Гуманистическая психология и гуманистическая психодрама (Аннотация к электронному изданию книги)*

1316

Общая информация

Рубрика издания: Юридическая психология детства

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Гессманн Х. Гуманистическая психология и гуманистическая психодрама (Аннотация к электронному изданию книги)* [Электронный ресурс] // Психология и право. 2012. Том 2. № 4. URL: https://psyjournals.ru/journals/psylaw/archive/2012_n4/56608 (дата обращения: 05.12.2024)

Полный текст

Уважаемые дамы и господа!

Психодрама как метод психотерапии может применяться в работе не только с взрослыми, но и особенно - с детьми и подростками для развития их личности и изменения нежелательного поведения и переживаний. Она может использоваться и в профилактических целях для защиты детей или для лечения в рамках оказания социальной помощи детям и подросткам.

Первый опыт в работе с девиантными и делинквентными детьми и подростками я получил в период между 1970 и 1980 годами в качестве руководителя государственного воспитательного учреждения для таких подростков. Я начал модифицировать психодраму для использования в этом особом виде терапии, а затем преподавать ее за рубежом. В то время я вел занятия в Швейцарии в системе повышения квалификации учителей специальных школ для трудновоспитуемых детей, а также с тех пор и до сегодняшнего дня регулярно несколько раз в год преподаю психотерапию в центре постдипломного образования в Греции.

Для меня важно сообщить Вам, насколько значима работа с помощью именно  гуманистической психодрамы в области юридической психологии. Во многих немецких тюрьмах она стала стандартным методом групповой психотерапии.

Обычно задается вопрос: чем отличается гуманистическая психодрама по сравнению с классической?

Ответ дает публикуемая сегодня книга.

Она показывает, что корни гуманистической психодрамы можно найти в работах философов экзистенциального направления, таких, как Мартин Бубер, Серен Кьеркегор, Жан-Поль Сартр, а также в трудах представителей гуманистической психологии – Шарлотты Бюлер, Фрица Перлза, Рут Кон и Карла Роджерса.

С 1980-х годов я разрабатывал гуманистическую психодраму как новую форму психодрамы. Предпринятая мной интеграция психодрамы и гуманистической психологии требовала новой оценки и описания ее целей и методов.

В центре этого концепта находится индивидуальная ответственность человека за себя самого и за свое окружение. Цель самореализации отдельного человека осуществляется в группе и с помощью группы. Образ человека при этом заимствован в гуманистической психологии. Он предполагает:

  • Веру в возможность самораскрытия и самоосуществления индивидуума;
  • Самопринятие и принятие других членов группы;
  • Надежду и ответственность за человеческую жизнь в этом мире;
  • Отказ от претензий на абсолютную правду и авторитет.

Для терапии в духе гуманистической психодрамы это означает, что отдельный человек, находящийся в своем социальном окружении, призван и способен к обучению и изменениям. Это также значит, что терапевт не имеет права отнимать у него ответственность и «лечить» его извне. Человека можно лишь побуждать к исследованию самого себя, определению и преследованию собственных целей.  Ответственность за себя остается у клиента. В терапевтическом процессе клиент узнает, что он осознанно совершает выборы и принимает решения, и только он несет за них ответственность. Каждый член группы в гуманистической психодраме определяет меру, в которой он представляет группе свои состояния и мотивы и прорабатывает их. За терапевтом остается профессиональная компетенция стимулировать процесс изменений.

В гуманистической психодраме принципиальной целью является предоставление возможности и стимулирование в ходе группового процесса самостоятельного развития участника группы. Все психодраматические методы подчинены этой целевой установке. Они направлены на членов группы, группу как целое и концентрируются на протагонистах как представителях группы. Участники группы определяют содержание и меру своей деятельности, ограниченные только социальной реальностью самой группы.

В терапевтическом групповом процессе можно опираться на естественную потребность человека к росту и самоосуществлению. Она обеспечивает терапевту и членам группы безоценочную спокойную уверенность, что терапевтический процесс будет идти вперед и что клиент, включенный в свою социальную среду, своими силами найдет путь к себе.

В гуманистической психодраме с опорой на гуманистическую психологию представляется позитивный образ творческого созидающего человека, как в индивидуальном развитии, так и в конструктивном и креативном взаимодействии с другими людьми и миром.

В гуманистической психодраме опыт познания себя и самоосуществления составляют важные аспекты терапевтического процесса. Для члена группы исходной точкой изменения или новой ориентации в своих переживаниях и поведении в направлении большей удовлетворенности и самопринятия служат субъективные переживания, чувства и мысли, собственный опыт. Однако они всегда одновременно соотносятся с социальной реальностью. В практической терапевтической работе взаимодействие с биографией отдельного человека тесно связано с социометрией группы. Устанавливая баланс между личной и социальной идентичностью, индивидуум может добиваться большей удовлетворенности.  У человека возникает чувство собственной ценности, если он может осуществлять свою потребность в самоуважении и социальном признании.

Групповой терапевтический подход в гуманистической психодраме создает хорошие предпосылки и возможности для участников в выработке и реализации равновесия, баланса между личными и социальными частями своего «Я».

