Вестник практической психологии образования
2008. Том 5. № 4. С. 32–38
ISSN: 2658-3100 (online)
Исследование причин роста правонарушений среди несовершеннолетних и возможности их профилактики *
Аннотация
Общая информация
* Работа выполнена сотрудниками Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации Ярославской области и Государственного образовательного учреждения Ярославской области «Центр профессиональной ориентации и психологической поддержки “Ресурс”» в 2007 году.
Рубрика издания: Работа с персоналом и развитие квалификаций
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Кузнецова И.В., Чупрова Л.В., Филина С.В., Бадуркина О.И. Исследование причин роста правонарушений среди несовершеннолетних и возможности их профилактики [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2008. Том 5. № 4. С. 32–38. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2008_n4/28535 (дата обращения: 22.11.2024)
Полный текст
Прикладные исследования
И.В. Кузнецова, Л.В. Чупрова, С.В. Филина, О.И. Бадуркина Исследование причин роста правонарушений среди несовершеннолетних и возможности их профилактики
Работа выполнена сотрудниками Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации Ярославской области и Государственного образовательного учреждения Ярославской области «Центр профессиональной ориентации и психологической поддержки “Ресурс”» в 2007 году.
Продолжение. Начало в «Вестнике практической психологии образования» №№ 2, 3 за 2008 год.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МНЕНИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ О ПРИЧИНАХ РОСТА ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ ПРОФИЛАКТИКИ
В целом в исследовании приняли участие 31 специалист, из них в фокус-группе приняли участие 12 человек. Среди участников фокус-группы были представлены различные специалисты, работающие в сфере профилактики и предупреждения правонарушений.
Достаточная представленность в обследованной группе специалистов, имеющих многолетний опыт работы по профилактике и предупреждению правонарушений среди детей (молодежи), позволяет с уверенностью назвать группу экспертной.
Для выявления полноты мнений и позиций, дополнения качественных характеристик количественными, метод фокус-группы дополнялся количественным методом опроса более широкой аудитории через сеть Интернет (клуб «Социальный навигатор») и путем прямого опроса.
Проведенное исследование свидетельствует о том, что тема «Причины роста правонарушений детей (молодежи) Ярославской области» воспринимается и оценивается специалистами как весьма значимая.
Получены результаты исследования следующих основных моментов:
1. представления экспертов о «правонарушении» и правонарушающем поведении;
2. причины роста правонарушений;
3. представления о правонарушителе;
4. способы предупреждения (профилактика) правонарушений.
Представления о «правонарушении» и формах правонарушающего поведения
У большинства специалистов слово «правонарушение» чаще других ассоциируется со словами «злость» — 48%, «преступление» — 45%, «наказание» — 41%. Меньшее количество специалистов отметили слова: «следование за кем-то», «брошенность», «испорченность», «обида» — от 22% до 29% (рис. 1).
На вопрос «Какие формы поведения относятся к правонарушениям» специалисты ответили следующим образом: воровство — 80%, драки, нанесение телесных повреждений — 77%, наркомания, токсикомания — 64%, употребление алкоголя, пьянство — 61%, использование нецензурных слов — 58%, побеги из дома, переход дороги на красный свет — 51%. Менее 50% специалистов выделили следующие формы поведения: унижение других — 41%, нарушение правил поведения в школе (срывы уроков, прогулы, отказ от выполнения заданий) — 38%, и совсем немногие опрошенные отметили хулиганство — 5% и грубость — 2% (рис. 2).
В качестве наиболее распространенных форм правонарушений специалисты выделили следующие: драки (35%), употребление алкоголя, пьянство, использование нецензурных слов (32%), нарушение правил поведения в школе (срывы уроков, прогулы, отказ от выполнения заданий) (29%), воровство (25%), курение (22%) (рис. 3).
На вопрос «В какой мере дети понимают последствия правонарушений» специалисты ответили следующим образом: понимают частично — 74%, не понимают — 12%, затрудняюсь ответить — 3%. Хочется отметить, что вариант ответа «понимают» не был выбран ни одним из специалистов.
