Вестник практической психологии образования
2015. Том 12. № 1. С. 79–82
ISSN: 2658-3100 (online)
Сказочный контекст групповых взаимодействий
Аннотация
Общая информация
Рубрика издания: Работа с персоналом и развитие квалификаций
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Плетка О.Т. Сказочный контекст групповых взаимодействий [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2015. Том 12. № 1. С. 79–82. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2015_n1/Lash (дата обращения: 14.12.2024)
Полный текст
Групповой процесс имеет массу нюансов, не раз описанных в профессиональной литературе. Они становятся относительно управляемыми в группе, когда ведущий группы или преподаватель осознают не только этапы групповых процессов, но и владеют различными методами воздействия на этот процесс. Однако тогда, когда внутриличностный способ реагирования участника группы не совпадает с конструктивными вариантами развития группы, на помощь приходит сказкотерапия.
Сказка как универсальный язык способна опосредованно рассказать не только о способах решения вопроса, но и помочь разобраться в себе. В процессе развития группы мы можем использовать универсальные способы сплочения и развития группы, а можем пойти нетрадиционным путем. А для начала немного теории.
Любая терапевтическая, учебная группа может по ряду признаков считаться малой группой. По мнению В.Г. Крысько, малая группа характеризуется психологической структурой, которая состоит из:
— композиционной подструктуры, то есть совокупности социально-психологических характеристик членов группы, чрезвычайно значимых с точки зрения состава группы как целого;
— подструктуры межличностных предпочтений, то есть совокупности реальных межличностных связей ее членов, существующих между людьми симпатий и антипатий, которые можно определить с помощью метода социометрии;
— коммуникативной подструктуры — совокупности позиций членов малой группы в системах информационных потоков, существующих как между ними самими, так и между ними и внешней средой, что отражает концентрацию в них того или иного объема различных знаний и сведений;
— подструктуры функциональных отношений — совокупности различных взаимных зависимостей в малой группе, которые являются следствием способности ее членов играть определенную роль и выполнять определенные обязанности [1]Групповые процессы имеют ряд особенностей, связанных с состоянием гендерной идентификации личностей, членов группы. В результате эмпирических исследований разных видов малых групп (учебных, терапевтических, тренинговых) нами выделен ряд признаков, по которым возможно формирование диад, триад и других подгрупп в малой группе. А именно: эмоциональные связи, деловые отношения, мирное сосуществование, соперничество, лидерство, аутсайдерство, дружба, досуг, цель, чувства, интересы и увлечения и т. д.Например, в группе есть ряд диад или других подгрупп, объединенных общей целью, дружбой, досугом или чувствами. Если схематично изобразить состав группы по гендерным признакам, то будет видно взаимодействие между этими подгруппами и диадами.
На рис. 1 показаны различные типы устойчивых отношений между членами группы. Так, квадрат (так обозначаются юноши) и круг (так обозначаются девушки), не очерченные большим кругом, — это аутсайдеры. Обычно в группе есть аутсайдер как среди юношей, так и среди девушек. На рисунке три вида диад, когда они объединены дружбой (диада ребят, диада девушек) или чувствами (диада — пара влюбленных).
Рис. 1. Гендерный контекст отношений в малой группе
На рисунке показано два вида таких подгрупп: когда вокруг привлекательной девушки — двое юношей, завоевывающие ее благосклонность, и когда вокруг парня несколько девушек, желающих быть рядом с ним. Также изображены два вида смешанных подгрупп, объединенных общей целью, или задачей, или времяпрепровождением. Такие виды наиболее мобильны и нестабильны, потому что могут смешиваться между собой, сочетаться согласно актуальности коммуникации (по половому признаку, по эффективности решения поставленных задач и т. п.) или разъединяться [2].
Если брать во внимание чувство собственной гендерной идентичности, то более ярко она проявляется в диадах и подгруппах, связанных чувством и дружбой. В смешанных, так называемых целевых, подгруппах ощущение собственной гендерной идентичности ситуативное, а отношения унифицированы. В таких подгруппах обычно есть свой лидер, несущий ответственность и контролирующий выполнение задачи или достижение цели. Он может быть как формально назначен, так и избран большинством группы
Лидер группы также может входить (или не входить) в любые диады или подгруппы, но быть носителем ценностей всей группы. То есть проявление гендерной идентичности имеет ряд особенностей: индивидуальные особенности, представления о традиционности собственного поведения, ролевой репертуар личности в группе, характер взаимоотношений между членами группы и между членами группы и ведущим/преподавателем. Групповая идентичность способствует формированию типичного гендерного поведения личности в группе и определяет диапазон ее проявления [2].Нами разработана модель группового взаимодействия в гендерном контексте, компонентами которой являются гендерная идентичность, гендерные нормы и гендерные стереотипы.
