Психологи в «Новой школе» (интервью с В.В. Рубцовым)

454

Аннотация

Интервью с доктором психологических наук, профессором, действительным членом РАО, ректором МГППУ, директором Психологического института РАО, Президентом Федерации психологов образования России Виталием Владимировичем Рубцовым. Беседовала О.В. Решетникова

Общая информация

Рубрика издания: События

Тип материала: интервью

Для цитаты: Психологи в «Новой школе» (интервью с В.В. Рубцовым) [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2009. Том 6. № 4. С. 9–12. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2009_n4/27722 (дата обращения: 15.04.2024)

Полный текст

 

Виталий Владимирович, сейчас, когда наметились реальные контуры «Новой школы», как будет развиваться психологическая служба в системе образования?

Национальная инициатива «Наша новая школа», с которой год назад выступил президент России Дмитрий Медведев, дает нам возможность увидеть, как через совершенствование системы образования Россия будет двигаться к тому, что можно назвать инновационным обществом.

По существу, школа становится институтом, который должен систематично заниматься развитием интеллектуального потенциала своих граждан. Внедрение инновационных технологий невозможно без людей, которые свободно владеют этими технологиями — могут проектировать, создавать и использовать их. Поэтому «Новая школа» — это школа, где надо создать такие условия обучения, при которых дети могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Решению этой задачи должны соответствовать обновленное содержание и цели образования.

Обучение и воспитание в школе будут ориентированы на новые стандарты общего образования. Они созданы на серьезной научной и научно-методологической базе — культурно-деятельностном подходе к развитию человека. С учетом установок этого подхода выстроена личностно-ориентированная развивающая модель начальной школы, которая будет совершенствоваться на других ступенях обучения. Существенно для новых стандартов, что процесс обучения и воспитания учащихся рассматривается как система условий, обеспечивающих развитие детей. У них будут формироваться не только предметные, но так называемые надпредметные и личностные компетенции.

Меняются требования к результатам освоения основных образовательных программ, требования к их структуре и содержанию, к условиям их реализации. Наряду с высоким уровнем знаний не менее важной задачей обучения является социализация школьников.

Перед психологами и педагогами возникает и новая задача: разработать такую систему оценки качества образования, которая отвечала бы новому стандарту. Это уже не может быть простая оценка знаний учащихся по определенным предметам — оценивать придется сформированность надпредметных и личностных компетенций. Но даже если представить, что такая система разработана, встает не менее важный вопрос: кто сможет оценить уровень сформиро- ванности этих компетенций? На наш взгляд, с этой задачей может справиться специалист, отвечающий за проблемы полноценного и комфортного обучения детей, то есть школьный психолог.

Вместе с учителем он должен будет отслеживать формирование надпредметных компетенций учащихся, их личностное развитие и в итоге — уровень их социализации. Задачи, на первый взгляд, непростые, хотя и имеют свое решение. Ведь развитие личности — это не аморфное понятие, а процесс, связанный с формированием ответственной позиции человека по отношению к своей деятельности, к другим людям, к самому себе. И за это в значительной степени должен отвечать психолог. Совместно с педагогом и другими взрослыми именно психолог обеспечивает контроль за развитием учащихся, дает оценку комфортности образовательной среды, уровню ее безопасности для детей.

Изменится ли роль психолога в образовании?

На наш взгляд, новые образовательные стандарты могут существенно поменять «расстановку сил» всех участников образовательного процесса. Психолог из второстепенного участника может превратиться в ключевую фигуру. Педагоги, которые работали в ЗУНовской парадигме, занимаясь в основном тренировкой детей, сейчас будут переходить к парадигме развивающей, которая предполагает, в первую очередь, всестороннее развитие ребенка. В рамках этой новой парадигмы психолог становится фигурой, равновеликой фигуре учителя.

