Психологическая наука и образование
2001. Том 6. № 2
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Коррекционно-развивающая работа с детьми в возрасте 5-7 лет в условиях ПМСЦ
Аннотация
Общая информация
Рубрика издания: Клиническая и специальная психология
Для цитаты: Прохорова Г.А. Коррекционно-развивающая работа с детьми в возрасте 5-7 лет в условиях ПМСЦ // Психологическая наука и образование. 2001. Том 6. № 2.
Полный текст
Коррекциогао-развивающая работа с детьми в возрасте 5-7 ёет в усёовиях ПМСЦ
Дёя родитеёей детей с ограниченными возможностями развития существует пробёема найти учреждение, в котором ребенку могут оказать не тоёько медицинскую, но и психологопедагогическую помощь. Как правиёо, сложно найти до0коёьное учреждение дёя пребывания таких детей. Зачастую дети с неявными пробёемами занимаются в ёогопедических группах. Однако дёя ребенка с генетической аномалией посещение детского сада становится неразре0имой задачей.
Психолого-медико-социальный центр Северного административного округа оказывает семьям таких детей психолого-педагогическую поддержку. Для примера опи0ем работу с Максимом Б., который родился 22 декабря 1995 г. Диагноз: генетическая аномалия 11-й хромосомы. В службе ранней помощи мальчик наблюдается с сентября 1996 г. За это время специалисты центра регулярно посещали семью, оказывали психологическую поддержку родителям, проводили коррекционно-развивающую работу с Максимом. Участие в групповых занятиях помогло развитию коммуникативных навыков, мальчик легко вступал в контакт с незнакомыми взрослыми. Мама постоянно уделяет боль0ое внимание развитию Максима, старательно выполняет рекомендации специалистов центра.
По мере взросления Максима появилась проблема поиска детского учреждения для продолжения занятий. Маме не удалось подобрать детский сад, в который приняли бы Максима. Поиск осложнялся еще и тем, что вплоть до последнего времени Максим не умел жевать твердую пищу и проглатывать ее.
С декабря 2000 г. индивидуальную работу с Максимом проводит педагог-психолог Галина Александровна Прохорова.
^а первых занятиях было очень трудно удержать внимание Максима, он постоянно уходил из кабинета и бесцельно бродил по центру, повторяя при этом одну и ту же фразу: «Пойдем посмотрим». Традиционный подход к организации занятий успеха не приносил, трудно было дождаться ответной реакции. Максим как бы смотрел сквозь педагога. Поэтому был использован опыт работы педагогов Университета Маккуэри (Сидней).
В программе «Маленькие ступеньки», состоящей из 8 разделов, подробно описано, как вырабатывать у ребенка с особыми нуждами различные навыки, от общей моторики до навыков общения. Сначала ребенок должен научиться смотреть на говорящего и слушать его. ^а первых занятиях психолог подхватывал различные звуки Максима и повторял их. Когда эта «игра» увлекала ребенка, психолог делал неболь0ую паузу перед произнесением звука. Выражение лица Максима, его движения рукой показывали, что он хочет продолжения игры. После этого психолог побуждал Максима постукивать, также в режиме «ожидания». ^а заключительном этапе этих занятий психоёог поочередно строиё с Максимом ба0енку, со- бираё пирамидку, бросал фи0ки в стаканчик и т. д. Маме объяснили, каким образом можно закрепить данный навык в повседневной жизни. ^апример, во время мытья рук мама моет руку, потом Максим моет руку; мама берет изюминку, Максим берет изюминку и т. д.
^а следующем этапе психоёог обозначал словами предмет, на котором Максим хотя бы ненадоёго задерживал взор. ^адо отметить, что на протяжении двух месяцев Максиму предлагалось на выбор несколько пособий, на занятиях применялись те предметы, которые заинтересовали Максима. Сначала это были тарелочки, ложки, ча0ки, стаканчики. Из игрушек мальчик выбрал кубики и пирамидку, с игрушками он не играл.