Поиск смысла и осуществления, в том числе и выходящего за пределы собственного существования, необходимо учитывать как важный мотив человека. В психодраме он может побуждать участника исследовать свои отношения к людям из ближайшего окружения и улучшать их, поскольку только благодаря опыту проживания  взаимодействия и коммуникации с окружающими возможны новые открытия, позволяющие изменить и дополнить образ жизни.

В гуманистической психодраме прорабатываются не отдельные нарушения, в центре процесса изменений находится весь человек со своими индивидуальными взглядами на жизнь. На него ориентируется терапевт со своими методами и другие члены группы при создании событий в групповом терапевтическом процессе. При этом терапевт является носителем и представителем гуманистических ценностей, таких, как свобода, равноправие и достоинство человека, они проявляются в его позиции, манере держать себя и его методах, они служат процессу образования норм в группе.

Аспект целостности имеет значение в гуманистической психодраме на нескольких уровнях.

На индивидуальном уровне он означает, что человек понимается как психофизическое целое. Человек является целым относительно разных систем, таких, как мышление, чувства, тело. Человека следует рассматривать как единство тела, души и духа, а также единство самого человека и его окружения. В психодраме находит свое место субъективный мир участников во всех его возможных гранях. Целостность означает также и спектр индивидуальных тем. В центре внимания находится не проработка отдельных нарушений, а целостный человек со своим индивидуальным взглядом на жизнь.

Одновременно аспект целостности включает в себя и социальную связанность человека, человека как психофизического социального существа. Как метод групповой психотерапии гуманистическая психодрама обладает благодаря групповой реальности, так сказать, встроенным критерием реальности. Группа является для отдельного ее члена неким собеседником, к которому можно обратиться и доверить свои проблемы, чувства и суждения. В группе происходят интенсивные коммуникативные процессы, что позволяет затронуть соответствующую социальную структуру человека.

В терапевтическом процессе аспект целостности также играет роль терапевтического действия, т.е. психодрама не служит неким «курсом разговорной терапии», не ограничивается речью и не разворачивается лишь в диаде. Психодрама в рамках своей основополагающей системы открыта для множества методов.

Психодрама направлена не столько на анализ, сколько на интеграцию; конфликты базируются не только на сценах, или ключевых сюжетах прошлого, но представляют собой постоянно актуализируемые в настоящем и конструируемые самими участниками темы. Они разыгрываются «здесь и теперь».

Для многих проще рассматривать свои мысли и чувства в прошлом или будущем, чем в настоящем. Вследствие этого для них «собственно жизнь» начинается только в будущем или уже была в прошлом. Тем самым происходит бегство от столкновений с актуальными жизненными темами, а лежащий в них потенциал развития остается неиспользованным. Важной целью гуманистической психодраматической психотерапии является концентрация на настоящем. Гуманистическая психодрама происходит «здесь и теперь», независимо от того, выражена ли прорабатываемая тема в сцене из прошлого, настоящего или будущего, либо она представляется в сцене, не опирающейся на реальность.  При этом, однако, «здесь и теперь» должны пониматься в целостности настоящего, прошлого и будущего, так как значение настоящего складывается как из пережитого в прошлом, так и из знания о возможностях в будущем.

Гуманистическая психодрама имеет – особенно в том, что касается установок и позиции руководителя, или терапевта –  явные параллели с мыслями Карла РОДЖЕРСА.

При этом в плане своей гуманистической позиции терапевт должен особенно следить за тем, чтобы не возникала выраженная иерархия отношений между терапевтом и клиентом. Терапевт в гуманистической психодраме конгруентен, т.е. находится в согласии с самим собой. Он без страха осознает многослойность своих собственных чувств и установок и разрешает себе их проявлять и показывать. Это не значит, что он, не фильтруя, передает всю информацию протагонисту. Уместным способом он делает явным то, что он считает необходимым для процесса развития протагониста. Тем самым он делает возможной проникнутую истинностью встречу человека с человеком.

В такого рода отношениях в равной степени получают пользу как члены группы, так и терапевт, развиваясь и обучаясь важным для своей жизни вещам.

В настоящее время возможных членов группы, возможных клиентов достаточно. Не хватает обученных и опытных терапевтов. Поэтому я приезжаю в Россию и ищу возможности преподавать психотерапевтические методы.  Начало этому уже положено, сейчас же важно проложить путь дальше и способствовать его развитию. Маленьким вкладом в это должна послужить  предлагаемая читателям книга. Я благодарю университет за ее публикацию, а Вас – за внимание к ней.

* Статья подготовлена к печати в рамках проекта МГППУ "Детство под защитой: германо-российский обмен опытом в области ювенальных технологий" по гранту Гете-института в рамках Года Германии в России 2012/13.

Информация об авторах

Гессманн Ханс-Вернер, Доктор клинической психологии, директор Центра повышения квалификации, диагностики и терапии, Психотерапевтический институт Бергерхаузен, Дуйсбург, Германия, e-mail: h.w.gessmann@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 3890
В прошлом месяце: 28
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 1316
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0