Занимая одну из ключевых позиций в образовательном учреждении, психолог получает новые обязанности. Он будет отвечать за измерение результатов обучения, то есть, в частности, в определении уровня сформированности компетенций учащихся. Но это лишь одна сторона вопроса, ведь «Новая школа» — школа для всех, в том числе и для детей с особенностями развития. В этой школе должно возникнуть дифференцированное отношение к способностям, склонностям, интересам, возможностям учеников. Здесь встает вопрос об организации инк­люзивных процессов в образовании, поэтому функционал психолога будет кардинально меняться. У него возникает другая зона ответственности: психолог отвечает за учет особенностей развития каждого ребенка в процессе обучения, соответствие этого процесса его индивидуальным возможностям.

«Новая школа» обеспечивает необходимые условия для развития детей. А кто будет выстраивать индивидуальные образовательные траектории? Кто будет отвечать за интеграцию, за инклюзию в рамках школьного обучения? Ведь в одной школе будут учиться и дети с ограниченными возможностями здоровья, и одаренные дети, и дети с задержкой и отставанием в развитии, и дети с девиантным поведением. Специалистом, который должен владеть соответствующими компетенциями, знать, как построить эту работу и распределить ответственность между различными участниками образовательного процесса, и является психолог. Именно он знает особенности различных категорий детей, так же как и особенности развития каждого ребенка. Психолог вместе с учителем будет выстраивать индивидуальные образовательные траектории. Он может и должен это делать, это — его функционал.

В этом вопросе мы можем ориентироваться на опыт европейских стран. В Норвегии, например, есть должность заместителя директора школы по интегрированному образованию, который составляет индивидуальные программы обучения для различных категорий детей, где учитываются особенности их развития. Допустим, ребенок с СДВГ: 20 минут он может активно работать вместе со всем классом, а следующие 20 минут, когда у него проявляется гипе­рактивность, он работает по индивидуальной программе в другом помещении.

Видимо, «Новой школе» потребуются новые психологи. Как нужно их готовить?

Большая работа в этом направлении уже проделана. На базе Московского городского психолого­педагогического университета создан проект Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Психолого-педагогическое образование» (ФГОС ВПО). Сейчас он проходит стадию утверждения.

Важно, что стандарт строится на той же методологической базе (культурно-деятельностная психология), что и стандарт общего образования. Новизна этого стандарта в том, что в систему подготовки педагогических кадров заложены те компетенции, которые отвечают требованиям работы с детьми в «Новой школе». В стандартах заложены девять профилей подготовки бакалавров по этому направлению. Среди них психолог, специалист в области индивидуального образования, социальный педагог. В стандарте есть профили по подготовке воспитателей, учителей начальной школы.

Почему мы настаиваем на том, чтобы воспитатель и учитель начальной школы получали подготовку по направлению «Психолого-педагогического образование»? Ответ прост. Если вы хотите, чтобы специалисты работали над развитием детей, то и подготовьте педагога, владеющего теми компетен­циями, которые должны формироваться у учеников, в том числе надпредметные и личностные. К таким компетенциям следует отнести умение конструктивно общаться, работать в группе, а также строить деятельность в соответствии с возрастом ребенка и его особенностями.

В отечественной психологии создано такое научное направление, как психодидактика развития, основоположниками которой являются Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Д.Б. Эль- конин и др. Развитие ребенка возможно, если обучение строится в формах ведущей деятельности ребенка, соответствующей его возрасту. И это — большая наука. Здесь еще раз можно сослаться на президента России, который подчеркнул, что основой нового образования должна стать прежде всего наука или комплекс наук о ребенке. Это значит, что нам надо обучать детей на научной основе, опираясь на принципы детского развития. А для этого надо так готовить самих педагогов, чтобы в процессе обучения у них формировались соответствующие компетенции. Возьмите стандарт по направлению «Психолого-педагогическое образование» — и вы увидите, что там содержится весь комплекс необходимых для этого компетенций.