Причины правонарушений
Почти половина участников опроса отметили, что на сегодняшний день наблюдается рост причин правонарушений (41%). Другая группа участников заявила, что идет их стабилизация (33%). О волнообразности в динамике причин правонарушений (т. е. чередовании спада и подъема роста правонарушений) говорили 16% участников. И лишь 8% специалистов отметили, что рост причин правонарушений снижается.
Первым вопросом, обсуждаемым в рамках фокус-группы, было обсуждение причин правонарушений детей (молодежи).
Большинство участников причины роста правонарушений видят в семье, они говорят о неправильном семейном воспитании, об отсутствии должного внимания к ребенку со стороны родителей. Специалистами были выделены две категории семей, которые составляют на данный момент группу риска. Это благополучные семьи, где ребенку предоставлены материальные блага, но мало уделяется внимания собственно воспитанию, и неблагополучные семьи, где неблагополучными являются родители.
В качестве одной из важных причин детских правонарушений выделялось уменьшение роли отца в воспитании ребенка.
В свою очередь семейные проблемы, по мнению экспертов, во многом обусловлены дистанцированием государства от семьи и от проблем детей. Высказывались суждения о том, что семья сегодня фактически не является ячейкой общества, что отсутствует внимание к семье и помощь семье на всех уровнях, что несовершеннолетние часто предоставлены сами себе, так как практически нет доступных (бесплатных) секций, кружков и пр.
Значительное внимание было уделено разговору о моральных ценностях общества и их влиянию на рост правонарушений. Участники исследования утверждали, что наше общество стало корыстным, и мы воспитываем детей, которые совершают правонарушения из корыстных побуждений.
Специалистами были выделены и социальные причины правонарушений, такие, как социальное неравенство, расслоение общества на богатых и бедных.
В качестве причины правонарушений была названа также безнаказанность. Безнаказанность как родителей, так и детей, по словам участников-специалистов, приводит к совершению повторных, часто более тяжких преступлений.
Следующая причина — это несовершенство существующей системы предупреждения правонарушений. Специалисты предлагали активнее вести работу по раннему выявлению неблагополучных детей, а выявив их, оказывать им реальную помощь.
В качестве причины правонарушений один из экспертов назвал наследственность.
Количественные оценки причин роста правонарушений распределились следующим образом: большинство специалистов считают причиной правонарушений «неблагополучные ситуации в семье» — 74%, «примеры насилия, жестокости, безнаказанности, получаемые через средства массовой информации» — 67%, «напряженную социально-экономическую ситуацию, влияющую негативно на ребенка» — 54%, «повышенную возбудимость детей, неумение контролировать себя» — 51%, «непонимание последствий правонарушений» — 45%, «недостаток знаний о том, как справляться с трудными педагогическими ситуациями, у родителей» — 41%, многие специалисты выделили такие причины, как: «непонимание взрослыми трудностей детей» — 35%, «отсутствие системы воспитательной работы» — 29%, «стремление к самостоятельности и независимости», — 25%, «чрезмерная занятость родителей» — 25%, «большое количество свободного времени» — 22%; некоторые назвали: «недостаточную уверенность ребенка в себе» — 19%, «неясность перспектив» — 16%, «отрицательное отношение других к способностям детей» — 12%, «заболевания ребенка» — 12%, «незнание своих прав и возможностей» — 12%, «стремление получить сильные впечатления» — 9%, «пренебрежение со стороны сверстников» — 9% (рис. 4).
В качестве наиболее распространенных причин специалисты выделили следующие (рис. 5):
— «неблагополучная ситуации в семье», «отсутствие системы воспитательной работы» — 25%,
— «стремление быть как все, подражание сверстникам, которые уже совершили преступление» — 19%,
— «повышенная возбудимость детей, неумение контролировать себя» — 16%,
— «незнание своих прав и возможностей» — 12%.
Таким образом, причины правонарушений специалисты видят в следующем:
— плохое семейное воспитание, слабое участие отца в воспитании;
— неумение ребенка контролировать себя, быть самим собой, а не подражать другим;
— социальное неравенство, расслоение общества на богатых и бедных;
— безнаказанность как родителей, так и детей;
— дистанцирование государства от семьи, от проблем детей на социальном и экономическом уровне;
— плохая наследственность;
— разрушение моральных ценностей общества;
— невнимание государственных властей к проблеме детских правонарушений. Отсутствие программ, обеспечивающих занятость свободного времени детей, и слабость превентивных мер.
