Личностное развитие будущих педагогов в ходе их профессиональной подготовки (продолжение)

1294

Аннотация

Продолжение. Начало в «Вестнике практической психологии образования» №4 за 2009 год.

Общая информация

Рубрика издания: Работа с персоналом и развитие квалификаций

Тип материала: краткое сообщение

Для цитаты: Губина Е.В. Личностное развитие будущих педагогов в ходе их профессиональной подготовки (продолжение) [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2010. Том 7. № 1. С. 70–75. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2010_n1/31904 (дата обращения: 25.11.2024)

Полный текст

Продолжение. Начало в «Вестнике практической психологии образования» №4 за 2009 год.

Занятие 2. Толерантность

как профессионально значимое качество
личности современного учителя

Теоретический материал

В современном обществе в условиях социальной напряженности, роста психотравмирующих факторов, высокой экстремальности образа жизни исследование явления толерантности становится все более актуальным. В 2001 г. в России была принята Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе». В связи с этим воспитание в духе толерантности приобретает особую значимость, когда речь идет и о детях, и об учителях, и о студентах — будущих педагогах.

Среди профессионально значимых качеств личности учителя терпимость по отношению к другим людям, или, в более широком значении, толерантность занимает особое место.

Толерантность — важный компонент жизненной позиции зрелой личности, которая имеет свои ценности и интересы и готова их защищать, если потребуется, но одновременно с уважением относится к позициям и ценностям других людей.

Толерантность как интегральная характеристика личности включает следующие компоненты:

—    психологическую устойчивость к многообразию мира, к этническим, культурным, социальным и мировоззренческим различиям;

—    систему позитивных установок, определяющую степень авторитаризма, отсутствие этнической, расовой и других пре­дубежденностей;

—    совокупность индивидуальных качеств личности (тревожность, нейротизм и др.);

—    систему личностных и групповых ценностей.

Толерантности предполагает наличие у человека следующих качеств:

—    способности! к сотрудничеству, дух партнерства;

—    готовность мириться с чужим мнением;

—    уважение человеческого достоинства;

—    уважение прав других;

—   принятие другого таким, какой он есть;

—   способность поставить себя на место другого;

—   уважение права быть иным;

—   признание равенства других;

—   терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению;

—   отказ от доминирования, причинения вреда и насилия.

Выделяется несколько уровней толерантности [13]: 1. цивилизационный (неприменение насилия в контактах различных культурных цивилизаций);

2.    международный (мирное сосуществование государств вне зависимости от их величины, экономического развития, этнической или религиозной принадлежности их населения);

3.    этнический (терпимость к чужому образу жизни, чужим обычаям, традициям, нравам, мнениям и идеям);

4.    социальный (партнерское взаимодействие разных социальных групп общества, его властных структур);

5.    индивидуальный (уважение другого, понимание его взглядов; оценка человека по его конкретным чертам и поступкам).

Толерантность проявляется в равноправии, взаимоуважении членов группы или общества, в предоставлении равных возможностей всем членам общества, в свободе вероисповедания, в сотрудничестве и солидарности при решении общих проблем и т. п.

Интолерантность (нетерпимость) проявляется в игнорировании кого-либо; этноцентризме; преследованиях, угрозах, дискриминации по признаку пола; расизме, фашизме, национализме, империализме; эксплуатации; религиозных преследованиях и т. п.

Толерантность является важной частью структуры взаимоотношений людей разных культур, взглядов, позиций и ориентаций. Толерантности соответствуют три типа взаимодействия: диалог сотрудничество и опека.

В диалоге проявляется высокий уровень эмпатии, чувство партнера, умение принять его таким, каков он есть, отсутствие стереотипности в восприятии других, гибкость мышления, а также умение адекватно оценивать и принимать свою личность.

Сотрудничество подразумевает совместное определение целей деятельности, совместное планирование, распределение средств и т. п. Оно характеризуется следующими признаками: доброжелательностью, контактностью, доверительностью, социальной активностью.

