Психологическая наука и образование
2000. Том 5. № 4
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Образец идеального врача в представлениях студентов высшей медицинской школы
Аннотация
Общая информация
Рубрика издания: Психология профессиональной деятельности
Для цитаты: Дуброва В.П., Елкина И.В. Образец идеального врача в представлениях студентов высшей медицинской школы // Психологическая наука и образование. 2000. Том 5. № 4.
Полный текст
Образец идеального врача в представлениях студентов высшей медицинской школы
В. П. Дуброва, кандидат педагогических наук;
Цель нашего исследования — изучение особенностей сознательного выбора студентами- медиками профессиональных ценностей и формирования на их основе устойчивой, непротиворечивой системы профессиональных ориентации в процессе реализации комплексной программы этико-психологической подготовки будущего врача.
Результатом психологической подготовки студентов-медиков должна стать сформиро- ванность гуманистического мировоззрения будущего врача и достаточного уровня его психологической культуры. На понятие «психологическая культура» хотелось бы обратить особое внимание. Представляется интересным мнение профессора Я. Л. Коломинского, утверждающего, что психологическая культура — это уровень самопознания человечества и тот уровень, который определяет отношение человека к окружающим людям, к самому себе, к природе и т. д.
Психологическая культура существует как общая психологическая культура с фоновыми знаниями в области психологии, которые есть у любого человека; как профессиональнопсихологическая культура, т. е. профессионально-психологическая культура врача [9].
Профессионально-психологическая культура врача включает в себя два основных блока. Один блок — теоретический или теоретико-концептуальный, а второй — это блок, который называется практическим или «психологической деятельностью». Первый блок психологической культуры содержит результаты теоретической деятельности, а второй блок связан с деятельностью личности по психологическому самообслуживанию. Это деятельность, обращенная внутрь человека и обслуживающая его собственный внутренний мир. Деятельность самопознания связана со способностью преодолевать те или иные внутренние трудности человека; это деятельность, вынесенная за пределы личности, межличностная деятельность и связанная с формированием собственных внутренних инстанций [9].
Таким образом, психологическая деятельность специалиста-медика связана с формированием таких внутренних инстанций, как профессиональные ценностные ориентации, выступающие в качестве важнейших личностных ценностей и целей профессиональной деятельности, опосредуемых психологической культурой врача. Они определяют особенности и характер отношений специалиста-медика с окружающей действительностью и тем самым осуществляют психическую регуляцию социальной активности и поведения врача в условиях профессиональной деятельности.
Между системой профессиональных ценностей и медицинской деятельностью существует четкая взаимосвязь, которая прослеживается при формировании мотивационной сферы и ценностных ориентации будущего врача. Система ценностей специалиста-медика придает определенную направленность его деятельности, определяет потребности и интересы, выступая при этом одним из важнейших мотиваторов медицинской деятельности. Это выражается в его автономности, независимости и готовности к активному терапевтическому взаимодействию на различных уровнях.
Под ценностными ориентациями мы понимаем, с одной стороны, выражение определенного вида ценностно-ориентировочной деятельности, обусловленной уровнем развития нравственных отношений и предпочтений личности, а с другой — взаимосвязь элементов направленности личности (потребности, идеалы, установки, интересы) [7].
Ценности представляют собой одновременно мотивационное и когнитивное образование. Они выступают для индивида как некоторые категории оценки действительности, в частности других людей, а также и самого себя. В то же время ценностные представления являются категориями, которыми человек обозначает те или иные явления мира. Таким образом, ценности выступают основанием для осмысления и оценки человеком окружающих его социальных объектов и ситуаций, а следовательно, основанием для познания и конструирования целостного образа социального мира [11]. Мы предположили, что изучение образа идеального врача позволит получить данные, отражающие формирующиеся профессиональные ценности студентов высшей медицинской школы. Поэтому мы поставили перед собой задачу изучить, на какой идеал врача ориентированы будущие специалисты системы здравоохранения.
Для решения этой задачи мы использовали метод анализа продуктов деятельности, предложив студентам II курса лечебно-профилактического факультета творческое задание «Каким содержанием вы бы наполнили понятие «идеальный врач?». Задание было предложено на итоговом занятии после изучения курса медицинской этики. Обусловлено это было тем, что учебный курс медицинской этики касается проблем выработки модели субъект- субъектных взаимоотношений в диаде «врач — пациент» на основе принципов гуманизма и Этической доктрины «информированного согласия». Его главной стратегической задачей является формирование установки у будущих врачей на построение отношений с пациентом в лечебном процессе как терапевтического сотрудничества.
