Проект Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Психолого-педагогическое образование»

521

Аннотация

Уважаемые читатели! Вашему вниманию предлагается проект Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению «Психолого-педагогическое образование». В рамках проекта стандарта разработана компетентностная модель подготовки психолога образования, определены его профессиональные задачи как общие для всего психолого-педагогического направления, так и для деятельности психолога, описаны необходимые для решения этих задач общекультурные и профессиональные компетенции. Проект стандарта реализован в соответствии с макетом стандарта ВПО третьего поколения, утвержденным Министерством образования и науки РФ. В нем предпринята попытка построения двухуровневого высшего профессионального образования для профиля «Психолог образования» в рамках направления «Психолого-педагогическое образование», в которое, помимо указанного, включены профили — воспитатель, учитель начальных классов и ряд других. В основу разработки положен деятельностный подход, связанный с выделением общего круга профессиональных задач, необходимых для освоения во всех профилях подготовки. В основу образовательной программы профиля «Психолог образования» положен модульный принцип целостного освоения психолого-педагогической деятельности в соответствии с возрастом и типом ведущей деятельности. Проект подготовлен с участием Российской академии образования, Совета ректоров вузов Москвы, учрежденных Правительством Москвы, Института психологии РАН, Психологического института РАО, Факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, Московской высшей школы социально-экономических наук АНХ при Правительстве РФ Основной разработчик — Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский городской психолого-педагогический университет». Мы будем благодарны читателям «Вестника практической психологии образования» за конструктивные замечания и предложения, которые можно направлять по электронному адресу rectorat@list.ru С полным текстом проекта Федерального государственного профессионального образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению «Психолого-педагогическое образование» можно познакомиться на сайтеМГППУ: http://mgppu.ru/ В.В. Рубцов, ректор МГППУ, А.А. Марголис, первый проректор, Ю.М. Забродин, проректор по научной работе

Общая информация

Рубрика издания: Работа с персоналом и развитие квалификаций

Тип материала: документ

Для цитаты: Проект Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Психолого-педагогическое образование» [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2008. Том 5. № 4. С. 61–72. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2008_n4/28547 (дата обращения: 14.12.2024)

Полный текст


Уважаемые читатели!

Вашему вниманию предлагается проект Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению «Психолого-педагогическое образование».

В рамках проекта стандарта разработана компетентностная модель подготовки психолога образования, определены его профессиональные задачи как общие для всего психолого-педагогического направления, так и для деятельности психолога, описаны необходимые для решения этих задач общекультурные и профессиональные компетенции.

Проект стандарта реализован в соответствии с макетом стандарта ВПО третьего поколения, утвержденным Министерством образования и науки РФ. В нем предпринята попытка построения двухуровневого высшего профессионального образования для профиля «Психолог образования» в рамках направления «Психолого-педагогическое образование», в которое, помимо указанного, включены профили — воспитатель, учитель начальных классов и ряд других.

В основу разработки положен деятельностный подход, связанный с выделением общего круга профессиональных задач, необходимых для освоения во всех профилях подготовки.

В основу образовательной программы профиля «Психолог образования» положен модульный принцип целостного освоения психолого-педагогической деятельности в соответствии с возрастом и типом ведущей деятельности.

Проект подготовлен с участием Российской академии образования, Совета ректоров вузов Москвы, учрежденных Правительством Москвы, Института психологии РАН, Психологического института РАО, Факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, Московской высшей школы социально-экономических наук АНХ при Правительстве РФ.

Основной разработчик — Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский городской психолого-педагогический университет».

Мы будем благодарны читателям «Вестника практической психологии образования» за конструктивные замечания и предложения, которые можно направлять по электронному адресу rectorat@list.ru

С полным текстом проекта Федерального государственного профессионального образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению «Психолого-педагогическое образование» можно познакомиться на сайте МГППУ: http://mgppu.ru/

В.В. Рубцов, ректор МГППУ

А.А. Марголис, первый проректор

Ю.М. Забродин, проректор по научной работе

 

ПРОЕКТ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ФГОС ВПО)
ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

Обоснование соответствия предлагаемого проекта ФГОС ВПО стратегическим целям развития высшего профессионального образования, потребностям учащихся, общества и рынка труда.

Развитие образования в России предполагает «формирование через систему образования социальных отношений, наиболее благоприятных для развития каждого человека и страны в целом, развития гражданского общества... что предполагает формирование уже в базовом образовании востребованных на сегодня компетентностей инновационного поведения... создание возможностей гибких индивидуальных программ» (Государственная программа «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009—2012 гг.).

Указанные задачи, стоящие перед образованием Российской Федерации, предъявляют принципиально новые требования к подготовке педагогических кадров. Современный педагог, способный обеспечить гибкое индивидуально-ориентированное обучение и воспитание, формирование компетенций, необходимых для инновационного развития страны, способный развивать креативные способности учащихся и научить одному из центральных умений — «умению учиться самостоятельно», сам должен владеть принципиально иными по сравнению с традиционными средствами организации учебно-воспитательного процесса.

