К построению модели психологического сопровождения психосексуального развития в условиях учреждения образования

552

Аннотация

In this article the principles of the organization, the purpose, the work maintenance and a place in system of sexual education of psychological service of educational institution are considered.

Общая информация

Ключевые слова: adolescence, institution of educational, education, sexual education

Рубрика издания: Психология

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Девятых С.Ю. К построению модели психологического сопровождения психосексуального развития в условиях учреждения образования // Социосфера. 2010. № 3. С. 29–35.

Полный текст

Семейному образу жизни необходимо учиться. Неверно думать, что все «семейные» навыки могут сформироваться сами собой. Поэтому нравственно-половое воспитание должно осуществляется во все возрастные периоды. В этом процессе значительную роль, помимо семьи, должны играть педагоги. Следует отметить, что в нравственно-половом воспитании соединяются два базисных понятия педагогики: воспитание и просвещение. Если информация остается лишь на уровне знаемого, можно говорить только о просвещении. Если же она способствует формированию взглядов, убеждений, ценностных ориентаций и устойчиво сказывается на поведении, это уже воспитание [17]. Поэтому отделить «воспитывающее» от лишь «просвещающего» или «обучающего» не всегда представляется возможным, как невозможно разорвать на части целостную жизненную ситуацию.

Современные исследования [4; 6] показывают, что большинство педагогов профессионально не готово к полноценной, целенаправленной и систематической работе по половому воспитанию, не владеют необходимой информацией, не умеют строить педагогический процесс с учетом половых различий, не могут дать необходимых пояснений учащимся по вопросам отношений полов и сексуальности. В результате основным источником информирования подрастающего поколения становятся средства массовой информации – в первую очередь, телевидение, ориентированное, прежде всего, на развлечение, а не на воспитание. Многое из того, что показывает телевидение, неприемлемо именно в воспитательном плане. По существу, информация, предоставляемая СМИ, ведет к стиранию различий между детством и взрослостью, нарушает естественный процесс взросления и нравственного созревания подрастающего поколения.

Половое воспитание как процесс формирования нравственных норм и установок в области взаимоотношений полов в современном образовательном учреждении возможен лишь на основе знаний из области анатомии и физиологии генеративной системы человека и ее функций, что с необходимостью предполагает полноценное просвещение молодых людей по вопросам биологии и психологии пола [13]. Однако процесс информирования, помимо полноты, доступности и научности, должен быть нравственноориентированным, целенаправленным и педагогически организованным, мотивироваться задачами полноценного развития личности человека в его собственных интересах и интересах общества, к которому он принадлежит.

Вслед за А. В. Петровским [12] полагаем, что задачей школы (в широком смысле этого слова) является не столько сексуальное просвещение, сколько нравственнополовое воспитание как комплексная педагогическая проблема, базирующаяся на широком спектре анатомо-физиологических, психологических, эстетических и этических знаний, формируемых убеждений, установок и привычек поведения. Нравственнополовое воспитание вряд ли может рассматриваться как специальный учебный предмет. Прямой аналогии между нравственно-половым воспитанием и обычными учебными предметами быть не может, поскольку цель воспитания – способность формирования личности, нравственному развитию, тогда как цель обычных учебных предметов – овладение знаниями, которые по большей мере имеют безличный характер.

Масштаб и глубина кризисных явлений в сфере отношения полов, их отображение в сознании молодежи таково, что общество не может получить полноценной смены поколений. Необходимы согласованные усилия учреждений образования и здравоохранения, социальных служб и родителей, направленные не только на оздоровление социальной среды, всей социальной жизни, но и на гармонизацию внутреннего мира подрастающего поколения. Особую роль в этом призваны исполнить практические психологи образования.

В настоящее время психологическую работу с учащимися и студентами, их родителями и педагогами выполняет психологическая служба образовательного учреждения.