Далее формировались игровые навыки. ^а занятиях ощупывали лицо мамы и Максима, руки, ноги и называли. Потом стали использовать звучащие игрушки (Максима привлекал звук), побуждали потрогать их и попытаться назвать. Ребенка особенно интересовали игрушки-животные, умеющие издавать соответствующие звуки. ^апример, сначала Максим слышал: «Мяу», психолог спра0ивал: «Кто это мяукает?» — и предлагал: «Давай позовем. Киса, иди к нам». Эта работа требовала длительного времени и помощи родителей для закрепления навыка в повседневной жизни. Продолжая работу в этом направлении, одновременно использовали музыку, в основном из репертуара детского сада. ^екоторые слова при этом заменялись жестами. Для дома0него прослушивания рекомендовалась аудиокассета с записью различных звуков — деревянных, стеклянных, звуков зимнего леса, пения птиц. Психолог также соотносил ощупывание ребенком предметов различной фактуры с их называнием. Данная работа привела к тому, что у Максима появились первые игровые действия: он уже умел уложить ми0ку спать, спеть ему песенку. Заметно улуч0илось понимание обращенной к ребенку речи. Занятия проходили все более результативно. Максим мог выполнять задание в течение 5—7 минут.
Это позволило перейти к следующему разделу работы — обучению словам и фразам.
1- й уровет занятий заключался в задавании вопросов «Что это?», «Что ты делае0ь?» и т. д.;
введении в разговор неоконченных предложений типа: «Это мяч», «У тебя кукла». ^едо- говаривая последнее слово фразы, психолог давал ребенку понять, что от него чего-то ждет. ^е только слова, но и поведение психолога побуждало ребенка заговорить;
использовании распространенных повествовательных предложений: такие предложения, с одной стороны, могут включать в себя слово или фразу, над которыми работаем, а с другой стороны, эти слова или фразы окружены другими словами, так что ребенку как бы подсказывают, что он должен копировать их: «Кукла хочет ЕЩЕ сока», «Это ТАКОЙ ЖЕ кубик».
2- й уровет состоял в том, что, 0евеля губами, проговаривалось слово про себя или произносился первый звук этого слова: «Посмотри, вот цветок».
3- й уровет — это демонстрация слова или фразы. Произнеся слово или фразу, нужно было подождать, пока он усвоит ее, потом можно повторить демонстрацию. Такие упражнения психолог чередовал с игровыми упражнениями;
слово разучивалось вместе с определенным жестом. ^апример, слово «ча0ка» изображалось с помощью жеста — поднести ча0ку ко рту.
Проводимая работа дала первые результаты.
Максим все луч0е понимал указания психолога, через 3 месяца уже мог играть в сюжетную игру, производя простей0ие игровые действия. Возможным стало проведение двигательных упражнений: Максим учился спускаться по лестнице, с удовольствием бросал мяч, делал танцевальные движения.
Чтобы научить Максима жевать, использовали прием закладывания маленького кусочка хлеба за щеку, что стимулировало боковые движения языка. По словам мамы, Максим после этих упражнений стал с удовольствием чистить зубы, а через 2—3 месяца научился жевать.
Развитие навыков тонкой моторики начиналось с формирования умения расставёять ча0ки на бёюдца. Сначала Максим пыгтался сёожить все ча0ки, как пирамидку. Потребова- ёось нескоёько занятий, чтобы приучить расставёять ча0ки. Маме быёо предложено в повседневной жизни закреплять эти умения при сервировке стола. Когда Максим научился раскладывать предметы по одному, брать только один предмет в руки, а не горстью, стало возможным обучение рисованию фломастером по доске. Психолог предложил сюжет: «Вот капал дождик — кап-кап, а теперь получилась лужа, вот такая (рисование непрерывной линии)». Для закрепления навыка маму попросили использовать любые изобразительные средства, например, рисовать палочкой по песку или чертить пальцем по доске, посыпанной мукой.
Программа занятий по развитию навыков восприятия речи включала умение слу0ать и концентрировать внимание на том, о чем говорят. Формированию этого умения помогло прослушивание аудиокассет с различными звуками, после которого на непродолжительное время удавалось привлечь внимание Максима. Показателем успе0ности этой работы явилось то, что ребенок перестал избегать зрительного контакта и пытался уловить взгляд психолога.