Одним из важнейших ресурсов, на основе которого можно содержательно менять систему профессионального педагогического образования, является качественно иная по содержанию и форме психологическая подготовка современного педагога. При этом необходимо понимать, что ориентация на формирование компетенций учащихся, их развитие в процессе обучения, учет их возрастных и индивидуальных особенностей не достигается за счет простого увеличения числа психологических дисциплин в образовательных программах высшего педагогического образования и количества часов, отводимых на их изучение. Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое означает необходимость задания в программах подготовки педагога такого содержания, которое позволит ему осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.

По мнению разработчиков представленного проекта ФГОС ВПО по направлению «Психолого-педагогическое образование», указанным требованиям отвечает построение такой системы основных образовательных программ высшего профессионального образования, которая основана на культурно-историческом и деятельностном подходе, разработанном в психологии выдающимися отечественными учеными Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Эль- кониным, А.В. Запорожецем, В.В. Давыдовым и др. Применение этого подхода при разработке проекта стандарта психолого-педагогического направления делает основными для подготовки специалистов всех профилей, включаемых в это направление, понятия «деятельность» и «возраст». Это означает, что главным («универсальным») содержанием, объединяющим в единое направление профили подготовки — «воспитатель», «учитель начальных классов», «социальный педагог», «педагог дополнительного образования», является формирование у будущих специалистов таких знаний и общих для этих видов профессиональной деятельности компетенций, которые позволят им вне зависимости от конкретных профессиональных задач организовывать и осуществлять процессы воспитания и обучения по типу игровой, учебной и учебно-исследовательской деятельности учащихся.

Конкретные виды деятельности взрослых и детей, самих детей становятся в данном случае условием развития учащихся, а формирование требуемых ком­петенций выступает как результат возрастных достижений, неразрывно связанный с ведущей для данного возраста деятельностью учащегося. Реализация деятельностного подхода в образовании как базовой части в профессиональном цикле ФГОС ВПО по направлению «Психолого-педагогическое образование» является, таким образом, основанием модели подготовки специалистов указанных профилей, которые на практике в своих видах профессиональной деятельности смогут на принципиально новом уровне ставить и решать профессиональные задачи.

Включение в направление «Психолого-педагогическое образование» профиля «психолог образования», основанного на общем с другими профилями базовом профессиональном цикле подготовки, позволит более эффективно решить проблемы взаимодействия психолога с воспитателями, учителями начальных классов, педагогами дополнительного образования и обеспечит возможность для реального, а не декларативного построения индивидуальных траекторий обучения учащихся, формирования их компетенций, необходимым условием чего является общий «профессиональный язык», т. е. одинаковое понимание организации в условиях учебно-воспитательного процесса индивидуальной и совместной деятельности учителя и самих учащихся.

Включение в данное направление новых профилей «психолого-педагогическая деятельность с одаренными детьми» и «психолого-педагогическая деятельность в инклюзивном образовании» обусловлено существенным объемом необходимого психологического содержания в подготовке специалистов по работе с учащимися с особыми потребностями. Использование психологических методов в профессиональной деятельности социального педагога и психолого-педагогической деятельности профессионального образования также является основанием для включения этих профилей в психолого-педагогическое направление.

Обоснование сформированных компетент- носных моделей подготовки бакалавров и магистров как основы новых ФГОС ВПО.

Коллективом разработчиков были проанализированы и изучены основные виды профессиональной деятельности по указанным выше профилям направления. Для рассматриваемых видов профессиональной деятельности в основном отсутствуют современные и утвержденные с привлечением общественно-профессиональных ассоциаций стандарты профессиональной деятельности, что, безусловно, затрудняет разработку любого образовательного стандарта. В этих условиях, в соответствии с разъяснениями технической документации конкурса, при обосновании компетентностных моделей подготовки бакалавров и магистров по психолого-педагогическому направлению, коллектив разработчиков ориентировался на существующую нормативно-правовую базу (прежде всего на квалификационные характеристики учителей, воспитателей, социальных педагогов, педагогов-психологов, а также другие профили указанного направления, утвержденные соответствующими документами Правительства РФ), на экспертное заключение и мнение представителей академического и профессионального сообщества, работодателей (региональные Департаменты образования), обсуждение и экспертные заключения общественно-профессиональных ассоциаций (Российское психологическое общество, Федерация психологов образования России), а также на существующий международный опыт, прежде всего на уже существующие стандарты профессиональной деятельности и образовательные стандарты (Европейская Федерация психологических ассоциаций, Американская психологическая ассоциация, Международная ассоциация школьных психологов и др.)

В ходе работы были выделены профессиональные задачи по каждому виду профессиональной деятельности соответствующего профиля, определены необходимые для реализации профессиональных задач по профилям подготовки общекультурные компетенции и профессиональные компетенции (общие для всех видов профессиональной деятельности и по конкретным видам профессиональной деятельности). Созданная таким образом модель подготовки бакалавра и магистра по психолого-педагогическому направлению была положена в основу разрабатываемого ФГОС ВПО.