По мнению А.А. Реана [14], следующие ведущие принципы позволяют достичь соответствия между запросами и нуждами участников образовательного процесса и деятельностью психологической службы:

  • принцип системного целеполагания, который заключается в рассмотрении психологической службы как подсистемы более общей системы, системнообразующим компонентом которой выступает цель учреждения образования – развитие личности учащихся;
  • принцип целостности, предполагающий, что психологическая служба ориентирована на учреждение образования как на целое, а следовательно, должна охватывать своей работой как можно большее число участников учебновоспитательного процесса;
  • принцип профессионально-психологической активности, предполагающий отход от классической модели индивидуального психологического консультирования «психолог – учащийся (студент)» и переход к специфической модели психолога в образовании «психолог – педагог – ученик (студент)»;
  • принцип достаточной ограниченности, который заключается в том, что выбор психологических методик в каждом конкретном учебном заведении, с одной стороны, должен быть экономичным в плане временных затрат, но, с другой стороны, должен обеспечивать полноту психодиагностических исследований основных подструктур личности;
  • принцип взаимодействия, смысл которого в том, что деятельность психолога не есть простая сумма профессиональной активности, но взаимодействие со всеми основными элементами образовательного учреждения как системы, при этом оно (взаимодействие) должно быть направлено на достижение результата общей цели системы, которым является развитие личности субъекта учебновоспитательной деятельности;
  • принцип развития, выступающий в качестве системообразующего компонента функционирования психологической службы учреждения образования.

Выделенные принципы определяют смысл, цель и задачи психологической службы, а именно – создание оптимальных условий для эффективного развития, воспитания и обучения подростка и молодого человека в определенным образом организованной образовательной среде.

Во всем разнообразии профессиональной деятельности психологической службы образовательного учреждения И. В. Дубровина [5] выделяет актуальное и перспективное направления. Каждое из них предполагает свою модель организации ее работы: модель поддержки, направленную на решение актуальных проблем текущего состояния образовательной системы, и модель сопровождения, нацеленную на задачи перспективного развития.

Термин «сопровождение» является производным от «сопровождать» и согласно «Словарю русского языка» [11] имеет несколько значений:«следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника», «служить приложением, дополнением к чему-нибудь». Следовательно, сопровождение является чем-то дополнительным, способствующим более эффективному осуществлению чего-либо.

По мнению Н. С. Глуханюк [3], психологическое сопровождение – метод профессиональной деятельности психолога, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в ситуациях жизненного выбора. Субъектом является человек, а к ситуациям жизненного выбора относятся проблемные ситуации, через разрешение которых он и определяет путь своего развития.

Р. В. Овчарова [10] рассматривает психологическое сопровождение как одно из направлений и технологию профессиональной деятельности психолога. Как направление психологическое сопровождение есть возможное поле деятельности психолога, ее содержание, а как технология оно представляет собой реальный целенаправленный процесс в общем пространстве деятельности с конкретным содержанием, формами и методами работы, соответствующими задачами конкретного случая.

Нормальное психосексуальное развитие и поведение человека – это результат совместного действия природных данных и воспитания, следовательно, психосексуальное развитие подростков молодых людей может стать объектом профессиональной деятельности психолога образовательного учреждения, поскольку «расширение и углубление знаний об интимных сторонах жизни человека способствует обогащению и росту личности» [2, с. 210].

Эффективность психологического сопровождения зависит от его организации, которая, в свою очередь, должна опираться на определенные принципы и иметь в своей основе четко разработанную модель. Принципы психологического сопровождения получили свое развитие в контексте различных научно-теоретических подходов: экзистенциального, психоаналитического, поведенческого, гуманистического. Так, модели психологического сопровождения, основанные на идеях экзистенциальной психологии, отражают стремление к восстановлению аутентичности личности, соответствия внутренней природе бытия в мире. Здесь психологическое сопровождение ориентировано на помощь субъекту в решении основных экзистенциальных проблем: жизни и смерти; свободы, ответственности и выбора; смысла и бессмысленности существования. Модели психологического сопровождения, основанные на идеях психоанализа, выражают стремление помочь человеку осознать истинную причину его страданий, скрытую в бессознательном, сделать травмирующие переживания осознанными, доступными осмыслению [7].

В качестве цели профессионально-психологического воздействия может выступать и нравственное здоровье человека. В этом отношении представляет интерес комплексная программа психологического сопровождения, разработанная Б. Г. Ананьевым, целью которой является максимальное развитие психологического здоровья личности [1]. Программа включает в себя систему потенциалов:

  • разума (интеллектуальный аспект)– правильное осознание концептуальных ценностей;
  • воли (личностный аспект)– способность человека к самореализации, умение ставить цели и достигать их;
  • чувств (эмоциональный аспект)– способность человека конгруэнтно выражать свои чувства и принимать чувства других;
  • общественный потенциал (социальный аспект)– способность оптимально адаптироваться к социальным условиям, стремление повышать уровень компетентности;
  • креативный потенциал – способность человека к созидающей активности и творческому самовыражению;
  • духовный потенциал – способность развивать свою духовную природу, в том числе и сексуальную культуру.

