Сказочный контекст групповых взаимодействий

184

Аннотация

Волшебству сказочных сюжетов свойственно удивлять нас, давать нам возможность размышлять и учиться действовать тогда, когда нам кажется, что мы не сможем найти оптимальное решение. Сказочное решение предельно простое, но эффективное. Мы привычно используем традиционные варианты поведения того или иного персонажа, его манеру «проявления» в сказке как схему, которую можно присвоить. Цель данной статьи — осветить возможности использования сказкотерапии в работе с проблемами коммуникации в группе, опираясь на особенности группового взаимодействия.

Общая информация

Рубрика издания: Работа с персоналом и развитие квалификаций

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Плетка О.Т. Сказочный контекст групповых взаимодействий [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2015. Том 12. № 1. С. 79–82. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2015_n1/Lash (дата обращения: 23.05.2024)

Полный текст

Групповой процесс имеет массу нюансов, не раз описанных в профессиональной литературе. Они становятся относительно управляемыми в группе, когда ведущий группы или преподаватель осознают не только этапы групповых процессов, но и владеют различными методами воздействия на этот процесс. Однако тогда, когда внутриличностный способ реагирования участника группы не совпадает с конструктивными вариантами развития группы, на помощь приходит сказкотерапия.

Сказка как универсальный язык способна опосредованно рассказать не только о способах решения вопроса, но и помочь разобраться в себе. В процессе развития группы мы можем использовать универсальные способы сплочения и развития группы, а можем пойти нетрадиционным путем. А для начала немного теории.

Любая терапевтическая, учебная группа может по ряду признаков считаться малой группой. По мнению В.Г. Крысько, малая группа характеризуется психологической структурой, которая состоит из:

— композиционной подструктуры, то есть совокупности социально-психологических характеристик членов группы, чрезвычайно значимых с точки зрения состава группы как целого;

—   подструктуры межличностных предпочтений, то есть совокупности реальных межличностных связей ее членов, существующих между людьми симпатий и антипатий, которые можно определить с помощью метода социометрии;

— коммуникативной подструктуры — совокупности позиций членов малой группы в системах информационных потоков, существующих как между ними самими, так и между ними и внешней средой, что отражает концентрацию в них того или иного объема различных знаний и сведений;

—   подструктуры функциональных отношений — совокупности различных взаимных зависимостей в малой группе, которые являются следствием способности ее членов играть определенную роль и выполнять определенные обязанности [1]Групповые процессы имеют ряд особенностей, связанных с состоянием гендерной идентификации личностей, членов группы. В результате эмпирических исследований разных видов малых групп (учебных, терапевтических, тренинговых) нами выделен ряд признаков, по которым возможно формирование диад, триад и других подгрупп в малой группе. А именно: эмоциональные связи, деловые отношения, мирное сосуществование, соперничество, лидерство, аутсайдерство, дружба, досуг, цель, чувства, интересы и увлечения и т. д.Например, в группе есть ряд диад или других подгрупп, объединенных общей целью, дружбой, досугом или чувствами. Если схематично изобразить состав группы по гендерным признакам, то будет видно взаимодействие между этими подгруппами и диадами.

На рис. 1 показаны различные типы устойчивых отношений между членами группы. Так, квадрат (так обозначаются юноши) и круг (так обозначаются девушки), не очерченные большим кругом, — это аутсайдеры. Обычно в группе есть аутсайдер как среди юношей, так и среди девушек. На рисунке три вида диад, когда они объединены дружбой (диада ребят, диада девушек) или чувствами (диада — пара влюбленных).

Рис. 1. Гендерный контекст отношений в малой группе

На рисунке показано два вида таких подгрупп: когда вокруг привлекательной девушки — двое юношей, завоевывающие ее благосклонность, и когда вокруг парня несколько девушек, желающих быть рядом с ним. Также изображены два вида смешанных подгрупп, объединенных общей целью, или задачей, или времяпрепровождением. Такие виды наиболее мобильны и нестабильны, потому что могут смешиваться между собой, сочетаться согласно актуальности коммуникации (по половому признаку, по эффективности решения поставленных задач и т. п.) или разъединяться [2].

Если брать во внимание чувство собственной ген­дерной идентичности, то более ярко она проявляется в диадах и подгруппах, связанных чувством и дружбой. В смешанных, так называемых целевых, подгруппах ощущение собственной гендерной идентичности ситуативное, а отношения унифицированы. В таких подгруппах обычно есть свой лидер, несущий ответственность и контролирующий выполнение задачи или достижение цели. Он может быть как формально назначен, так и избран большинством группы

Лидер группы также может входить (или не входить) в любые диады или подгруппы, но быть носителем ценностей всей группы. То есть проявление ген­дерной идентичности имеет ряд особенностей: индивидуальные особенности, представления о традиционности собственного поведения, ролевой репертуар личности в группе, характер взаимоотношений между членами группы и между членами группы и ведущим/преподавателем. Групповая идентичность способствует формированию типичного гендерного поведения личности в группе и определяет диапазон ее проявления [2].