К специфике данного направления следует отнести тот факт, что в большинстве развитых стран мира бакалавр данного направления не является ступенью профессионального образования и не получает возможности доступа к самостоятельной профессиональной деятельности из-за недостаточного уровня его практической подготовки. Для профиля «Психолог образования», например, в соответствии с нормами Европейского Совета («Европейский диплом психолога») обязательной является программа профессиональной подготовки, которая описывается формулой «4+2+3», т. е. бакалавр — (4 года) + магистр (2 года) + обязательное постдипломное образование (3 года) в условиях супервизии (т.е. интернатура).

Указанное обстоятельство следует принять за основу и для подготовки по другим профилям психолого-педагогического направления. Это согласуется с поручением Президента РФ Правительству РФ (по итогам заседания Совета по науке, технологиям и образованию от 15.1012008г.) в той его части, где ставится вопрос о введении годовой педагогической интернатуры для выпускников педагогических вузов.

Руководствуясь этим, коллектив разработчиков ФГОС ВПО (при соответствующем изменении существующей нормативной базы) считает целесообразным введение аналогичной интернатуры в образовательных учреждениях для бакалавров всех профилей психолого-педагогического направления. При разработке проекта стандарта на уровне магистра разработчиками предлагается организация модели производственной практики (54 кредита) на втором году обучения в магистратуре, что должен обеспечивать необходимый уровень практической подготовки выпускника-магистра к профессиональной деятельности.

Обоснование путей реализации уровневой подготовки в данном направлении подготовки.

Введение уровневого высшего профессионального образования по направлению «Психолого-педагогическое образование» позволяет выстроить гибкие индивидуально-ориентированные траектории обучения будущей профессиональной деятельности. Наличие базовой части профессионального цикла на уровне «бакалавр» и «магистр», а также базовой части циклов ГСЭ и МЕЦ («бакалавр») и общенаучного цикла («магистр») определяет универсальное ядро общекультурных компетенций и профессиональных компетенций общих для всех видов профессиональной деятельности, которое является механизмом реализации индивидуальных траекторий образования на переходе от «бакалавра» к «магистру» в пределах данного направления.

Такая образовательная модель создает возможность для «бакалавра» любого профиля психолого­педагогического направления продолжить свое обучение в магистратуре по другому профилю и быть подготовленным к профессиональной деятельности в смежной области. Так, например, «бакалавр» по профилю «учитель начальных классов», уже получив достаточно глубокую психолого-педагогическую подготовку, сможет продолжить свое обучение в магистратуре, где будет осваивать профессиональную деятельность психолога образования. Это справедливо и для образовательного маршрута «воспитатель-психолог».

Реализация таких сопряженных образовательных маршрутов позволит на практике осуществить подготовку педагогов, способных решать сложные профессиональные задачи организации, учебной, организационно-управленческой или научно-методической деятельности, ориентированных на развитие учащихся, построение их индивидуальных образовательных траекторий с учетом возрастных и личностных особенностей.

Возможность реализации «смешанных» маршрутов является значимой и для «магистров» психолого-педагогического образования, готовящихся к профессиональной деятельности в области научных исследований, для разработчиков и экспертов в области образовательных программ и технологий и др. Возможность смены профиля в пределах направления позволит координировать жизненные и профессиональные планы выпускника-бакалавра после начала его профессиональной деятельности в связи с возможными изменениями на рынке труда.

Реализация различных образовательных траекторий в пределах направления при переходе от «бакалавриата» к «магистратуре» в полной степени отвечает целевым установкам создания системы непрерывного образования в РФ.

Обоснование предлагаемой структуры ООП и ее соответствие компетентностной модели подготовки выпускника.

Предлагаемая структура основной образовательной программы соответствует техническому заданию на разработку в ГОС ВПО, утвержденному заместителем Министра образования и науки РФ И.И. Калиной, и разъяснениям по формированию ГОС ВПО подготовки «магистра», данным 01.09.2008 г. директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования И.М. Реморенко. В основу реализации ООП положен в данном случае принцип соответствия разрабатываемой программы структуре макета, с наличием всех заданных блоков (циклов подготовки), сочетанием базовой и вариативной части (в соответствии с предельно допустимыми значениями базовой части программы «бакалавра» и «магистра»), наличием в структуре ООП дисциплин по выбору студента и факультативов, позволяющих выбирать индивидуальные траектории обучения студента с учетом его познавательных и профессиональных интересов.