Психологическое сопровождение психосексуального развития и половой социализации основывается на общепрофессиональных принципах деятельности практического психолога, оно осуществляется как составная часть общего комплекса психологической работы психологической службы образовательного учреждения. Вместе с тем ввиду глубокой интимности психосексуальной сферы деятельность по ее психологическом у сопровождению, помимо общих, должна базироваться и на особенных принципах.

Нам представляется целесообразным распространить принципы полового воспитания, предложенные H. Grassel [17], и на деятельность психологической службы по психологическому сопровождению психосексуального развития юношей и девушек. Среди таковых отметим следующие: доверия, чистоты убеждений и установок, правдивости и ясности, социальной ответственности, единства передачи фактов, этических и эстетических ценностей. Прокомментируем некоторые из них.

Доверие – обязательное условие любого психолого-педагогического воздействия. Смысл этого принципа заключается в том, что психолог должен предстать перед молодыми людьми «не как холодный наблюдатель и сторонний советчик, а как человек, в свое время решавший схожие вопросы и переживший схожие трудности» [8, с. 19]. Это все же предполагает, что он должен уважать интимный мир юноши или девушки и оставить все попытки проникнуть в него без явно и однозначно выраженного на то согласия.

Чистота убеждений и установок состоит в том, что специалист должен обеспечивать учащихся и студентов правдивой информацией по вопросам пола и сексуальности. При этом правдивость не должна быть односторонним биологизмом. Иначе говоря, сексуальность должна быть представлена через призму всего богатства человеческих отношений. Кроме того, этот принцип предполагает примат матримониальности теоретических позиций и практических интенций профессиональной деятельности психолога образовательного учреждения.

Психологическое сопровождение подростковой и юношеской сексуальности не может быть сведено к абстрактному морализаторству или навязыванию определенных взглядов и образа мыслей. Смысл психологического сопровождения сексуальности состоит в том, что специалист создает условия, благоприятствующие формированию у молодых людей осознанной внутренней позиции по отношению к семье и родительству, как к высшей социальной ценности.

Для практического психолога образования, работающего в этой области, актуально замечание И.С. Кона [9] о том, что задача полового воспитания и просвещения состоит не в том, чтобы спасти и уберечь детей от секса, но в том, чтобы научить их управлять этой важной стороной жизни.

Целью психологического сопровождения психосексуального развития может стать сопровождение процесса формирования матримониальных ориентаций, установок и ожиданий молодых людей и, соответственно, основными целевыми установками профессиональной деятельности практического психолога в сфере психосексуального развития подростков и молодежи может стать: 1) создание и поддержание условий для сохранения психического здоровья, вт. ч. и в психосексуальной сфере; 2) сопровождение процесса формирования матримониальных ориентаций личности; 3) психологическая поддержка в ситуациях жизненного выбора; 4) психолого-педагогический анализ и оценка воспитательных воздействий на психосексуальную сферу учащихся;

Выделяют [5; 10] следующие основные этапы (и направления) психологического сопровождения:

  • диагностика. Она позволяет выявить особенности поведения и психики студентов, особенности их личностного «оснащения» с целью определения дальнейших путей и форм работы с ними. Диагностика должна носить системный, комплексный характер, то есть охватывать все стороны личности;
  • развитие и коррекция. Развитие – это создание условий, способствующих становлению фамилистической направленности личности молодых людей, а коррекция – работа, направленная на изменение и оптимизацию их матримониальных ориентаций и установок, коррекцию способов поведения в сфере отношения полов, реализацию конкретных программ психического развития учащихся и студентов;
  • психопрофилактика и психопросвещение, которые взаимосвязаны, целенаправленны и систематичны. При этом психопрофилактика в большей степени направлена на предупреждение возможных психических проблем и поведенческих отклонений в психосексуальной сфере, тогда как психопросвещение – это работа по формированию у молодых людей потребности в психологических знаниях, желание использовать их для целей собственного развития, повышение их общей психологической культуры.

