Психолого-педагогические исследования
2009. Том 1. № 4
ISSN: 2587-6139 (online)
Проблема асимметричности и неравновесности психологических позиций в диалогическом взаимодействии
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: диалог реальный и идеальный, диалогическая реальность
Рубрика издания: Общая психология
Для цитаты: Дмитриева Л.Г. Проблема асимметричности и неравновесности психологических позиций в диалогическом взаимодействии [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2009. Том 1. № 4. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2009_n4/Dmitrieva (дата обращения: 21.11.2024)
Полный текст
В современной практике образования наиболее востребовано субъект-субъектное взаимодействие. Его основой являются диалог и диалогическое взаимодействие. Диалогическое взаимодействие - многоплановый процесс, включающий в себя взаимообусловленные, педагогически целесообразные и согласованные действия педагога и учащегося, которое заключается в развитии личности последнего [13;11;1;8; 9; 6].
Существуют общепринятые характеристики диалогического взаимодействия, в структурные компоненты которого традиционно входят сотрудничество и равенство психологических позиций. Однако всякое взаимодействие – это изменение состояния взаимодействующих объектов, что предполагает асимметричность и неравновесность диалога. Под асимметрией диалога в психологии понимается несоразмерность психологических позиций, которая обусловлена воздействием участников диалога друг на друга. Неравновесность психологических позиций зависит от реального, происходящего «здесь и сейчас» процесса взаимодействия. Взаимное воздействие людей друг на друга – обязательный элемент любой совместной деятельности. Стремясь к равновесию, тем не менее, невозможно отмерять отклонение чаши весов в ту или другую сторону [10]. Реальный диалог, как и сама психическая реальность, – полифоничен. В диалоге есть все: и манипуляция, и маски, и формальное общение [3].
В любом диалогическом взаимодействии есть феномен неравновесности. В общении «центр тяжести» диалога переходит то к одной, то к другой стороне. Диалогическое взаимодействие не просто происходит, оно постоянно рождается. Эффект незавершенности приводит к актуализации побуждений искать средства реализации, завершенности идей, равновесности (прегнантности). А это значит, что тот, у кого есть аргументы, воздействует на диалог и процесс поиска истины. Характеризуя диалогическое взаимодействие с точки зрения равенства психологических позиций, Л. А. Петровская в то же время говорит об обоюдной активности сторон в процессе общения (а это уже неравновесность и асимметрия), при которой каждая не только испытывает воздействие, но и сама в равной степени воздействует на другую [8].
В психологических источниках нет достаточной четкости в интерпретации соотношения понятий взаимодействие и воздействие. Термин воздействие рассматривается двояко: 1) он связан с авторитарной педагогикой [5] и 2) интерпретируется как гибкое педагогическое взаимодействие, связанное с развитием личности ребенка с целью перевода его на позицию субъекта.
Основания для выделения феномена асимметрии мы находим в разных психологических направлениях: в теории когнитивного, учении о доминанте, деятельностном подходе и психосемантике. С точки зрения деятельностного подхода предметы и явления фиксируются в общественном и индивидуальном сознании. В индивидуальном сознании отражается субъективное содержание предмета либо явления, так называемый личностный смысл. Этот субъективный образ рождает асимметричные позиции в диалоге.
Интересным представляется подход к асимметричности психолога В. В. Знакова [4]. Диалог исследуется им с точки зрения феномена понимания. Взаимопонимание строится на согласовании представлений о ситуации общения. Описывает асимметрию диалога В. В. Знаков следующим образом. Вступая в беседу, человек обычно считает, что собеседник будет придерживаться правил ее ведения (имея в виду собственную точку зрения об этих правилах). Различие способов поведения (наборов правил), на которые ориентированы собеседники, ведет к асимметрии и затем – к непониманию.
Рассмотрим асимметричность и неравновесность диалогического взаимодействия на эмпирическом материале.
Исследовательская задача: проанализировать испытуемых на предмет дифференциации ими структурных компонентов и выявления неравновесности и асимметричности диалога.
Исследовательская гипотеза: в реальной ситуации диалогического взаимодействия имеют место асимметричность и неравновесность психологических позиций, которые являются следствием разного понимания диалога в индивидуальном сознании студентов. Предполагаем, что в личностный смысл диалога могут быть включены системы конструктов, в которых выделяется структурный компонент неравновесности и асимметричности.
Инструментарий: анализировались особенности диалога с помощью ранговой решетки Дж. Келли и метода семантического дифференциала Ч. Осгуда, а также методики «Сочинение», в которой выявлялись описания диалога для последующих этапов эмпирического исследования.
Методом обработки описаний диалога был определен контент-анализ, который осуществлялся по процедуре обработки данных семантического дифференциала В. Ф. Петренко [7]. Контент - аналитическая обработка описания диалога проводилась группой студентов, которые работали независимо друг от друга. Расхождения во мнении экспертов возникали не чаще чем в деcяти случаев из ста.
В качестве методов математической обработки данных использовались корреляционный и факторный анализ.
Участники исследования: в исследовании приняли участие 67 студентов 1–2 курсов экономического и юридического факультетов ВЭГУ (участвовали в проведении методики «Сочинение»), а также студенты факультета педагогики и психологии ВЭГУ (возраст испытуемых 18 – 22 года). По эмпирическим данным В. Ф. Петренко, студенты-психологи отличаются когнитивной сложностью. Следовательно, здесь можно с большой вероятностью ожидать максимальной дифференциации оценочных суждений. Всего в эмпирическом исследовании приняли участие 112 студентов.
Результаты исследования и их обсуждение
Студентам было предложено написать сочинение на тему «Что такое в вашем понимании диалог?» Результаты сочинений обрабатывались с помощью индуктивного контент-анализа. Критерием отбора ситуаций диалога являлась частота их употребления студентами. В итоге было выявлено 9 конструктов, которые и составили ранговую решетку. Были выявлены следующие конструкты:
1. Ваш диалог строится на равных отношениях.
