следованием за кем-то, испорченностью — 28%.
Несколько иными выглядят ассоциации на слово «правонарушение»у родителей детей, совершивших преступление. Менее половины ответивших (43%) относится к правонарушению как к преступлению. У четверти родителей данной категории детей слово «правонарушение» вызывает мысли об азарте и следовании за кем-то. 18% родителей соотносят правонарушение с любопытством, случайностью, брошенностью.
В целом, родители группы социально-адаптивных детей, выражая свое отношение к правонарушениям, значительно меньший процент ответов отдают таким вариантам, как любопытство, азарт, случайность, следование за кем-то другим (рис. 1).
Отвечая на вопрос «В какой мере молодежь понимает последствия правонарушений?», все категории родителей практически единодушны в том, что дети частично (около 70% родителей из каждой группы) или полностью (около 7% родителей) понимают последствия правонарушений. Однако если среди родителей социально-адаптивных детей и детей группы риска нет затруднившихся ответить на данный вопрос, то среди родителей детей, совершивших преступление, таких 12%.
Родители социально-адаптивных детей относят к правонарушениям такие формы поведения, как (по степени убывания) воровство (80%), хулиганство (86%), переход дороги на красный свет (68%), употребление алкоголя, пьянство (64%), драки, нанесение телесных повреждений (59%), наркомания, токсикомания (45%).
Родители детей группы риска по данным исследования к правонарушениям относят наркоманию, токсикоманию (96%), употребление алкоголя, воровство (82%), хулиганство (80%), переход дороги на красный свет (76%).
Для родителей детей, совершивших преступление, характерно следующее распределение форм поведения, относящихся к правонарушениям: воровство (81%); наркомания, токсикомания, драки, нанесение телесных повреждений, хулиганство (по 75%); употребление алкоголя, пьянство (62%); нарушение правил поведения в школе, побеги из дома (по 50%).
Интересным представляется тот факт, что чем «сложнее» группа детей, тем более жестко соответствующие группы родителей оценивают формы поведения своих детей. Так, родители благополучных и детей группы риска к формам противоправного поведения в значительно меньшей степени относят раннее начало половой жизни (около 10%), ношение «вызывающей» одежды (около 4%). Такую форму поведенческого проявления, как грубость, к правонарушениям относят только 9% родителей благополучных детей, втрое больше родителей детей группы риска считают грубость правонарушением. Что касается родителей детей, совершивших серьезное правонарушение, то грубость расценивают как противоправную форму поведения уже 37% родителей. Отношение к раннему началу половой жизни как к правонарушению высказывают 25%, к ношению вызывающей одежды — 18% родителей данной группы (рис.2).
Наиболее распространенными правонарушениями среди молодежи родители социально-адаптивных детей считают хулиганство, наркоманию и токсикоманию, употребление алкоголя, пьянство. Для родителей детей группы риска наиболее распространенными правонарушениями представляются употребление алкоголя, хулиганство и курение. Родители детей, совершивших преступление, наиболее распространенными молодежными правонарушениями считают воровство, употребление алкоголя, наркоманию и токсикоманию. Хулиганство, с точки зрения родителей неблагополучных детей, в тройку наиболее распространенных молодежных правонарушений не попадает. Можно предположить, что подобные утверждения родителей обеих рассматриваемых групп основываются на их личном родительском опыте. Это подтверждают ответы родителей на вопрос анкеты «Какие правонарушения совершал Ваш ребенок?». Половина (55%) родителей детей, совершивших преступление, отмечают, что их ребенок осужден за воровство или кражу. Родители детей группы риска в первую очередь говорят об употреблении их детьми алкоголя (10%), а также о воровстве и нарушениях правил дорожного движения (по 6%). Родители благополучной категории детей, отмечая единичные прецеденты правонарушений у своих детей, называют правонарушения, связанные с нарушениями требований школы, прогулами уроков.
Размышляя о том, что чувствуют правонарушители, родители всех групп дают примерно одинаковые ответы. Часть респондентов считает, что дети испытывают страх, чувство вины за содеянное, часть же считает, что дети чувствуют собственную безнаказанность.
Причины правонарушений
Мнения родителей группы социально-адаптивных детей и детей группы риска об основных причинах молодежных правонарушений практически полностью совпадают: неблагополучная ситуация в семье (72/74%), влияние СМИ (68/60%), непонимание последствий правонарушений (54/44%). Родители детей, совершивших преступление, в качестве ключевой причины правонарушений также называют неблагополучную ситуацию в семье (43%). По 37% респондентов данной группы указывают на плохое знание закона, меры своей ответственности, непонимание детьми последствий правонарушений. Очень важным является то, родители детей, совершивших правонарушение, называют стремление ребенка получить сильные впечатления (так считают 37% родителей, чьи дети совершили преступление) как значимую причину преступлений. Необходимо учитывать и факт повышенной возбудимости «трудных» детей, неумение контролировать себя, что отмечает пятая часть родителей таких детей (рис. 3).
