Содержательные аспекты психологической подготовки оперативных сотрудников ФСИН России к работе с осужденными за террористическую деятельность

41

Аннотация

Необходимость психологической подготовки сотрудников оперативной службы уголовно-исполнительной системы к работе с осужденными за террористическую деятельность очевидна. Целью исследования являлось определение содержательных аспектов психологической подготовки оперативных сотрудников к работе с осужденными за террористическую деятельность. Соответственно были определены и задачи: определение методики организации подготовки оперативных сотрудников, принципы ее построения; выявление социально-психологических и аксиологических характеристик лиц, осужденных за террористическую деятельность. Значимость полученных результатов определяется раскрытием теоретико-методических аспектов психологической подготовки сотрудников оперативной службы к работе с осужденными за террористическую деятельность, представленных в виде валидных принципов ее построения, определенных путем интерпретации эмпирического материала. Теоретическая и практическая значимость результатов подчеркивается также установленными социально-психологическими и аксиологическими характеристиками лиц, осужденных за террористическую деятельность, необходимыми для проведения эффективной оперативной работы с ними.

Общая информация

Ключевые слова: психологическая подготовка, научно-исследовательская работа

Рубрика издания: Пенитенциарная психология и практика исполнения уголовных наказаний

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2023130406

Получена: 13.10.2022

Принята в печать:

Для цитаты: Казберов П.Н. Содержательные аспекты психологической подготовки оперативных сотрудников ФСИН России к работе с осужденными за террористическую деятельность [Электронный ресурс] // Психология и право. 2023. Том 13. № 4. С. 70–82. DOI: 10.17759/psylaw.2023130406

Полный текст

Введение

Основной предпосылкой проведения научно-исследовательской работы по изучению личностных характеристик осужденных за терроризм, необходимых для проведения эффективной оперативной работы с ними, явилась ситуация недостаточности данных в отношении указанной категории лиц, полученных путем анализа реального эмпирического материала. Большая часть исследований, посвященных личности террориста [5; 16; 27; 28] и аспектам психологической подготовки сотрудников оперативной службы ФСИН России к работе с осужденными за террористическую деятельность [1; 5; 7; 8; 16; 20; 22; 26] построены на гипотетических предположениях авторов, не имеют в виде оснований выводов и методических предложений, основанных на результатах интерпретации и обработки необходимого валидного эмпирического материала.
В этой ситуации новизна проведенного нами исследования заключается в определении принципов построения психологической подготовки оперативных сотрудников к работе с осужденными за террористическую деятельность, а также социально-психологических характеристик лиц, осужденных за террористическую деятельность, необходимых для проведения с ними эффективной оперативной работы, установленных путем интерпретации значительного массива эмпирического материала. Именно в этом состоит исследовательский вклад автора в изучение вопроса подготовки оперативных сотрудников ФСИН России к успешной работе с осужденными за террористическую деятельность, об этом пойдет речь в данной статье [3; 4; 9; 10—14; 17; 23].
Необходимо отметить, что специфика профессиональной деятельности сотрудников оперативной службы ФСИН России имеет значительно выраженный конфиденциальный характер, в связи с чем материалы данной публикации не могут претендовать на полное раскрытие содержания психологической подготовки этих сотрудников.

Материалы и методы

С целью выполнения задач, поставленных во введении, наше эмпирическое исследование, часть результатов которого рассматривается в нашей публикации, было организовано и проведено с 2013 по 2020 год в исправительных учреждениях ФСИН России тридцати территориальных органов УИС. Выборка лиц, осужденных за террористическую деятельность, составила более семиста человек.
В процессе научно-исследовательской работы применялись следующие методики:
  • метод анализа документации, связанной с личностью осужденных за террористическую деятельность (личные дела осужденных, материалы судебных решений (приговоров), характеристики осужденных, материалы по анализу их дисциплинарной практики);
  • метод бесед с лицами, осужденными за террористическую деятельность,
  • анкетирование лиц, осужденных за террористическую деятельность с использованием авторских анкет;
  • метод психодиагностики (тестирования): 1) опросник LSI (LIFE STYLE INDEX) «Индекс жизненного стиля Р. Плутчика»; 2) методика «Стандартизированный метод исследования личности» (СМИЛ) Л.Н. Собчик; 3) методика «Временная перспектива осужденного» (ВПО) Филиппа Зимбардо; 4) методика исследования самоотношения Р.С. Пантелеева (МИС); 5) личностный опросник Басса—Дарки (БД); 6) методика «Комплексное исследование личности осужденного» (КИЛО) Е.А. Чебаловой; 7) тест «Смысложизненные ориентации» (СЖО) Д.А. Леонтьева.
Весь полученный в ходе научно-исследовательской работы эмпирический материал прошел соответствующую математико-статистическую обработку с использованием методов пакета IBM SPSS Statistics 23.

