Вестник практической психологии образования
2009. Том 6. № 2. С. 11–14
ISSN: 2658-3100 (online)
И.П. Павлов и современность
Аннотация
Общая информация
Рубрика издания: Памяти наших коллег
Для цитаты: Загрина Н.А. И.П. Павлов и современность [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2009. Том 6. № 2. С. 11–14. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2009_n2/28194 (дата обращения: 22.11.2024)
Полный текст
Личность Ивана Петровича Павлова (1849—1936), великого ученого и мыслителя, является знаковой для развития науки конца XIX — середины XX века. Плодотворная деятельность ученого увековечила его имя среди великих людей России.
Определяющей для жизненной и научной биографии Павлова стала рязанская земля, где прошло детство и юность ученого, сформировались его жизненные принципы. Наступивший год отмечен крупной датой — 160-летием со дня рождения ученого. По инициативе администрации города и городской Думы 2009 год в Рязанской области объявлен Годом И.П. Павлова.
В ХХ веке в России и за рубежом деятельность академика И.П. Павлова определила высшие научные и нравственные принципы ушедшего столетия. Ученый, ушедший из жизни в феврале 1936 года, вернулся к нам в XxI век на правах мудрого современника. Необходимо только прикоснуться к его духовному наследию.
Иван Петрович Павлов прожил долгую и счастливую жизнь. Из 86 лет 62 года были отданы науке. Он основатель многочисленной уникальной школы, не знающей себе равных в истории науки, создатель Российского общества физиологов, «Русского физиологического журнала», Физиологического института АН СССР. По всеобщему признанию, Иван Павлов — Первый физиолог мира.
Ученый оставил не только большое научное наследие, но и непреходящие нравственные и гуманистические, научно-культурные и общественные традиции, так необходимые для возрождения России сегодня. Итог своей жизни Иван Петрович подвел в автобиографии: «Должен почесть мою жизнь счастливою, удавшеюся. Я получил высшее, что можно требовать от жизни, — полное оправдание тех принципов, с которыми вступил в жизнь. Мечтал найти радость жизни в умственной работе, в науке — и нашел и нахожу ее там. Искал в товарищи жизни только хорошего человека и нашел его в моей жене Серафиме Васильевне, урожденной Карчевской, терпеливо переносившей невзгоды нашего допрофессорского житья, всегда охранявшей мое научное стремление и оказавшейся столь же преданной на всю жизнь нашей семье, как я лаборатории. Отказался от практичности с ее хитрыми и не всегда безупречными приемами — и не только не вижу причины жалеть об этом, но это-то и составляет одну из утех моего настоящего.
А подо всем — всегдашнее спасибо отцу с матерью, приучившим меня к простой, очень невзыскательной жизни и давшим возможность получить высшее образование».
За долгую жизнь Иван Петрович не раз ошибался, извлекая жизненные уроки. На одной из «сред», подводя итоги своей 60-летней деятельности, Иван Петрович признается своим ученикам: «За этот долгий срок я научился ошибаться без горечи, надо думать эту привычку приобретают все экспериментаторы. Это ведь только римский папа считает себя непогрешимым. Все дело, конечно, в проверке себя действительностью, все дело в покорности действительности».
Основы личности будущего ученого были заложены в традиционной русской семье, в которой дети воспитывались в строгости, дисциплине, уважении к достоинству человека, к систематическому труду, в любви к классической литературе, справедливости, к упорству в достижении цели.
С самого раннего детства детям внушали основы христианства: любовь к ближним, сострадание к несчастным. До конца дней Иван Петрович помнил родительские наставления: «хорошую книгу читай два раза», «вера без добрых дел мертва», «делу — время, потехе — час».
Огромное нравственное влияние оказал на Ивана его крестный — настоятель Свято-Троицкого монастыря под Рязанью, взявший крестника на лечение после серьезного ушиба. Крестный сумел не только поправить здоровье мальчика, но и сформировать его характер. Иван был поражен тем, что тот все время работал. Этот постоянный труд стал примером для Павлова, которому он следовал всю жизнь.
Жизнь настоятеля была чрезвычайно простой и даже спартанской. Его пищей были хлеб и вода, и только когда он болел, разрешал себе роскошь: чай с медом. Следуя этому примеру, Павлов оставался скромным в своих материальных запросах всю жизнь.
Когда Иван стал досаждать крестному рассказами о прочитанном, тот дал ему тетрадь и сказал: «Напиши обо всем, что ты прочитал, в эту тетрадь, а я завтра прочитаю, что ты написал». Таким образом, развивалась способность Павлова выражать свои мысли в письменной форме.