Безусловно, среда, в которой находится ребенок, оказывает влияние на его поведение, формирование личных ценностей. По мнению 55% родителей детей социально-адаптивной группы, в круг знакомых их ребенка в основном входят сверстники, не совершавшие правонарушения. Круг знакомых детей группы риска менее благополучен: 34% родителей таких детей считают, что сверстники, с которыми общается их ребенок, совершают правонарушения; еще 22% родителей данной группы затруднились ответить на данный вопрос. Как отмечают родители детей, совершивших серьезное правонарушение, знакомыми их детей в большинстве случаев являются ребята, совершающие правонарушения (мнение 68% респондентов данной группы).
На вопрос «Возникают ли у Вас опасения, что Ваш ребенок может совершить правонарушения в будущем?» три группы родителей, участвующие в анкетировании, отвечают с разной степенью уверенности. Наиболее выражены опасения по поводу возможного совершения правонарушения в будущем их ребенком у группы родителей, имеющих детей, уже преступивших закон. Половина родителей данной группы выражает опасения, что их ребенок может совершить правонарушение еще раз. Пятая часть родителей этой же группы затруднилась ответить, что позволяет говорить об их неуверенности в будущем ребенка.
Позиция родителей детей группы риска часто отличается повышенной неуверенностью по многим вопросам отношений ребенка с законом. Родители данной категории так же, как их дети, находятся между группой «благополучных» и группой «трудных». В ответах на вопрос по поводу уверенности в том, что в будущем ребенок не совершит правонарушения, половина родителей детей группы риска затруднились ответить, у пятой части родителей данной группы такой уверенности нет.
Родители детей социально-адаптивной группы более уверенно отвечают на указанный вопрос. Около половины родителей данной группы не высказывают опасений по поводу возможного совершения правонарушений в будущем их ребенком. Однако пятая часть респондентов выбрала вариант «затрудняюсь ответить». Это свидетельствует о том, что даже родители благополучных детей не уверены полностью в будущем своего ребенка.
Родители группы социально-адаптивных детей среди причин собственной тревоги из-за будущего своего ребенка называют негативное влияние СМИ, круг знакомых ребенка, недостаточно стабильную ситуацию в стране. Для родителей детей группы риска основной причиной неуверенности в будущем ребенка представляется, главным образом, та среда, в которой живет их ребенок. Родители не уверены в будущем из-за «провокаций со стороны сверстников», «влияния других», «пренебрежительного отношения со стороны сверстников, отрицательного отношения других сверстников к положительному поведению», собственной занятости.
Родители детей, совершивших преступление, в первую очередь называют особенности поведения своего ребенка, свидетельствующие о его продолжающейся социальной деадаптации: «упрямство, ссоры с друзьями, драки, пьянство»; а также среду, в которую возвращается ребенок после отбывания наказания: «ситуация не изменилась». Эти факторы вызывают у родителей тревогу и неуверенность по поводу будущего своих детей.
Способы предупреждения правонарушений
Отвечая на вопрос «Какие специалисты могут помочь предупредить (устранить) правонарушения?», родители группы социально-адаптивных детей отдают предпочтение психологу — 45%. 23% родителей этой группы считает, что такими специалистами могут быть классные руководители, социальные педагоги, 23% родителей считают, что справились бы самостоятельно. В меньшей степени (18%) к специалистам, способным помочь предупредить (устранить) правонарушения, родители относят инспекторов по делам несовершеннолетних и врачей. Интересным представляется мнение некоторых родителей о том, что оказать помощь в предупреждении (устранении) правонарушений могут священнослужители и другие родители.
За реальной помощью, по данным опроса, родители благополучных детей обращаются к классным руководителям, психологам (18%), к другим родителям (10%), к врачам (5%). Объясняя причину обращения, родители в основном говорят о необходимости снять сомнения в том, что ребенок совершает правонарушения, или же о том, что ситуация требовала разрешения.