За основу формирования ООП взято соответствие между наличием определенного цикла учебных дисциплин и группы, формируемых в пределах этого цикла, компетенций. Так, например, в структуре ООП «бакалавра» гуманитарному и социально-экономическому, естественно-научному и математическому циклам, ставится в соответствие формирование у выпускника общекультурных компетенций. Механизмом реализации этого принципа внутри указанных циклов является подбор разработчиками проекта таких учебных дисциплин и таких форм организации учебной и научно-исследовательской работы «бакалавра», которые позволяют освоить образовательные результаты учебных дисциплин цикла способом, ориентированным на формирование названных выше компетенций выпускника. Аналогичный принцип построения ООП и указания учебных дисциплин базовой части приведенных в структуре макета циклов позволяет последовательно осуществлять формирование у выпускника полного набора необходимых компетенций, составляющих компетентностную модель подготовки выпускника.

Обоснование условий реализации ООП, позволяющих обеспечивать качество высшего профессионального образования в соответствии с современными требованиями.

К основным условиям реализации ООП, позволяющим обеспечить качество высшего профессионального образования в соответствии с современными требованиями относятся:

1.   Построение программы подготовки в соответствии с компетентностной моделью выпускника, содержащей полный и исчерпывающий набор общекультурных и профессиональных компетенций необходимых для эффективной профессиональной деятельности и разработанной с учетом требований работодателей и международных стандартов в области психолого-педагогического образования.

2.   Наличие высокой доли интерактивных форм учебных занятий, что составляет у «бакалавра» 25%, у «магистра» 40%, высокой доли объема самостоятельной работы студентов, отраженных в виде занятий лекционного типа, которые составляют не более 25% у «бакалавров» и у «магистров» 25%. Ограничение максимального объема аудиторно-учебных занятий в неделю составляет не более 27 академических часов для «бакалавра» и не более 14 — для «магистра».

3.    Широкое использование инновационных технологий обучения, эффективной организации практической подготовки выпускника, выражающееся в форме 30 недель прохождения практики у «бакалавра», 38 недель — у «магистра», рациональная система организации различных видов практики и освоения навыков и умений профессиональная деятельности в ходе практической подготовки.

4.    Организация научно-исследовательской работы студента как значимой и существенной формы его общей и профессиональной подготовки, в объеме 8 недель для «бакалавра» и 10 недель — для «магистра».

5.    Кадровое обеспечение процесса: не менее 60% для «бакалавра» и не менее 75% для «магистра» преподавателей, имеющих ученую степень кандидата, доктора наук; привлечение к образовательному процессу не менее 3% преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений для «бакалавра» и не менее 20% для «магистра», не 80% преподавателей (в приведенных значению ставок), обеспечивающих учебный процесс для «магистра» по профессиональному циклу и научно-исследовательскому семинару должны иметь российские или зарубежные ученые степени и ученые звания, при этом ученые степени доктора наук или ученое звание профессора должны иметь не менее 12% преподавателей, а для «бакалавра» — не менее 8% преподавателей должны иметь ученую степень доктора наук или/и ученое звание профессора; к образовательному процессу по дисциплинам профессионального цикла «магистра» должны быть привлечены не менее 20% преподавателей из числа действующих руководителей и ведущих работников профильных организаций, предприятий и учреждений. Допускается одновременное научное руководство не более, чем 3-мя «магистрантами».

 

6.   Обязательный доступ студентов к профильным периодическим изданиям (отечественным, зарубежным), современным электронным базам данных по профилю подготовки.

7.    Доступ студентов к современным компьютерным средствам, в том числе с выходом в интернет не менее 4-х часов в неделю — для «бакалавра», 8-ми часов в неделю — «магистра».

8.   Необходимое и достаточное материально-техническое обеспечение учебного процесса, включая наличие практикумов, учебно-методических кабинетов по профессиональной подготовке, лекционных аудиторий с мультимедийным оборудованием и доступом в интернет, компьютерных и лингафонных классов.

9.   Достаточное финансовое обеспечение ООП.

10.  Фонд оценочных средств, обеспечивающий полноценный и всесторонний контроль формирования требуемых компетенций в соответствии с ком- петентностной моделью подготовки выпускника.

11.  Высокими требованиями, предъявляемыми к итоговой государственной аттестации «бакалавров» и «магистров».

Задачи профессиональной деятельности бакалавров

Общие для всех видов профессиональной деятельности:

—   знание и реализация на практике прав ребенка;

—   соблюдение норм профессиональной этики;

—   систематическое совершенствование своего профессионального уровня;

—   повышение уровня психологической компетентности участников образовательного процесса;

—   участие в междисциплинарных психолого-педагогических и социально-реабилитационных мероприятиях во взаимодействии со смежными специалистами;

—   использование научно обоснованных методов и современных информационных технологий в организации собственной профессиональной деятельности;

—   создание условий для полноценного взаимодействия и общения ребенка со сверстниками и взрослыми, социализация учащихся;

—   повышение собственного общекультурного уровня;

—   использование здоровьесберегающих технологий в профессиональной деятельности;

—   соблюдение требований охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;

—   участие в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды в учреждении.

