Вестник практической психологии образования
2010. Том 7. № 1. С. 104–110
ISSN: 2658-3100 (online)
«Школа безопасности подростка». Профилактическая развивающая программа (продолжение)
Аннотация
Общая информация
Рубрика издания: Работа с персоналом и развитие квалификаций
Для цитаты: Александров М.Ф., Буланова О.Е., Прудникова М.С. «Школа безопасности подростка». Профилактическая развивающая программа (продолжение) [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2010. Том 7. № 1. С. 104–110. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2010_n1/31935 (дата обращения: 15.12.2024)
Полный текст
Продолжение. Начало в «Вестнике практической психологии образования» №№ 3, 4 за 2009 год.
Занятие 4. Права и обязанности подростков
Цель: помочь детям почувствовать себя членами группы, увидеть друг друга с неожиданных сторон и занять в группе свое место. Для ведущего такая игра — «проективный тест», помогающий понять, в каком настроении и эмоциональном состоянии находится каждый ребенок и группа в целом, какие взаимоотношения уже сложились между участниками группы.
Участники сидят на стульях по кругу. Стульев на один меньше, чем членов группы. Ведущий встает в центр круга. Он произносит предложение, начинающееся словами: «Встаньте те, кто любит...». Например, «Встаньте те, кто любит мороженое». Те участники, к которым относится эта фраза, встают и перебегают на любой другой освободившийся стул. Тот, кому не досталось стула, становится ведущим. Теперь он говорит: «Встаньте те, кто любит.» и т. д.
2. Шерринг (высказывание своих чувств, мыслей и ожиданий) по кругу.
См. Приложение I.
Что такое «права» и что такое «обязанности»?
Какие права у вас есть? Какие обязанности?
Важно знать, что права есть у всех без исключения. Но ваши права заканчиваются там, где начинаются права другого человека.
Как это можно понять? Как можно договориться с другим человеком? Получается ли у вас договариваться с вашим собеседником? С кем труднее всего договориться? Кого труднее понять?
4. Упражнение «Сицилийские дебаты»
Цель: помочь в ситуации «здесь и сейчас» услышать, понять, почувствовать и сравнить позиции представителей двух разных сторон — детей и взрослых.
Участники разбиваются на три группы. Каждая из них пишет ответ на один из трех вопросов:
— Чего хотят дети?
— Что не любят дети?
— Что считают важным взрослые?
Обсуждение:
— Заметили ли вы что-либо общее в ответах трех групп?
Как показывает практика проведения данного упражнения, во всех ответах затрагиваются такие общие темы, как: образование, здоровье, межличностные взаимоотношения (понимание, уважение, возможность слушать и слышать.) Получается, что взрослые и дети считают важным и хотят одно и то же. Что же мешает их взаимопониманию?
5. Упражнение «Эмпатия» (умение почувствовать напарника)
Цель: помочь подростку осознать, что у партнера есть собственные чувства и желания, и научиться их понимать.
Участники группы разбиваются на пары. Каждой паре выдается одна ручка и один лист бумаги на двоих. Задача каждой пары — не договариваясь, держа вдвоем одну ручку, нарисовать общую картину.
Обсуждение:
— Удалось ли вам почувствовать и понять партнера?
— Как у вас происходил процесс рисования?
— Кто лидировал?
— Боролись ли вы за право быть «ведущим» в вашей паре?
— Вы нарисовали то, что хотели?
— Похоже ли это упражнение на ситуации в вашей жизни (на словах вам так же трудно или легко договариваться)?
Цель: улучшение эмоционального фона, предоставление возможности увидеть что-либо положительное в других участниках группы.
Один участник говорит другому, сидящему рядом, комплимент. Тот, кому предназначен комплимент, отвечает: «Спасибо, но я еще и...». Например, «...и хорошо рисую».
Обсуждение:
Часто вас хвалят? А ругают?
7. Выразите то, что происходило на этом занятии одним жестом
8. Подведение итогов. Шерринг «одним словом...»
