Психолог в обществе, семье и школе

789

Общая информация

Рубрика издания: От редакции

Тип материала: редакторская заметка

Для цитаты: Дубровина И.В. Психолог в обществе, семье и школе [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2008. Том 5. № 4. С. 3–5. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2008_n4/28520 (дата обращения: 21.05.2024)

Полный текст

 

В современной системе образования интенсивно развивается практическая психология. Психологи работают в образовательных учреждениях всех видов и типов. Востребованность таких специалистов со стороны педагогической практики постоянно возрастает, поэтому расширяется профессиональное поле их деятельности, в орбиту взаимодействия с ними включаются все более широкие слои субъектов образовательного пространства. У психологов появляется реальная возможность более эффективного влияния на психологическое образование широких слоев населения. Это образование включает в себя не только психологическую грамотность, но и психологическую культуру, которая предусматривает реализацию психологических знаний в обществе с позиций и в контексте уважения, любви, совести, ответственности, бережного отношения к чувству человеческого достоинства, как своего, так и другого человека, как взрослого, так и ребенка любого возраста. Психологическая культура исключает манипулирование сознанием, чувствами, отношениями людей. Уровень психологической культуры общества можно рассматривать как «зону ближайшего развития» личности его граждан.

Общество. В настоящее время справедливо отмечается, что общественное сознание стало терять главное — понимание ценности человека и его жизни. Люди становятся более эмоционально глухими, часто не чувствуют и не понимают чужого горя, и поэтому надо работать над изменением такого сознания. И начинать надо с детства, ведь сегодняшние дети будут строить в России в недалеком будущем такую жизнь, какую мы программируем посредством современного образования, так как в значительной степени именно образование (обучение и воспитание) формирует поколения.

Каждый ребенок постепенно «учится» быть человеком, и это научение происходит в контексте культуры и образования. Образование — процесс и результат усвоения растущим человеком культурно-социального опыта, системы знаний и умений, необходимых для жизни в современном обществе. Образование взаимосвязано с культурой (во всяком случае, так должно быть): культура определяет смысл, ценность и содержание образования, образование сохраняет культуру, передает ее от века в век. Вместе они определяют не только сущность и общий уровень развития общества, но и оказывают влияние на каждого человека, на перспективы его социального и личностного развития, задают ту или иную направленность его сознания, ценностей, поведения.

Образование человека происходит в обязательном взаимодействии ребенка со взрослым и осуществляется в таких социальных институтах, как семья, детский сад, школ, вуз, общество в целом. Сотрудничество ребенка со взрослым является одним из центральных факторов образования и детского культурнность, приносящую пользу обществу. Иначе человека из ребенка не получится. Сейчас много пишут о том, что на пути взросления ребенка подстерегают многие риски. Думается, что самый опасный из них — «риск» не стать человеком.

Сотрудничество взрослого с ребенком можно рассматривать как механизм преемственности некоторой нравственно-интеллектуальной жизни человека, общества, человечества. Однако, культурное развитие ребенка, формирование его гуманистического мировоззрения предполагает общение с культурными взрослыми, которые ввели бы его в психологическую культуру человеческих отношений. Ведь в процессе живого общения с ребенком взрослые независимо от своей воли передают ему свои взгляды на окружающий мир, свои предубеждения, свои моральные понятия и нравственные представления.

Сегодня в российском социуме происходит быстрое разрушение механизма преемственности культур. Это наблюдается во всех социальных институтах, в которых обществом осуществляется образование детей. Психологическая неграмотность и низкая психологическая культура взрослых усугубляют проблемы культурного развития детей на всех этапах онтогенеза. Отсутствие позитивной социальной среды не дает ребенку опыта овладения культурно-заданными средствами отношений с другими людьми, овладения предметным культурным миром, осознанием собственного позитивного отношения к миру, людям, себе. Чтобы помочь детям, психологическая служба образования должна предусматривать приобщение к психологической культуре взрослых, окружающих ребенка.