Опека подразумевает заботу о других и предполагает наличие у человека эмоциональной стабильности, социальной активности, высокий уровень эмпатии и пр.

Деление людей на толерантных и интолерантных является достаточно условным, поскольку каждый человек в своей жизни совершает как толерантные, так и интолерантные поступки. Тем не менее, склонность вести себя толерантно или интолерантно может стать устойчивой личностной чертой.

Основные различия между толерантной и инто- лерантной личностями описал Г. Оллпорт [5].

1.   Знание самого себя.

Толерантные люди больше знают о своих достоинствах и недостатках. Относясь критично к себе, они не стремятся во всех своих бедах обвинять окружающих. Они менее удовлетворены собой, в связи с этим потенциал для саморазвития у них выше. Инто- лерантный человек замечает у себя больше достоинств, чем недостатков, поэтому во всех проблемах чаще склонен обвинять окружающих.

2.   Защищенность.

Интолерантному человеку трудно жить в согласии как с самим собой, так и с другими людьми. Он опасается своего социального окружения и даже себя, своих инстинктов. Над ним как бы нависает ощущение постоянной угрозы. Толерантный человек обычно чувствует себя в безопасности. Поэтому он не стремится защищаться от других людей и групп. Отсутствие угрозы или убежденность, что с ней можно справиться, — важное условие формирования толерантной личности.

3.   Ответственность.

Интолерантный человек считает, что происходящие события от него не зависят, что он не властен над судьбой. Он стремится снять с себя ответственность за то, что происходит с ним и вокруг него. Эта особенность связана со стремлением во всем обвинять других и лежит в основе формирования предрассудков в отношении других групп. Толерантные люди, напротив, убеждены, что судьба зависит от них самих. Они не перекладывают ответственность на других, а несут ее сами.

4.    Потребность в определенности.

Интолерантные личности воспринимают мир состоящим из двух частей — черной и белой. Они не различают полутонов. Всех людей они делят на два сорта — плохие и хорошие. Для них существует только один правильный путь в жизни. Они делают акцент на различиях между «своей» и «чужой» группами. Они не могут относиться к чему-либо нейтрально, все происходящее либо одобряют, либо осуждают. Толерантный человек, напротив, признает мир в его многообразии и готов выслушать любую точку зрения.

5.   Ориентация на себя — ориентация на других.

Толерантная личность больше ориентирована на себя в работе, в фантазиях, творческом процессе, теоретических размышлениях. В проблемных ситуациях толерантные люди склонны винить себя, а не окружающих. Такие люди стремятся к личностной независимости больше, чем к принадлежности внешним институтам и авторитетам, так как им не нужно за кем-то прятаться. У интолерантных людей стремление принадлежать общественным институтам выражено значительно сильнее.

 

6.   Приверженность к порядку.

Интолерантный человек чересчур большое значение придает чистоплотности, хорошим манерам, вежливости. Для него важно, чтобы во всем был порядок. Для толерантных людей эти качества не представляют такой большой ценности и отходят на второй план. Интолерантный человек особенно любит социальный порядок. В своем стремлении принадлежать партии, национальности, группировке он находит безопасность и определенность, в которых так нуждается. Эта принадлежность обеспечивает ему защиту от постоянного беспокойства.

7.   Способность к эмпатии.

Способность к эмпатии определяется как социальная чувствительность, умение давать верные суждения о других людях. Эта способность существенно выше у толеранных людей по сравнению с интоле- рантными.

8.   Чувство юмора.

Чувство юмора и способность посмеяться над собой — важная черта толерантной личности. У того, кто может посмеяться над собой, меньше потребность чувствовать превосходство над другим.

9.   Авторитаризм.

Для интолерантной личности чрезвычайно важна общественная иерархия, ее устраивает жизнь в упорядоченном, авторитарном обществе с сильной властью. Интолерантный человек нуждается во внешней дисциплине. Толерантный человек предпочитает жить в свободном, демократическом обществе.