Очень интересными выглядят ответы на вопрос о том, какие специалисты могут помочь предупредить (устранить) правонарушения родителей детей группы риска. Подавляющее большинство родителей данной группы (80%) выбрали вариант ответа «справились бы самостоятельно». 38% в качестве таких специалистов называют классных руководителей, 36% — психологов. Родители данной группы детей предлагают свои варианты тех специалистов, людей, организаций, которые могли бы помочь предупредить детские правонарушения. По их мнению, это могут быть сверстники, их положительный пример, а также молодежные организации, позитивно влияющие на подростков. Также родители считают, что действенной будет «.. .только совместная работа всех без разграничения и разделения, с четкой целью, а не для выполнения работы ради самой работы». За реальной помощью пятая часть родителей детей группы риска обращалась к классным руководителям, пятая часть — к психологам, такое же количество справляются сами: «подолгу беседуем, убеждаем, иногда оказываем давление». Как правило, обращались к специалистам в том случае, когда «ситуация требовала разрешения проблемы».
Родители, чьи дети совершили преступление, специалистами, способными помочь предупредить правонарушения, считают классных руководителей и психологов (по 50%), инспекторов по делам несовершеннолетних (22%), врачей (18%), социальных педагогов (15%). Уверенности в том, что справились бы сами, у родителей данной группы вдвое меньше, чем у родителей благополучных детей. Так считают лишь 12% родителей (рис.4).
Большая часть родителей группы детей, совершивших преступление, обращалась за помощью к инспекторам по делам несовершеннолетних (56%). К классным руководителям обращались за помощью 43% родителей, к психологам — 37%, к врачам — 22%. Родители данной группы в качестве основного объяснения обращения к перечисленным специалистам называют тот факт, что ситуация требовала разрешения проблемы (37%); необходимо было получить информацию о профилактике правонарушений (18%); а также «больше не к кому идти» (18%).
Наиболее развернутую и адекватную картину о функциях различных специалистов и их взаимодействии представляют родители детей группы риска. Ни одна другая категория родителей, участвующая в мониторинге, на вопрос: «Что могут сделать для предупреждения (устранения) правонарушений следующие специалисты: классные руководители, психологи, социальные педагоги, инспекторы по делам несовершеннолетних, врачи, родители?» не отвечает так детально. Из всех перечисленных категорий 66% родителей детей группы риска считают, что главную роль в предупреждении правонарушений играют, прежде всего, они сами. Родители считают, что именно они «могут сделать все»: оказать психологическую помощь, объяснить права и обязанности, оказать финансовую поддержку, наблюдать и корректировать поведение ребенка, формировать семейные и человеческие ценности, толерантность к окружающим. Родители могут оказать «любую помощь — от слова до таблетки».Классные руководители, по мнению родителей детей группы риска, должны быть в курсе происходящего, видеть назревающие проблемы, привлекать специалистов, проводить больше общих мероприятий, занимать детей, своевременно заметив неадекватность в поведении, забить тревогу, поговорить с ребенком, привлечь родителей.
Инспекторы по делам несовершеннолетних, как считает эта категория родителей, должны осуществлять правовое просвещение, правовой всеобуч, контроль над подростками, особенно по вечерам — не допускать драк, ссор.
Психологи могут выявлять факторы риска в развитии ребенка и проводить их устранение, коррекцию детско-родительских отношений, проводить индивидуальные беседы. Социальные педагоги — вовлечь в общественную жизнь, направить ребенка в кружок, секцию по интересам. Врачи — проводить профилактические беседы в школах, ПУ о вреде пьянства, курения, наркомании, раннего секса, вести пропаганду здорового образа жизни, лечение заболеваний нервной системы и психических расстройств.
В целом, можно предположить, что вышеупомянутая категория родителей имеет одновременно большую потребность и большой потенциал (заинтересованность) в работе системы профилактики правонарушений.
Группы родителей социально-адаптивных детей и детей, совершивших преступления, гораздо сдержаннее в выражении своей уверенности в возможностях специалистов в области предупреждения правонарушений. Довольно часто в ответах встречаются высказывания, свидетельствующие о явном неверии в возможность что-то изменить (предотвратить). Большее число родителей обеих групп на первое место по возможности оказать помощь ставят психологов: 50% родителей благополучных детей и 62% родителей детей, совершивших преступление. Первая группа родителей в качестве помощи психологов называют возможность разобраться в ситуации, выявить ее причины, помочь в выходе из сложившейся ситуации. Также, с точки зрения родителей, психологи могут помочь родителям установить доверительные отношения с ребенком, а ребенку обрести навыки уверенного поведения. Для родителей детей, совершивших преступление, общение с психологом позволяет узнать причину правонарушения, дает возможность найти выход из ситуации, объясняет особенности поведения (психики) ребенка и позволяет самому родителю успокоиться.
Классные руководители, по мнению родителей детей преступников, для предупреждения правонарушений могут организовать свободное время детей, информировать детей о правах и обязанностях. Родители полагают, что классные руководители могут лучше знать детей, наблюдать за их поведением. Инспекторам приписывается в основном профилактика правонарушений, разъяснение основ законодательства, наблюдение за детьми, совершившими правонарушение, а также карательные функции «настращать, наказать родителей штрафом».