Семья. Институт семьи — самый чувствительный показатель духовного и социального здоровья общества. Образ жизни и поведение родителей в значительной степени предопределяют нравственную позицию формирующейся личности ребенка. Проблемы культурного развития, накопившиеся в дошкольном детстве, проявляются на последующих этапах онтогенеза. Для детей опаснее всего разрушение нормальной семейной среды. Ведь именно родительская любовь создает основу для гуманных и благожелательных отношений человека к людям и миру. Чувство любви есть то ядро, которое упорядочивает все остальные чувства, формирует и обогащает эмоциональный мир человека, позволяет ребенку соприкоснуться с такими чувствами, как человеколюбие, великодушие, милосердие, бескорыстие и др. Культурное развитие происходит в контексте повседневного опыта усвоения культуры. Общий жизненный уклад, повседневная жизнь, культурный контекст и ценностные установки этой жизни определяют многое. Нравственность формируется сама собой в контексте повседневного опыта усвоения культуры. Еще М.М. Пришвин отмечал: «Быт — затертое понятие, надо раскрыть его содержание как культуру личных отношений». К сожалению, живое общение даже в так называемой благополучной семье все больше замещается общением виртуальным (мобильные телефоны, компьютеры и пр.). Многие родители при всей своей любви к ребенку нередко не знают его и не могут его понять. Детям часто не хватает сочувствия, эмоционального тепла, доброты, интуитивного понимания их действий.

К сожалению, в жизни многих детей отсутствует любовь как явление культуры, как тип нормальных отношений между людьми. Не может не вызывать тревогу тот факт, что в нашем обществе сейчас много детей-сирот, ставших в силу обстоятельств безнадзорными, детей из неблагополучных семей с низким уровнем экономической обеспеченности, аморальной или криминальной атмосферой. Дети нередко живут в ситуации насилия, тяжелых негативных переживаний. Отсутствие любви, зло, насилие, ощущение ненужности вызывают у них соответствующие душевные качества — лживость, недоверчивость, лицемерие, агрессивность, бесчувственность и пр. Ю.М. Лотман отмечал: «За этими симптомами — психология человека, которого унижали, который поэтому сам себя не уважает и стремится компенсировать свое внутреннее неуважение унижением других людей или рабским подчинением другому».

В связи с этим, одна из важных задач практических психологов — поиск и реализация средств, способов влияния на общественное сознание в направлении возрождения культа семьи и психологической культуры семейных отношений.

Школа. Это иллюзия, что психологи пришли в школу сами по себе. Они были востребованы лучшими школами, педагогами. Школа обратилась к психологам, прежде всего, не с просьбой помощи «внедрить» учебную программу в сознание школьника, а помочь ей, школе, не убивать живую душу ребенка, его естественную жажду познания, стремление стать человеком уважаемым, укреплять его чувство человеческого достоинства. Иными словами, учителя почувствовали потребность в более глубоком понимании как самого ребенка, так и своей миссии по отношению к нему в трудные годы перестройки образования в конце прошлого — начале нынешнего века... Не случайно, они первыми пошли учиться «на психолога». Поэтому одной из центральных задач практической психологии в системе образования являлась задача привнесения туда психологической культуры.

Психологическая культура в образовательном пространстве предполагает, что все в нем — от принятия законов до их исполнения в конкретном образовательном учреждении — происходит в интересах ребенка как растущего человека и формирующейся личности. Это значит, что для деятельности взрослых, работающих в этой системе, целью, смыслом и основной ценностью является ребенок вне зависимости от его возраста, уровня развития на сегодняшний день, социального положения, что все взрослые строят отношения между собой и с детьми на основе принципов психологической культуры. Ведь школа помогает ученику войти в культуру не только содержанием своих учебных курсов, но и культурным характером взаимодействия взрослых: администрации разного уровня, учителей, психологов, социальных работников, родителей. Формы поведения и отношений взрослых друг с другом («в глаза» и «за глаза») и с детьми воспринимаются школьниками как допустимые или одобряемые обществом, а следовательно, могут стать образцом для подражания. Позитивное взаимодействие взрослых служит источником внутренней культуры учащихся.