Нами разработана модель группового взаимодействия в гендерном контексте, компонентами которой являются гендерная идентичность, гендерные нормы и гендерные стереотипы.

Групповое взаимодействие в малой гетерогенной группе проявляется сквозь призму гендерных компонентов, а именно: гендерной идентичности каждого члена группы, гендерных норм, существующих в данной группе, и гендерных стереотипов, присущих членам этой группы [2].

Детерминантами такого взаимодействия выступают:

—   ощущение принадлежности к группе,

—   сплоченность группы,

—   лояльность членов группы,

—   доверие в группе,

—   принятие решений в группе,

—   групповая динамика,

—   ролевой контекст или ролевая идентичность.

Механизмы взаимодействия:

—   отождествление: члены группы могут отождествлять себя с лидером или какой-то авторитетной фигурой в группе;

—   воспроизведение: формируется собственное мнение или действие, которое становится девизом или правилом в группе;

—   подражание: повторение членами группы действий и слов, присущих лидерам группы;

—   отторжение: неприятие членами группы каких-то ритуалов, правил, предложенных другими членами группы, или невозможность какого-либо члена группы полностью полагаться на группу, и в результате — или игнорирование, или аутсайдерство такого члена группы;

—   нормирование: процессуальный механизм формирования норм и правил поведения в данной группе;

—   стереотипизация: процесс усвоения устойчивого поведенческого эффекта, свойственного членам этой группы;

—   идентификация: процесс осознания себя как члена той или иной малой группы;

—   индивидуализация: процесс выделения собственных уникальных индивидуальных отличий от стереотипов и норм группы, выражения своей индивидуальности в группе.

Факторами группового взаимодействия выступают: — характер отношений, который может опираться на эмоциональные связи, деловые отношения, мирное сосуществование, соперничество, дружбу;

—   общая цель или задача, для решения которой члены группы объединяются;

—   общие интересы, а именно: досуг, чувства, увлечения;

—   ролевые позиции членов группы, например, лидерство или аутсайдерство.

Таким образом, гендерная составляющая групповой идентичности подчиняется ее законам по формированию отношений между членами группы и влияет на характер этих отношений [2].

Итак, сказка... Старая добрая сказка... Этнографы записывают сотни вариантов одной и той же сюжетной линии сказки в зависимости от региона, страны, особенностей культуры того или иного населенного пункта. Мы можем использовать сказкотерапию как один из универсальных методов работы с группой.

Вариант первый. Членам группы дается задание выбрать несколько сказочных персонажей, которые были любимыми в детстве, и сочинить сказку, в которой они встречаются. По характеру выбранных персонажей, по их взаимодействию мы можем определить, каким образом человек презентует себя в группе, с кем идентифицирует, каким хочет быть, казаться и каким может быть. Автор записывает сказку, зачитывает, и группа обсуждает данную сказку: что наиболее необычно в сказке, какой персонаж миролюбивый, что общего у персонажей сказки, в чем ценность отличий персонажей, что каждый персонаж привносит в сказку и т. п. Терапевтичным будет также выявление ценностей, стереотипов автора сказки. Данное задание будет полезным на стадиях формирования и нормирования группы.

Ниже представлены несколько авторских сказок участников групп (в авторской редакции).

Сказка 1

Персонажи: Маленький принц, Ксена, принцесса- воин, Алиса в Стране чудес, Элли из «Волшебника Изумрудного города».

Жили два бога, они постоянно соперничали между собой, спорили, кто лучше сможет что-нибудь создать, кто круче. Однажды, когда был дождь и было этим двум богам очень грустно, они решили придумывать героев. Тот герой, который окажется самым интересным и пройдет самые тяжелые испытания, станет сыном или дочерью этих богов. А богам этим, на самом деле, нужно было что-то, что их объединит. Потому что, несмотря на постоянное соперничество, они очень друг друга любили. Итак, один бог создал Ксену, принцессу-воина и Алису в стране чудес, а другой Маленького принца и Элли. Для каждого из них они создали целые отдельные миры. Но сами боги наделили своих героев силой воли. Поэтому они не знали, что случится с героями. Главное, что сделали боги, — это создали для своих героев вселенные и наделили их качествами. Итак, в конце каждый должен будет постичь свою истину, выработать свою мудрость. И тогда тот герой, чья истина и мудрость больше понравится богам и который приобретет больший опыт, станет ребенком богов и объединит их. Но когда боги увидели все вселенные и наблюдали их истории, они так растрогались и так полюбили всех героев, что не смогли никого выбрать и оставили всех. Они поняли, что нет одной истины, и все эти истины и правды имеют право быть. И сами боги лучше поняли себя: благодаря Маленькому принцу поняли, как важна ответственность; Ксене — как важно бороться, не теряя человеческих качеств; Элли — как помогать людям; Алисе — как познавать мир!!!

 
 

Табл. 1. Модель группового взаимодействия в гендерном контексте

Сказка 2

Персонажи: Оленька (Цветик-семицветик); Русалочка.