В ходе исследования, которое проводилось в 1998/99 и 1999/2000 учебных годах, было опрошено 262 студента, из которых 72 % составляли девушки и 28 % — юноши.
Качественный анализ данных, полученных в ходе эмпирического исследования, позволяет констатировать, что в содержание понятия «идеальный врач» будущие врачи вкладывают характеристики, отражающие специфику профессиональной роли и индивидуальнопсихологические особенности личности. Эти характеристики относятся к различным сферам психологии личности: эмоционально-волевой, действенно-практической, потребност- но-мотивационной, межличностно-социальной, экзистенционально-бытийной, моральнонравственной и когнитивно-познавательной [14].
Наибольший удельный вес в характеристике идеального врача отводится межличностно-социальной сфере личности (29 %), которая обычно включает в себя межличностные обмены информацией, взаимодействия, отношения и т. п. [14, 8].
Будущие врачи отмечают следующие качества идеального врача:
• оказание психологической поддержки (23 %);
• эмпатия, понимание (18,2 %);
• умение установить терапевтический альянс (13,8 %);,
• умение найти подход к любому человеку (12,3 %);
• коммуникабельность, гибкость в общении (8, 5 %);
• прекрасные отношения с коллегами, взаимопомощь (7,7 %);
• открытость, искренность, приветливость (5, 3 %);
• умение видеть в пациенте личность (4,4 %);
• умение доступно объяснить пациенту диагноз и способ лечения (3,1 %);
• уважение со стороны окружающих, авторитет (2,6 %);
• умение лечить тело и душу (1,1 %).
Это можно проиллюстрировать следующими высказываниями студентов: «Идеальный врач — это в первую очередь понимающий человек, который может посочувствовать другому человеку и помочь ему найти выход из сложившейся ситуации».
«Чтобы быть идеальным врачом, нужно стремиться к этому, подкрепляя данное стремление положительными действиями по отношению ко всем людям, а не только к пациентам».
«По моему мнению, понятие «идеальный врач» должно соответствовать такой характеристике, как человечность, под которой я понимаю отношение к пациенту как к человеку, а не как к сломавшимся часам; ведь все часы, в принципе, одинаковы, а все люди очень разные и к каждому необходим индивидуальный подход. Еще необходимо умение работать с коллегами, ведь зачастую пациенту необходима помощь нескольких врачей, и недоговоренность их между собой может привести к тому, что пациенту станет хуже».
«Идеальный врач лечит не только благодаря своим знаниям, но и с помощью слова».
Наибольший процент среди межличностно-социальных качеств принадлежит таким характеристикам, как оказание психологической поддержки; эмпатия, понимание; умение установить терапевтический альянс.
Представляет интерес тот факт, что многие студенты указывают на необходимость уважения врачом личности и индивидуальности пациента, лечения не болезни, а больного; соблюдения полной информированности о диагнозе и ходе лечения пациента; профилактики здорового образа жизни; соблюдения профессиональной тайны, принципов автономности, правдивости, непричинения вреда, справедливого отношения к пациентам; знания и уважения их прав. Перечисленные выше характеристики требуют от специалистов практического здравоохранения знания и соблюдения принципов и норм медицинской этики, этической доктрины «информированного согласия», «Кодекса врачебной этики».
Среди качеств, относящихся к морально-нравственной сфере (21 %), включающей морально-нравственные состояния, действия, поступки и свойства личности [14], наиболее часто студентами отмечаются такие личностные качества, как доброжелательность, интеллигентность, ответственность врача.
Приведем несколько примеров: «Понятие «идеальный врач» я, прежде всего, ассоциирую с гуманизмом, добротой, чуткостью и осознанием того, что врач несет ответственность за своего пациента».
«Идеальный врач — это человек, обладающий такими качествами, как добропорядочность, отзывчивость, честность, доброта, милосердие, внимательность по отношению к пациентам».
Характеризуя идеального врача, студенты выделяют следующие характеристики: моральная устойчивость, высокая духовность, законопослушность, справедливость, пунктуальность, бескорыстие и альтруизм, которые также относятся к морально-нравственной сфере личности.
Например: «Идеальный врач — это врач, который всегда готов бескорыстно помочь другому, даже в ущерб собственным интересам».
«Идеальный врач — это носитель высоконравственных духовных принципов, личность, обладающая морально положительными качествами».
«По моему мнению, идеальный врач должен быть похож на человека, которого описывает Киплинг в своем стихотворении «Заповедь». Ведь идеальный врач в первую очередь должен быть идеальным человеком».
