Вестник практической психологии образования
2009. Том 6. № 4. С. 22–26
ISSN: 2658-3100 (online)
От психологической грамотности — к психологической культуре личности
Аннотация
Общая информация
Рубрика издания: События
Для цитаты: Андреева А.Д., Данилова Е.Е. От психологической грамотности — к психологической культуре личности [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2009. Том 6. № 4. С. 22–26. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2009_n4/27726 (дата обращения: 15.12.2024)
Полный текст
21 октября в Московском городском психологопедагогическом университете прошла городская научно-практическая конференция, посвященная обобщению многолетнего опыта работы городской экспериментальной площадки «Преподавание психологии как учебного предмета на всех этапах школьного обучения» (руководитель эксперимента — академик РАО И.В. Дубровина).
Преподавание психологии в школе в настоящее время является важным направлением совершенствования системы образования, что соответствует стратегиям фундаментальных и прикладных исследований российской науки и практики.
Введение психологии как учебного предмета в общеобразовательную школу направлено на реализацию задач, сформулированных в «Концепции модернизации российского образования», где, в частности, указывается следующее: «в широком смысле этого
слова — должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».
«Воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания — формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда».
Необходимость психологического образования со школьных лет вытекает непосредственно из потребностей современной общественной жизни, отвечает интересам как всего современного общества, так и каждого из его граждан.
Освоение психологической культуры как части духовной культуры представляется необходимым и естественным для нормального развития современного подрастающего человека. Это может помочь ему стать социально более защищенным, понять индивидуальную сущность своего творческого потенциала, осознанно развивать базу своих внутренних ресурсов.
Участники конференции констатируют, что сегодня в Москве созданы все условия для преподавания психологии как целостного курса, охватывающего все этапы школьного обучения. Авторским коллективом под руководством И.В. Дубровиной разработана целостная программа курса «Психология» для средней общеобразовательной школы, которая включает в себя определение целей и задач преподавания психологии, тематические и поурочные планы на всех этапах школьного обучения (с 3 по 11 класс). Психология как школьный учебный предмет выстраивается в контексте таких педагогических дисциплин, как современная дидактика и методика, сохраняя при этом свою содержательную и методическую специфику. Представлено серьезное обоснование научного содержания курса.
Весь цикл обучения обеспечен оригинальными учебно-методическими материалами. Изданы учебные пособия (учебники) для 3—11 классов общеобразовательной школы, а также учебно-методическое пособие для учителя психологии. В 2006 году комплект учебных пособий «Психология» для учащихся общеобразовательной школы, подготовленный авторским коллективом под руководством И.В. Дубровиной, был удостоен Премии Правительства Российской Федерации в области образования.
Многолетний опыт преподавания психологии как учебного предмета в общеобразовательной школе свидетельствует, что уроки психологии способствуют развитию познавательной мотивации и познав ' ■ вательных способностей учащихся, повышают социальную компетентность детей и подростков, расширяют их мировоззренческие горизонты, способствуют улучшению психологического климата в классе и в школе в целом, гармонизируют развитие школьников, содействуют сохранению психического и психологического здоровья, профилактике эмоциональных и личностных нарушений, в целом повышают качество жизни учащегося.
Уроки психологии проводятся на основе здоровьесберегающих технологий, что оказывает положительное влияние на психологическое состояние, настроение школьников, способствует повышению их работоспособности.
Анализ опыта преподавания психологии в школе показал, что учащиеся считают данный предмет одним из самых интересных и важных для себя. Администрация и педагоги школ, родители также расценивают данный предмет как полезный для развития детей.
Разработана и на протяжении ряда лет на базе МГППУ успешно осуществляется программа подготовки школьных учителей психологии, благодаря чему московская система образования обеспечена достаточным количеством квалифицированных кадров.
Конференция собрала учителей психологии, директоров школ, методистов и руководителей подразделений окружных управлений образования города Москвы, участвующих в работе городской экспериментальной площадки, а также преподавателей вузов, студентов и аспирантов, интересующихся проблемой преподавания психологии в школе и вопросами профессиональной подготовки учителей психологии.
В рамках конференции прошли пленарное заседание, стендовые доклады и круглый стол.
Открыл конференцию проректор по научной работе МГППУ, доктор психологических наук, профессор Ю.М. Забродин. В своем докладе он подробно остановился на значении психологического образования для становления личности современного молодого человека, способного адаптироваться к стремительно меняющимся социально-экономическим условиям, найти свое место в обществе, полностью реализовать свой потенциал развития. Приобщение к психологическим знаниям именно в школьные годы должно способствовать становлению завершенной, полной картины мира, центром которой является Человек.
Выступление научного руководителя эксперимента, академика РАО, доктора психологических наук И.В. Дубровиной было посвящено проблеме психологической культуры в контексте школьного образования. Психологическая культура, являясь неотъемлемой частью общей культуры человека, должна быть предметом особого внимания современной системы образования. По мнению академика И.В. Дубровиной, значительная часть проблем современного российского общества связана, прежде всего, с низким уровнем психологической культуры населения. Психологическая грамотность школьников, овладение ими основами научных психологических знаний закладывает фундамент психологической культуры личности.
