Вестник практической психологии образования
2009. Том 6. № 3. С. 116–121
ISSN: 2658-3100 (online)
Диагностика и развитие навыков продуктивных видов деятельности у детей раннего возраста
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: интегрированные группы, формирование возрастных новообразований, мониторинг эффективности, зрительный контроль, речевое сопровождение, единство диагностики и коррекции
Рубрика издания: Работа с персоналом и развитие квалификаций
Для цитаты: Ишмуратова Е.М. Диагностика и развитие навыков продуктивных видов деятельности у детей раннего возраста [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2009. Том 6. № 3. С. 116–121. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2009_n3/27647 (дата обращения: 13.10.2024)
Полный текст
Общей целью комплексных занятий в интегрированных группах для детей раннего возраста является развитие потенциальных возможностей воспитанников, формирование возрастных новообразований, включение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с неярко выраженными отклонениями в развитии в среду нормально развивающихся сверстников, адаптация детей раннего возраста к сотрудничеству с посторонними для них взрослыми — педагогами. При этом каждый вид деятельности преследует решение и других целей, связанных с основными направлениями работы.
Коррекционно-развивающая работа в интегрированных группах для детей раннего возраста ведется по следующим направлениям:
— развитие социальной и эмоциональной сферы малышей;
— развитие общей моторики и чувства ритма;
— развитие познавательной активности;
— речевое развитие;
— развитие навыков изобразительной деятельности;
— развитие навыков игровой деятельности.
При формировании предпосылок возникновения навыков продуктивных видов деятельности главной целью будет эмоциональное, эстетическое и познавательное развитие детей. Одной из образовательных задач, решаемой на занятиях по рисованию, лепке и аппликации, является формирование у детей продуктивного целеполагания.
В ходе проведения коррекционно-развивающей работы осуществляется мониторинг эффективности занятий по результатам диагностики: первичной, промежуточной и проводимой по окончании курса занятий.
Первичная диагностика осуществляется при формировании групп по всем направлениям проводимой работы. При этом изучаются также медицинские карты детей, собирается анамнез развития ребенка, проводится анкетирование родителей.
В нашем исследовании мы учитываем как возрастные особенности детей (ранний возраст), так и специфику проведения эксперимента (детско-родительские группы, интегрированный состав групп).
Диагностическое обследование должно соответствовать определенным принципам.
1. Принцип гуманности. Проведение диагностического обследования не должно отрицательно влиять на эмоциональное, физическое и психическое состояние ребенка. Условия проведения должны быть комфортными как для ребенка, так и для родителя. С нашей точки зрения, важно, чтобы родители понимали цели и задачи развития и обучения своих детей.
2. Принцип сотрудничества педагогов, родителей и детей. Все они являются полноценными субъектами психолого-педагогического процесса, поэтому уже на этапе первичного обследования необходимо установить отношения доверия, взаимопонимания.
3. Принцип комплексности изучения. Он предполагает, что мы не рассматривали уровень сформи- рованности навыков изобразительной деятельности у детей раннего возраста изолированно от его эмоционального, физического и психического развития.
4. Принцип системности. Следуя этому принципу, при выявлении в ходе обследования отклонений или нарушений в развитии детей, мы проводили дополнительные исследования, позволяющие установить причины этих нарушений.
5. Принцип динамического подхода. На нем базируется разработанная нами диагностика изучения уровня сформированности изобразительных навыков у детей раннего возраста, которая учитывает возрастные особенности развития изучаемых навыков у малышей, позволяет опре
. делить уровень актуального и потенциального развития ребенка. Обучающий эксперимент проводился в течение одного учебного года. В этот временной промежуток диагности- . . ческое обследование проводилось перед
началом обучения, в середине и в конце обучающего эксперимента. Для осуществления качественного анализа полученных данных на основе данных отечественных и зарубежных исследователей нами были разработаны таблицы нормативных показателей развития навыков рисования, лепки, аппликации и конструирования для детей в возрасте от года до семи лет. Эти данные использовались при проведении просветительской работы с родителями.