Таким образом, выделяются два пути развития личности: интолерантный и толерантный. Интоле- рантный путь характеризуется представлением о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на окружение, ощущением нависшей угрозы, потребностью в порядке, желанием сильной власти. Другой путь — путь человека свободного, хорошо знающего себя и поэтому признающего других. Хорошее отношение к себе сосуществует с положительным отношением к окружающим и доброжелательным отношением к миру.

Толерантность личности — результат влияния многих факторов: атмосферы в семье, воспитания, опыта, темперамента, социальных и культурных факторов. Одним из главных социальных институтов формирования толерантности в современном обществе является образование. При воспитании толерантной личности необходимо развивать способность признавать существование иной точки зрения и многообразия культурных отличий, а также независимое, критичное мышление, высокие моральные ценности. Формировать толерантные установки у ребенка необходимо с раннего детства. Саморазвитию толерантности личности способствует рост самосознания, расширение кругозора, формирование мировоззрения.

Практическая работа

Упражнения взяты из книги Солдатовой Г.У., Шай- геровой Л.А., Шаровой О.Д. [11].

1.  Упражнения на усвоение понятия «толерантность» и формирование толерантного поведения

2.    Упражнение «Чем мы похожи»

Цели: создание непринужденной доброжелательной атмосферы в группе; повышение внутригруппового доверия и сплоченности членов группы.

Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников, в котором он видит черты реального или воображаемого сходстве с самим собой. Этот участник выходит в круг и приглашает выйти еще одного члена группы, выбирая его таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.

3.    Упражнение «Лукошко»

Цели: работа с понятием «толерантность» при помощи ассоциативного ряда, развитие фантазии, творческого мышления.

Оборудование: лукошко или пакет с мелкими предметами (например, игрушками из «киндер-сюрпри- зов», значками и т. п.). Количество предметов должно превышать количество участников группы.

Ведущий проходит по кругу с лукошком, в котором находятся мелкие предметы. Участники, не заглядывая в лукошко, берут какой-то один предмет. Затем ведущий предлагает каждому найти какую- нибудь связь между этим предметом и понятием толерантности. Рассказ начинает участник, первым получивший игрушку. Например: «Мне достался мячик. Он напоминает мне земной шар. Думаю, что толерантность должна быть распространена по всему миру».

4.    Упражнение «Групповая картинка»

Цели: способствовать осознанию стереотипов поведения различных групп; активизация участников группы, повышение их настроения.

Группа делится на подгруппы из 3—4 человек. Каждая подгруппа выбирает для себя какую-либо национальность (народ, этническую группу) и придумывает, как ее изобразить таким образом, чтобы остальные участники могли отгадать, что это за национальность. При изображении можно использовать мимику, жесты, возгласы, а слова использовать нельзя. Несколько минут дается на подготовку задания, затем подгруппы представляют свою пантомиму всей группе. Группа угадывает, какой народ изображен.

5.    Упражнение «Суд присяжных»

Цель: научиться принимать решения на основе толерантных отношений между людьми.

Ведущий предлагает участникам группы представить, что они — граждане некой страны, в которой все судебные решения по гражданским и уголовным делам принимаются по законам толерантности. Участники делятся на три группы: обвинители, защитники и присяжные заседатели. В суде может рассматриваться несколько дел (см. ниже). Участники группы выбирают любую ситуацию из предложенных. Для слушания каждого дела может выдвигаться новый состав суда. По каждому делу присяжными выносится специальное решение.

После завершения упражнения участники группы обсуждают важность соблюдения в жизни законов толерантности и критерии допустимости или недопустимости толерантного поведения в различных жизненных ситуациях.

Список ситуаций для рассмотрения в суде

1.   Эвтаназия.

К врачу обратился смертельно больной пациент, испытывающий мучительные боли, с просьбой проявить человеколюбие и избавить его от страданий. Больной просил дать ему смертельную дозу снотворного. Пациенту, находившемуся в больнице, больше не к кому было обратиться с этой просьбой. Врач, давно наблюдавший этого пациента, знал, что жить ему осталось не больше месяца. Никакой надежды на излечение не было. После мучительных раздумий врач принимает решение выполнить просьбу больного. Об этом факте становится известно, и родственники умершего подают на врача в суд.