Результаты и обсуждение

Процессы, происходящие не только в нашей стране, но и во всем мире, к которым относятся миграционные и интеграционные процессы, актуализируют проблематику противодействия террористической деятельности. В этих динамических процессах находят свое отражение противоречия не только различных стран, религий, политических доктрин, но и различных культур и ментальностей [24; 25; 29].
В данных условиях проблема профилактики и противодействия терроризму становится актуальной и для Федеральной службы исполнения наказаний России, и, в частности, для сотрудников оперативной службы ФСИН России. Определяется как актуальная и оптимизация существующей психологической подготовки оперативных сотрудников к работе с осужденными за террористическую деятельность [3; 18]. Закономерным требованием к организации такой подготовки будет ее проведение на соответствующем методическом уровне, обусловленном принципами построения психологической подготовки оперативных сотрудников к работе с осужденными за террористическую деятельность, а также детерминированном использованием в подготовке аутентичных социально-психологических характеристик лиц, осужденных за террористическую деятельность, необходимых для проведения с ними эффективной оперативной работы, установленных путем интерпретации значительного массива эмпирического материала [3; 4; 9—14; 17; 23].
Осмысление всего полученного в исследовании эмпирического материала позволило определить принципы построения психологической подготовки оперативных сотрудников к работе с осужденными за террористическую деятельность. Так, принцип аксиологичности предполагает, что подготовка сотрудников оперативной службы ФСИН России к работе с осужденными за преступления террористической направленности должна основываться на обязательном учете системы ценностей каждого человека, соответственно и осужденных рассматриваемой категории. Достигнуть этого возможно посредством обеспечения оперативных сотрудников знаниями в области аксиологии, научной дисциплины, изучающей ценности жизнедеятельности человека, определяющих качественное состояние подструктуры направленности его личности [3; 9; 11—14].
В юридической психологии известны позиции, раскрывающие ценностно-нормативный подход при рассмотрении ядра личности преступника (Долгова А.И., Ратинов А.Р.). Согласно этому подходу, иерархическое строение системы ценностей образует структуру личности. С позиций А.И. Долговой к ценностям ядра личности относятся социальные цели, а также средства их достижения [18, с. 15]. А.Р. Ратинов определял систему ценностей личности преступника как «…сложную динамическую систему, имеющую свою ядерную и периферическую части. В центре находятся самые значимые и потому наиболее стабильные ценности сознания, а по мере “удаления” от них — подчиненные первым более лабильные и ситуативные ценности» [15, с. 48].
Оформление именно аксиологического (греч. axios — ценность и logos — учение) подхода в понимании природы такого кране сложного явления, как терроризм, начало осуществляться автором статьи в составе авторского коллектива ФКУ НИИ ФСИН России с 2013 г. в рамках проведения ряда научно-исследовательских работ по рассматриваемой тематике [12; 23].
Обобщение и интерпретация результатов сбора эмпирических материалов по рассматриваемой категории осужденных определяло наличие явных отличий аксиологического характера осужденных за терроризм от основной социальной среды осужденных. Прежде всего это выражалось в общих, социально-демографических характеристиках этих лиц, так:
  • 90% (от общей выборки осужденных за терроризм — 705 человек) определяют себя верующими, причастными в разной степени к религии, из них: абсолютно убежденных в своей вере — 70%, «просто» верующих — 20%;
  • относят себя к умеренно верующим 20% и безразлично относятся к вере либо считают себя атеистами 10%;
  • из числа тех, кто определяет себя верующим: 88% являются мусульманами-суннитами, 5% — мусульманами-шиитами, 3% — это представители других течений в исламе и 4% — православные христиане [10, с. 37].
Соответственно, ярко выражен аспект абсолютной (радикальной) убежденности в своей вере у большинства осужденных за терроризм; в данном случае это преимущественно мусульмане-сунниты, указавшие при анкетировании, что, как правило, являются выходцами с Северного Кавказа, а также бывших азиатских республик Советского Союза (87,4%) [23, с. 27].
Осужденные определили, что на преступление их толкнуло:
  • желание мести (мстительность) — 81,5% (от общей выборки осужденных за терроризм — 705 человек);
  • обида — 51,5%;
  • желание острых ощущений — 22%;
  • желание проверить себя — 14%;
  • иное — 14%;
  • безденежье — 13,5% [13, с. 28].