Подготовка кадров, прежде всего, учителей, для «Новой школы» - это ключевой вопрос современного образования. И работа в этом направлении уже ведется. Так, мы планируем провести набор специалистов (педагогов и психологов), по 25 человек из каждого учебного округа г. Москвы (всего 250 человек), которые будут обучаться на уровне бакалавра по профилю «Психология и педагогика инклюзивного образования». Такие специалисты сейчас крайне необходимы и должны быть подготовлены.

А как быть с работающими специалистами?

При переходе к «Новой школе» нужно кардинально изменить сложившуюся систему повышения квалификации, взяв за основу новые стандарты педагогического образования. И в рамках этих стандартов менять систему повышения квалификации.

Кроме того, надо ввести в профессиональное образование профильную интернатуру. В МГППУ нам удалось создать модель будущей интернатуры. Это система подготовки студентов старших курсов. На четвертом курсе ребята начинают работать в одном из образовательном учреждений города под руководством штатных психологов, они изучают проблемы детей и те методы, с помощью которых с этими проблемами справляются опытные специалисты. Они занимаются и проектной деятельностью, разрабатывая совместные формы работы детей и взрослых, продуктивные виды взаимодействий. Студенты находятся под постоянным наблюдением наставников. Иначе говоря, обучение на последних курсах вуза имеет практическую направленность, будущие выпускники постоянно проходят практику в образовательных учреждениях. На мой взгляд, это серьезный прорыв в подготовке специалистов: практико-ориентированная работа с проблемными детьми в реальных детско-взрослых сообществах.

Специально отмечу, что после окончания вуза студенты постоянно находятся в поле нашего зрения, находясь под наблюдением опытных наставников. При этом ничего нового мы не придумали, а ориентировались на европейский стандарт подготовки психологов по модели 4+2 (бакалавр + магистр). Там получение степени бакалавра является ступенью образования, а не уровнем профессиональной подготовки. Получив эту степень, выпускник идет в магистратуру и учится там еще два года, для того чтобы специализироваться по выбранному им направлению. Бакалавр принципиально не допускается до профессиональной деятельности, он нуждается в дополнительном уровне образования.

В одном из своих выступлений Дмитрий Медве­дев отметил, что в школу должны прийти специалисты, которые могут и не иметь специального педагогического образования. Среди них те, кто получил предметное образование в классических университетах и специализированных вузах. Это значит, что, только получив дополнительную педагогическую подготовку в магистратуре, выпускники смогут успешно работать в школе. На мой взгляд, это правильная идея.

Недавно в одном из интервью мне задали вопрос, не повлияет ли это на качество педагогического образования? Ничего подобного! Приход специалистов- предметников повысит уровень подготовки учащихся. Ведь речь идет о повышении качества образования, с одной стороны, и о сохранении высокого уровня предметной подготовки будущих преподавателей, с другой.

Я поддерживаю двухуровневое образование, считая, что оно решает проблему качественной подготовки и переподготовки специалистов для системы образования. Это повысит эффективность работы школы, тем более что она становится все более привлекательным местом работы для молодых людей.

К сожалению, сейчас психологи исчезают из школы в силу различных изменений в нашем обществе. Какие вы видите перспективы для воплощения сказанного вами в практику психологической службы?

Я на всех уровнях поддерживаю идею сохранения школьных психологов и укрепления психологической службы в системе образования в целом. Но не секрет, что психологическая служба в том виде, в каком она существует сейчас, сама нуждается в модернизации и серьезном развитии. Как только руководители системы образования осознают, что «Новой школе» необходимы новые кадры, в частности с высоким уровнем психолого-педагогической подготовки и психолого-педагогическими компетенциями, ситуация начнет меняться к лучшему.

