Представления администраторов образовательных учреждений об одаренных учащихся

900

Аннотация

В статье обосновывается необходимость целенаправленной подготовки школьных администраторов к организации работы с одаренными учащимися. Рассмотрен зарубежный опыт такой подготовки. Приведены результаты исследования представлений администраторов московских школ, которое было проведено сотрудниками Городского ресурсного центра одаренности ГБОУ ВПО МГППУ в рамках НИР по выявлению условий образовательной среды для одаренных учащихся.

Общая информация

Ключевые слова: администраторы, одаренные , имплицитные представления, профессиональная подготовка педагогов

Рубрика издания: Психология развития

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2015070110

Для цитаты: Попова Л.В., Мешкова Н.В. Представления администраторов образовательных учреждений об одаренных учащихся [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2015. Том 7. № 1. С. 97–110. DOI: 10.17759/psyedu.2015070110

Фрагмент статьи

При переходе к новой экономической парадигме – «экономике знаний» – современный мир столкнулся с проблемой структурной безработицы, которая заключается в недостатке талантливых людей, способных выдвигать, разрабатывать и воплощать в жизнь новые идеи. Впервые в истории человечества к проблеме одаренных обратились экономисты. Они утверждают: «Дефицит талантов больше не является кризисом, который маячит на горизонте…. Дефицит талантов создает настоящую угрозу развитию мировой экономики и процветанию мирового сообщества» [18, c. 1].

Литература

  1. Былинская Н.В. Обычный и одаренный ученики: имплицитные теории личности в педагогическом сознании // Психология обучения. 2011. № 2. С. 96–109.
  2. Концепция «Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций» // Психологическая наука и образование. 2014. Т.19. № 3. С. 5–10.
  3. Концепция общенациональной системы выявления и поддержки молодых талантов, утвержденная Президентом Российской Федерации 03 апреля 2012 года [Электронный ресурс] // URL: http://президент.рф/news/14907 (дата обращения 13.10.2014).
  4. Малых С.Б., Егорова М.С., Мешкова Т.А. Основы психогенетики. М.: Эпидавр, 1998. 744 с.
  5. Марголис А.А. Проблемы и перспективы развития педагогического образования в РФ // Психологическая наука и образование. 2014. Т.19. № 3. С. 41–57.
  6. Мешкова Н.В., Кондратьев М.Ю. Системная работа в сфере образования с одаренными детьми и подростками: социально-психологическая составляющая // Социальная психология и общество. 2012. № 1. С. 5–25.
  7. Панов В.И. Одаренность и одаренные дети: экопсихологический подход. М.: Изд-во РУДН, 2005. 300 с.
  8. Платунова Е.Ю. Материалы для организационной работы с одаренными детьми // Практика административной работы в школе. 2012. № 4 (83). С. 28–30.
  9. Попова Л.В. Образование одаренных: государственная политика Европейских стран // Психологическая наука и образование. 2011. № 4. С. 56–62.
  10. Попова Л.В., Фи Тхи Хиеу. Представления об одаренности и особенностях одаренных детей (на материале вьетнамской выборки) // Преподаватель XXI век. 2011. № 3. С. 343–350.
  11. Практика административной работы в школе. 2012. № 4 (83); 2013. № 1, № 2; 2014. № 5.
  12. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 3. С.11–31.
  13. Рабочая концепция одаренности: 2-е изд., расшир. и перераб. М., 2003 [Электронный ресурс] // URL: http://psychlib.ru/mgppu/rko/rko-001-.htm (дата обращения 13.10.2014).
  14. Рубцов В.В., Юркевич В.С. Теория и практика работы с одаренными детьми // Вестник практической психологии образования. 2011. № 1(26). С. 9–15.
  15. Фишбейн Д.Е. Оценка типа организационной культуры образовательного учреждения // Журнал руководителя управления образованием. 2013. № 6. С. 24–30.
  16. Amabile T.M. Effects of external evaluation on artistic creativity // Journal of Personality and Social Psychology, 1979. № 37. P. 221–233.
  17. Balogh L. Programmes and practices of gifted education in Eastern Europe and the Balkans // Gifted Development at Schools: Research and Practice/ L. Balogh, L. Toth (eds.). Debrecen: University of Debrecen, 2001. P. 57–69.
  18. Confronting the Talent Crunch: 2008. A manpower Whitepaper. [Электронный ресурс]// Milwaukee: Manpower, 2008. 20 p. URL: http://www.manpowergroup.co.uk/media/39335/talentcrunch2008_whitepaper.pdf ( дата обращения 13.10.2014).
  19. Gallagher J.J. Teaching the Gifted Child: 2-nd ed. Boston: Allyn and Bacon, 1977. Chapter 10. 431 p.
  20. Heller K.A., Finsterwald M., Ziegler A. Implicit theories of mathematics and physics teachers on gender-specific giftedness and motivation //Munich Studies of Giftedness / K.A. Heller (Ed.). Berlin: Lit Verlag, 2010. P. 239–252.
  21. Matthews D.J., Foster J.F. Mystery to Mastery: Shifting Paradigms in Gifted Education // Roeper Review. 2006. Vol. 28. Issue 2. P. 64–69.
  22. McCoach B.D., Siegle D. What predicts teachers’ attitudes toward the gifted? // Gifted Child Quarterly. 2007. № 51 (3). P. 246–255.
  23. Monks F., Pfluger R. Gifted education in 21 European Countries: Inventory and perspective. Nijmegen: Radboud University, 2005. 172 p.
  24. Preparing the next generation of STEM innovators. Identifying and developing our Nation’s human capital. National Science Board. 2010 [Электронный ресурс] // URL: http://www.nsf.gov/nsb/publications/2010/nsb1033.pdf (дата обращения 13.10.2014).
  25. Reis S.M., Renzulli J.S. The Role and Responsibilities of the gifted program coordinator // Roeper Review. 1988. Vol. 11. № 2. P. 66–72.
  26. Rogers K.B. Lessons learned about educating the gifted and talented: a synthesis of the research on educational practice // Gifted Child Quarterly. 2007. Vol. 51 (4). P. 382–396.
  27. Sternberg R. J. Implicit theories of intelligence, creativity, and wisdom // Journal of Personality and Social Psychology. 1985. № 49. P. 607–627.
  28. Toward Excellence in Gifted Education / J. Feldhusen (Ed.). Denver: Love Publishing Company, 1985. 189 p.

Информация об авторах

Попова Людмила Владимировна, кандидат психологических наук, профессор кафедры психологии факультета педагогики и психологии, ФГБОУ ВПО МПГУ, Москва, Россия, e-mail: vlasova13@yandex.ru

Мешкова Наталья Владимировна, кандидат психологических наук, доцент кафедры теоретических основ социальной психологии, факультет социальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3965-9382, e-mail: nmeshkova@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2292
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 900
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 3