К действенно-практической сфере (21 %) относят проявления человека как деятеля, практически реализующего себя в окружающем мире [14], и в характеристике идеального врача эта сфера представлена профессиональными умениями.
Среди профессиональных умений студенты называют такие:
• высококвалифицированный специалист и профессионал (61 %);
• способность оказать любую помощь в любой ситуации и в любое время суток (7,4 %);
• максимальный успех в лечении и отсутствие ошибок (6,7 %);
• соблюдение норм и основ медицинской этики (6 %);
• соблюдение доктрины «информированного согласия» (5,4 %);
• умение быстро действовать в критических ситуациях (5 %);
• соблюдение «Кодекса врачебной этики» (2,7 %);
• соблюдение клятвы Гиппократа и врача Республики Беларусь (2,4 %);
• оказание физической поддержки (1,7 %);
• проведение тщательного обследования (1 %);
• забота о пациенте и после его выздоровления (0,7 %).
Вот несколько примеров: «Идеальный врач — это максимальный процент выздоровевших плюс большое количество желающих попасть на прием».
«Идеальный врач — это классный специалист в своей сфере медицинской деятельности, умеющий поставить себя перед пациентом таким образом, чтобы тот считал врача надежным человеком, профессионалом своего дела».
«Мне кажется, что это специалист, не делающий поспешных выводов и умеющий быстро принимать правильные решения в критических ситуациях».
«Это врач, соблюдающий все правила медицинской этики, хорошо подготовленный и с наибольшим эффектом и пользой выполняющий свою работу».
Интересно отметить, что некоторые студенты считают, что «идеальный врач» должен соблюдать клятву Гиппократа и врача Республики Беларусь, соблюдать «Кодекс врачебной этики», проводить тщательное обследование пациентов и заботиться о пациенте и после его выздоровления. Например: «Врач, назначающий нужное лечение, по выздоровлении направляющий пациента на реабилитацию и после выздоровления заботящийся о пациенте, хотя бы иногда посещающий его и беседующий с ним о его здоровье, — это идеальный специалист».
«Идеальный врач — это человек, следующий принципам Гиппократа».
Когнитивно-познавательная сфера (12 %) представляется как получение, хранение, узнавание, воспроизведение и преобразование информации, к ней следует относить когнитивно-познавательные состояния, процессы и свойства личности [14, 7]. В представлениях студентов эта сфера наполнена характеристиками, относящимися к профессиональным знаниям идеального врача. Идеальный врач должен:
• быть носителем прочной базы теоретических знаний (40,3 %);
• обладать эрудицией (23, 9 %);
• отличаться психологической компетентностью (12,9 %);
• ориентироваться на все новое (7,6 %);
• быть опытным (7,6 %);
• быть этически осведомленным и компетентным (2,4 %);
• обладать гибким и острым умом (2,4 %);
• быть готов сообщить пациенту всю интересующую его информацию (1,7 %);
• обладать умением пользоваться информацией (0,6 %);
• вносить вклад в развитие медицины (0,6 %).
Наибольший удельный вес в этой сфере принадлежит следующим характеристикам: овладению прочной базой теоретических знаний (40,3 %), эрудированности (23,9 %) и психологической компетентности (12,9 %).
Это можно подтвердить следующими высказываниями студентов:
«Идеальный врач должен в совершенстве знать свою специальность и интересоваться новыми открытиями, методами, лекарствами».
«По моему мнению, идеальный врач должен обладать компетентностью во всех вопросах, должен иметь знания по медицине и психологии, и не просто иметь эти знания, но и уметь применять их на практике».
«Мне кажется, идеальный врач должен обладать обширным запасом знаний, должен быть всесторонне развит и должен быть хорошим психологом».
В содержание понятия «идеальный врач» студенты включают также профессиональное самосовершенствование, любовь к своей профессии, полную отдачу своей профессии, увлеченность своим делом, ценность и уважение к собственной жизни и здоровью, к жизни и здоровью окружающих. Эти характеристики мы можем отнести к потребностно- мотивационной сфере (7,6 %), которая включает различные потребности (испытываемые человеком нужды в определенных условиях жизнедеятельности и развития), мотивы (связанные с удовлетворением определенных потребностей побуждения к деятельности) и направленности [14, 7].