Представления о правонарушителе: особенности, характеристики
Специалисты высказали следующие соображения по поводу того, какие дети могут стать правонарушителями:
— недолюбленные, недоласканные дети, дети, которым не хватает внимания и любви близких взрослых;
— дети, генетически предрасположенные к правонарушениям;
— дети, имеющие соответствующие личностные особенности: одинокие, слабохарактерные, не имеющие твердой внутренней позиции. Такие дети могут пойти на правонарушение, чтобы обратить на себя внимание сверстников, самоутвердиться таким способом;
— ребята, имеющие интеллектуальную запущенность, неразвитость. Такие дети совершают преступление, так как не могут противостоять другим — более развитым детям;
— дети с неоправданно завышенной или, наоборот, заниженной самооценкой, которые самовыражаются посредством совершения правонарушения;
— дети, которые ощущают себя лишними в своей семье, ненужными. Это не обязательно дети из неблагополучных семей, семья может быть и благополучная, но в ней ребенок предоставлен сам себе. Совершая преступление, он тем самым заявляет о себе;
— правонарушитель — это неуспешный ребенок — либо в обучении, либо во взаимоотношениях с родителями, либо в отношениях с девушкой, с друзьями.
Результаты анкетирования показали, что правонарушитель — это (рис. 6):
— «существо» — 66%,
— «тот, кто сбился с пути» — 51%,
— «обделенный вниманием», — 41%,
— «тот, кому нужна помощь» — 41%,
— «не видит перспектив в своей жизни» — 38%,
— «преступник» — 29%,
— «человек» — 29%,
— «одинок в своей беде» — 25%,
— «несчастный» — 22%,
— «тот, кто не знает законов и прав» — 19%,
— «сам себе хозяин» —9%,
— «не нужен обществу» — 9%,
На вопрос «Какие мысли у Вас возникают, когда Вы общаетесь с правонарушителем», мнения специалистов распределились следующим образом: — «желание помочь, ответственность за их дальнейшую судьбу», «жалость» — 22%,
— «возмущение» — 19%,
— «презрение», «некоторые умеют слышать и слушать, другие как “об стенку горох”», «стыдно за государство» — 3%.
На вопрос «Как Вы считаете, возможно ли перевоспитать несовершеннолетнего правонарушителя», эксперты отвечают следующим образом.
18 специалистов считают, что можно перевоспитать правонарушителя, если при этом будут соблюдены следующие моменты:
— «наличие семьи и других близких людей» — 19%,
— «добрые наставники» —12%,
— «позитивное окружение, занятость делом» — 9%,
— «положительное влияние сверстников», «желание самого правонарушителя встать на верный путь», «содержательный досуг» — 6%,
— «благоприятные условия жизни и эффективная реабилитация с помощью специалистов», «главное — найти подход», «идейная убежденность», «экономическая заинтересованность» — 3%.
18 специалистов считают, что перевоспитать преступника невозможно, так как этому препятствуют следующие моменты: «болезни психологического плана», «формальное отношение близких к делу», «сам не хочет, ему нравится внимание учителей, директора, одноклассников», «неблагополучие в семье» — 3%.
Как видно из результатов, в ответах специалистов часто звучала частичка «не»: «неразвитый», «неуспешный», «ненужный и т. д. Данные опроса свидетельствуют также, что 66% опрошенных отметили, что правонарушитель — это «существо». Очевидно, что пока наше общество не начнет относиться к данной категории людей как к «человеку», положительная динамика в плане снижения роста преступности вряд ли возможна.
Повлиять на правонарушителей могут, по мнению специалистов, семья, авторитетные люди, занятие делом.
Плюсы и минусы существующей системы профилактики (устранения) причин правонарушений
Наряду с очевидными плюсами у существующей сегодня системы профилактики, такими, как: достаточно большая законодательная база, осознанность профилактической работы, консолидация различных усилий и др., — имеется ряд проблем, которые необходимо переводить в категорию задач и решать их.