6. Принцип единства диагностики и коррекции.
7. Принцип последовательности.
Последние два принципа реализовывались нами при создании программы обучения детей раннего возраста навыкам продуктивных видов деятельности посредством организации поэтапного развития изобразительных навыков, обеспечения повторяемости материала.
Также нами были проведены беседы и мастер-классы для родителей, направленные на повышение педагогической компетентности родителей и обучение родителей приемам и способам оказания помощи детям при развитии у них изобразительных навыков .
Диагностирование уровня развития навыков изобразительной деятельности у детей раннего возраста представляет определенные трудности. Во-первых, многие дети не знакомы с изобразительными материалами и способами их использования, во-вторых, на сегодняшний день нет достаточно сформированного инструментария ее проведения.
Предлагаемая нами методика диагностики является результатом четырехлетнего опыта проведения обследования детей раннего возраста. Нормативные показатели уровня развития навыков продуктивных видов деятельности взяты из исследований отечественных и зарубежных ученых (табл. 1).
Табл. 1. Нормативные показатели развития навыков изобразительной деятельности ребенка
Показатели |
Возраст |
||||
1 год(12мес) |
1,5года(18мес) |
2 года (24 мес) |
2,5 года (30 мес) |
3 года (36 мес) |
|
Зрительный гнозис |
Проявляет больше внимания кдвижению карандаша, чем коставленным следам |
Следит за оставленными на бумаге следами |
Внимательно разглядывает оставленные следы, пытается повторить их. |
Осознанно повторяет понравившиеся каракули, пытается «узнать» изображение |
Легко узнает в своих линияхопределенные образы |
Речевое сопровождение рисования |
Сопровождает процесс рисования звуко комплексам и |
Сопровождает процесс рисованиялепетными словами |
Пытается объяснить, что делает, изображает |
Называет полученные изображения |
Планирует, что будет рисовать |
Качество графических изображений |
Манипулирует карандашом, оставляя случайные следы на листе, рисуетточки |
Рисует разнонаправленные штрихи- каракули |
Рисует спиралеобразные каракули, имитирует пишущие движения человека |
Рисует круг неправильной формы |
Пытается рисовать «ГОЛОВОНОГОЕ» |
Восприятие цвета |
Не обращает внимания на цвет |
Выделяет один любимый цвет |
Различает два из четырех основных цветов, выполняет инструкцию: «Дай такой же» |
Различает четыре основных цвета, выполняет инструкцию: «Дай такой же» |
Выделяет 4 основных цвета, называет основные цвета |
Навыки работы с пластичными материалами |
Мнет пластилин, оставляя в нем небольшие вмятины, пытается отрывать небольшие кусочки пластилина от большого куска, подражая взрослому |
Отрывает небольшие кусочки пластилина от большого куска, размазывает маленькие кусочки по плоскости |
Катает пластилин прямыми движениями, подражая взрослому |
Раскатывает пластилин по кругу, лепит «колобка», сплющивает шары между ладонями, умеет делать углубление в лепешке |
Лепит «баранки» из «колбасок», простые предметы из шариков и «колбасок» (погремушка, неваляшка) |
Навыки работы с бумагой и клеем |
|
|
Пытается отрывать небольшие кусочки от полоски |
Разрывает бумагу движением рук в противоположные стороны (ксебе — от себя), пытается пользоваться клеем, подражая действиям взрослого |
Легко разрывает бумагу движением рук в противоположные стороны (ксебе — от себя), пытается резать ножницами, умеет пользоваться клеем |
Дети раннего возраста легко утомляемы, поэтому обследование проводится только в игровой форме с учетом желания ребенка идти на контакт. Обследование проводится в течение 15—30 минут. Ребенку предлагается последовательное выполнение ряда заданий. Порядок выполнения может быть изменен, так как некоторые дети с большей легкостью идут на контакт при работе с пластичными материалами.
