Юбилей Лидии Ильиничны Божович

966

Аннотация

28 октября 2008 года отечественная психология отметила знаменательное событие — 100 лет со дня рождения Л.И. Божович.

Общая информация

Рубрика издания: События

Тип материала: персоналии

Для цитаты: Дубровина И.В. Юбилей Лидии Ильиничны Божович [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2008. Том 5. № 4. С. 6–9. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2008_n4/28522 (дата обращения: 16.04.2024)

Полный текст

 

28 октября 2008 года отечественная психология отметила знаменательное событие — 100 лет со дня рождения Л.И. Божович.

В Москве, в Психологическом институте Российской академии образования была проведена Международная научно-практическая конференция, посвященная 100-летию со дня рождения Лидии Ильиничны.

100 лет человека — это век, эпоха, включающая в себя рождение человека, его развитие, взросление, созидание, след, оставленный им в сердцах, умах и судьбах людей, в культуре, науке, жизни. Яркость этого следа зависит от неординарности человека. Именно таким неординарным человеком и замечательным ученым была Лидия Ильинична Бо­жович. Среди отечественных и зарубежных психологов и педагогов она пользовалась и пользуется заслуженным авторитетом.

Лидия Ильинична начала вести исследования в области детской психологии еще будучи студенткой 2-го Московского государственного университета (в настоящее время — Московский государственный педагогический университет). Судьба покровительствует достойным: свою научно-исследовательскую работу в университете Л.И. Божович проводила под руководством Л.С. Выготского и А.Р. Лурия. Великие учителя среди многочисленных своих учеников обязательно оставляют потомкам талантливых ученых, которые являются связующим звеном между прошлым и будущим науки и не дают угаснуть живой мысли, развивая, углубляя, иногда подвергая сомнению или отвергая, но всегда включая ее в решение самых актуальных современных проблем. Так создается преемственность в науке. Одним из таких ученых стала Л.И. Божович. Во многом благодаря Лидии Ильиничне идеи Л.С.Выготского в области детской психологии и развития личности ребенка представляют для нас не просто исторический интерес, но целый этап, пусть и очень значительный, развития науки. Даже сейчас воспринимаются нами как живые, сегодняшние, с которыми можно спорить, но без опоры на которые нельзя выйти на новый уровень решения психологических проблем детства.

Круг научных интересов Лидии Ильиничны был чрезвычайно широк. Но главное, что занимало ее ум и душу, это проблема становления личности растущего человека. Она писала, что смысл всего онтогенетического развития заключается в том, что ребенок постепенно становится личностью.

Л.И. Божович долгие годы (с 1946 г по 1976 г.) заведовала лабораторией психологии формирования личности в Институте общей и педагогической психологии (АПН СССР (ныне — Психологический институт Российской академии образования), в которой фундаментально изучались проблемы развития личности в онтогенезе.

Под ее руководством в лаборатории проводилось теоретическое и экспериментальное изучение существеннейших психологических понятий и явлений. Социальная ситуация развития ребенка, внутренняя позиция школьника, психологические новообразования, периодизация возрастного развития, критические и стабильные периоды психического развития, сензитивность возраста, зона ближайшего развития, аффективно-потребностная сфера, осознанные и неосознанные мотивы, мотивацион­ная иерархия, мотивационный конфликт находились в центре внимания ученых.

Были изучены такие сложные личностные новообразования, каковыми являются воля, направленность личности, духовные, ненасыщаемые потребности, высшие чувства, прежде всего нравственные. Выявлена возрастная специфика развития самооценки школьника как основной составляющей самосознания личности. В результате многолетней и многоаспектной работы был накоплен большой теоретический, методический и экспериментальный материал, позволивший получить глубокие, многосторонние, научно обоснованные характеристики возрастного психического развития ребенка на протяжении дошкольного и школьного детства, отрочества, ранней юности и на основе этого создать целостную концепцию формирования личности в онтогенезе.

Значительным вкладом в науку явилась книга Л.И. Божович «Личность и ее формирование в детском возрасте» (1968, 2008). Эта книга написана 40 лет тому назад. Это и не очень давно, и очень давно, если вспомнить, какие политические, идеологические, экономические и культурные события произошли в нашей стране на рубеже конца XX и начала XXI веков.

У каждой книги своя судьба. Иная интересна читателям в момент выхода в свет, но вскоре о ней даже не вспоминают. Есть книги, которые воспринимаются читателями уважительно, но весьма равнодушно. А встречаются книги, актуальность которых возрастает от года к году, от десятилетия к десятилетию. Именно к таким относится книга Лидии Ильиничны Божович «Личность и ее формирование в детском возрасте». Психологические проблемы становления и развития личности ребенка и пути их решения, обсуждаемые в книге, не утратили своей актуальности, несмотря на кардинальные изменения, которые произошли не только в стране, но и в самой психологической науке.