Групповое взаимодействие в малой гетерогенной группе проявляется сквозь призму гендерных компонентов, а именно: гендерной идентичности каждого члена группы, гендерных норм, существующих в данной группе, и гендерных стереотипов, присущих членам этой группы [2].
Детерминантами такого взаимодействия выступают:
— ощущение принадлежности к группе,
— сплоченность группы,
— лояльность членов группы,
— доверие в группе,
— принятие решений в группе,
— групповая динамика,
— ролевой контекст или ролевая идентичность.
Механизмы взаимодействия:
— отождествление: члены группы могут отождествлять себя с лидером или какой-то авторитетной фигурой в группе;
— воспроизведение: формируется собственное мнение или действие, которое становится девизом или правилом в группе;
— подражание: повторение членами группы действий и слов, присущих лидерам группы;
— отторжение: неприятие членами группы каких-то ритуалов, правил, предложенных другими членами группы, или невозможность какого-либо члена группы полностью полагаться на группу, и в результате — или игнорирование, или аутсайдерство такого члена группы;
— нормирование: процессуальный механизм формирования норм и правил поведения в данной группе;
— стереотипизация: процесс усвоения устойчивого поведенческого эффекта, свойственного членам этой группы;
— идентификация: процесс осознания себя как члена той или иной малой группы;
— индивидуализация: процесс выделения собственных уникальных индивидуальных отличий от стереотипов и норм группы, выражения своей индивидуальности в группе.
Факторами группового взаимодействия выступают: — характер отношений, который может опираться на эмоциональные связи, деловые отношения, мирное сосуществование, соперничество, дружбу;
— общая цель или задача, для решения которой члены группы объединяются;
— общие интересы, а именно: досуг, чувства, увлечения;
— ролевые позиции членов группы, например, лидерство или аутсайдерство.
Таким образом, гендерная составляющая групповой идентичности подчиняется ее законам по формированию отношений между членами группы и влияет на характер этих отношений [2].
Итак, сказка... Старая добрая сказка... Этнографы записывают сотни вариантов одной и той же сюжетной линии сказки в зависимости от региона, страны, особенностей культуры того или иного населенного пункта. Мы можем использовать сказкотерапию как один из универсальных методов работы с группой.
Вариант первый. Членам группы дается задание выбрать несколько сказочных персонажей, которые были любимыми в детстве, и сочинить сказку, в которой они встречаются. По характеру выбранных персонажей, по их взаимодействию мы можем определить, каким образом человек презентует себя в группе, с кем идентифицирует, каким хочет быть, казаться и каким может быть. Автор записывает сказку, зачитывает, и группа обсуждает данную сказку: что наиболее необычно в сказке, какой персонаж миролюбивый, что общего у персонажей сказки, в чем ценность отличий персонажей, что каждый персонаж привносит в сказку и т. п. Терапевтичным будет также выявление ценностей, стереотипов автора сказки. Данное задание будет полезным на стадиях формирования и нормирования группы.
Ниже представлены несколько авторских сказок участников групп (в авторской редакции).
Сказка 1
Персонажи: Маленький принц, Ксена, принцесса- воин, Алиса в Стране чудес, Элли из «Волшебника Изумрудного города».
Жили два бога, они постоянно соперничали между собой, спорили, кто лучше сможет что-нибудь создать, кто круче. Однажды, когда был дождь и было этим двум богам очень грустно, они решили придумывать героев. Тот герой, который окажется самым интересным и пройдет самые тяжелые испытания, станет сыном или дочерью этих богов. А богам этим, на самом деле, нужно было что-то, что их объединит. Потому что, несмотря на постоянное соперничество, они очень друг друга любили. Итак, один бог создал Ксену, принцессу-воина и Алису в стране чудес, а другой Маленького принца и Элли. Для каждого из них они создали целые отдельные миры. Но сами боги наделили своих героев силой воли. Поэтому они не знали, что случится с героями. Главное, что сделали боги, — это создали для своих героев вселенные и наделили их качествами. Итак, в конце каждый должен будет постичь свою истину, выработать свою мудрость. И тогда тот герой, чья истина и мудрость больше понравится богам и который приобретет больший опыт, станет ребенком богов и объединит их. Но когда боги увидели все вселенные и наблюдали их истории, они так растрогались и так полюбили всех героев, что не смогли никого выбрать и оставили всех. Они поняли, что нет одной истины, и все эти истины и правды имеют право быть. И сами боги лучше поняли себя: благодаря Маленькому принцу поняли, как важна ответственность; Ксене — как важно бороться, не теряя человеческих качеств; Элли — как помогать людям; Алисе — как познавать мир!!!
Табл. 1. Модель группового взаимодействия в гендерном контексте
Сказка 2
Персонажи: Оленька (Цветик-семицветик); Русалочка.