Суд должен принять решение о виновности или невиновности подсудимого.

2.   Проблемы сексуальных меньшинств.

В одном из жилых районов города находится кафе, где собираются гомосексуалисты. Посетители кафе никому не причиняют особого беспокойства и ведут себя тихо и спокойно. Однако жители района считают, что сам факт нахождения такого заведения в жилом районе, там, где, в частности, гуляют дети, недопустим. Поэтому жильцы дома, рядом с которым находится кафе, подали прошение в суд о том, чтобы заведение закрыли.

Суд должен удовлетворять просьбу или отклонить ее.

3.   Осуждение или принудительное лечение.

Серийный маньяк-убийца в результате экспертизы признан психически больным человеком, не способным справиться с собственными инстинктами. После этого его направляют на принудительное лечение в психиатрическую клинику. Через несколько лет он выходит из клиники, убивает 3-х человек и вновь оказывается в суде.

Какое решение должен принять суд в этом случае?

4.   Дело о разводе.

В суд обратился с заявлением о разводе мужчина, который узнал, что его жена не может иметь детей. Это единственная причина, по которой он требует развода. Его жена не дает своего согласия, мотивируя это тем, что она любит мужа и считает, что семья может быть счастливой и без детей.

Суд должен принять решение — удовлетворить или не удовлетворить просьбу мужа о разводе.

5.   Проблема наркомании.

У молодого человека, употребляющего наркотики, полиция обнаружила дозу героина. Очевидно, что он не занимается продажей и распространением наркотиков, а приобретает их исключительно для себя. Тем не менее, на него заведено уголовное дело, и сегодня оно рассматривается в суде.

Суд должен принять решение о том, подлежит ли уголовному наказанию подсудимый за употребление наркотиков.

6.   Дело «зеленых».

Слушается судебное дело о порче личного имущества членом партии «зеленых», выступающей против убийства животных. Он обрызгал из пульверизатора несмываемой краской дорогую норковую шубу женщины, выходившей из магазина. Пострадавшая женщина подала на него в суд.

Суд призван рассмотреть это дело и вынести подсудимому вердикт: виновен или не виновен.

II. Диагностика толерантности с помощью экспресс-опросника «Индекс толерантности» [8]

Бланк и инструкцию см. на следующей странице.

Обработка результатов:

Для количественного анализа подсчитывается общий результат, без деления на субшкалы.

Каждому ответу на прямое утверждение присваивается балл от 1 до 6 («абсолютно не согласен» — 1 балл, «полностью согласен» — 6 баллов). Ответам на обратные утверждения присваиваются реверсивные баллы («абсолютно не согласен» — 6 баллов, «полностью согласен» — 1 балл). Затем полученные баллы суммируются.

Номера прямых утверждений: 1, 9, 11, 14, 16, 20, 21, 22.

Номера обратных утверждений: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 12, 13, 17, 18, 19.

Индивидуальная или групповая оценка выявленного уровня толерантности осуществляется по следующим ступеням:

22—60 — низкий уровень толерантности. Такие результаты свидетельствуют о высокой интолерант- ности человека и наличии у него выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям.

61—99 — средний уровень. Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность.

100—132 — высокий уровень толерантности. Представители этой группы обладают выраженными чертами толерантной личности. В тоже время необходимо понимать, что результаты, приближающиеся к верхней границе (больше 115 баллов), могут свидетельствовать о размывании у человека «границ толерантности», связанном, например, с психологическим инфантилизмом, тенденциями к попустительству, безразличию или снисходительности. Важно также учитывать, что респонденты, попавшие в этот диапазон, могут демонстрировать высокую степень социальной желательности (особенно если они имеют представление о взглядах исследователя и целях исследования).

Подготовка кадров

ЭКСПРЕСС-ОПРОСНИК «ИНДЕКС ТОЛЕРАНТНОСТИ»

Инструкция. Оцените, пожалуйста, насколько Вы согласны или не согласны с приведенными утверждениями, и в соответствии с этим поставьте галочку или любой другой значок напротив каждого утверждения.