Исследования Лидии Ильиничны всегда были не только направлены на решение научных проблем, но и ориентированы на использование их результатов в педагогической практике. В ее исследованиях реализовано плодотворное взаимодействие науки и практики. И здесь она следовала за мыслью Л.С. Выгот­ского, отметившего: «... психология, которая призвана практикой подтвердить истинность своего мышления, которая стремится не столько объяснить психику, сколько понять ее и овладеть ею, ставит в принципиально новое отношение практические дисциплины — во всем строе науки, чем прежняя психология. Там практика была колонией теории, во всем зависимой от метрополии; теория от практики не зависела нисколько, практика была выводом, приложением, вообще выходом за пределы науки ... Теперь положение обратное; практика входит в глубочайшие основы научной операции и перестраивает ее начала до конца; практика выдвигает постановку задач.  [1, с. 387].

Внимание Л.И. Божович было обращено на научную разработку реальных проблем, выдвигаемых непосредственно практикой обучения и воспитания детей и школьников. Напомним в связи с этим лишь некоторые моменты, которые раскрывают глубинную, фундаментальную взаимосвязь научных и практических решений проблем обучения и воспитания.

Известно, что одной из существеннейших проблем школы являлось и является нежелание определенной части школьников учиться.

В 1945—1949 гг. Л.И. Божович совместно с Н.Г Морозовой и Л.С. Славиной было проведено исследование, посвященное изучению развития мотивов учения у школьников [4]. Оно охватывало учащихся I—Х классов, а также дошкольников, что позволило получить обширные данные не только о содержании мотивов учения, но и об их роли в учебной деятельности ребенка того или иного возраста, о месте, которое они занимают в системе других мотивов. Впервые были выделены две большие группы мотивов. Одни из них связаны с содержанием и процессом выполнения самой учебной деятельности; другие — с более широкими взаимоотношениями ребенка с окружающей средой, с его потребностью в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определенное место в коллективе товарищей, с моральными и гражданскими устремлениями школьника. Было показано, что и те и другие мотивы совершенно необходимы для успешного осуществления учебной деятельности. Были определены психологические условия, способствующие формированию этих мотивов.

В лаборатории было впервые проведено глубокое исследование психологических основ и педагогических условий индивидуального подхода к неуспевающим и недисциплинированным ученикам; впервые выделено и изучено особое психологическое явление, нередко встречающееся в педагогической практике, которое получило название «смысловой барьер» [12]. Были выявлены и изучены психологические характеристики детей с аффективным поведением, определены методы выявления такого поведения и пути коррекционной работы с этими детьми [11].

Именно под руководством Л.И. Божович был осуществлен один из первых опытов научно-практической работы психологов непосредственно в детском учреждении: интернате для детей, лишенных попечения родителей (50-е годы). Были разработаны методы изучения личности детей, а также методика составления психолого-педагогической характеристики как необходимого условия накопления знаний об учащихся для диагностических и прогностических суждений о них [10].

Проведен ряд разработок по психологии воспитания школьников, в частности, по формированию воли, развитию направленности, нравственной устойчивости личности, становлению идеалов и пр. Л.И. Божо­вич совместно с Т.Е. Конниковой было выполнено одно из первых совместных психолого-педагогических исследований, результатом которого явились разработка и научное обоснование возрастного подхода в работе пионерской организации. Исследования, выполненные под руководством Л.И. Божович, оказали существеннейшее влияние на создание и развитие в нашей стране школьной психологической службы (или практической психологии образования), задачей которой является максимальное содействие психическому и личностному развитию растущего человека, формированию его индивидуальности на всех этапах дошкольного и школьного детства, отрочества, ранней юности.

Научное и научно-практическое наследие Лидии Ильиничны Божович требует от нас глубокого анализа, дальнейшего изучения и более широкого использования. Это относится, прежде всего, к вопросам психологии воспитания.

Известно, что становление человека как человека начинается с первых минут жизни ребенка и идет вместе с психическим, физическим и личностным его развитием на протяжении дошкольного и школьного детства, отрочества, ранней юности. Его обучение и воспитание осуществляется в социальных институтах, таких, как семья, детский сад, школа. В работах Л.И. Божович представлена научно обоснованная концепция целенаправленного процесса воспитания с момента рождения ребенка и вплоть до его гражданской зрелости. Согласно этой концепции, наличие значительного количества подростков с эгоистической, индивидуалистической направленностью личности должно рассматриваться как результат неправильного воспитания, а не закономерного хода психического развития.

Содержание всех работ Лидии Ильиничны пронизаны важными для нашего времени идеями гуманизации образования; развитие, обучение и воспитание рассматриваются ею в контексте их взаимообусловленности.