См. Приложение II в №3 за 2009 г
Занятие 5. Развитие навыков разрешения конфликтных ситуаций
1. Беседа о конфликте «Что такое конфликт?»
См. Приложение II .
2. Шерринг (высказывание своих чувств, мыслей и ожиданий) по кругу
Цель: стимулировать изучение самого себя; способствовать поведенческим изменениям; формировать способность отстаивать собственную точку зрения, возражая собеседнику и выражая протест.
Члены группы стоят. Стулья расставлены вдоль противоположных стен комнаты. Ведущий знакомит участников с инструкцией: «Вам по очереди будут зачитаны мнения людей по поводу различных жизненных проблем. Те, кто согласен с высказанным мнением, садится на стулья у правой стены, те, кто не согласен — у левой стены. В центре не должно остаться ни одного человека. Вы должны принять однозначное решение: «согласен — не согласен».
Затем зачитывается одно из следующих мнений: — все плохие поступки не остаются безнаказанными;
— людям, которые лгут, трудно смотреть в глаза другим;
— любой преступник может избежать наказания с помощью ловкой защиты адвоката;
— каждый человек должен следовать чувству долга и ответственности;
— соблюдение законов является обязательным для всех;
— если установленное правило не нравится, то его можно нарушить;
— родителям можно простить все;
— люди должны уважать права друг друга;
— человека, который обманул, обязательно будет мучить совесть.
После того как участники разделились на две подгруппы, начинается обсуждение. Ведущий вначале обращается к одной подгруппе и просит каждого из ее членов обосновать свой выбор. Во время этих высказываний ведущий должен находиться в нейтральной позиции, т. е. занять место между подгруппами и следить за тем, чтобы участники, имеющие противоположное мнение, не мешали говорить выступающему. Затем предоставляется слово членам другой подгруппы. Потом снова первой, при этом ведущий спрашивает их: «Что вы можете ответить на аргументы своих оппонентов?» И так продолжается до тех пор, пока четко не прояснится позиция членов обеих групп.
В процессе обсуждения возможно изменение мнения кого-то из участников. Поэтому в конце обсуждения необходимо предоставить возможность тем, кто желает, перейти в противоположную группу.
Если вся группа заняла одну позицию, все равно нужно попросить каждого из участников обосновать свое решение. И лишь затем переходить к оглашению следующего мнения из списка.
Можно использовать не все суждения из списка.
4. Упражнение «В этом человеке мне не нравится...»
Цель: изучение мотивов собственного агрессивного поведения, выражение негативных эмоций через вербализацию чувств.
Ведущий зачитывает инструкцию: «Каждый из нас часто видит последствия своей агрессии, но не всегда может объяснить ее причины. Наши истинные намерения часто скрыты от нас самих. Когда вы найдете причину вашей агрессии, определите цель, которой она служит, тогда вы научитесь понимать ее природу. Сейчас мы попытаемся разобраться в этой проблеме.
Разбейтесь на пары и сядьте друг напротив друга.
Представьте себе человека, который вас раздражает, на которого вы злы и обижены. Определите, что вам не нравится в этом человеке, и проговорите это вслух вашему партнеру напротив, будто он и есть тот самый человек. Начинайте фразу со слов: «В этом человеке мне не нравится...» — и заканчивайте, на свое усмотрение, словами: «и потому я злюсь на него», или «поэтому мне хочется обругать его», или «поэтому мне хочется ударить его» и т. п. После того как произнесете фразу, передайте слово партнеру, затем он вам и т. д.»
После завершения упражнения обсуждаются трудности его выполнения.
5. Проведение анкетирования «Оценка уровня конфликтности личности»
См. Приложение III.
6. Подведение итогов. Шерринг «одним словом.»
См. Приложение II в №3 за 2009 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ I
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО В СЕМЬЕ
В Семейном кодексе РФ определен комплекс прав несовершеннолетних детей. Ребенком, в соответствии со ст. 1 Конвенции о правах ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.89 г., ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13.06.1990 г. №1559) и п. 1, ст. 54 СК РФ, признается лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия).