Выделяются следующие проблемы:
— некоторая межведомственная обособленность: «каждое ведомство работает на себя, не желая подчиняться, сотрудничать, делиться своими наработками с другими»;
— неправильная кадровая политика: «среди тех, кто занимается этой проблемой, много случайных людей. В этой системе должны работать компетентные люди, желающие и умеющие работать, подходящие к работе творчески и с душой, готовые совершенствоваться и искать новые подходы в своей деятельности»;
— недостаточное понимание руководством области значимости проблемы: «зачастую они не понимают наших проблем, когда анализируется работа, пишем о плюсах, а о минусах писать страшно, поскольку руководство не будет разбираться и помогать, а просто сочтет, что работа ведется плохо»;
— недостаточное аналитическое обеспечение деятельности: «делается многое, но не проводится ни анализ, ни мониторинг работы, поэтому неясно — правильно ли и насколько решены наши проблемы».
Возможные пути профилактики правонарушений
Большая часть специалистов считает, что предупредить (устранить) правонарушение могут родители, значимые для ребенка взрослые, неравнодушие окружающих (74%), более половины отметили, что предупредить правонарушения могут социальный педагог (54%), классный руководитель (51%). Чуть меньше половины специалистов отметили, что помочь избежать правонарушения могут инспекторы по делам несовершеннолетних органов внутренних дел (45%), психологи (41%), врачи (22%) (рис. 7).
Специалисты считают, что роль классного руководителя в предупреждении правонарушений заключается в следующем: информационное (правовое) обеспечение, организация досуга, контроль за детьми, создание атмосферы доверия между детьми, педагогическим коллективом, родителями.
Роль психолога определена специалистами так: профилактическая и информационная работа, выявление предрасположенности к правонарушениям, выяснение причин совершения правонарушений, проведение коррекционных процедур.
Социальный педагог должен выявить неблагополучные семьи, детей, наладить контакт и провести профилактическую беседу.
Инспектор по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, по мнению специалистов, имеет следующие обязанности: проведение профилактической работы (в виде бесед по правонарушениям), организация знакомства с правовыми и другими знаниями по юридическим вопросам, проведение тематических и ролевых игр, способствующих развитию ответственности за поведение.
Врач, для того чтобы правонарушений стало меньше, должен пропагандировать здоровый образ жизни, проводить диагностику заболеваний и отклонений в развитии.
Большую роль в предотвращении правонарушений специалисты отводят родителям. По их мнению, роль родителей заключается в организации правильного воспитания детей, осуществлении контроля за ними, участии в полезных мероприятиях. При этом действовать они должны в тесном контакте со школой и социальными службами.
Специалисты считают также, что избежать правонарушений ребенку поможет наличие у него хороших друзей и значимого авторитетного взрослого человека (тренера, учителя и т. п.) рядом. И таких людей надо искать и привлекать к работе с несовершеннолетними.
На вопрос «Что позволит предупредить (устранить) правонарушения» большая часть специалистов отвечала: вовлечение ребенка в общественные организации, кружки, секции (64%), системная работа всех специалистов по предупреждению правонарушений (61%). Чуть больше половины специалистов считают, что решение вопросов предупреждения правонарушений всей семьей (58%) позволит снизить рост правонарушений. Специалисты выделяют также следующие моменты, способствующие предупреждению правонарушений: желание предупредить правонарушение (35%), компетентный специалист (32%), своевременное обращение к специалистам (29%), появление нового круга сверстников у ребенка (положительное влияние) (16%), знание служб, которые могут предупредить правонарушения (12%) (рис. 8).
Специалисты внесли ряд предложений и пожеланий по работе системы профилактики (устранения) правонарушений среди молодежи. В их числе: повышение ее нормативно-правовой обеспеченности и обоснованности, усиление работы с семьей, просветительской работы, применение индивидуального подхода в работе с трудными подростками, создание условий для нормальной жизни семьи и ребенка и др.
Продолжение в следующем номере.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 985
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 6
Скачиваний
Всего: 1152
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 2