Например: «Конечно, идеальный врач должен любить свою работу и своих пациентов, ценить и заботиться об их здоровье и своем собственном», «Идеальный врач — это человек, не только хорошо знающий свою работу, но и понимающий, какую профессию он выбрал, любящий эту профессию; врач, которому недостаточно полученных в институте знаний и поэтому постоянно их пополняющий».
Несомненно, представляют интерес и качества идеального врача, касающиеся эмоционально-волевой сферы личности, включающей в себя эмоционально-волевые состояния, процессы и свойства личности [14, 7].
По мнению студентов, он должен обладать уравновешенностью, умением контролировать эмоциональную сферу, жизнерадостностью и оптимизмом, спокойствием, дисциплинированностью, энергичностью и активностью, силой воли.
Экзистенционально-бытийная сфера (3 %) проявляется в состояниях самоуглубления, переживаниях своей самости, свойствах личности, обусловленных сопричастностью своему бытию в мире [14, 8]. К этой сфере можно отнести следующие выделяемые студентами качества «идеального врача»:
• уверенность в себе (31,9 %);
• позитивная Я - концепция (24,5 %);
• автономность и принятие автономии другого (22 %);
• интегральный локус контроля (4,8 %);
• способность к рефлексии (4,8 %);
• обладание яркой индивидуальностью (4,8 %);
• самодостаточность (2,4 %);
• самоуважение (2,4 %);
• высокая самооценка (2,4 %).
Например: «Идеальный врач должен обладать чувством самоуважения, так как, если человек уважает себя, он будет всегда стремиться быть на высоте».
«Врач, самостоятельный в принятии решений и уважающий самостоятельность других людей, понимающий, какое впечатление он оказывает на пациента и обладающий высокой самооценкой, может называться идеальным врачом».
Хотелось бы отметить, что определенную роль в понятии «идеальный врач» студенты отвели имиджу медицинского специалиста. По мнению некоторых из них, идеальный врач должен быть мужчиной, что говорит об установке относительно мужчины-врача как носителя деловых качеств. Кроме того, идеальный врач должен быть аккуратным, в белоснежном халате, обладать привлекательной внешностью и приятными манерами, вести здоровый образ жизни, иметь стильную машину, свой дом и отличный заработок:
«Мужчина, одетый в дорогой костюм, галстук, дорогую обувь. С аккуратной прической и дорогими часами. Имеющий стильную машину».
«Не курящий и малопьющий, всегда в белой рубашке, начищенной обуви и накрахмаленном халате».
«Внешний вид врача не должен вызывать отрицательных эмоций у больного. Например, видя длинные ногти у врача, пациент прежде всего думает: «Как же врач оказывает помощь такими руками?» Врач, пропагандирующий чистоту, должен быть в чистом халате и иметь порядок на столе».
Таким образом, анализируя все вышесказанное, можно отметить, что в своих представлениях студенты, прежде всего, выделяют межличностно-социальную сферу личности идеального врача. Это обусловлено, на наш взгляд, глубоким осознанием будущими специалистами постулата медицинской этики, согласно которому профессиональная деятельность врача — это деятельность в сфере общения и одной из сторон успешности данной деятельности является достаточный уровень развития межличностно-социальных качеств, направленных на умение установить терапевтическое сотрудничество с пациентом. Для будущих специалистов также важно обладание достаточным уровнем знаний и умений, позволяющих переживать собственную ценность как специалиста, чувствовать сопричастность к происходящему. Наличие морально-нравственных, потребностно-мотивационных и эмоционально-волевых качеств позволяет врачу достичь самоактуализации, быть успешным в своей профессиональной деятельности, внести определенный вклад в развитие медицины.
Хотелось бы привести студенческое сочинение, которое наилучшим образом отражает собирательный образ идеального врача в представлениях будущих медиков:
«Врач, обладающий высокими моральными принципами, положительной Я-концепцией (высоким уровнем самосознания), высоким уровнем коммуникативных способностей, способный к рефлексии в высокой степени, который внимательно выслушивает пациента, правильно и корректно задает простые вопросы, не интересуется диагнозами, поставленными другими врачами, и сам ставит точно диагноз. Что бы ни стало ему известно при лечении, а также без лечения о жизни людской, что не следовало когда-либо разглашать, он умолчит, считая подобные вещи тайной. В какой бы дом он ни вошел, он войдет туда для блага пациента, будучи далеко от всего неправедного и преднамеренного. Он свято чтит клятву Гиппократа, клятву врача РБ, «Кодекс врачебной этики», доктрину информированного согласия, а также уголовно-процессуальный кодекс и КЗОТ. Это специалист широкого профиля, всегда ищущий пути для самосовершенствования и в любой момент способный оказать помощь пострадавшим от землетрясения, наводнения, пожаров. Он всегда читает лекции на предприятиях пищевой промышленности, обучая персонал правилам гигиены труда, личной гигиены и действиям, если произойдет несчастный случай».