В области психолого-педагогического сопровождения образования:

—   проведение психологического (диагностического) обследования учащихся с использованием стандартизированного инструментария, включая первичную обработку результатов;

—   проведение занятий с учащимися по утвержденным рекомендованным развивающим программам;

—   проведение коррекционно-развивающих занятий по рекомендованным методикам;

—   повышение психолого-педагогической компетентности родителей и педагогов;

—   работа с педагогами с целью организации эффективных учебных взаимодействий детей и их общения в образовательных учреждениях и в семье;

—   взаимодействие со смежными специалистами (логопедами, педагогами, физиологами) в комплексных обследованиях образовательной среды;

—   использование современных научно обоснованных рекомендованных методов психолого-педагогической работы.

Требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата.

Выпускник по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» с квалификацией (степенью) «бакалавр» должен обладать следующими компетенциями:

а) общекультурными (ОК)

—   знает основные законы развития современной социальной и культурной среды (ОК-1);

—   владеет историческим методом и умеет его применять к оценке социокультурных явлений (ОК-2);

—   знает моральные нормы и основы нравственного поведения (ОК-3);

—   готов использовать теоретические знания гуманитарных наук и естествознания для решения профессиональных задач (ОК-4);

—   способен последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владеет русским литературным языком, навыками устной и письменной речи, способен выступать публично и работать с научными текстами (ОК-5);

—   готов использовать знания иностранного языка для общения и понимания специальных текстов (ОК-6);

—   умеет работать с современными компьютерными средствами и владеет информационными (в том числе, сетевыми) технологиями организации профессиональной деятельности (ОК-7);

—   способен учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий (ОК-8);

—   способен понять принципы организации научного исследования, способы достижения и построения научного знания (ОК-9);

—   физически готов к профессиональной деятельности (ОК-10);

—   знает и выполняет требования гигиены, охраны труда и способствует формированию здорового образа жизни и безопасной образовательной среды (ОК-11).

б) профессиональными (ПК)

Общими для всех видов профессиональной деятельности (ОПК):

—   знает основные закономерности психического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека (ОПК-1);

—   знает основные закономерности психического и психофизиологического развития детей (ОПК-2);

—   готов использовать методы диагностики развития, общения, деятельности учащихся (ОПК-3);

—   способен учитывать возрастные и индивидуальные особенности, способности и интересы детей в психолого-педагогической деятельности (ОПК-4);

—   готов организовать игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую и другие виды деятельности учащихся (ОПК-5);

—   способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие учащихся (ОПК-6);

—   готов использовать знание нормативных документов и знание предметной области в культурно­просветительской области (ОПК-7);

—   способен понимать высокую социальную значимость своей профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи (ОПК-8);

—   готов соблюдать принципы профессиональной этики в своей профессиональной деятельности (ОПК-9);

—   готов применять математические методы для анализа и обработки информации (ОПК-10);

—   способен оценить особенности социальной и культурной среды как ситуации развития (ОПК-11);

—   знает и умеет оценить риски и опасности социальной среды и образовательного пространства (ОПК-12);

—   способен принимать участие в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач (ОПК-13);

—   знает основные международные и отечественные документы о правах личности и правах ребенка (ОПК-14);

—   способен использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности (ОПК-15).

В психолого-педагогической деятельности (ПКПП):

—   способен организовать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития (ПКПП-1);

—   готов применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПКПП-2);

—   способен осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики) (ПКПП-3);

—   способен рефлексивно относиться к способам и результатам своих профессиональных действий (ПКПП-4);

—   способен осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам психического развития детей (ПКПП-5);

—   способен эффективно взаимодействовать с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития учащихся в игровой и учебной деятельности (ПКПП-6).

Требования к структуре основных образовательных программ бакалавриата.

Основные образовательные программы бакалавриата предусматривают изучение следующих учебных циклов:

—   гуманитарный, социальный и экономический цикл;

—   математический и естественнонаучный цикл;

—   профессиональный цикл;

и разделов:

—   физическая культура;

—   учебная и производственная практики;

—   итоговая государственная аттестация.

Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет обучающимся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) продолжения профессионального образования в магистратуре.

Базовая (обязательная) часть цикла «Гуманитарный, социальный и экономический цикл» должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: «История», «Философия», «Иностранный язык».

Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

Структура ООП бакалавриата

 

Код УЦ ООП

Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения

Трудоемкость (зачетные единицы)

Перечень дисциплин для разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий

Коды формируемых компе­тенций

Б.1

Гуманитарный, социальный и экономический цикл

30

 

 

Базовая часть

В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:

знать — методологические основы научного познания; законы исторического и общественного развития;

нормы русского языка; социокультурные закономерности и особенности межкультурных взаимодействий уметь — выстраивать социальные взаимодействия с учетом этнокультурных и конфессиональных различий; последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли; использовать знания иностранного языка для понимания специальных текстов

владеть — историческим методом и применять его к анализу социокультурных явлений; различными

средствами коммуникации, в том числе на иностранном языке

14

История

Философия

Иностранный язык

Русский язык и культура речи

Культура и межкультурные взаимодействия в современном мире

ОК-1

ОК-2

ОК-3

ОК-1

ОК-3

ОК-4

ОК-9

ОК-5

ОК-6

ОК-4

ОК-5

ОК-1

ОК-3

ОК-8

Вариативная часть

(знания, умения, навыки определяются ООП вуза)

16

 

 

Б.2

Математический и естественнонаучный цикл

12

 

 

Базовая часть

В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:

знать — математические методы анализа и обработки информации; строение и законы функционирования высшей нервной деятельности человека; особенности строения и функционирования организма человека; нормы здорового образа жизни.