К числу личных прав ребенка относятся:
— право ребенка жить и воспитываться в семье;
— право ребенка на общение с родителями и другими родственниками;
— право ребенка на защиту;
— право ребенка выражать свое мнение;
— право ребенка на имя, отчество и фамилию.
Согласно российскому семейному законодательству, каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье. Это его наиважнейшее право. В ч. 2 ст. 38 Конституции РФ указано, что забота о детях, их воспитание — одновременно право и обязанность родителей.
В соответствии со ст. 9 Конвенции о правах ребенка, государство должно следить, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию.
Право детей жить в семье подтверждено и п. 2 ст. 20 ГК, согласно которому местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, признается место жительства их законных представителей: родителей, усыновителей или опекунов.
В соответствии с п. 29 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту жительства в пределах РФ, утв. Постановлением правительства РФ от 17.07.1995 г. №713 (в ред. от 22.12.2004 №825; ОСПС ЗР.2006, август) регистрация несовершеннолетних граждан по месту пребывания осуществляется на основании их свидетельств о рождении и документов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей, опекунов) или близких родственников, находящихся вместе с ними.
В ст. 18 Конвенции о правах ребенка подчеркивается, что родители или, в соответствующих случаях, законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка.
В РФ ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов (п. 1, ст. 56 СК РФ).
Конвенция о правах ребенка предусматривает права ребенка на защиту от следующих посягательств и угроз:
— от всех форм дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии или иных убеждений, от национального, этнического или социального происхождения (ст. 2 Конвенции);
— от необоснованного ограничения права ребенка свободно выражать свое мнение, а также права свободно искать, получать и передавать информацию (ст. 13 Конвенции);
— от ограничений свободно исповедовать свою религию или веру (ст. 14 Конвенции);
— от произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь (ст. 16 Конвенции);
— от привлечения к незаконному употреблению наркотических средств и психотропных веществ (с. 33 Конвенции);
— от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения (склонения или принуждения ребенка к любой незаконной сексуальной деятельности; использования детей в целях эксплуатации в проституции, в порнографии или в другой незаконной сексуальной практике) (ст. 34 Конвенции);
— от похищения, использования в качестве товара в торговле или контрабанде в любых целях и в любых формах (с. 35 Конвенции);
— от пыток или других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания (ст. 37 Конвенции).
Право детей на выражение своего мнения (ст. 57 СК РФ)
Статья 57 СК РФ предоставляет ребенку право выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы. Например, при выборе образовательного учреждения, формы дополнительного (внешкольного) образования, проведения досуга и т. п.
Мнение ребенка учитывается при решении следующих вопросов:
— при рассмотрении спора в суде о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей (ст. 65 СК РФ);
— при рассмотрении требований в суде о возврате ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или не на основании судебного решения (ст. 68 СК РФ);
— при выборе образовательного учреждения и формы обучения до получения основного общего образования (п. 2, ст. 63 СК РФ);
— при рассмотрении в суде вопросов об отмене ограничения родительских прав и о возращении ребенка (ст. 76 СК РФ).
Право детей на имя, отчество и фамилию (ст.58 СК РФ)
Статья 7 Конвенции о правах ребенка устанавливает, что ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя и приобретение гражданства, а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу.
Ребенок, в соответствии с п.1 ст. 60 СК РФ, имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и размерах, предусмотренных разд. 5 СК РФ.
Согласно п. 3 ст. 60 СК РФ, если ребенок имеет доходы, то он обладает правом собственности на эти доходы. Он также имеет право собственности на имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на его средства.
Согласно ст. 43 Конституции РФ, «каждый имеет право на образование». Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Основные права учащихся
Основные права учащихся, воспитанников образовательных учреждений изложены в ст. 50 Закона РФ «Об образовании».