Однажды Оленька, которая в то время уже была обладательницей Цветика-семицветика, встретилась с Русалочкой Андерсена, которая уже знала, что ее ждет встреча в недалеком будущем. Но Оля предложила ей лепесток, чтобы узнать свою судьбу. Русалочка согласилась на это.

Они встретились на берегу моря, и Оля, оторвав лепесток, сказала: «Лети-лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделай круг, облети вокруг Земли, быть по-моему вели. Вели, чтобы Русалочка узнала свое будущее!»

Не успела Русалочка оглянуться, как увидела, что она стоит на корме корабля, над ней — белоснежные светящиеся паруса, за кормой бушует синее море. А вот и он, ее принц. Ее судьба, ее мечта. Как вдруг она видит, что кроме нее на палубе стоит еще одна молодая тонкая темноволосая девушка. Она нравится Русалочке. Ее движения, ее взгляд. Он целует ее, и Русалочка обрушивается пеной в море. И тут Русалочка очнулась, Оля лукаво смотрит и спрашивает:

— Ну как? Тебе нравится твой финал? Ты готова?

Русалочка:

— Я готова превратиться в пену хоть десятки, сотни, тысячи раз.

— Но почему?

— Потому, что я увидела прекрасное и ощутила то, что стоит гибели.

Сказка 3

Персонажи: девочка, гуси-лебеди и Коза.

Жила-была маленькая девочка. И однажды, когда родителей не было дома, решила она пойти погулять.

Вышла она из дому и пошла куда глаза глядят. Шла полем долго-долго и встречает вдруг Козу.

— Привет, Коза!» — говорит девочка. — ты куда идешь?

— А надоело мне пастись на лугу, — говорит Коза, — вот и иду, куда глаза глядят.

— И я гуляю, — говорит девочка. — А давай вместе пойдем!

— Давай, — говорит Коза.

И пошли они вместе. И бродили они долго и счастливо, а потом девочка вернулась домой.

Вариант второй. Участникам группы дается задание вспомнить любимого сказочного персонажа, попробовать с ним себя идентифицировать. Затем группа начинает двигаться в пространстве. Встречаясь, участники как бы заново знакомятся, то есть представляются друг другу (именем своего персонажа), взаимодействуют от лица сказочного героя. Задача такого взаимодействия — договориться о чем-либо. Затем новая встреча и новое взаимодействие (желательно, чтобы участники пообщались с максимально возможным количеством персонажей, то есть с каждым членом группы). Данная методика позволяет найти компромисс между несовместимыми качествами сказочных персонажей, что помогает в реальной жизни находить точки соприкосновения с разными людьми. Ведущему группы полезно отметить не только социометрические предпочтения, но и групповую динамику во время выполнения методики.

Вариант третий. Участники группы вспоминают сказочных персонажей, выбирают наиболее интересного для себя сейчас и объявляют группе, кем они будут. Ведущий группы создает мини-группы по общим качествам персонажей. Например, очеловеченных персонажей (женских и мужских отдельно) персонажей-зверей, неодушевленных предметов. Задача каждой группы — презентовать себя любым доступным способом (скульптура, сценка, рассказ и т. п.), сочинив при этом устную сказку о своей мини­группе.

Вторым этапом будет драматизация взаимодействия мини-групп между собой. Тренер при этом решает множество задач, а именно: в личностном проявлении можно выделить ведущих и ведомых, лидеров и аутсайдеров, активных и пассивных, интровертов и экстравертов; определить предпочтения выбора персонажей, то есть определить те качества, которыми человек прежде всего проявляет себя; выявить зоны предстоящих конфликтных ситуаций, умение разрешать их. В групповых процессах определяются возможные варианты формирования диад, триад и других мини-групп, на которые можно в дальнейшем опираться.

Впрочем, вариантов использования сказок для групповой работы много. Важно, чтобы ведущий группы четко осознавал задачи, которые он собирается решать с помощью сказки. Полезным для анализа группы также будет разработанная нами модель группового взаимодействия, которая поможет расставить акценты в групповом процессе и добавит их понимания участниками группы и их ведущим.

 

Плетка Ольга Тарасовна — младший научный сотрудник Института социальной и политической психологии НАПН Украины, член правления ВОО «Арттерапевтическая ассоциация», член Совета Украинской Ассоциации Транзактного Анализа (Киев).

Литература

  1. Крысько В.Г. Социальная психология: схемы и комментарии. — М.: ВЛАДОС_ПРЕСС, 2001. — 208 с.
  2. О собливості ґендерної ідентичності у малих групах // Психологія групової ідентичності: закономірності становлення в малій групі: Колективна монографія / П.П. Горностай, І.В. Грибенко, О.А. Ліщінська, О.Т. Плетка, В.В. Покладова, О.В. Скрипник, Л.Г. Чорна. — К., 2014. — 267 с.

Информация об авторах

Плетка Ольга Тарасовна, младший научный сотрудник, Института социальной и политической психологии НАПН, член правления ВОО «Арт-терапевтическая ассоциация», член Совета Украинской Ассоциации Транзактного Анализа (Киев), Киев, Украина

Метрики

Просмотров

Всего: 470
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 184
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 6