уметь — учитывать индивидуальные возрастные особенности физиологии и психофизиологии учащихся; использовать современные информационные технологии в профессиональной деятельности.

владеть — методами сбора и обработки данных; современными компьютерными и информационными технологиями.

8

Математика

Современные

информационные технологии

Основы анатомии, возрастной физиологии

и психофизиологии

Основы педиатрии и гигиены

ОК-4

ОК-9

ОК-4

ОК-7

ОК-4

ОК-9

ОК-4

ОК-11

ОПК-12

ОПК-15

Вариативная часть

(знания, умения, навыки определяются ООП вуза)

4

 

 

Б.3

Профессиональный цикл

160

 

 

Базовая (общепрофессиональная) часть

В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:

знать — закономерности педагогического процесса; образовательную и воспитательную функции обучения;

40—50

Безопасность жизнедеятельности

ОПК-1

ОПК-8

ОПК-9

ОПК-13

 

принципы организации учебной деятельности; особенности строения психики и закономерности ее развития в онто- и филогенезе; варианты развития при различных видах дизонтогенеза; структурные и динамические характеристики малой группы

уметь — организовать взаимодействие с детьми и подростками; организовать совместную и индивидуальную деятельность детей; учитывать индивидуальные особенности учащихся/воспитанников в образовательном процессе

владеть — методами исследований в области педагогики и психологии; современными технологиями педагогической деятельности; конкретными методиками психолого-педагогической диагностики

 

Модуль 1.

Введение в психолого­педагогическую деятельность

Модуль 2.

Психология и педагогика дошкольного возраста

Модуль 3.

Психология и педагогика младшего школьного возраста

Модуль 4.

Психология и педагогика подросткового возраста

Модуль 5.

Методология и методы психолого-педагогической деятельности

ОПК-1

ОПК-8

ОПК-9

ОПК-13

ОПК-2

ОПК-4

ОПК-11

ОПК-2

ОПК-4

ОПК-11

ОПК-2

ОПК-4

ОПК-11

ОПК-3

ОПК-5

ОПК-6

ОПК-7

ОПК-10

ОПК-12

ОПК-13

ОПК-14

ОПК-15

Вариативная часть

(знания, умения, навыки определяются ООП вуза в соответствии с профилями подготовки)

120—110

 

 

Б.4

Физическая культура

2

 

ОК-10

Б.5

Учебная и производственная практики

практические умения и навыки определяются ООП вуза

30

 

 

Б.6

Итоговая государственная аттестация

6

 

 

 

Общая трудоемкость основной образовательной программы

240

 

 


Задачи профессиональной деятельности магистров

Общие для всех видов профессиональной деятельности магистров данного направления:

—   изучение и обеспечение оптимальных условий всестороннего психического, социально-культурного развития учащихся;

—   разработка психолого-педагогических проектов, обеспечивающих эффективное взаимодействие участников образовательного процесса: коллективно-распределенную деятельность учащихся, взаимодействия педагога и учащегося и др.;

—   эффективная организация образовательной среды для освоения различных видов деятельности учащимися, испытывающими трудности в обучении, с поведенческими проблемами и проблемами межличностного взаимодействия;

—   осуществление профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовой базой, стандартами профессиональной деятельности и этическими нормами профессионального сообщества;

—   организация и проведение мониторинговых исследований, разработка и реализация исследовательских и научно-практических проектов, анализ, обобщение и представление результатов собственной профессиональной деятельности;

—   участие в проектировании и создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды;

—   организация и участие в междисциплинарных психолого-педагогических и социально-реабилитационных исследованиях и иных мероприятиях во взаимодействии со смежными специалистами;

—   формирование у субъектов образования потребности в самопознании, саморазвитии и самосовершенствовании;

—   организация межличностных контактов и общения участников образовательного процесса в условиях поликультурной среды.