Примечательно, что желание мести, связанное с унижением, как следствие значимой психотравмы в анамнезе истории народа (национальности), уже определялось в исследованиях вопроса терроризма [5].
Данные, полученные нами с помощью психодиагностической методики СМИЛ, позволили установить аксиологические характеристики лиц, осужденных за терроризм. В частности, определяется возможность формирования у этих лиц иррациональных установок (см. рис. 1).
Рис. 1. Обобщенный профиль основных шкал методики СМИЛ
осужденных за террористические преступления
Прежде всего методика СМИЛ выявляет тип профиля личности террористов как конверсионный [11, с. 142], что может определять следующее:
В случае проявления конверсий (превращений) инстинктивные, вытесненные устремления реализуются посредством бессознательных соматических симптомов. По сути, это является соматической реализацией аффектов с позиций психоанализа. Сама личность, возможно, не догадывается о том, что бессознательное психологическое напряжение превращается в совокупность соматических симптомов;
Носители такого профиля (типа) проявляют: истерические черты, слабую эмоциональную устойчивость, уход от реальности посредством фантазий и искажений часто религиозного содержания. Этим людям свойственно проявление конфликтных, крайне противоречивых устремлений [12, с. 47]. Причастность к социальной группе конкурирует со значимым уровнем эгоистичных устремлений. Корыстные устремления противостоят заявляемым альтруистическим целям. Желание производить благоприятное впечатление соперничает с проявлениями враждебности к социальному окружению [12, с. 48].
Наличие конверсионного профиля (типа) обусловливает: минимальное выражение страха (депрессии) у этих лиц (низкий показатель шкалы D); проявления шкалы ипохондрии (Hs) камуфлируются яркой эмоциональностью показателя шкалы истерии (Hy), пряча (нивелируя), таким образом, проблемы психосоматического характера, определяемые шкалой ипохондрии (Hs) [11, с. 143].
Носители рассматриваемого профиля (типа) не признают наличие каких-либо проблем в жизни, проявляя в виде механизмов психологической защиты реактивные образования и вытеснение [4, с. 86]. Эти, скорее примитивные бессознательные виды защиты, способствуют уходу от действительности, приводя к иррациональным установкам и фантазиям, нивелируя проявления слабой эмоциональной неустойчивости.
Полученные по результатам исследования данные позволяют установить, что в основном содержание иррациональных установок лиц, осужденных за терроризм, затрагивает доктринальные аспекты догм радикального ислама: исключительность (богоизбранность) мусульман и исламского мира; невосприятие светских форм государства и его представителей; нигилизм по отношению к правовым нормам светского государства и к их источникам; полная уверенность в отсутствии собственной вины в совершенном террористическом преступлении и т. д. [23, с. 38].
Для реализации принципа аксиологичности основная часть подготовки оперативных сотрудников должна быть посвящена психологическим техникам противодействия механизмам манипуляционного воздействия, которому лица, осужденные за террористические преступления, были подвергнуты ранее.
В процессе психологической подготовки оперативных сотрудников необходимо раскрыть основные проблемные аспекты функционирования когнитивного, поведенческого и аффективного уровней личности лиц, осужденных за террористическую деятельность. Проблемы когнитивного уровня таких личностей характеризуются наличием: иррациональных установок, когнитивных искажений, разрушительных мыслей, часто приводящих к социальной дезинтеграции и неадекватности в самооценке [7, с. 921]. Проблемы на аффективном уровне выражаются в проявлении злости, агрессии, враждебности; чувств вины и страха, в ночных кошмарах. На поведенческом уровне проблемы проявляются во враждебности, социальной депривации, импульсивности и в доминировании менее конструктивных механизмов психологической защиты [4, с. 86].
Чтобы подвести осужденного к мысли об исправлении необходимо для начала понимать мотивы, из-за которых он совершил преступление. Необходимо учитывать яркие типичные характеристики мотивации осужденных за терроризм, к числу которых относится подчиненность радикальным политическим и религиозным идеям. В психологическом понимании такие идеи можно определить, как деструктивные иррациональные установки [3; 8].
Подготовка сотрудников оперативной службы должна предполагать формирование у них компетенций по работе с наиболее традиционными, часто встречающимся у осужденных за преступления террористической направленности иррациональными установками и когнитивными искажениями ментально-религиозного характера.