На конференции выступила директор ГОУ СОШ №1108 ЮЗАО г. Москвы Л.С. Лямбек. Проанализировав опыт преподавания психологии в своей школе, она отметила, что введение нового учебного предмета «Психология» существенным образом меняет атмосферу всего образовательного учреждения, заметно влияет на психологическую культуру педагогического коллектива. Повышается ценность школьного образования в глазах учащихся и их родителей. Современное образование должно создавать условия для развития личностного и нравственного потенциала каждого ученика. Только знания о самом себе, своих сверстниках, получаемые на уроках психологии в школе, помогут ученику построить планы на будущее, определить свою жизненную позицию после школы.
Учитель психологии ГОУ СОШ №868 ЮАО г. Москвы Т.Н. Нестерова подчеркнула, что уроки психологии в школе существенным образом влияют на создание психологически безопасной образовательной среды.
А.В. Блинова и С.В. Самойлова, учителя психологии ЦО №1883 ЮЗАО г. Москвы, поделились опытом преподавания психологии в старших классах школы. Они отметили, что приобщение детей к психологической культуре возможно не только на уроках психологии, но и в процессе внеучебной работы, например, в создании школьного психологического журнала, проведении Дня психологии и др.
Большой интерес участников конференции вызвал доклад учителя психологии ГОУ СОШ №799 ВАО г. Москвы Т.А. Егоровой, которая имеет самый большой опыт работы по данной учебной программе. Она отметила значение уроков психологии не только для воспитания психологической культуры, но и для формирования и совершенствования приемов учебной работы школьников, их общего умения учиться, овладения ими своими познавательными способностями.
Учитель психологии ГОУ СОШ №2001 ЮАО г. Москвы Э.Б. Шохина представила интересный видеоматериал об организационном аспекте введения в школу учебного предмета «Психология». Участники конференции увидели прекрасно оформленный учебный кабинет психологии, оснащенный всем необходимым для современного образовательного процесса методическим и техническим оборудованием.
Важный материал об отношении родителей учащихся к преподаванию учебного предмета «Психология» представила учитель психологии ГОУ СОШ №832 ЮАО г. Москвы О.В. Мельник. В ее сообщении отмечается, что большинство родителей выразили положительное отношение к преподаванию психологии как учебного предмета, причем число заинтересованных родителей возрастает по мере продолжительности изучения детьми данного учебного предмета.
Итоги пленарного заседания были подведены в выступлениях экспертов. Так, академик РАО, доктор психологических наук, профессор Н.Н. Нечаев отметил, что преподавание психологии в школе стало системой, позволяющей решать конкретные задачи образовательного процесса. Доктор психологических наук, профессор Е.С. Романова подчеркнула значение данного учебного предмета для профессионального самоопределения выпускников школы. Доктор психологических наук, профессор, главный редактор газеты «Школьный психолог» И.В. Вачков поддержал идею раннего приобщения школьников к психологическим знаниям и призвал учителей психологии активно делиться свои опытом работы на страницах профессионального издания.
Большой интерес участников конференции вызвали стендовые доклады, отразившие различные аспекты преподавания психологии в общеобразовательной школе. Особое внимание привлекли сообщения учителей психологии Д.А. Блиновой и Ю.В. Семкиной (ГОУ СОШ №520 ЮЗАО г. Москвы), Е.А. Варламовой (ГОУ СОШ №868 ЮАО г. Москвы), И.Н. Гороховой (ГОУ СОШ №544 ЮАО г. Москвы), Л.М. Игошиной (ГОУ СОШ №1108 ЮЗАО г. Москвы), С.С. Мухтиевой и В.В. Каримовой (ГОУ СОШ №4 ЮЗАО г. Москвы), Е.М. Филаковой и Ю.А. Шабатиной (ЦО №1450
На заседании Круглого стола участники конференции обсудили актуальные проблемы введения нового предмета в учебный план школы, его образовательного стандарта, подготовки учителей психологии и их аттестации.
Приведем выдержку из выступления участника Круглого стола, З.В. Голышевой, кандидата психологических наук, куратора экспериментальных школ ЮЗАО г. Москвы:
«Преподавание психологии как учебного предмета в средней школе приобретает все больше сторонников.
Я посетила больше сорока уроков психологии в разных московских школах. В чем суть этих уроков?
— Слово — главный источник развития, совершенствования личности ученика на уроках психологии занимает истинно ведущую роль. Формулирование словесных высказываний учащихся на уроках по всем учебным предметам требует от них совершенствования умений говорить и слушать, но часто это не возможно из-за отсутствия у ученика знаний по предмету и умения слышать собеседника. На уроках психологии ученик не только пересказывает психологические знания, но в первую очередь, описывает собственный опыт, ощущения, представления, образы, отношения. Этим богат каждый школьник. Он рад поделиться своим опытом и рад, что его выслушивают. Ни один школьный предмет не позволяет ученику так много говорить по содержанию учебного материала с опорой на собственные чувства и ощущения. Приятно было отметить интеллектуальные эмоции удивления в высказываниях учеников на уроках по поводу собственных открытий. «Я раньше не задумывался, что мир так устроен » (П.К., 4. кл.), « Интересно, а так все ощущают?»