 

В области психолого-педагогического сопровождения образования:

—   разработка и проведение профилактических, диагностических, развивающих мероприятий в образовательных учреждениях различных видов и типов;

—   разработка и реализация образовательных программ психолого-педагогического направления, повышение психологической компетентности участников образовательного процесса;

—   осуществление в процессе психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса психологической диагностики, коррекци­онно-развивающей работы, психологического консультирования учащихся и их родителей, психологической профилактики;

—   разработка и реализация программ профилактики и коррекции девиаций и асоциального поведения подростков;

—   мониторинг сформированности компетенций учащихся;

—   разработка совместно с педагогами траекторий обучения учащихся с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей;

—   взаимодействие с участниками образовательного процесса по формированию коррекций и развитию учащихся в ходе становления ведущей деятельности;

—   контроль над ходом психического развития учащихся на различных ступенях образования в учреждениях различных типов и видов;

—   реализация индивидуально-ориентированных мер по снижению или устранению отклонений в психическом и личностном развитии учащихся;

—   обеспечение психологической поддержки участников образовательного процесса.

Требования к результатам освоения основных образовательных программ магистратуры.

Выпускник по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» с квалификацией (степенью) «магистр» в соответствии с задачами профессиональной деятельности и целями основной образовательной программы должен обладать следующими компетенциями:

б)   общекультурными (ОК)

—   способен изучать объекты и процессы с точки зрения анализа социоэкономических и культурно-исторических условий их происхождения (ОК-1);

—   владеет методологией культурно-исторического и деятельностного подходов (ОК-2);

—   владеет практическими способами поиска научной и профессиональной информации с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных и знаний (ОК-3);

—   способен принимать участие в профессиональных дискуссиях и обсуждениях, логически аргументируя свою точку зрения, создавать научные тексты по заданной логической структуре (ОК-4);

—   способен выстраивать социальное взаимодействие на принципах толерантности и безоценоч- ности (ОК-5);

—   способен разрешать конфликтные ситуации и оказывать поддержку в проблемных и кризисных ситуациях людям разного культурного и расово­этнического происхождения (ОК-6);

—   способен к самосовершенствованию и саморазвитию на основе рефлексии своей деятельности (ОК-7);

—   способен использовать инновационные технологии в практической деятельности (ОК-8);

—   способен проявлять инициативу и принимать адекватные и ответственные решения в проблемных ситуациях (в том числе в ситуациях риска) (ОК-9);

—   способен строить свою деятельность в соответствии с нравственными, этическими и правовыми нормами (ОК-10);

— способен выделять существенные связи и отношения, проводить сравнительный анализ данных (ОК-11);

в)   профессиональными (ПК):

Общими для всех видов профессиональной деятельности магистра данного направления (ОПК):

—   знает феноменологию и закономерности психической регуляции поведения и развития человека в разные возрастные периоды (ОПК-1);

—   готов выстраивать взаимодействие и образовательный процесс с учетом зоны ближайшего развития (ОПК-2);

—   использует научно-обоснованные методы и технологии в психолого-педагогической деятельности учащихся (ОПК-3);

—   владеет современными научно обоснованными технологиями организации сбора профессионально важной информации, обработки данных и их интерпретации (ОПК-4);

—   умеет организовать и проектировать межличностные контакты, общение (в том числе, в поликуль- турной среде) и совместную деятельность детей и взрослых (ОПК-5);

—   умеет организовать междисциплинарное и межведомственное взаимодействие специалистов в решении задач психолого-педагогической деятельности (ОПК-6);

—   владеет научно обоснованными технологиями формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении (ОПК-7);

—   владеет современными технологиями проектирования и организации научного исследования в своей профессиональной деятельности (ОПК-8);

—   способен организовать коллективно-распределенную деятельность участников образовательного процесса (ОПК-9);

—   способен проектировать и осуществлять диагностическую работу необходимую в его профессиональной деятельности (ОПК-10);

—   способен реализовать комплексный подход к решению проблем профессиональной деятельности (ОПК-11);

—   способен анализировать и прогнозировать риски образовательной среды (ОПК-12);

—   способен планировать комплексные мероприятия по предупреждению и преодолению этих рисков (ОПК-13);

—   способен применять психолого-педагогические и нормативно-правовые знания в процессе решения задач психолого-педагогического просвещения участников образовательного процесса (ОПК-14);

—   готов применять активные методы обучения в психолого-педагогической деятельности (ОПК-15);

—   знает особенности развития личности в поликуль- турной среде (ОПК-16).

В психолого-педагогическом сопровождении образования (ПКПП):

—   способен применять методы диагностики в практической работе с учетом возрастных особенностей детей и подростков (ПКПП-1);

—   способен проектировать профилактические и кор­рекционно-развивающие программы (ПКПП-2);

—   способен проектировать стратегию индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы детьми на основе результатов диагностики (ПКПП-3);

—   способен конструктивно взаимодействовать со смежными специалистами по вопросам развития способностей детей и подростков (ПКПП-4);

—   готов использовать инновационные обучающие технологии с учетом задач каждого возрастного этапа (ПКПП-5);

—   способен разрабатывать рекомендации субъектам образования по вопросам развития и обучения ребенка (ПКПП-6);

—   способен проводить диагностику образовательной среды, определять причины нарушений в обучении, поведении и развитии детей и подростков (ПКПП-7);

—   способен осуществлять психологическую коррекцию педагогического процесса (ПКПП-8);

—   способен консультировать педагогов, администрацию, воспитанников/учащихся по вопросам оптимизации учебного процесса (ПКПП-9).