 

К сожалению, во всех современных реформах и модернизациях образования школа предстает как отражение смысловой неясности общества в определении того, каким оно хочет видеть молодое поколение страны. Это затрудняет разработку психолого-педагогических программ и методов воспитания, поскольку методика воспитания не может создаваться в отрыве от определенных воспитательных целей. Неслучайно в школе уделяется больше внимания интеллектуальному развитию детей и значительно меньше — их нравственному развитию. Между тем, еще К.Д Ушинский отмечал, что обучение само по себе, вне воспитания, есть бессмыслица, что обучение должно служить не только передаче знаний и развитию рассудка, но и духовному, нравственному развитию чувств и воли человека. Цели воспитания должны явиться результатом воплощения ожиданий и требований, предъявляемых человеку обществом.

Психологическая культура реализуется в личност­но-ориентированном содержании всей совокупности учебно-воспитательных условий не только учреждений образования, но и общества в целом, таких условий, при которых молодой человек просто не может не стать культурным. Между тем, в школьных программах сокращается объем предметов гуманитарного цикла, в том числе часы по литературе, в которой люди предстают в богатстве и сложности мыслей, переживаний, взаимоотношений, судеб. Чтение классической литературы, где раскрываются движения человеческой души, заменяется легким чтивом в виде «интернетных» переложений или просмотром теле­версий великих творений, наблюдается сокращение детских спектаклей, резкое снижение количества бесплатных образовательных и культурно-оздоровительных услуг для детей и подростков.

Недостаточное влияние психологической культуры на систему образования в значительной степени обуславливает опасность образовательной среды для психического и психологического здоровья школьников.

Часто приходится слышать о тлетворном влиянии телевидения и других средств массовой информации. Несомненно, для нравственного развития ребенка очень важно, какие ценности, формы поведения и отношений людей общество «выставляет» как образцы. Для всех очевидно полное отсутствие культуры вообще и психологической культуры в частности у многих деятелей, работающих в области телевидения, где реализуется даже не рынок, даже не базар, а торговля пошлым ширпотребом. Режиссеры как бы соревнуются, в чьих сериалах больше и более изощренными способами будет убито людей, больше выпито водки. Пусть это будет на их совести, если она у них еще осталась.

Думается, что система образования может значительно ослабить влияние СМИ на развитие личности молодого поколения. Эти влияния сейчас сильны в силу того, что слабы основные составляющие социокультурной природы развития личности — семья и образовательные учреждения. Школьное образование должно стать конкурентоспособным в плане приобщения учащихся к культуре, становления их человеческого достоинства, гуманистического мировоззрения. Каждый выпускник школы должен ощущать заинтересованность государства и общества в нем как в гражданине этого общества. Выпускники должны быть подготовлены к пониманию того, как разобраться в том, что происходит в обществе, как вести себя в этом обществе по-человечески, как противостоять различным негативным влияниям. Это поможет им стать социально более защищенными.

Все вышесказанное означает, что перед практической психологией образования встают еще более сложные и ответственные задачи — уделять больше внимания психологии воспитания детей и школьников, формировать у них потребность в психологической культуре личности, способствовать ликвидации психологической неграмотности общества и развитию психологической культуры населения страны.

Информация об авторах

Дубровина Ирина Владимировна, доктор психологических наук, действительный член (академик) РАО, профессор, кафедра «Педагогическая психология» имени профессора В.А. Гуружапова, факультет «Психология образования», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), главный научный сотрудник, Психологический институт Российской академии образования (ФГБНУ ПИ РАО), главный научный сотрудник, лаборатория научных основ детской практической психологии, Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований (ФГБНУ «ФНЦ ПМИ»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2484-6073, e-mail: dubrovinaiv@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 818
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 789
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 6