В настоящее время проводится работа по формированию умения смотреть на картинку, которую показывает взрослый, и начата работа по формированию умения выбирать из разных предметов или картинок то, что нужно. Работа над данным разделом проходит медленно и требует многократного повторения. В целом же индивидуальные занятия с Максимом позволили ему овладеть дополнительными навыками, которые являются основой для социализации ребенка.
Следует отметить, что на начальном этапе работы с семьей Максима трудности выработки определенных навыков воспринимались родителями как некая безысходность. По мере проведения занятий заметно изменялось настроение мамы и возрастала ее готовность принимать участие в работе с психологом. По мере того как увеличивался запас сформированных навыков, все более тесной становилась «обратная связь», мама уже сама предлагала те или иные приемы и упражнения, подбирала дидактический материал для игр.
Рассмотрим пример работы психолога с ребенком, который посещал логопедическую группу детского сада и приходил на еженедельные занятия в Психолого-медико-социальный центр. Занятия проводила педагог-психолог Г.А Прохорова.
Са0а 3. родился 10 августа 1994 г., направлен логопедом для посещения логопедической группы с диагнозом «задержка психического и речевого развития». Ёогопедом отмечено, что результат ее занятий с Са0ей остался достаточно низким, поэтому, несмотря на проводимую работу, ребенок направлен для консультации в ПМСЦ.
При психолого-педагогическом обследовании было отмечено, что уровень развития речи, учитывая логопедическую работу, в основном достаточный. ^аиболь0ую трудность вызвали задания по кубикам Кооса.
Обследование сформированное™ пространственных представлений показало, что Са0а путает правую и левую стороны, у него отсутствует понимание и вербализация пространственного расположения окружающих предметов, он путает предлоги «над» и «под», а также «между» и «сбоку».
Индивидуальная программа развития строилась с учетом поэтапного формирования вышеуказанных навыков. Отличием от работы с Максимом было то, что навыки формировались намного быстрее и прочнее, а также то, что Са0а посещал детский сад и занимался с логопедом. Тем не менее, первые занятия также были посвящены выработке «режима ожидания». В отличие от работы с Максимом теперь психолог для повторения предлагал не отдельные слова и фразы, а различное интонационное произнесение, варьировал громкость фраз, просил произнести фразу побыстрее или помедленнее и т. д.
При развитии игровых навыков внимание обращаёось не на игровые действия, которые у Са0и были сформированы, а на качество предметов, испоёьзуемое как предмет- заместитеёь. ^апример, этот кусочек меха — пу0истый, ко0ка тоже пушистая. Можно по- ёожить ее тут, на кресёо, это комната мамы.
Особое внимание удеёяёось выработке умения собёюдать очередность, так как именно это умение было сформировано недостаточно. ^а проводимых занятиях Са0а зачастую не мог высёушать вопрос до конца, торопиёся с ответом, что затрудняёо процесс обучения. Поэтому первые занятия с педагогом-психоёогом быёи посвящены играм, в которых следует учитывать очередность, например: «Постучи, как я», «Повтори за мной и скажи свое сёо- во».
Дёя рас0ирения объема сёухоречевой памяти испоёьзовались сёовесные ёесенки:
Ма0ина.
БоёЪ0ая ма0ина.
БоёЪ0ая кратая ма0ина.
БоёЪ0ая кратая ма0ина едет.
Боёъшая кратая ма0ина едет по дороге.
Родитеёям рекомендовалось закрепёять поёученные навыки в играх и повседневной жизни. Указанная работа проводиёась на протяжении двух ёет с периодичностью занятий два раза в недеёю. Психоёогическое консультирование родитеёей обеспечивало боёее ясное понимание ими возможностей ребенка и путей его развития. Положительный настрой семьи на занятия способствовал тому, что родители с удовольствием участвовали в развивающих играх. Это создавало атмосферу принятия ребенка таким, какой он есть, и помогло подготовить Са0у к поступлению в массовую 0колу.
В заключение отметим, что успе0ная работа с ребенком возможна только в тесном контакте с семьей и при условии, что родители принимают активное участие в проводимой психолого-педагогической работе.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1443
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 4
Скачиваний
Всего: 653
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0