Работу социальных педагогов родители групп социально-адаптивных детей и детей, совершивших преступление, видимо, знают хуже или слабо представляют, что данные специалисты могут сделать. Говоря о возможностях этих специалистов, родители отмечают, что они могут осуществлять работу с родителями «трудных» детей, следить за взаимоотношениями в коллективе, формировать ориентацию на успех в значимом для общества деле.
Показательны ответы родителей, чьи дети совершили преступление, на вопрос о том, что они сами могут сделать для предупреждения (устранения) правонарушений своего ребенка. Высказывания характеризуются неверием в свои силы, даже некоторым унынием: «ничего не сделаешь, пока сам ребенок не осознает», «ходить за ним следом, больше ничего не помогает», «могу поговорить с ребенком и настращать (чтобы задумался)».
Мнения родителей благополучных детей и детей группы риска по поводу необходимости знаний для профилактики детских правонарушений во многом сходны. Половина родителей обеих групп считают, что им нужны знания о том, как справляться самим с правонарушениями при первых тревожных симптомах, способах установления доверительных контактов с ребенком. Четверть родителей этих групп нуждается в информации о службах, которые оказывают помощь в профилактике правонарушений и объединениях родителей, где можно было бы совместно решать возникшие проблемы.
Для родителей детей, совершивших преступления, в большей мере важны знания о способах установления доверительных контактов с ребенком и информация о службах, которые оказывают помощь в профилактике правонарушений.
Размышляя над вопросом «Что может позволить предупредить (устранить) правонарушения?», родители детей группы риска проявили большую активность и понимание проблемы. Именно эта группа родителей является ярко выраженным сторонником системного подхода к решению проблемы детских правонарушений, где значительную роль играет сама семья — так считают 58% родителей данной группы. Значимым для родителей детей группы риска является и изменение среды, окружения, в котором находится ребенок: половина родителей детей группы риска возможным способом предупреждения правонарушений называют вовлечение ребенка в общественные организации, кружки, секции; 36% родителей говорят о необходимости формирования у ребенка нового круга сверстников, оказывающих на него положительное влияние. Шестая часть родителей, думая о способах предупреждения правонарушений, возлагают надежды на специалистов и своевременное обращение к ним.
Сходную позицию в ответе на вопрос «Что может позволить предупредить (устранить) правонарушения?» высказывают родители социально-адаптивных детей. 54% родителей этой категории считают, что решением проблемы может быть вовлечение ребенка в общественные организации, кружки, секции. 45% считает, что решение вопросов предупреждения правонарушений необходимо принимать всей семьей. 41% говорит о необходимости системной работы всех специалистов. 32% родителей думают, что вариантом решения обозначенной проблемы может являться формирование у ребенка нового круга сверстников, оказывающих на него положительное влияние.
Родительскую группу чьи дети совершили преступления, отличает некоторое перекладывание ответственности в вопросах профилактики правонарушений на общество, на самого ребенка. Половина родителей данной категории детей считает, что надо больше вовлекать ребенка в общественные организации, кружки, секции. 47% родителей считают, что в первую очередь необходимо желание самого ребенка предупредить (не совершать) правонарушения, т. е. не совершать их. Только пятая часть этой родительской группы говорит о необходимости решать подобные проблемы всей семьей (рис.5).
Предложения и пожелания к системе работы по правонарушениям и преступлениям среди молодежи, сформулированные родителями в ходе проведения мониторинга, можно сгруппировать следующим образом:
— уделять больше внимания организации досуга и занятости (в т. ч. организации «интересных» ребенку рабочих мест) детей и молодежи, совместного недорогого отдыха детей и родителей;
— привлекать к работе по профилактике правонарушений общественные организации, движения, оказывающие позитивное влияние на подрастающее поколение;
— ужесточить цензуру СМИ, вплоть до закрытия телепрограмм и фильмов, несущих идеи жестокости, нездорового образа жизни и т. п., «нести с экранов позитив»;
— проводить профилактическую и просветительскую работу. Такая работа должна быть комплексной (семья, школа, социум), начинать с более раннего периода (с 9—10 лет для ребенка и их родителей уже актуально);
— проводить обучение родителей: учить молодые семьи разговаривать с детьми, «формировать культ благополучной семьи»;
— не продавать спиртного детям;
— «менять отношение самого государства к проблемам молодежи: дети, совершившие правонарушение, остаются детьми, которым нужны понимание и забота».
Продолжение в следующем номере.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 870
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 15
Скачиваний
Всего: 833
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1