Сложный критический период в жизни Ивана Павлова, переходный процесс от молодости к зрелости проходил в период знакомства его с невестой. Именно в это время проходила трансформация его личности, именно у нее он искал поддержку и признавался: «Я не любил так долго, я неразборчиво жил с людьми, я слишком поддавался похвалам, на которые так щедры приятели... Прежде я работал много и с жаром, разжигаемый самим делом. Только успех награждал за труд и побуждал идти дальше. С течением времени все более и более отвлекало внимание и управляло жизнью воспоминание о сделанном, услаждение успехом. Самоуверенность, не соответствующая действительности, невнимательность к своим делам, равнодушие, безучастие в отношении к другим».
Для того чтобы сохранить молодость души, считал И.П. Павлов, необходимо стать подлинным профессионалом мысли. «Приучить себя думать. Упорно исследовать предмет, иметь его в виду и ныне и завтра, писать, говорить, спорить о нем, подходить к нему и с одной и с другой стороны, собрать все доводы в пользу того или другого мнения о нем, устранить все возражения, признать проблемы, где они есть, короче — испытать и радость и горе серьезного умственного напряжения, умственного труда». «Мыслящий человек, — решает Иван Павлов, — почти неуязвим. Как бьют, тиранят жизненные мелочи человека, не видящего дальше своего носа, и как бессильны они над душой людей с широкими взглядами, с мировыми вопросами».
В одном из писем Иван Павлов подводит итог: «Пусть есть, что вышло. Прошлого не воротишь, но будущее в наших руках... Людям естественно сбиваться, на то и люди. Лишь бы поднялись, воротились на истинный путь... Что бы там жизнь ни делала со мной, а я все-таки всей душой за правду, за разум, за труд, за любовь». Последние строчки и стали его жизненным кредо.
22 октября 1880 года в письме невесте, работавшей сельской учительницей, Иван Петрович (в то время врач при госпитале) пишет: «Сейчас взял урок жизни. Вчера с вечера принимал хлебы в больницу. Для пробы разрезал и пробовал один, находя слишком подозрительным разрезать все. Последнее, оказывается, неопытность. Ныне оказалось, что хлеб был плох — и по милости моей доверчивости больным придется плохо. Следующий раз буду практичнее: подробно испробую все припасы. В жизни надо быть строгим и чаще помнить: не клади плохо, не вводи вора во грех. Люди-то хороши в глубине, но легко соблазняются. И ты сделаешь им истинное благодеяние, если отнимешь у них случай, возможность каверзничать».
Как физиолог Иван Петрович не раз обосновывал необходимость гармонии развития и деятельности центров умственного и физического труда. «После любой физической работы я испытываю мышечную радость», — повторял он. Летом отдыхал, трудился. «Даже простой механизм часов, — говорил Иван Петрович, — требует отдыха, после чего часы идут гораздо правильнее, что говорит о потребности такого сложного организма, как человеческий».
Общеизвестно, что Иван Петрович всегда подчеркивал значение страстности в любом деле.
Он вспоминал свои переживания в период коллекционирования жуков и бабочек. Рассказывал ученикам, как целые версты преследовал какую-нибудь бабочку, как он подкрадывался к ней, какое отчаяние охватывало его при неудаче, и какой бурной была радость, когда пленница попадала в его руки. Его ученик И.С. Цитович вспоминает, как к вечеру, уставшие, медленно шли домой сотрудники лаборатории по Лопухинской улице, вдруг сзади догнал их Иван Петрович и с места начал их распекать: «Эх, вы, молодежь, где же ваш энтузиазм? Разве так надо стремиться в еде? Аппетит — это выражение страсти в акте еды, а вы еле плететесь?» — махнул рукой и быстро пошел вперед.
Иногда в лаборатории возникали споры по научным вопросам. Первой реакцией Павлова на возражение была иногда агрессивность, и спор в этот день ни к чему не приводил. На другой день он сам обращался к возражавшему сотруднику со словами одобрения: «Давайте рассудим спокойно, что-то в ваших возражениях было дельное». Н.Я. Чистович, который не раз получал от Ивана Петровича записку: «Брань делу не помеха, приходите завтра работать», — написал в своих воспоминаниях: «Нечего и говорить, что все мы, которых Иван Петрович ругал самыми изысканными выражениями, горячо любили его и не смущались его слабостью во всех неудачах винить только нас, зная его искренность и безукоризненное благородство души. Среди всех невзгод и отрицательных сторон жизни он был нашим научным светочем. Мы видели в нем человека с совершенно определенным идеалом, искателя истины. Глубоко убежденного, что вне истины жизнь не представляет ценности».