Требования к структуре основных образовательных программ магистратуры.

Основные образовательные программы магистратуры предусматривают изучение следующих учебных циклов:

—   общенаучный цикл;

—   профессиональный цикл;

и разделов:

—   практики и научно-исследовательская работа;

—   итоговая государственная аттестация.

Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания, навыки и компетенции для успешной профессиональной деятельности и (или) обучения в аспирантуре.

Структура ООП магистратуры

 

 

Подготовка кадров

 

принципы организации учебной деятельности; особенности строения психики и закономерности ее развития в онто- и филогенезе; варианты развития при различных видах дизонтогенеза; структурные и динамические характеристики малой группы

уметь — организовать взаимодействие с детьми и подростками; организовать совместную и индивидуальную деятельность детей; учитывать индивидуальные особенности учащихся/воспитанников в образовательном процессе

владеть — методами исследований в области педагогики и психологии; современными технологиями педагогической деятельности; конкретными методиками психолого-педагогической диагностики

 

Модуль 1.

Введение в психолого­педагогическую деятельность

Модуль 2.

Психология и педагогика дошкольного возраста

Модуль 3.

Психология и педагогика младшего школьного возраста

Модуль 4.

Психология и педагогика подросткового возраста

Модуль 5.

Методология и методы психолого-педагогической деятельности

ОПК-1

ОПК-8

ОПК-9

ОПК-13

ОПК-2

ОПК-4

ОПК-11

ОПК-2

ОПК-4

ОПК-11

ОПК-2

ОПК-4

ОПК-11

ОПК-3

ОПК-5

ОПК-6

ОПК-7

ОПК-10

ОПК-12

ОПК-13

ОПК-14

ОПК-15

Вариативная часть

(знания, умения, навыки определяются ООП вуза в соответствии с профилями подготовки)

120—110

 

 

Б.4

Физическая культура

2

 

ОК-10

Б.5

Учебная и производственная практики

практические умения и навыки определяются ООП вуза

30

 

 

Б.6

Итоговая государственная аттестация

6

 

 

 

Общая трудоемкость основной образовательной программы

240

 

 

 

принципы организации учебной деятельности; особенности строения психики и закономерности ее развития в онто- и филогенезе; варианты развития при различных видах дизонтогенеза; структурные и динамические характеристики малой группы

уметь — организовать взаимодействие с детьми и подростками; организовать совместную и индивидуальную деятельность детей; учитывать индивидуальные особенности учащихся/воспитанников в образовательном процессе

владеть — методами исследований в области педагогики и психологии; современными технологиями педагогической деятельности; конкретными методиками психолого-педагогической диагностики

 

Модуль 1.

Введение в психолого­педагогическую деятельность

Модуль 2.

Психология и педагогика дошкольного возраста

Модуль 3.

Психология и педагогика младшего школьного возраста

Модуль 4.

Психология и педагогика подросткового возраста

Модуль 5.

Методология и методы психолого-педагогической деятельности

ОПК-1

ОПК-8

ОПК-9

ОПК-13

ОПК-2

ОПК-4

ОПК-11

ОПК-2

ОПК-4

ОПК-11

ОПК-2

ОПК-4

ОПК-11

ОПК-3

ОПК-5

ОПК-6

ОПК-7

ОПК-10

ОПК-12

ОПК-13

ОПК-14

ОПК-15

Вариативная часть

(знания, умения, навыки определяются ООП вуза в соответствии с профилями подготовки)

120—110

 

 

Б.4

Физическая культура

2

 

ОК-10

Б.5

Учебная и производственная практики

практические умения и навыки определяются ООП вуза

30

 

 

Б.6

Итоговая государственная аттестация

6

 

 

 

Общая трудоемкость основной образовательной программы

240

 

 

 

формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении; методами организации сбора (индивидуальной, групповой, массовой) профессионально важной информации, обработки данных и их интерпретации; технологиями оценки, компенсации и коррекции отклонений в поведении и развитии, диагностики и снижения негативных последствий психологических травм; принципами и навыками проектирования и организации исследования (обследования) в профессиональной области; современными методами психолого-педагогической диагностики, консультирования, коррекции и профилактики; методами активного обучения; современными (в том числе, организационными и управленческими) методами и техникой психологических и педагогических обследований, исследований и разработок.

 

 

Вариативная часть

(знания, умения, навыки определяются ООП вуза)

36—42

 

М.4

Практики и научно-исследовательская работа (практические умения и навыки определяются ООП вуза)

54—60

 

 

Итоговая государственная аттестация

6

 

 

Общая трудоемкость основной образовательной программы

120

 


 

Текст Проекта публикуется в авторской редакции. Электронный вариант Проекта размещен на CD.

Метрики

Просмотров

Всего: 734
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 521
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0