Учащиеся всех образовательных учреждений имеют право:
— на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами;
— на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам;
— на ускоренный курс обучения;
— на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек;
— на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;
— на участие в управлении образовательным учреждением;
— на уважение своего человеческого достоинства;
— на свободу совести, информации;
— на свободное выражение собственных мнений и убеждений.
Все права и обязанности учащихся и воспитанников образовательных учреждений должны быть указаны в уставах соответствующих образовательных учреждений.
Учащиеся имеют право:
— открыто высказывать свое мнение о качестве образовательного процесса;
— вносить предложения об изменениях в образовательной деятельности школы;
— использовать школьные средства массовой информации, издавать газеты и рукописные журналы;
— создавать различные общественные объединения, если они не противоречат соответствующему закону;
— принимать участие через соответствующие общественные организации в управлении школой, вносить предложения и замечания, критиковать руководство школы;
— выбирать индивидуальный план для углубленного изучения различных предметов;
— использовать право экстерната, семейного обучения, досрочной сдачи экзамена.
Учащиеся обязаны:
— подчиняться правилам внутреннего распорядка Учреждения;
— уважать в учителе человека, ценить его стремление передать учащемуся знания;
— дорожить честью Учреждения как своей собственной, преумножать ее традиции, овладевать знаниями;
— овладевать навыками общения со сверстниками и взрослыми;
— строго спрашивать с себя, уметь признавать ошибки свои и товарищей;
— быть нетерпимыми к равнодушию, жестокости, зависти, обману, заботиться о младших школьниках.
Учащимся запрещается:
— приносить, передавать или использовать в Учреждении оружие, спиртные напитки, табачные изделия, токсичные и наркотические вещества;
— использовать любые предметы и вещества, которые могут привести к взрывам или возгоранию;
— применять физическую силу для выяснения отношений;
— осуществлять любые действия, способные повлечь за собой травматизм, и т. п.
За нарушение без уважительных причин обязанностей учащихся, а также за нарушение правил к ним могут быть применены следующие меры дисциплинарного воздействия:
— отстранение от занятий;
— объявление выговора;
— возложение обязанности возместить вред или принести публичные извинения;
— вызов на собеседование родителей;
— направление родителям письма Учреждения с сообщением о проступке.
За нарушение правил учащийся может быть исключен из Учреждения в соответствии с действующим законодательством. К исключению прибегают, если нарушение носит злостный характер либо повлекло за собой тяжкие последствия.
Исключение из Учреждения, а также условное исключение и освобождение от занятий применяется по рекомендации Педагогического совета и оформляется приказом директора Учреждения.
ПРИЛОЖЕНИЕ II
Ведущий должен дать определение конфликта, проанализировать конфликт с точки зрения положительного и отрицательного воздействия на межличностные отношения и на отношение человека к самому себе.
Посередине доски (или листа ватмана) надо написать слова: «Конфликт — это...». Затем обратиться к группе: «Что такое, по-вашему, конфликт? Давайте запишем вокруг этого незаконченного предложения все моменты, которые на ваш взгляд характеризуют конфликт». Ответы детей записываются на доске.
В ходе работы полезно обратить внимание ребят на положительные стороны конфликта. Например: «Конфликт — это возможность проверить человеческие взаимоотношения», «Это способ защиты собственного достоинства» и т. п. Положительные и отрицательные определения конфликта надо отделять друг от друга на доске, записывая одни с правой стороны, другие — с левой.
Затем с детьми разбирается бытовое определение конфликта: «Конфликт — это ссора.». При этом обращается внимание на разнообразие признаков, по которым мы судим о наличии конфликта. Можно привести пример: «Вы идете по коридору школы, видите двух ваших знакомых, которые разговаривают между собой. При вашем приближении они замолкают, обмениваются многозначительными взглядами и понимающе улыбаются друг другу. Пройдя мимо, вы невольно оборачиваетесь и видите, что они смотрят вам вслед. Неожиданно встретив ваш взгляд, они отводят глаза и что-то начинают говорить друг другу.. Между вами не произнесено ни одного слова, но вы уверены, что это — конфликт». Здесь может быть уместен вопрос: «Есть в этой ситуации то, что характеризует ссору — громкие крики, взаимные оскорбления?» Вывод, который должен быть сделан: конфликт — это не всегда ссора. Ссора может сопутствовать конфликту, являясь одним из способов выражения накопившихся эмоций.