Первоначально исследователь предлагает малышу порисовать. Ему дается лист бумаги формата А4, гелевые мелки или масляная пастель четырех основных цветов (желтого, красного, синего и зеленого). Второй комплект мелков и лист бумаги находится у экспериментатора. Если малыш затрудняется начать рисовать, исследователь предлагает ему нарисовать что-то конкретное: «Давай нарисуем мячик или солнышко». При отсутствии интереса к изобразительным материалам экспериментатор начинает сам изображать предметы на своем листе, объясняя, что он рисует. Когда ребенок начинает действия с изобразительными материалами, исследователь отмечает, сопровождается ли рисование речью или звуко- комплексами, отмечает качество проводимых линий, наличие зрительного контроля оставленных следов на бумаге со стороны ребенка. В ходе рисования малышу задаются вопросы о том, что он хочет нарисовать или что он рисует. Исследователь также отмечает, какой цвет предпочитает ребенок, может ли он дать ему «такой же». Малышей старше 2 лет можно спрашивать о названии цвета.
Затем экспериментатор убирает бумагу и графические материалы и готовит лист бумаги формата А5 с нарисованным солнышком, полоску синей бумаги длиной 15 см и шириной 2 см. Ребенку показывают картинку и спрашивают, что нарисовано. Если малыш не отвечает, его спрашивают: «Где солнышко?» Затем исследователь достает полоску синей бумаги и начинает отрывать от нее маленькие кусочки, объясняя, что «пошел дождик — кап, кап, кап». Ребенку дается вторая полоска и предлагается отрывать ее кусочки, как капельки. Если испытуемый уже знаком с клеем, ему предлагается наклеить оторванные кусочки на лист бумаги или на солнышко, чтобы получилась «тучка».
В третьем задании исследователь приносит игрушку (собачку), которую вместе с ребенком он будет «угощать». При обследовании навыков работы с пластичными материалами удобнее брать соленое тесто. Ребенку предлагается отрывать небольшие кусочки теста от большого куска и складывать их в мисочку для собачки. Экспериментатор имитирует кормление собачки, предлагает ребенку «покормить» животное. Затем он из кусочков формирует «колобок», показывает ребенку, предлагает скатать такой же и угостить им собачку. Когда у ребенка получаются два колобка, исследователь показывает, как прямыми движениями руки можно скатать из одного «колобка» «колбаску», и предлагает ребенку сделать «колбаску» и «угостить» игрушку. Детям третьего года жизни показывается, как превратить «колбаску» в «баранку», и предлагается это сделать. При этом экспериментатор может оказывать помощь испытуемому. Из оставшегося «колобка» исследователь делает «лепешку», сжимая шарик между ладонями. Призывает малыша тоже сделать «лепешку» и «угостить» собачку. Далее он предлагает в нескольких «лепешках» сделать углубление пальцем, чтобы получилась «мисочка», в которую можно положить «колбаску» и «покормить» игрушку.
Все действия обследуемого ребенка отмечаются в бланке диагностического обследования. При оценивании используется следующие параметры: «-» (0 баллов) — навык не сформирован, т. е. ребенок не выполняет задание после словесной инструкции и показа взрослого, не принимает помощи взрослого; «+ -» (0,5 балла) — навык есть, но не автоматизирован, ребенок выполняет задание после словесной инструкции или показа взрослого, принимает помощь взрослого, но не доводит задание до конца; «+» (1балл) — навык сформирован и автоматизирован, ребенок выполняет задание после словесной инструкции или показа взрослого, работает самостоятельно, доводит задание до конца. В бланке также отмечаются вопросы предварительного анкетирования родителей. Результаты обследований вносятся в сводную таблицу и анализируются.
Баллы в таблице суммируются без учета разброса данных, т. е. строго по вертикали.
От 3 до 6 баллов — нормативное развитие. Ребенок проявляет интерес к изобразительной деятельности, охотно включается в задание, когда экспериментатор предлагает поиграть, выполняет задание самостоятельно или после обучающей помощи взрослого, с интересом знакомится с новыми изобразительными средствами.