Для Л.И. Божович, как для истинного ученого, характерна неудовлетворенность знанием, полученным на сегодняшний день, потребность в его углублении, обогащении, подходе к нему с разных точек зрения, сопоставление c новыми теоретическими представлениями и жизненными фактами. Зная так много о личности и ее формировании в онтогенезе, Лидия Ильинична, тем не менее, в одной из своих последних работ высказывает мысль о необходимости еще более глубокого изучения психологической сущности личности (1978) и подсказывает направление дальнейшего поиска решения проблемы становления и развития целостной личности и индивидуальности ребенка: «... есть основание считать, что формирование личности не может характеризоваться независимым развитием какой-либо одной ее стороны — рациональной, волевой или эмоциональной. Личность — это действительно высшая интегративная система, некоторая нерасторжимая целостность. И можно считать, что существуют какие-то последовательно возникающие новообразования, характеризующие этапы центральной линии ее онтогенетического развития. К сожалению, систематического исследования этой проблемы пока не было, но почти все психологи, занимающиеся изучением личности, признают возникновение у нее «ядра», которое обозначается ими то термином «я-система», то «система-я», то просто «я». Эти понятия употребляются ими в качестве объяснительных при рассмотрении психической жизни человека и его поведения. Однако психологическое содержание и строение этого «ядра» не раскрываются и, тем более, не устанавливаются закономерности его развития в онтогенезе».

Все работы Лидии Ильиничны открыты для дальнейшего развития заложенных в них идей, размышлений, научных положений, поэтому они современны, созвучны новым направлениям и новому видению подступов к решению сложнейших проблем психологии личности.

О непреходящей актуальности научного наследия Л.И. Божович свидетельствуют материалы сборника «Современные проблемы психологии личности: теория и практика» [13], изданного к началу конференции. Авторы представленных материалов живут и работают в разных странах и городах — в Болгарии (София), Белоруссии (Барановичи, Гомель, Минск), Казахстане (Караганда), России (Армавир, Волгоград, Ижевск, Казань, Кемерово, Москва, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Ставрополь, Таганрог, Тюмень, Улан-Удэ, Уссурийск). Но всех их объединяет научный интерес к проблеме психологической сущности и развития личности и убежденность в том, что подходить к изучению различных аспектов этой проблемы следует с учетом и пониманием научных представлений Л.И. Божович и ее учеников.

На конференции выступили академики Российской академии образования В.В. Рубцов, В.П. Зин­ченко, А.И. Донцов, В.С. Собкин, известные ученые в области психологии личности, возрастной и социальной психологии: Е.П. Белинская, Е.Г. Дубовская, Т.Д. Марцинковская, Т.М. Марютина, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, А.А. Тюков, В.Э. Чудновский, И.С. Яки­манская, С.Г. Якобсон (Москва), И.В.Ткаченко (Армавир), Н.Р. Салихова (Казань), Я.Л. Коломинский, Е.И. Комкова (Минск), Н.Х. Александрова (София), Т.А. Гаврилова (Уссурийск), научные сотрудники ПИ РАО и аспиранты.

Каждый из выступавших глубоко раскрыл ту или иную сторону научного творчества Лидии Ильиничны и поделился своими воспоминаниями и впечатлениями о ее яркой личности, о незабываемом общении с ней. Всеми подчеркивалась мысль о том, как важно не забывать тех, кто до нас разрабатывал научные основы психологии и прокладывал пути их реализации в психологической практике, корректно опираться на то, что ими наработано, найдено, осмыслено, — в этом заключается наша профессиональная культура и возможность движения вперед.

Литература

  1. Выготский Л.С. Собр. соч. Т.4. — М., 1984.
  2. Божович Л.И. Значение культурно-исторической концепции Л.С.Выготского для современных исследований психологии личности // Научное творчество и Л.С. Выготского и современная психология. — М., 1981.
  3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968; СПб: Питер, 2008.
  4. Божович Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. — М., 1972.
  5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. —М.—Воронеж, 1997.
  6. Божович Л.И. Развитие аффективно-потребностной сферы человека // Проблемы общей и, возрастной и педагогической психологии. — М., 1978.
  7. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии, 1978, №4; 1979, №№2, 4.
  8. Божович Л.И., Конникова Т.Е. Возрастной подход в работе пионерской организации.— М., 1969.
  9. Божович Л.И., Славина Л.С.. Психологическое развитие школьника и его воспитание. — М., 1979.
  10. Психологическое изучение детей в школе-интернате. — М., 1960.
  11. Славина Л.С. Дети с аффективным поведением. — М., 1966.
  12. Славина Л. Л. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам. — М., 1958.
  13. Современные проблемы психологии личности: теория и практика: Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Лидии Ильиничны Божович. — М.—Воронеж, 2008.

Информация об авторах

Дубровина Ирина Владимировна, доктор психологических наук, профессор, кафедра «Педагогическая психология» имени профессора В.А. Гуружапова, факультет «Психология образования», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), главный научный сотрудник, Психологический институт Российской академии образования (ФГБНУ ПИ РАО), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2484-6073, e-mail: dubrovinaiv@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 878
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 966
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1