Подводя итог анализу образа идеального врача в представлениях студентов высшей медицинской школы, можно сделать следующие выводы:
1. В содержание образа идеального врача студенты-медики включают индивидуальнопсихологические особенности личности и особенности профессиональной роли специалиста, относящиеся к следующим сферам личности: межличностно-социальной, моральнонравственной, действенно-практической, когнитивно-познавательной, потребностно- мотивационной, эмоционально-волевой, экзистенционально-бытийной.
2. Наибольший удельный вес отводится межличностно-социальной сфере личности. Причем многие из перечисленных студентами качеств говорят о необходимости соблюдения идеальным врачом доктрины информированного согласия, принципов и норм медицинской этики, «Кодекса врачебной этики».
3. Доминирование межличностно-социальной сферы, отражающей особенности взаимодействия врача с пациентом, позволило определить общий эталон идеального врача как «сотрудничающего» и готового к установлению с пациентом в лечебном процессе терапевтического альянса. Мы рассматриваем это обстоятельство как результат усвоения студентами основных положений медицинской этики, методологических основ и теоретических проблем медицинского взаимодействия, основных правил общения в диадах «врач — пациент», «врач — другие медицинские специалисты», «врач — родственники больного».
4. Образ сотрудничающего врача как идеального в представлениях студентов высшей медицинской школы создает условия для формирования профессиональных ценностных ориентации и профессионального самосовершенствования.
Литература
- Врач — пациент: общение и взаимодействия: Пер. с англ. Р. А. Евсегнеева. Женева; Амстердам; Киев, 1996.
- Дуброва В. П. Размышления о врачебном искусстве, или Социально-психологические факторы успешности деятельности врача // Медицина. 1999. № 3.
- Дуброва В. П. Терапевтическое взаимодействие: психологические аспекты подготовки врача // Социально-психологическая реабилитация населения, пострадавшего от экологических и техногенных катастроф: Материалы VII Междунар. конф. / Ред. кол.: Л. А. Пергаменщик, И. А. Фурманов, Т. В. Мейкшане. Мн., 2000.
- Дуброва В. П. Развитие коммуникативной компетентности врача в контексте социопсихосоматического подхода к пациенту // Актуальные вопросы теоретической и практической медицины: Тезисы докладов 55-й науч. сессии ВГМУ / Ред. кол.: О. Я. Л. Бекиш, Ю. Я. Родионов, Н. Е. Федоров и др. Витебск, 2000.
- Дуброва В. П., Кирпиченко А. А. Психологизация медицинского образования: актуальность проблемы // Медицинское образование XXI века: Сб. науч. тр. Материалы междунар. конф. / Ред. кол.: А. Н. Косинец, М. А. Никольский, Н. Ю. Коневалова, Н. С. Турина. Витебск, 2000.
- Жукова М. И. Социально-психологические факторы успешности деятельности врача: Дис…. канд. психол. наук. М., 1990.
- Каминская С. О. Формирование профессиональных ценностных ориентации будущих педагогов дошкольных учреждений: Автореф. дис…. канд. пед. наук. Мн., 1997.
- Колмогорова Л. С. Воспитание психологической культуры школьника // Вопросы психологии. 1999. № 1.
- Коломинский Я. Л. Психологическая культура — условие и цель деятельности психолога // Психология. 2000. № 2.
- Лигер С. А. Формирование копинг-поведения студентов медицинского вуза и его влияние на личностно-профессиональное развитие врача: Дис…. канд. психол. наук. М., 1997.
- Тихомандрицкая О. А., Дубровская Е. М. Особенности социально-психологического изучения ценностей как элементов когнитивной и мотивационно-потребностной сферы // Мир психологии. 1999. № 3.
- Цветкова Л. А. Коммуникативная компетентность врачей-педиатров: Автореф. дис…. канд. психол. наук. СПб., 1994.
- Ценностные ориентации белорусской молодежи на рубеже XXI века: Материалы региональной научно-практической конференции / Под ред. Е. М. Бабосова, Ю. М. Бубнова и др. Могилев, 1998.
- Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М., 1998.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3816
В прошлом месяце: 30
В текущем месяце: 31
Скачиваний
Всего: 9852
В прошлом месяце: 65
В текущем месяце: 27