Отметим также, что содержательный аспект эффективности подготовки оперативных сотрудников должен выражаться в том числе и в таких показателях, как: знания по учету иррациональных установок и когнитивных искажений, свойственных представителям монотеистической ментальной цивилизации, поведенческих паттернов [13, с. 23]; а также владение сотрудниками оперативной службы психологическими методами: лабилизации, идентификации, нравственной эмпатии и экспектаций [13, с. 48].
Принцип аксиологичности подготовки оперативных сотрудников определяет необходимость формирования у них и межкультурной компетенции. Именно эта компетенция обусловливает наличие у сотрудников знаний и умений учета в профилактической работе с осужденными за терроризм данных об иррациональных установках и когнитивных искажениях, свойственных представителям монотеистической ментальной цивилизации, оказывающих влияние на их поведенческие паттерны и жизнедеятельность в целом.
В своей профессиональной деятельности сотрудникам оперативной службы необходимо принимать во внимание субъективность восприятия ситуации любым из ее субъектов. Наблюдаемая ситуация воспринимается и понимается каждым субъектом дифференцированно, исходя из его отношения к определенной социальной, политической, религиозной группе, жизненного опыта, системы ценностей, ориентаций и индивидуальных особенностей. К примеру, взрывая в Сирии архитектурные памятники времен эллинизма, т. е. совершая, по нормам европейского уголовного законодательства, акты вандализма, террористы считают, что уничтожают предметы культа идолопоклонства, т. е. борются с мрачным наследием политеизма (язычества).
Соблюдение принципа интегративности также обязательно при психологической подготовке оперативных сотрудников к работе с осужденными за террористическую деятельность.
Психодиагностические характеристики осужденных, состоящих на профилактическом учете как лица, изучающие, пропагандирующие, исповедующие либо распространяющие экстремистскую идеологию, часто не раскрывают оперативным сотрудникам своих индивидуальных свойств, относящихся к подструктуре направленности личности. Проведенное нами исследование позволило определить модель личности осужденных за преступления террористической направленности как совокупность интегративных личностных характеристик этих лиц [23, с. 43]. В соответствии с содержанием модели эти лица определяются как социально активные маргиналы с конверсионным профилем личности, способные совершить террористические и экстремистские преступления исходя из иррациональных установок ментально-религиозного характера.
Интегративные личностные характеристики осужденных, являясь элементами структуры личности, отражают опыт их жизнедеятельности, проявляются в их поведении, сознании, чувствах.
Важно отметить одно из положений, раскрытых исследователями изучаемого вопроса, о том, что основой интегративных личностных характеристик выступают осознание личностью необходимости собственных изменений, преобразования своего внутреннего мира и поиск новых путей повышения личностного самосознания [21, с. 11]. Вероятно, в этом положении заложено одно из оснований возможности исправительного воздействия на осужденных. Выделяются как когнитивные, так регулятивные и интегративные личностные характеристики, которые являются базой для развития социально важных качеств личности [9; 13].
В процессе профессиональной подготовки важно довести до сотрудников оперативной службы знания о лицах, осужденных за преступления террористического характера как о типичных обладателях конверсионного типа профиля личности [9; 10]. При недлительных контактах лица, осужденные за преступления террористического характера, способны произвести о себе впечатление как о самоуверенных людях, легко устанавливающих социальные контакты [11, с. 142]. Но это, как правило, фальшивая маскировка личности. Обладание конверсионным типом профиля личности характеризует их как людей, переживших значимую психическую травму. Переживания по поводу драматических событий не идут на уменьшение. Пережитые события обиды, оскорблений сильно уязвили личность. Как правило, к совершению преступления приводили необходимость аффективной разрядки и чувство мести, [17, с. 12; 19, с. 100].
Осужденные с такими паттернами являются обладателями истерических черт личности, которые проявляются в эмоциональной неустойчивости, в замещении реальности когнитивными искажениями и иррациональными установками, в фантазировании [11; 12]. Поэтому лица, осужденные за преступления террористического характера, как правило, не имея высокого образовательного уровня, так легко поддаются радикальным религиозным мистериям, установкам и догмам. Совокупность указанных в публикации положений, посвященных личностным характеристикам осужденных рассматриваемой категории, необходимо учитывать при организации проведения психологической подготовки оперативных сотрудников для работы с лицами, осужденными за терроризм.

