Вестник практической психологии образования
2009. Том 6. № 4. С. 3–4
ISSN: 2658-3100 (online)
В жизни каждого человека есть свой Учитель
Аннотация
Общая информация
Рубрика издания: От редакции
Тип материала: редакторская заметка
Для цитаты: Дубровина И.В. В жизни каждого человека есть свой Учитель [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2009. Том 6. № 4. С. 3–4. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2009_n4/27720 (дата обращения: 25.11.2024)
Полный текст
2010 год объявлен Годом учителя. В связи с этим предполагается, что внимание общества и отдельных граждан страны будет направлено на решение проблем учителя как человека, профессионала, члена общества. Известно, что по тому, какое место занимает учитель в общественной жизни, можно судить о сущности общественного строя и государственной власти.
Для психологов, работающих в системе образования, учитель — наиболее близкий коллега.
Коллега — это товарищ по работе, человек, близкий по общности взглядов, по деятельности, которая осуществляется совместно и на равных. Коллег связывает, прежде всего, взаимное уважение — почтительное отношение друг к другу, основанное на признании достоинств каждого. Учитель — незаменимый союзник педагога-психолога или, что вернее, педагог-психолог — незаменимый союзник учителя.
Однако сейчас самое время задать себе резонный вопрос: всегда ли мы относимся к учителю как к коллеге?
Психолог пришел на «чужую» территорию: ведь система образования существовала без психолога столетиями. А когда «вливаешься» в иное профессиональное пространство, сначала следует там осмотреться, понять, что, как и почему там происходит, не торопиться давать советы, самому чему-то научиться и, главное, не спешить оценивать и обвинять. К сожалению, психологи заняли сразу в некотором роде менторскую позицию, при анализе сути которой в памяти невольно всплывают строки А.С. Пушкина: «Мы почитаем всех нулями, А единицами — себя».
Конечно, психологическая служба школы защищает и старается обеспечить право каждого ребенка на полноценное психическое и духовное развитие. Но она защищает ребенка не от конкретного кого- то, а от нарушений условий, способствующих его нормальной жизни и благоприятному развитию. Поиск виновного или «козла отпущения» непродуктивен, неэтичен, психологически не оправдан.
Любой трудный случай в поведении и развитии ребенка — не повод для упреков учителя или родителей, а сигнал к совместной работе с ними. Ведь обеспечить это «право на развитие» психолог может только вместе с учителем — и как предметником, и как классным руководителем. Задачи и у учителя, и у педагога-психолога общие; главные из них:
— содействовать успеху в развитии и обучении каждого ученика,
— раскрывать способности каждого ребенка на основе понимания и уважения его возрастных и индивидуальных особенностей,
— проводить работу в направлении укрепления общего, психического и психологического здоровья учащихся, создавать благоприятные условия для реализации творческого потенциала школьников, — уделять максимум внимания воспитанию культурной, гуманистически ориентированной личности, — оказывать помощь детям, если у них возникают проблемы в обучении, отношениях, переживаниях, в понимании учебных или жизненных ситуаций, личностном самоопределении.
Психологическая служба школы предполагает безусловное взаимодействие психолога и учителя. В основе этого взаимодействия — желание и умение прислушаться друг к другу, понять друг друга, взаимное уважение. Ведь школа помогает ученику войти в культуру не только содержанием своих учебных курсов, но и культурным взаимодействием всех работающих в школе взрослых друг с другом и с родителями учеников. Формы поведения и отношения взрослых друг с другом и с детьми воспринимаются школьниками как допустимые и одобряемые обществом, а следовательно, могут стать образцом для подражания. Культурное и уважительное взаимодействие взрослых участников образовательного процесса служит источником развития внутренней культуры учащихся. Еще Л.Н. Толстой отмечал, что «на детей в 100 раз сильнее действие оказывает наблюдение над жизнью взрослых, чем их беседы».
Это взаимодействие будет эффективным только в том случае, если учитель и психолог будут работать в школе совместно, но строго в пределах своей профессиональной компетентности. Именно взаимодополняемость профессиональных позиций и знаний психолога и педагога в подходе к ребенку, их тесное сотрудничество «на равных» на всех стадиях работы и с отдельными детьми, и с детскими коллективами — необходимое условие для успешной работы учебно-воспитательного учреждения. Такое взаимодействие взрослых в образовательном пространстве во многом зависит от позиции администрации учреждения; ее (администрации) мудрость состоит в том, чтобы помогать тем и другим, ни в коем случае не противопоставляя их друг другу.
При этом следует признать, что успех в учебновоспитательном деле школы зависит прежде всего от учителя, что главное на уроке, какой бы сложный материал на нем ни изучался, — эмоциональный контакт ученика и учителя. Когда этого контакта нет, ученики внутренне ждут звонка, им неинтересно. Личный пример учителя — важное средство нравственного, культурного воспитания ребенка. «Никакие уставы и программы, никакой искусственный порядок заведения, как бы хитро они ни были придуманы, не могут заменить личности в деле воспитания...» (К.Д. Ушинский). Можно сказать, что именно учитель — центр всей образовательной системы, он является духовным посредником между обществом и ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством. И педагогу-психологу следует укреплять авторитет учителя, помочь ему самому осознать свое «центральное», а, следовательно, чрезвычайно ответственное — перед детьми и обществом, перед настоящим и будущим страны — положение, поддержать и укрепить чувство уверенности в себе. А это значит:
— помочь учителю понять свою неординарность, раскрыть свой талант, раскрепостить свои эмоции, способствовать утверждению его чувства собственного достоинства,
— раскрыть перед учениками, родителями, коллегами неординарность учителя,
— развивать уважение родителей к учителю, объяснять им, что это их уважение очень важно для интеллектуального и личностного развития ребенка. Психологу следует стремиться к созданию такой психологической атмосферы в школе, в которой учитель чувствовал бы себя спокойным, необходимым, получал бы удовлетворение от успешных занятий с детьми, дружеского общения с коллегами, делового анализа своей профессиональной деятельности со стороны администраций Иными словами, следует стремиться к созданию в школе обстановки безопасности и здоровья для всех субъектов образовательного процесса. Это мысль не новая. Думается, полезно прислушаться к тому, что об этом говорили очень уважаемые люди, например, М.М. Пришвин: «Самая суть чисто человеческого здоровья — это когда его неудержимо тянет сказать что-то хорошее другому человеку ...»
Конечно, проблем у педагога-психолога много, в частности, их много возникает и при взаимодействии с учителями. Редакция журнала будет благодарна всем, кто поделится с читателями своими мыслями, проблемами, опытом работы в этом направлении. С глубоким искренним интересом ждем ваших писем, статей, вопросов, предложений о необходимости и форме обсуждения самых разных аспектов деятельности педагогов-психологов.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1550
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 10
Скачиваний
Всего: 1225
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0