Но для этого следует принять ряд важных решений. В частности, необходимо ставить вопрос о национальной системе диагностики. Пока ее нет. Сейчас у нас действует ЕГЭ. Вопрос, однако, заключается в том, что ЕГЭ позволяет определять только уровень предметных компетенций учащихся. А как быть с другими компетенциями, в том числе личностными и надпредметными? Ведь их формирование у детей имеет такое же значение, как и формирование ком­петенций предметных. Кто и как их будет измерять? Возникает потребность в новой системе оценки образовательных результатов, а следовательно, в новом психологе, который будет владеть необходимыми технологиями этой оценки. Сейчас, к сожалению, квалификация многих специалистов не соответствует новым требованиям.

Если мы сумеем подготовить психологов, которые смогут обеспечить должный уровень развития детей в школе, то ни одно образовательное учреждение от них не откажется. И это понимают уже во многих регионах. Не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Омске, Красноярске, Калининграде, Ярославле, Самаре (и этот список регионов можно продолжить) школьные психологические службы укрепляются и совершенствуются.

Психологи готовы к тому, чтобы нести ответственность за качество развития учащихся, за результаты образования, выраженные, в том числе, в уровне сформированности личностных и надпред­метных компетенций.

Мне кажется, пройдет еще немного времени и маятник качнется в другую сторону. Психолог может и должен играть ключевую роль в обновленной системе образования. Но для этого тем, кто сейчас отвечает за развитие образования, в том числе на федеральном уровне, следует предпринять шаги для уточнения задач психолога в системе образования. Нужна коллегия Министерства образования и науки по модернизации психологической службы.

Мы разработали Концепцию развития системы психологического обеспечения образования в Российской Федерации на период до 2012 года и обсудили ее в рамках профессионального сообщества с последующим утверждением на IV Всероссийском съезде психологов образования России в декабре 2008 года. Однако статуса официального документа она до сих пор не получила.

Профессиональное психологическое сообщество работает активно, но, к сожалению, нас пока не слышат так, как следует. Надеюсь, что когда руководство министерства начнет реально вводить новый стандарт, оно неизбежно столкнется с необходимостью в его сопровождении. В ряде регионов с сентября 2010 года начинается эксперимент по внедрению стандарта начального общего образования. Без квалифицированного учителя и психолога этот процесс обречен на провал. И тогда психологам нужно будет занять свое место в изменившейся системе образования, показать свои возможности и потенциал.

Одновременно будет развиваться система повышения квалификации тех специалистов, которые уже работают в школах, система повышения квалификации учителей начальных классов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

Сейчас пока все это не работает. У нас, как всегда, телега оказывается впереди лошади. А лошадь в данном случае — это кадры. Хотя еще раз повторю: хорошо, что у нас создан уникальный научно обоснованный стандарт (ФГОС ВПО), построенный на базе наук о детстве. Его можно рассматривать как ресурс социально-культурной модернизации образования.

В январе Федерация психологов образования России проведет конференцию «Психологическое обеспечение «Новой школы». Ответы на какие вопросы будут искать ее участники?

Все те основные проблемы, о которых мы говорили, заложены в программе предстоящей конференции. Нам надо всерьез обсудить то, какие требования будут предъявляться к психологам, которые начинают работать над созданием новой школы, что делать с имеющимися кадрами психологов, какие шаги предпринять по подготовке новых специалистов? Все это будет детально обсуждаться профессиональным сообществом. Надеюсь, что будут приняты важные и значимые для психологов и всей системы образования решения.

Сейчас как никогда ранее высок интерес к тому, что делает Федерация психологов образования России, и со стороны самих психологов, и со стороны руководителей системы образования всех уровней. К нашему мнению прислушиваются. Ведь мы постоянно находимся на острие социальных проблем, которые общество ставит перед системой образования. Их острота многократно увеличивается в условиях создания «Новой школы», а без консолидации усилий всех участников образовательного процесса такую школу не построишь!

Беседовала О.В. Решетникова

Метрики

Просмотров

Всего: 783
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 454
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1