Утверждение

Абсолютно не согласен

Не согласен

Скорее не согласен

Скорее согласен

Согласен

Полностью согласен

1.

В средствах массовой информации может быть представлено любое мнение

 

 

 

 

 

 

2.

В смешанных браках обычно больше проблем, чем в браках между людьми одной национальности

 

 

 

 

 

 

3.

Если друг предал, надо отомстить ему

 

 

 

 

 

 

4.

К кавказцам станут относиться лучше, если они изменят свое поведение

 

 

 

 

 

 

5.

В споре может быть правильной только одна точка зрения

 

 

 

 

 

 

6.

Нищие и бродяги сами виноваты в своих проблемах

 

 

 

 

 

 

7.

Нормально считать, что твой народ лучше, чем все остальные

 

 

 

 

 

 

8.

С неопрятными людьми неприятно общаться

 

 

 

 

 

 

9.

Даже если у меня есть свое мнение, я готов выслушать и другие точки зрения

 

 

 

 

 

 

10.

Всех психически больных людей необходимо изолировать от общества

 

 

 

 

 

 

11.

Я готов принять в качестве члена своей семьи человека любой национальности

 

 

 

 

 

 

12.

Беженцам надо помогать не больше, чем всем остальным, так как у местных проблем не меньше

 

 

 

 

 

 

13.

Если кто-то поступает со мной грубо, я отвечаю тем же

 

 

 

 

 

 

14.

Я хочу, чтобы среди моих друзей были люди разных национальностей

 

 

 

 

 

 

15.

Для наведения порядка в стране необходима «сильная рука»

 

 

 

 

 

 

16.

Приезжие должны иметь те же права, что и местные жители

 

 

 

 

 

 

17.

Человек, который думает не так, как я, вызывает у меня раздражение

 

 

 

 

 

 

18.

К некоторым нациям и народам трудно хорошо относиться

 

 

 

 

 

 

19.

Беспорядок меня очень раздражает

 

 

 

 

 

 

20.

Любые религиозные течения имеют право на существование

 

 

 

 

 

 

21.

Я могу представить чернокожего человека своим близким другом

 

 

 

 

 

 

22.

Я хотел бы стать более терпимым человеком по отношению к другим

 

 

 

 

 

 


 Домашнее задание

 

Напишите два письма в газету с выражением своей точки зрения на проблему трудовой миграции населения от лица толерантного и интолерантного человека.

Литература

  1. Бодалев А.А. Личность и общение: Избр. труды. — М.: Педагогика, 1983. — 272 с.
  2. Дубровина И.В. О воспитании психологической культуры школьников // Вестник практической психологии образования. — 2006, №3(8).
  3. Клюева Н.В. Технология работы психолога с учителем. — М.: Сфера, 2000. — 192 с.
  4. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал: психологические проблемы. — М.: Дело, 1994. — 216 с.
  5. Оллпорт Г. Природа предубеждения // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. — 2003, №5.
  6. Прихожан А.М. Психология неудачника: тренинг уверенности в себе. — М., 1999.
  7. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. — 640 с.
  8. Психодиагностика толерантности личности / Под ред. Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой. — М.: Смысл, 2008. — 172 с.
  9. Сатир В. Как строить себя и свою семью. — М., 1992. — 192 с.
  10. Семенова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: Учеб. пособие. — М.: Изд-во Института психотерапии, 2005. — 256 с.
  11. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими: тренинг толерантности для подростков. — М.: Генезис, 2000. — 112 с.
  12. Харрис Т. Я — хороший, ты — хороший. — М., 1993.
  13. Щеколдина С.Д. Тренинг толерантности. — М., 2004.

Информация об авторах

Губина Елена Владимировна, доцент кафедры педагогической, возрастной и социальной психологии, Института психологии, социологии и социальных отношений, Московский городской педагогический университет (ГАОУ ВО МГПУ), Москва, Россия, e-mail: Gubina_elena@list.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 840
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 1294
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1