Выводы

Проведенная научно-исследовательская работа позволила сделать следующие выводы:
  1. По результатам исследования раскрыты теоретико-методические аспекты психологической подготовки сотрудников оперативной службы ФСИН России к работе с осужденными за террористическую деятельность, представленные в виде валидных принципов ее построения, определенных путем интерпретации значительного массива эмпирического материала.
  2. Данные, полученные по результатам психодиагностики с помощью методики СМИЛ, способствуют определению типа профиля личности террористов как конверсионного, со следующими проявлениями: истерические черты, бессознательный уход от реальности посредством фантазий и искажений часто религиозного содержания с минимальным выражением страха, яркой эмоциональностью и нивелированием проблем психосоматического характера [11, с. 144].
  3. Полученные данные позволяют установить, что в основном содержание иррациональных установок лиц, осужденных за терроризм, затрагивает доктринальные аспекты догм радикального ислама: исключительность мусульман и исламского мира; невосприятие светских форм и правовых норм государства и его представителей; полная уверенность в отсутствии собственной вины в совершенном террористическом преступлении и т. д. [23, с. 18]
  4. Для реализации принципа аксиологичности основная часть подготовки оперативных сотрудников должна быть посвящена их обучению психологическим техникам противолействия механизмам манипуляционного воздействия, которому лица, осужденные за террористические преступления, были подвергнуты ранее.
  5. Установленный в исследовании принцип аксиологичности при организации подготовки сотрудников оперативной службы предполагает, что подготовка сотрудников к работе с осужденными за преступления террористической направленности должна основываться на обязательном учете системы ценностей каждого человека, соответственно и осужденных рассматриваемой категории [10; 17].
  6. Соблюдение принципа интегративности также обязательно при психологической подготовке оперативных сотрудников к работе с осужденными за террористическую деятельность. Интегративность в подготовке оперативных сотрудников должна соблюдаться в плоскости как межпредметных так и внутрипредметных связей [17].
  7. Знание основных социально-психологических характеристиках лиц, осужденных за террористическую деятельность, является необходимым условием для проведения эффективной оперативной работы с данной категорией осужденных.