Современная педагогическая наука рассматривает образование как единый процесс физического и духовного становления личности, ее социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеалы, на исторически закрепленные в общественном сознании социальные эталоны. В таком понимании оно есть, прежде всего, социальное явление, представляющее собой целенаправленный процесс воспитания и обучения человека в интересах общества и государства [15]. Деятельность психологической службы – неотъемлемая часть образовательного процесса. Можно говорить о единстве целей психологического сопровождения, полового воспитания и полового просвещения, а также о том, что результатом психологического сопровождения психосексуального развития юношей и девушек может стать высокий уровень сформированности ценностных ориентаций фамилистической направленности юношей и девушек, их высокая ориентация на создание семьи и родительство.

Итак, психологическое сопровождение психосексуального развития в условиях учреждения образования можно определить как деятельность по развитию и формированию личности учащихся и студентов с использованием разнообразных форм индивидуальной и групповой работы. Эта работа может включать в себя элементы обучения и коррекции, результатом которой должны стать высокие ориентации юношей и девушек на ценности фамилизма, на создание семьи и родительство.

В условиях современного образовательного учреждения психологическая служба и воспитательный процесс еще не в полной мере взаимодействуют в сфере полового воспитания, психология во многом остается на положении «бедного родственника» полового воспитания. Вместе с тем очевидные изменения в сфере отношений полов требуют новых подходов к проблеме полового воспитания, которое в современных социокультурных условиях становится проблемой сохранения семейного образа жизни. И здесь психологическое сопровождение психосексуального развития – оптимальный вариант и максимально корректная форма профессионального взаимодействия практического психолога образования с ребенком, подростком, молодым человеком, представляющая возможность демонстрации примера, но без авторитарного требования копирования.

Литература

  1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания.– СПб.: Питер, 2001. – 288 с.
  2. Ананьев В. А. Психология здоровья.– СПб.: Речь, 2006. – 384 с.
  3. Глуханюк Н. С. Психодиагностика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений.– С.: Академический проект, 2005. – 230 с.
  4. Девятых С. Ю. Сексуальность и социализация: вопросы формирования матримониальных ориентаций личности.– Смоленск: СмолГУ, 2010. – 226 с.
  5. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога: сб. науч. тр./ АПН СССР, НИИ общей и педагогической психологии; отв. ред. И. В. Дуброина.– М.: АПН СССР, 1987. – 178 с.
  6. Журавлева И. В. Репродуктивное здоровье подростков и проблемы полового просвещения // Социологические исследования. – 2004. – № 7. – С. 133–142.
  7. Зайцева Т. В. Теория психологического тренинга. Психологический тренинг как инструмент воздействия.– СПб.: Речь; М.: Смысл, 2002. – 80 с.
  8. Исаев Д. Н., Каган В. Е. Половое воспитание и психогигиена пола у детей.– Л.: Медицина, Ленингр. отд., 1979. – 184 с.
  9. Кон И. С. Подростковая сексуальность на пороге XXI века: Социально-педагогический анализ.– Дубна: Феникс +, 2001 – 208 с.
  10. Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога: учеб. пособие для студентов пед. ун-тов и учителей.– М.: Просвещение, 1993. – 254 с.
  11. Ожегов С. И., Шведова И. Ю. Толковый словарь русского языка.– М.: Азбуковник, 1999. – 344 с.
  12. Петровский А. В. Психология и время.– СПб.: Питер, 2007. – 448 с.
  13. Половое воспитание: учебник для высш. учеб. заведен./ под общ. ред. Г. А. Кураева, Р.Ф. Морозовой.– Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 320 с.
  14. Реан А. А. Психология изучения личности: учеб. пособие.– СПб.: Изд-во Михайлова В. А. – 288 с.
  15. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Общая педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластенина: В 2 ч.– М.: Владос, 2003. – Ч. 2. – 256 с.
  16. Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности.– М.: Владос, 1999. – 512 с.
  17. Grassel H. Jugend, Sexualität, Erziehung zur psychologischen Problematik der Geschlechtserziehung. – Berlin: Karl Dietz Verlag Berlin, 1967. – 280 s.

Информация об авторах

Девятых Сергей Юрьевич, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики Витебского государственного медицинского университета, Витебск, Беларусь

Метрики

Просмотров

Всего: 2951
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 552
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0