Жизненные принципы Павлова очень актуальна сегодня, когда наше отечество уже в который раз переживает крутые повороты своей судьбы. Сегодня как никогда нам необходимо проанализировать жизнь ученого, гражданина, его поведение в сложных жизненных ситуациях, познать то, что помогало ему не только выстоять в трудные периоды жизни, но и оставаться верным своим убеждениям, интересам Родины и, вместе с тем, постоянно созидать. Безопасность и благополучие отечества были предметом его «неотступного думания». Именно Павлов и его школа своим созидательным трудом определяли направления современной национальной безопасности России. В постановлении научно-технической конференции «Утечка умов и ее влияние на национальную безопасность», прошедшей в Москве в апреле в 1998 г., сказано: «Утечка умов наносит невосполнимые потери интеллектуальному потенциалу страны и создает угрозу национальной безопасности». И.П. Павлов всегда призывал ученых свои усилия сосредоточить в России.
Родина для него была понятием глубоким и важным. Он с горечью вспоминал все те страдания, которые выпали на долю русского народа в самодержавной России. Самодержавие было для Павлова «мрачным, гнетущим временем». В то же время, его воодушевляли творческие силы русского народа, героические дела, тот огромный вклад в мировую науку, который внесли лучшие представители русской науки, литературы и искусства. Любовь И.П. Павлова к родине была действенной, творческой. Она проявлялась в делах. Нередко Павлов говаривал, что «вот крестьяне и рабочие делают свое дело, писатели, композиторы, художники свое, ученые, в том числе и я, также вносим кое-что в общий прогресс, и после меня для моего народа останется что-то — это меня удовлетворяет, значит, жизнь прожил не зря».
Вполне своевременны мысли И.П. Павлова о роли филантропии в развитии фундаментальной науки. Он считал, что одних государственных средств для развития науки недостаточно — нужны общественная инициатива и поддержка, меценатство. Наиболее эффективной формой содействия фундаментальной науке И.П. Павлов считал Леденцовское общество, аналогичное институту Карнеги в США.
Личность И.П. Павлова — целое явление не только в жизни науки, но и в культуре ХХ века. Его творчество знали и высоко ценили физиологи и психологи, деятели медицины и театра, педагоги, врачи, писатели.
Вся деятельность И.П. Павлова — целенаправленное и последовательное претворение в жизнь принципов, которым он сам всегда следовал и которые он завещал молодежи: последовательность, скромность и страстную любовь к науке.
У И.П. Павлова были прочные и постоянные связи с молодежью, которые всю жизнь не давали стареть его душе. Кафедра Военно-медицинской академии была трибуной, с которой он обнародовал свои открытия и общественно-политические взгляды. Он любил размышлять вслух, обдумывая результаты опытов и события окружающей жизни. И влияние павловских размышлений на молодежь было огромно — она приобщалась к научному творчеству, активному миросозерцанию и, вместе с тем, получала уроки мужества, училась жить по совести, с чувством человеческого достоинства.
Иван Петрович специально готовил себя к педагогической деятельности, много размышлял о психологии студента. Изучал ее и учитывал в преподавании. Он встречался со студентами по вечерам на так называемых «беседах» по теме ближайшей лекции, чтобы закрепить в их памяти пройденный материал. Коренным образом перестроил основной курс физиологии для второкурсников. Со временем он создал своеобычный курс физиологии в опытах и, поражая студентов блеском своих экспериментов, приговаривал на лекциях: «Насматривайтесь, на- сматривайтесь, господа хорошие... Физиологию нужно изучать своеглазно, а еще лучше своеручно». Иван Петрович читал лекции простым и понятным языком, речь пересыпал пословицами и поговорками. Говорил взволнованно, ярко, то с гневом и с сарказмом, то с недоумением и веселой усмешкой. Это был подлинный театр одного актера, которому ассистировали помощники. К началу профессорской деятельности педагогическое кредо Павлова вполне определилось: высочайший научный уровень содержания (без скидок на незрелый ум слушателей, без какой бы то ни было примитивизации и упрощенчества) простое и ясное изложение материала. Бывшие студенты вспоминали: «После лекций некоторых академических профессоров как-то остро чувствовалось собственное ничтожество в мире науки, а на лекциях Павлова у нас вырастали крылья, крылья научного мышления».