Литература

  1. Бабичев И.В. Акмеологические факторы развития профессионально важных качеств оперативных сотрудников правоохранительных органов: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 2011. 21 с.
  2. Дворянчиков Н.В., Бовин Б.Г., Мельникова Д.В., Лаврешкин Н.В., Бовина И.Б. Легитимизация терроризма в подростково-молодежной среде: от механизмов радикализации к модели оценки риска [Электронный ресурс] // Психология и право. 2022. Том 12. № 4. С. 154–170. doi:10.17759/psylaw.2022120412
  3. Бовин Б.Г., Казберов П.Н., Бовина И.Б. Вовлеченность в террористическую деятельность в России и мире: от психологических к социально-психологическим факторам [Электронный ресурс] // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2020. Том 17. № 2. С. 227–246. doi:10.22363/2313-1683-2020-17-2-227-246
  4. Бовин Б.Г., Казберов П.Н., Бовина И.Б. Механизмы психологической защиты и доминирующее защитное поведение осужденных за террористическую и экстремистскую деятельность [Электронный ресурс] // Психология и право. 2021. Том 11. № 2. С. 86–105. doi:10.17759/psylaw.2021110207
  5. Боева М.В. Тактико-коммуникативная компетентность оперативного работника уголовно-исполнительной системы: понятие и сущность // Актуальные проблемы современной пенитенциарной психологии: Монография: В 2 т. Т. 2 / Под ред. Д.В. Сочивко. Рязань, 2013. С. 171–189.
  6. Витюк В.В. Некоторые проблемы терроризма в аспекте современных конфликтных ситуаций (соображения террологов) // Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технология мирных разрешения. Вып. 4. Терроризм. М., 2003. С. 50–55.
  7. Глотов В.А. Роль психологической подготовки сотрудников УИС к действиям в экстремальных условиях // Молодой ученый. 2016. № 25 (129). С. 623–626.
  8. Даниличева Т.П. Психологическое сопровождение сотрудников уголовно-исполнительной системы: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. Шуя, 2005. 19 с.
  9. Казберов П.Н. Методическое обеспечение организации и реализации основных этапов психологической работы с лицами, осужденными за террористические и экстремистские преступления: Монография. М.: Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации», 2022. 120 с.
  10. Казберов П.Н., Бовин Б.Г. Общая характеристика лиц, осужденных за преступления экстремистской и террористической направленности [Электронный ресурс] // Психология и право. 2019. Том 9. № 1. С. 36–53. doi:10.17759/psylaw.2019090103
  11. Казберов П.Н., Бовин Б.Г., Фасоля А.А. Психологический профиль террориста [Электронный ресурс] // Психология и право. 2019. Том 9. № 3. С. 141– doi:10.17759/psylaw.2019090311
  12. Казберов П.Н., Новиков А.В., Слабкая Д.Н. Характеристики агрессивности, враждебности и самоотношения лиц, осужденных за экстремистскую и террористическую деятельность // Успехи современной науки и образования. 2016. Том 4. № 7. С. 46–51.
  13. Казберов П.Н., Новиков А.В., Слабкая Д.Н. Экспертная профилактика в правоохранительной деятельности (психолого-педагогический аспект): Учебник. М.: ООО «Русайнс», 2019. 248 с.
  14. Казберов П.Н., Спасенников Б.А., Тюньков В.В. Особенности личности осужденных за преступления террористического и экстремистского характера [Электронный ресурс] // Всероссийский криминологический журнал. 2019. Том 13. № 6. С. 921–931. doi:17150/2500-4255.2019.13(6).921-931
  15. Карпец И.И., Ратинов А.Р. Правосознание и причины преступности // Советское государство и право. 1968. № 12. С. 47–54.
  16. Коржова О.В. Психологические детерминанты успешности профессиональной деятельности сотрудников федеральной службы исполнения наказаний на разных этапах профессионального становления: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. Шуя, 2005. 23 с.
  17. Криминалистика: Учебник для бакалавров / Под ред. Бертовского Л.В. М.: РГ-Пресс, 2020. 960 с.
  18. Криминология: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. / Под общ. ред. А.И. Долговой. М.: Норма, 2005. 912 с.
  19. Кроз М.В., Ратинова Н.А. Ценностные ориентации преступников-террористов [Электронный ресурс] // Психология и право. 2022. Том 12. № 2. С. 99–110. doi:10.17759/psylaw.2022120208
  20. Кудрявцев А.В. Теоретические и прикладные проблемы оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе: Автореф. дисс. … докт. юрид. наук. Владимир, 2012. 39 с.
  21. Нохрина И.Г. Динамика интегративных характеристик учащихся в процессе личностно ориентированного обучения: Автореф. дисс. ... канд. мед. наук. Казань, 2004. 18 с.
  22. Огородников А.В. Особенности деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы [Электронный ресурс] // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2010. Том 16. № 5. C. 219–223. doi:10.18287/2542-0445-2010-16-5-219-223
  23. Основы психологического прогнозирования и коррекции деструктивно-агрессивного поведения осужденных лиц за экстремистскую и террористическую деятельность: Учебник / Казберов П.Н. [и др.]. М.: Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации», 2018. 96 с.
  24. Рощин С.К., Еникополов С.Н. Психология терроризма: круглый стол // Психологический журнал. 2009. С. 43–45.
  25. Сочивко Д.В. Проблема методологии прикладной (юридической) психологии // Прикладная юридическая психология. 2011. № 2. С. 8–18.
  26. Чуфаровский Ю.В. Психология оперативно-розыскной деятельности. М., 2001. С. 53–75.
  27. Doosje B., Loseman A., van den Bos K. Determinants of Radicalization of Islamic Youth in the Netherlands: Personal Uncertainty, Perceived Injustice, and Perceived Group Threat // Journal of Social Issues. 2013. Vol. 69(3). P. 39–64. doi:10.1111/josi.12030
  28. Moghaddam F.M. The Staircase to Terrorism: A Psychological Exploration // American Psychologist. 2005. Vol. 60(2). P. 161–169. doi:10.1037/0003-066X.60.2.161
  29. Hogg M. Uncertainty-Identity Theory: Extreme Groups, Radical Behavior, and Authoritarian Leadership // Journal of Social Issues. 2013. Vol. 69(3). P. 436–454. doi:10.1111/josi.12023

Информация об авторах

Казберов Павел Николаевич, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний России (ФКУ НИИ ФСИН России), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2233-0230, e-mail: mr.kazberov@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 147
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 41
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0