Однажды Оленька, которая в то время уже была обладательницей Цветика-семицветика, встретилась с Русалочкой Андерсена, которая уже знала, что ее ждет встреча в недалеком будущем. Но Оля предложила ей лепесток, чтобы узнать свою судьбу. Русалочка согласилась на это.
Они встретились на берегу моря, и Оля, оторвав лепесток, сказала: «Лети-лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделай круг, облети вокруг Земли, быть по-моему вели. Вели, чтобы Русалочка узнала свое будущее!»
Не успела Русалочка оглянуться, как увидела, что она стоит на корме корабля, над ней — белоснежные светящиеся паруса, за кормой бушует синее море. А вот и он, ее принц. Ее судьба, ее мечта. Как вдруг она видит, что кроме нее на палубе стоит еще одна молодая тонкая темноволосая девушка. Она нравится Русалочке. Ее движения, ее взгляд. Он целует ее, и Русалочка обрушивается пеной в море. И тут Русалочка очнулась, Оля лукаво смотрит и спрашивает:
— Ну как? Тебе нравится твой финал? Ты готова?
Русалочка:
— Я готова превратиться в пену хоть десятки, сотни, тысячи раз.
— Но почему?
— Потому, что я увидела прекрасное и ощутила то, что стоит гибели.
Сказка 3
Персонажи: девочка, гуси-лебеди и Коза.
Жила-была маленькая девочка. И однажды, когда родителей не было дома, решила она пойти погулять.
Вышла она из дому и пошла куда глаза глядят. Шла полем долго-долго и встречает вдруг Козу.
— Привет, Коза!» — говорит девочка. — ты куда идешь?
— А надоело мне пастись на лугу, — говорит Коза, — вот и иду, куда глаза глядят.
— И я гуляю, — говорит девочка. — А давай вместе пойдем!
— Давай, — говорит Коза.
И пошли они вместе. И бродили они долго и счастливо, а потом девочка вернулась домой.
Вариант второй. Участникам группы дается задание вспомнить любимого сказочного персонажа, попробовать с ним себя идентифицировать. Затем группа начинает двигаться в пространстве. Встречаясь, участники как бы заново знакомятся, то есть представляются друг другу (именем своего персонажа), взаимодействуют от лица сказочного героя. Задача такого взаимодействия — договориться о чем-либо. Затем новая встреча и новое взаимодействие (желательно, чтобы участники пообщались с максимально возможным количеством персонажей, то есть с каждым членом группы). Данная методика позволяет найти компромисс между несовместимыми качествами сказочных персонажей, что помогает в реальной жизни находить точки соприкосновения с разными людьми. Ведущему группы полезно отметить не только социометрические предпочтения, но и групповую динамику во время выполнения методики.
Вариант третий. Участники группы вспоминают сказочных персонажей, выбирают наиболее интересного для себя сейчас и объявляют группе, кем они будут. Ведущий группы создает мини-группы по общим качествам персонажей. Например, очеловеченных персонажей (женских и мужских отдельно) персонажей-зверей, неодушевленных предметов. Задача каждой группы — презентовать себя любым доступным способом (скульптура, сценка, рассказ и т. п.), сочинив при этом устную сказку о своей минигруппе.
Вторым этапом будет драматизация взаимодействия мини-групп между собой. Тренер при этом решает множество задач, а именно: в личностном проявлении можно выделить ведущих и ведомых, лидеров и аутсайдеров, активных и пассивных, интровертов и экстравертов; определить предпочтения выбора персонажей, то есть определить те качества, которыми человек прежде всего проявляет себя; выявить зоны предстоящих конфликтных ситуаций, умение разрешать их. В групповых процессах определяются возможные варианты формирования диад, триад и других мини-групп, на которые можно в дальнейшем опираться.
Впрочем, вариантов использования сказок для групповой работы много. Важно, чтобы ведущий группы четко осознавал задачи, которые он собирается решать с помощью сказки. Полезным для анализа группы также будет разработанная нами модель группового взаимодействия, которая поможет расставить акценты в групповом процессе и добавит их понимания участниками группы и их ведущим.
Плетка Ольга Тарасовна — младший научный сотрудник Института социальной и политической психологии НАПН Украины, член правления ВОО «Арттерапевтическая ассоциация», член Совета Украинской Ассоциации Транзактного Анализа (Киев).
Литература
- Крысько В.Г. Социальная психология: схемы и комментарии. — М.: ВЛАДОС_ПРЕСС, 2001. — 208 с.
- О собливості ґендерної ідентичності у малих групах // Психологія групової ідентичності: закономірності становлення в малій групі: Колективна монографія / П.П. Горностай, І.В. Грибенко, О.А. Ліщінська, О.Т. Плетка, В.В. Покладова, О.В. Скрипник, Л.Г. Чорна. — К., 2014. — 267 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 498
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 2
Скачиваний
Всего: 189
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0