От 1,5 до 2,5 баллов — темповая задержка психического развития ребенка. Ребенок проявляет интерес к изобразительной деятельности ненадолго, легко отвлекается, трудно идет на контакт с экспериментатором, помощь принимает неохотно или только от родителя, интерес к незнакомым изобразительным материалам не проявляет.
От 0 до 1 балла — задержка психического развития.
Данные этого диагностического обследования обязательно сравниваются с результатами обследования по методике психолого-педагогического обследования развития детей раннего и дошкольного возраста Е.А. Стребелевой.
На основании полученных данных составляется индивидуальный образовательный маршрут ребенка. Для успешной организации коррекционно-развивающей работы в детско-родительских группах, важно определить систему построения занятий, основные этапы работы педагога, родителей и детей.
Изучение анкет, заполняемых родителями перед началом работы, анамнеза развития ребенка, проведение первичной диагностики и организационного родительского собрания составляют первый этап работы педагога. Это организационный этап, целью которого является формирование у педагога первичного представления о составе группы, о состоянии здоровья воспитанников, представлениях родителей о возможностях их малышей, степени овладения детьми навыками, которые в дальнейшем будут развиваться во время занятий, особенностях детско-родительских отношений, степени педагогической компетентности родителей. На данном этапе решаются следующие задачи:
1) анализ полученных данных;
2) уточнение целей и задач программы коррекционно-развивающих занятий;
3) отбор наиболее эффективных методов и приемов работы с родителями и детьми.
Уточненные цели и задачи предъявляются педагогом на первом организационном родительском собрании. При обучении родителей приемам взаимодействия с ребенком важно также предварительное проведение лекций и мастер-классов, на которых они смогут не только ознакомиться с возрастными особенностями развития детей, но и получить конкретные навыки взаимодействия с ребенком, узнать о различных способах и приемах оказания помощи своим детям во время занятий.
На втором этапе, адаптационном, родители и дети уже практически включаются в занятия, проводимые в занимательной игровой форме. Это этап первичного знакомства, он особенно важен, так как в этот период складываются основные способы взаимодействия субъектов, налаживается эмоциональный тон коммуникации, формируются отношения мини-коллектива. Педагог должен проявить чуткость, внимание, такт, организаторские умения, чтобы протекание этого этапа прошло безболезненно для всех детей и родителей. Цель данного этапа — формирование основ эффективного сотрудничества. Для достижения этой цели ставятся следующие задачи:
1) создание благоприятной комфортной психологической обстановки;
2) постепенное знакомство детей с новым для них взрослым — педагогом и налаживание нового типа взаимоотношений «ребенок — педагог»;
3) обучение родителей навыкам налаживания взаимоотношений друг с другом, формирование уважительного отношения ко всем субъектам группы;
4) формирование у детей интереса к изобразительным материалам.
Как правило, адаптационный этап занимает 2—3 недели (4—6 занятий). Включение детей в группу должно быть постепенным, целесообразно сначала проводить занятия в миниподгруппах по 2—4 ребенка, затем объединять детей в группы по 8—10 человек. Кроме того, важно постепенно увеличивать время, отводимое на занятие за столами, от 5—7 минут до 10—15 минут. С детьми, имеющими задержку развития, необходимо проводить дополнительные индивидуальные занятия длительностью 5—10 минут. Индивидуальные беседы с родителями позволяют бесконфликтно и гармонично наладить взаимоотношения в коллективе.