2. Вы доверительно относитесь к партнеру по общению.
3.В диалоге вы свободно выражаете свои чувства и мысли.
4. Ваш диалог строится на неравных отношениях.
5. Ваше отношение к человеку влияет на общение.
6. В общении вы скованны в высказывании своих чувств и мыслей.
7. Ваше отношение к человек не влияет на диалог.
8. В вашем общении с человеком прослеживается общая тема.
9. В вашем общении с человеком нет определенной тематики.
Элементы предложены нами. Они находятся в диапазоне пригодности используемых конструктов и репрезентируют выборку студентов.
1. Я разговариваю с незнакомой аудиторией
2. Я разговариваю с одним незнакомым человеком.
3. Я разговариваю со знакомым сверстником.
4. Я разговариваю с незнакомым сверстником.
5. Я разговариваю со старшими по возрасту незнакомыми людьми.
6. Я разговариваю со старшими по возрасту знакомыми людьми.
7. Я разговариваю с преподавателем.
8. Я разговариваю с человеком на темы, касающиеся деловых отношений.
9. Я разговариваю с человеком на темы, не касающиеся деловых отношений.
10. Я разговариваю с большой незнакомой аудиторией.
11. Я разговариваю с большой знакомой аудиторией.
Далее ранговая решетка (компьютерный вариант) предъявлялась испытуемым. По результатам тестирования получены 55 матриц, которые были обработаны по критерию Спирмена. Результаты представлены в виде графиков в пространстве двух значимых мощных конструктов.
Корреляционные матрицы, полученные в решетках Дж. Келли, подверглись процедуре факторного анализа, который позволяет сгруппировать сходные по содержанию факторы в более емкие категории-факторы.
В результате обработки данных выделено 7 независимых категорий-факторов, из них 5 факторов имеют наибольшую содержательную нагрузку. Факторы получили следующие названия.
Фактор 1 – «личностное отношение, влияющее на диалог» (объясняющий 23,7 % общей дисперсии).
Фактор 2 – «отсутствие определенной темы разговора» (17,5 %).
Фактор 3 – «личностное отношение, не влияющее на диалог» (9,3 %).
Фактор 4 – «скованность в высказывании своих мыслей» (13,7 %).
Фактор 5 – «неравенство психологических позиций» (11,8 %).
Два оставшихся фактора отражают менее «мощные», но также достоверно значимые параметры, это:
Фактор 6 – «психологическое равенство в отношениях» (5 %).
Фактор 7 – «общая тематика разговора» (3 %).
Как видим из полученных данных, на диалогическое взаимодействие могут оказывать влияние разные факторы. Наиболее значимый – отношение субъектов взаимодействия друг к другу, в котором важную роль играют личностные смыслы ситуации общения и диалога. В основе личностного отношения – индивидуальное сознание, которое зачастую и «провоцирует» возникающие трудности в диалоге. В реальном взаимодействии диалог может быть разным, в том числе и не имеющим определенной темы разговора, что также подтверждается эмпирическими данными. Но не всегда, судя по результатам, диалог может определять личностное отношение. Здесь, по - видимому, проявляется суть диалогических отношений, которые, несмотря на возникающие затруднения, нацелены на результат, решение общей задачи. Самое главное противоречие общепринятым представлениям о диалоге, которое мы обнаружили в эмпирических данных, – это выделение фактора неравенства психологических позиций.
Таким образом, на эмпирическом материале доказана неравновесность диалога. Этот факт позволяет считать диалог сложным структурным образованием, которое не укладывается в теоретические описания и схемы. Не менее интересен в плане противоречивых представлений о диалоге и фактор скованности в высказываниях. Принято считать, что в диалоге человек раскован, уверен в себе и не испытывает барьеров и затруднений в общении. Как видим, в реальности все иначе. Участники могут быть скованными и неуверенными в себе.
Итак, в психологических исследованиях мы не обнаружили эмпирических данных, подтверждающих известные теоретические описания диалога (о равенстве психологических позиций, открытости в общении, самораскрытии, сотрудничестве и так далее). Полученные результаты дают основание утверждать, что характеристики диалога в реальном общении отличаются от его описаний в философских и психологических источниках. С помощью эмпирических данных удалось подтвердить предположение о том, что диалог асимметричен и неравновесен и не всегда предполагает раскованность в общении.
Литература
- Бодалев А. А. Личность и общение. М., 1995.
- Братченко С. Л. Психологи в мире диалога // Человек в мире диалога: Тезисы докл. и сообщ. Всесоюзн. конф. Л., 1990.
- Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1987.
- Знаков В.В. Субъект-объектный и субъект-субъектный типы понимания высказываний в межличностном общении // Психология индивидуального и группового субъекта / Под ред. А.В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. М., 2002.
- Ляудис В. А. Структура продуктивного учебного взаимодействия // Психолого-педагогические проблемы воздействия учителя и учащихся. М.,1980.
- Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал. М., 1994.
- Петренко В.Ф. Основы психосемантики. Смоленск, 1997.
- Петровская Л. А., Спиваковская А. С. Воспитание как общение - диалог// Вопросы психологии. 1983. №2.
- Петровский В. А. Воспитатели и дети: источники роста. М., 1994. Самоукина Н. В. Психология профессиональной деятельности. СПб., 2004.
- Сухомлинский В. А. Потребность человека в человеке. М., 1981.
- Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. М., 1987.
- Шацкий С. Т. Избранные педагогические соч. - В 2-х т. Т. 1. М., 1980.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2771
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 19
Скачиваний
Всего: 904
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 2