Затем участники делятся на группы по три человека. Каждая группа должна подготовить сценку продолжительностью 3—5 минут. Тема может быть любой, главное, продемонстрировать ситуацию конфликта.
После показа сценок следует их обсуждение.
— Что было общее во всех сценках?
— Что вы чувствовали во время выполнения упражнения?
— Понравилось ли вам быть в роли конфликтующих? — Какими могут быть последствия конфликтов?
— В чем может заключаться положительное воздействие конфликтов на их участников?
Существует 5 основных стратегий разрешения конфликта, каждая из которых уместна в своей ситуации.
1. Уклонение — уход от конфликта
Эта стратегия может быть уместна, если предмет разногласий не представляет для человека большой ценности или если ситуация может разрешиться сама собой (это бывает редко, но все же бывает).
При этом человек может руководствоваться следующими соображениями:
— источники разногласий несущественны, важнее сохранить отношения;
— выигрыш не велик по сравнению с усилиями, которые придется затратить;
— необходимо время, чтобы успокоиться и оценить ситуацию;
— невозможно разрешить конфликт в свою пользу, даже пожертвовав отношениями.
В такой ситуации может иметь место такое поведение участников: молчание, демонстративное и обиженное удаление, затаенный гнев, депрессия, игнорирование обидчика, отказ от отношений.
2. Приспособление, сглаживание
Этот стиль основывается на тезисах: «Не стоит раскачивать лодку», «Давайте жить дружно». «Сгла- живатель» призывает всех к солидарности. При этом проблема, лежащая в основе конфликта забывается, наступает покой, но со временем накопившиеся отрицательные эмоции могут привести к взрыву, последствия которого окажутся деструктивными.
К этому стилю человек прибегает в следующих случаях:
— он оказался не прав и признает это;
— восстановление спокойствия и стабильности для него важнее всего остального;
— для него важно сохранение добрых отношений;
— для его оппонента итог важнее, чем для него самого, поэтому он ему уступает;
— отстаивание собственной точки зрения требует очень много сил.
Для поведения человека в этой ситуации характерны: отказ от собственных интересов, изменение своих позиций, избегание в речи спорных моментов, подавление негативных эмоций, вынашивание планов мести.
3. Силовое решение, борьба, принуждение
Тот, кто придерживается этой стратегии, пытается повлиять на других людей, заставить их принять его точку зрения. Такого человека не интересует мнение других. Данный стиль связан с агрессивным поведением, с использованием власти. Главный недостаток этой стратегии — подавление инициативы подчиненных и возможность повторных вспышек конфликта.
Такой стиль используют в следующих случаях:
— необходимы решительные меры в опасной ситуации;
— исход настолько важен, что человек делает ставку на силовое решение, ему нечего терять, сохранение отношений не важно;
— человек уверен в своей правоте и обладает достаточным авторитетом.
При этом в поведении человека могут иметь место: открытая борьба, отстаивание своих интересов, стремление перекричать соперника, насилие, требование послушания, попытки перехитрить, шантаж разрывом отношений.
4. Компромисс
Этот стиль характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до определенной степени. Используется урегулирование разногласий через взаимные уступки.
К такому стилю обычно прибегают если:
— необходимо срочное решение;
— сотрудничество или подавление не приводит к успеху, а он сейчас очень важен;
— необходимо временное решение;
— возможно потерять все, если ситуация не разрешится.
В поведении участников конфликта при этом имеют место: деление желаемого предмета поровну, избегание единовластия и напоминания о собственном первенстве, взаимные уступки ради сохранения отношений.