Знакомство с изобразительной деятельностью целесообразно начинать со знакомства с разнообразными изобразительными материалами: краской, кистями, карандашами, пастелью, гелиевыми и восковыми мелками, тестом, глиной, цветными лоскутами ткани, цветной бумагой и т. п. На данном этапе возможно постепенное овладение материалами, допускается игра с ними, манипулирование. При этом педагог обязательно привлекает внимание детей к способам употребления художественных материалов, показывает полученный результат. В центре внимания взрослых (и педагога и родителей) пока не развитие изобразительных навыков, а формирование интереса к деятельности, к процессу овладения материалами. Чтобы избежать переутомления детей раннего возраста, при знакомстве с рисованием можно организовать деятельность не за столом, а на полу, с использованием больших листов ватмана или кусков обоев. Кисть предлагается детям после попытки рисовать руками и отпечатками (картофельными, из губки и пр.), так как работа кистью — это более сложное действие. При работе с пластичными материалами лучше начать с теста, которое можно готовить вместе с детьми.
На третьем, основном, этапе работы проходит непосредственное обучение детей и родителей навыкам взаимодействия. Малыши учатся общаться не только с педагогами и со своим родителем, но и со сверстниками. Целью данного этапа является формирование предпосылок изобразительной деятельности, профилактика и преодоление нарушений развития у детей раннего возраста. Основными задачами этого этапа являются:
1) формирование у детей навыков взаимодействия с педагогом, родителем, сверстниками;
2) развитие у детей раннего возраста механизмов целеполагания;
3) формирование собственной изобразительной деятельности у детей раннего возраста;
4) обучение родителей эффективным приемам взаимодействия с ребенком;
5) создание основ сотрудничества родителей нормально развивающихся детей и родителей, воспитывающих детей с проблемами в развитии.
В ходе обучения малышей изобразительной деятельности в интегрированных группах для детей раннего возраста нами использовались комбинированные занятия, включающие обучение рисованию, лепке, аппликации. Обучение проводилось на групповых занятиях два раза в неделю. В занятия также были включены другие виды деятельности по направлениям, указанным ранее. Обучение рисованию проводилось на каждом занятии, в то время как занятия по лепке и аппликации чередовались и проводились один раз в неделю. Дети раннего возраста еще только знакомятся с рисованием как деятельностью и первоначально могут овладевать лишь предметным рисованием, лепкой и аппликацией. Поэтому методически грамотно перед тем, как учить ребенка рисовать тот или иной предмет, дать ему возможность выполнить аппликацию из готовых форм, которые дадут представление о графическом образе предмета. Предметы простой формы (мяч, яблоко) можно сначала вылепить, а потом попробовать рисовать. Для обучения ребенка навыкам работы с краской, кистью или графическими материалами (пастель, восковые мелки и т. д.) изначально лучше предлагать малышам декорировать готовые шаблоны с помощью точек, полосок, штрихов. При этом ребенок знакомится с готовой формой декорируемого предмета, образ которого у него формируется и постепенно закрепляется. В раннем возрасте особенно важно накопление некоторого багажа графических шаблонов, предъявляемых взрослым, так как процесс создания собственных графических образов еще затруднителен. Чем больше вариаций этих шаблонов появится у ребенка, тем легче затем ему будет создавать, варьировать и изменять свои собственные образы знакомых в жизни предметов и явлений.
При развитии всех видов изобразительной деятельности (рисования, лепки и аппликации) в группах для детей раннего возраста, необходимо помнить, что малыши еще не способны усваивать сложную инструкцию. Они легко теряют к ней интерес, отвлекаются. Для привлечения детей к деятельности педагогу лучше предъявить готовую работу и объяснить, для чего он будет ее использовать. Например, взрослый говорит: «Вот, какую морковку вырастил зайчишка. Но у него много братьев и сестренок, их тоже надо угостить морковкой. Давайте слепим для них угощение». Каждому ребенку дается игрушка — зайчонок, которого надо угощать. При этом ребенок осознает, какой результат должен быть получен и для чего данная поделка будет использована. Данный этап важен не только для мотивации ребенка к деятельности, но и для становления механизмов целеполагания, базовых при овладении учебной деятельностью в старшем дошкольном возрасте.