(Д.Г., 3 кл.) «Я оказывается сам могу управлять собственными ощущениями и чувствами» (Л.Ю., 3 кл.), «Я поняла, что у меня есть способности, которые помогают мне учиться» (Т.Н., 3 кл.). «Интересно изучать психологию. Можно много важного открыть в этом мире ». (Ю.А., 4 кл.).
— Уроки психологии осуществляются в диалогической форме, что учит школьника внимательно слушать собеседника. Только в совместном проговаривании собственных чувств, отношений, представлений и оценке событий можно сформировать личностные убеждения, ценности жизни и смысл бытия.
— Каждый урок психологии позволял раскрыть уникальность и неповторимость ученика, даже двоечника. Этому удивлялись сами учителя, которые со мной посещали уроки. При обсуждении на уроках личностно значимых особенностей, ценностей, представлений у учащихся зарождается уверенность в своих силах, появляется позиция субъекта учения, которая помогает преодолевать трудности в познании.
— На всех просмотренных мной уроках учащиеся приобщались к психологической культуре как части общей культуры. Формирование на уроках психологии культуры отношений, взаимоотношений, взаимодействия друг с другом приводит к развитию определенных позитивных свойств личности, толерантности. Это особенно важно сейчас для подрастающего поколения, где присутствует неуважение другого человека.
— Именно уроки психологии позволяют решить проблемы воспитания и воспитанности ученика, дать ему тот багаж культурных знаний с которыми он пойдет в самостоятельную жизнь после школы.
— Уроки психологии удовлетворяют потребность каждого ученика в личностном общении со взрослыми и сверстниками. Эти уроки предоставляют возможность ученику высказаться и быть услышанным. На уроках психологии создаются условия, способствующие развитию, социализации и индивидуализации учащихся.
— Уроки психологии учат школьника использовать собственный прошлый опыт, анализировать его, осознавать его особенность. Домашние задания закрепляют представления учащихся о себе и окружающем мире и формируют субъективный опыт, что влияет на позитивную позицию субъекта учения. Только уроки психологии регулярно обращаются к прошлому опыту ученика и стимулируют развивающие функции обучения.
— Наблюдение — основной метод познания окружающего мира. Где, на каком школьном предмете ученик может так активно развивать и использовать этот метод в познании? Содержание учебного материала и виды домашних заданий тренируют наблюдательность каждого ученика. Наблюдение связано с концентрацией внимания. Мы часто слышим жалобы родителей и учителей, что некоторые ученики трудно владеют произвольными психическими процессами, особенно вниманием. А на каком уроке мы учим их этому? Мы просто стереотипно проговариваем «Будьте внимательны». А как это быть внимательным? Этому учат на уроках психологии. Ученик должен не только знать, но и чувствовать свое внимание. Урок психологии позволяет его прочувствовать.
— На уроках психологии развивается самосознание ученика, а следовательно, совершенствуется саморазвитие и самовоспитание. Ученик имеет возможность осознать себя и собственные действия. Только уроки психологии позволяют акцентировать внимание ученика на самоанализе, самоконтроле, самокоррекции. На уроках по другим предметам мы мало уделяем этому внимание. От этого многие трудности у учеников в учебном процессе. Учащиеся не умеют анализировать учебный материал, редко осуществляют самоконтроль и самокоррекцию при решении задач, написании текстов. Уроки психологии позволяют целенаправленно и систематически формировать эти умения у школьников и, таким образом, совершенствовать весь процесс обучения.
— Уроки психологии учат детей учиться. Усиление аналитической стороны в учебном процессе преподавания психологии способствует развитию способов учебной работы, которые позволяют ученику справляться с увеличивающимся потоком учебной информации на уроках по другим предметам. Преподавание психологии в школе вносит весомый вклад в общий процесс обучения.
— В рамках экспериментальной программы я видела интегрированный урок истории с психологией (в гимназии №1529 ЦОУО г. Москвы). Это был удивительный урок не только для учащихся в классе, но и для взрослых, пришедших из разных учреждений на открытое мероприятие. Проникновение учащихся в суть исторического явления, события, поступков исторических деятелей, открытие ими личностносмысловых оснований в поступках деятелей прошлого с помощью психологических знаний позволили лучше осознать и усвоить новый исторический материал. Возможно, интегрированные уроки в союзе с психологией — перспективное направление будущего обучения.
— При выполнении творческих домашних заданий по психологии устанавливается уникальная связь в общении с родителями. Это общение способствует повышению общей культуры не только родителей и детей, но и общества в целом. Устанавливаются другие отношения школы с семьей.
Уроки психологии помогут любому ребенку с учетом его особенностей выстроить траекторию собственной линии жизни, найти свое место в сложной социальной ситуации».
По итогам работы конференции была принята резолюция, в которую вошли предложения и рекомендации по совершенствованию и поддержке опыта преподавания психологии как учебного предмета в общеобразовательной школе.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 852
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 691
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0