5. Решение проблемы — сотрудничество
Данный стиль основывается на убежденности участников конфликта в том, что расхождение во взглядах — это неизбежный процесс. Участники признают право друг друга на собственное мнение и готовы его принять. Они совместно ищут и находят приемлемые пути решения конфликта, удовлетворяющие интересы всех.
Выбирая этот стиль, человек:
— заботится о партнере, рассчитывая на его участие в решении проблемы;
— считает предмет конфликта важной проблемой, не допускающей компромисса;
— ценит близкие отношения;
— имеет достаточно времени на решение конфликта.
ПРИЛОЖЕНИЕ III
АНКЕТА «ОЦЕНКА УРОВНЯ
КОНФЛИКТНОСТИ ЛИЧНОСТИ»
Эта анкета направлена не столько на диагностику качеств характера, сколько на выявление вероятных способов поведения человека в конфликтной ситуации.
1. Характерно ли для вас стремление к доминированию (подчинению своей воли других)?
а) нет;
б) когда как;
в) да.
2. Есть ли в вашем коллективе люди, которые вас побаиваются?
а) да;
б) затрудняюсь ответить;
в) нет.
3. Какое качество вам свойственно в большей степени?
а) миролюбивость;
б) принципиальность;
в) предприимчивость.
4.
Как часто вам приходится выступать с критическими суждениями?
а) часто;
б) периодически;
в) редко.
5. Что для вас было бы наиболее характерно, возглавь вы новый коллектив?
а) разработать программу работы на год вперед и убедить всех в ее целесообразности;
б) выявить «кто есть кто» в коллективе и установить контакт с лидером;
в) часто советоваться с людьми.
6. В случае неудач какое состояние для вас наиболее характерно?
а) пессимизм;
б) плохое настроение;
в) обида на самого себя.
7. Характерно ли для вас соблюдать традиции коллектива?
а) да;
б) скорее всего, да;
в) нет.
8. Относите ли вы себя к людям, которые более склонны высказать горькую правду в глаза, нежели промолчать?
а) да;
б) скорее всего, да;
в) нет.
9. Из 3 качеств выберите то, которое вы стараетесь в себе побороть:
а) раздражительность;
б) обидчивость;
в) нетерпимость к критике других.
10. Кто вы с точки зрения сотрудников?
а) аутсайдер;
б) лидер;
в) генератор идей.
11. Какое качество, по мнению ваших друзей, у вас превалирует?
а) экстравагантность;
б) оптимизм;
в) настойчивость.
12. С чем вам чаще всего приходилось бороться?
а) с несправедливостью;
б) с бюрократизмом;
в) с эгоизмом.
13. Что для вас наиболее характерно?
а) недооценивать свои способности;
б) оценивать свои способности достаточно объективно;
в) переоценивать свои способности.
14. Что приводит вас к столкновениям и конфликту с людьми чаще всего:
а) излишняя инициативность;
б) излишняя критичность;
в) излишняя прямолинейность.
Подсчет результатов |
|||
Вопросы |
Оценочные баллы ответов |
||
|
А |
Б |
В |
1 |
1 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
1 |
3 |
1 |
3 |
2 |
4 |
3 |
2 |
1 |
5 |
3 |
2 |
1 |
6 |
2 |
3 |
1 |
7 |
3 |
2 |
1 |
8 |
3 |
2 |
1 |
9 |
2 |
1 |
3 |
10 |
3 |
1 |
2 |
11 |
2 |
1 |
3 |
12 |
3 |
2 |
1 |
13 |
2 |
1 |
3 |
14 |
1 |
2 |
3 |
В соответствии с набранной суммой баллов определяется уровень развития конф- ||иинос1и:
1. очень низкий — 14—17 баллов
2. низкий — 18—20
3. ниже среднего — 21—23
4. чуть ниже среднего — 24—26
5. средний — 27—29
6. чуть выше среднего — 30—32
7. выше среднего — 33—35
8. высокий — 36—38
9. очень высокий — 39—42.
Продолжение в следующем номере.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1226
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 2409
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0