Выполнение задания должно быть поэтапным, если оно сложное, и совместным (независимо от уровня сложности). Т. е. демонстрация способов выполнения взрослым и выполнение задания самими детьми происходит одновременно. При необходимости педагог несколько раз повторяет показ, сопровождаемый речевой инструкцией. Родители помогают малышу выполнять действия, напоминая демонстрацию педагога или взяв руки ребенка в свои руки. При этом действия рук ребенка пассивны, но привлечение внимания малыша к выполняемому действию и полученному результату способствуют развитию зрительно-двигательной координации, мелкой моторики и выработке согласованности движений. По окончании выполнения работы внимание ребенка обязательно фиксируется на полученном результате и подчеркивается его роль в достижении этого результата. Важно дать малышу возможность поиграть с полученной поделкой, рассмотреть картинку, уточнить: «Кто это нарисовал? Что ты нарисовал (а)? Маша нарисовала морковку?» — и т. п., а также оценить полученный результат: «Очень красивая морковка получилась у Маши! Тебе нравится твоя картинка?» и т. д.
При достаточно сформированных у ребенка навыках работы с изобразительными материалами задания могут иметь несколько этапов (3—4). Часть задания может выполняться ребенком полностью самостоятельно, с проявлением собственных «творческих» представлений и «находок». Затем взрослый (родитель) выполняет часть задания, продуманного педагогом, когда работа ребенка приобретает завершенную форму и видимый результат. Например, ребенок декорирует ткань для платья кукле, родитель вырезает из «готовой ткани» шаблон платья, который наклеивается на фигурку нарисованной педагогом куклы. При этом можно давать детям ограниченную палитру цветов, гармонирующих друг с другом, дающих красивый тон при смешивании.
Изобразительная деятельность выступает мощным психотерапевтическим средством, ядром, объединяющим людей разного возраста, разного социального статуса, с разными мировоззрениями и образом жизни, особенно при выполнении коллективных работ. Педагог помогает организовать пространство и материалы для деятельности так, чтобы каждый участник процесса коллективного творчества имел возможность проявить все свои «таланты» и научиться сочетать их согласованно с желаниями, умениями и «талантами» остальных участников. Чувство общей гордости за полученный результат, а также возможность последующей демонстрации работы на выставке (пусть даже местного масштаба) объединяют участников и помогают установить открытые, добрые, а иногда и дружеские отношения.
На последнем, заключительном, этапе работы педагог проводит итоговую диагностику навыков изобразительной деятельности. Во время индивидуальных консультаций он знакомит родителей с результатами диагностики и помогает им определить дальнейшие направления развивающей работы с их детьми. Цель данного этапа — проведение мониторинга эффективности взаимодействия родителей и педагогов с детьми. На данном этапе решаются следующие задачи:
1) оценка уровня психофизического развития детей;
2) выявление по результатам диагностики наиболее эффективных методов и приемов обучения детей;
3) определение дальнейшего индивидуального маршрута развития ребенка;
4) разработка и предъявление родителям индивидуальных методических рекомендаций.
При оценивании полученных результатов важно определить те положительные достижения психического, физического и эмоционального развития ребенка, которые помогут родителям приобрести уверенность в своих педагогических возможностях, пробудят или подкрепят их желание активно участвовать в развитии своего малыша.
Литература
- Екжанова Е.А. Изобразительная деятельность в воспитании и обучении дошкольников с разным уровнем умственной недостаточности. — СПб: Сотис, 2002.
- Заззо Р. Эволюция графической способности и речи ребенка // Развитие ребенка. — М.: Просвещение, 1968. — с. 145-153.
- Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников. — М.: Просвещение, 1980.
- Мухина В.С. Генезис изобразительной деятельности ребенка: Дисс. ... доктора психол. наук. — М.,1972.
- Хелльбрюгге Т. и др. Мюнхенская функциональная диагностика: второй и третий годы жизни. — Мн., 1997.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 4951
В прошлом месяце: 33
В текущем месяце: 16
Скачиваний
Всего: 6462
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1