Насколько курс Павлова по физиологии был захватывающим, свидетельствуют воспоминания старых врачей: насыщенность лекции фактами облегчала им лечение и распознавание заболеваний.
Правда была законом жизни для Павлова, а правдивость и честность он ценил в людях как главное достоинство. Стремление к правде, к справедливости помогало самосовершенствованию: «Только правда, абсолютная правда, без ограничений! Только она одна средство к человеческому счастью... С нею он — Бог всемогущий. Без нее — невыразимая ничтожность».
Требовательность Павлова к другим вытекала из строгих требований к самому себе. В вопросах чести он всю жизнь оставался максималистом — не понимал, как можно быть «очень или не очень честным». Честь либо есть, либо ее нет, нельзя быть честным наполовину или на 99%».
Самой популярной была вступительная лекция Павлова «О рабстве и барстве», которая сегодня звучит очень современно. Иван Петрович призывал студентов считать труд насущной потребностью нормального, развитого человека, а не тяжкой обузой и подневольной обязанностью, убеждал видеть в труде цель жизни, а не средство к существованию. «Почему, — негодовал профессор, — в Европе труд мойщика улиц в почете, а у нас работа дворника презирается обществом?! Причина в том, — отвечал он на свой вопрос, — что в России слишком долго процветало крепостное право, феодализм — вот и укоренилось в нас презрение к труду. Его презирают и феодал, который не трудится, и крепостной, плоды труда которого принадлежат помещику. Капитализм воспитывает уважение к труду, хотя бы из-под палки. Европа, став на путь капитализма, далеко опередила нас в воспитании труженика. И потребуется немало времени, чтобы наверстать упущенное — ведь без уважения к труду жизнь безнравственна. Леность, равнодушие, неряшливое отношение к жизненной работе — это дрянной нанос, наследие крепостного права. Оно сделало из барина тунеядца, оставив его рефлекс цели без работы. Оно сделало из крепостного пассивное существо без всякой перспективы».
В этой и других лекциях Павлов не жалел сарказма и использовал богатую палитру своего артистизма в высмеивании любых проявлений «холуйства», как он выражался, в академии и стране. Сам обладавший обостренным чувством собственного человеческого достоинства, он стремился «возбудить» его в своих воспитанниках. Высмеивал властолюбцев, утверждал, что стремление к власти над людьми — признак патологии высшей нервной деятельности и ущербности эмоциональной сферы. Обращаясь к студентам, Иван Петрович предостерегал их от барства, особенно в науке и медицине, требовал сознательного и самоотверженного участия в повседневной черновой работе. Под «обломовщиной» он понимал леность духа и рабство мыслей. Призывал молодежь мыслить конкретно, опираясь на факты и иронизировал над мудрствованиями любителей иррационализма.
Павлов всегда особо выделял нравственную сторону личности ученых, считал, что главнейшая причина жизни человека может быть в его свободе, его нравственности. Поэтому первейшей задачей государства, считал он, является воспитание и формирование свободной нравственной личности. Все совершенное Павловым идейно и нравственно влияет на нашу современность, на воспитание нового поколения. Главный стержень жизни и творчества Павлова — державный патриотизм. Он нам нужен сейчас для лечения нашего национального самосознания.
Три составляющие жизни и творчества И.П. Павлова, необходимые для нравственного возрождения России сегодня — патриотизм, духовность и любовь.
И.П. Павлова можно назвать моральным камертоном, по которому можно сверять гражданскую совесть, гражданскую значимость. Он — человек, обладающий порядочностью, свободой убеждений, не зависящих от экономических и политических условий; не подчиняющийся идеологическим обязанностям.
Сейчас, когда у нас в стране происходит падение нравов, роль нравственных уроков И.П. Павлова бесценна. «Сила влияния нравственного, — писал Н.В. Гоголь, — выше всяких сил». Здесь уместно вспомнить слова священника Александра Меня: «Духовное возрождение России происходит не только под влиянием трудов, которые оставили нам великие деятели культуры, но и под непосредственным влиянием их личности. Ибо такова привилегия великих душ: уходя из этого мира, продолжать участвовать в становлении царства божьего на земле. Забвение духовных идеалов рано или поздно ведет к национальным трагедиям. Под натиском времени выживают те народы, которым удается сохранить свой духовный потенциал».
И. П. Павлов — знаковая фигура ХХ века. У него можно учиться постижению русской души.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1091
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 8
Скачиваний
Всего: 1556
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 5