Социосфера
2010. № 3. С. 46–48
ISSN: 2078-7081
Учет индивидуальных особенностей обучаемых педагогом-мастером на занятиях по иностранному языку (английский)
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: teacher-master, individual features, temperament, foreign language, exercises
Рубрика издания: Педагогика
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Шило Е.В., Сухецкая А.В. Учет индивидуальных особенностей обучаемых педагогом-мастером на занятиях по иностранному языку (английский) // Социосфера. 2010. № 3. С. 46–48.
Полный текст
Сегодня образование превращается в важнейший механизм развития личности, социума, цивилизации в целом. Это актуализирует задачу становления новой профессиональной компетентности кадров образования, характеризующейся способностью педагога к самоорганизации, самоуправлению и саморазвитию. Педагог нового типа и стиля профессиональной деятельности должен обладать личностно-гуманной ориентацией, способностью системного восприятия педагогической реальности и системного действия в ней, свободной ориентацией в предметной области, должен владеть современными педагогическими технологиями. Педагог-мастер является субъектом педагогического труда, а не носителем совокупных научных знаний. Он ориентирован на работу с человеком, а не на трансляцию знаний, умений и навыков; умеет практически работать с образовательными процессами, строить социально-педагогические ситуации; способен на построение своей деятельности, ее изменение и развитие [2]. Развитие педагогического мастерства современного преподавателя происходит в процессе: постоянной самоподготовки к педагогической и научно-исследовательской деятельности; активной творческой организации и реализации педагогического процесса; участия во взаимоподготовке и взаимопереподготовке коллег; личностного и профессионального самосовершенствования. Появление современного, творчески активного, эрудированного, любознательного, целеустремленного, сдержанного, тактичного, настойчивого, организованного, решительного, требовательного к себе и к обучаемым, общительного, деловитого, справедливого, самокритичного и уверенного в себе преподавателя-мастера обусловлено становлением нового типа школы и отказа от «старой школы», чертами которой были: слепое следование учебнику; механическое зазубривание; воздействие внешними средствами и на внешнюю сторону обучаемых; отрицание того, что необходимо изучать личность обучаемого, его интересы; безукоризненная дисциплина, поддерживаемая страхом, приказами педагога. Сейчас пришло время «строить новые школы», в которых будут учить рассуждать, проявлять индивидуальность. Педагог будет в силах влиять на внутренний мир обучаемого и воздействовать на его волю и сознание, так как в своей деятельности педагог будет опираться на изучение человеческой натуры.
Педагогу следует хорошо изучить личностные характеристики каждого обучаемого: мотивы, способности, направленность личности, темперамент, характер, задатки. На основе полной картины о подопечных можно строить обучение и образование в целом.
Одним из наиболее значимых свойств личности является темперамент. Сегодня существует много подходов к исследованию темперамента. Однако при всем разнообразии подходов большинство исследователей признает, что темперамент – это биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо, а свойства личности, обусловленные темпераментом, являются наиболее устойчивыми и долговременными [3, с. 553]. Темперамент основан на свойствах нервной системы, связан со строением тела человека. Следовательно, существует четыре типа высшей нервной деятельности, что вытекает в четыре типа темперамента: сильный уравновешенный, подвижный – сангвинистический тип темперамента; сильный, уравновешенный, инертный – флегматический тип темперамента; сильный, неуравновешенный – холерический тип темперамента; слабый – меланхолический тип темперамента [3].
Сангвиник – живой, впечатлительный, полный жизни, быстрый, подвижный, веселый, неугомонный. Мысль сангвиника – живая, летучая, перебегающая. Впечатлительность не глубокая и не прочная. Любознательность безграничная, но не постоянная, не устойчивая, не серьезная. Внимание – непродолжительное. В учении сангвиник рвется вперед и вперед, основательное и продолжительное изучение предмета утомляет его. В общении с сангвиником необходимо теплое и участливое отношение. Главное условие для благотворного воздействия на успешность его учебных занятий – живое, одушевленное, интересное преподавание, и особенно наглядного характера, наличие хорошего педагога, умеющего давать содержательные и живые занятия. На сангвиника лучше всего действует пример или художественный образ [1].
Холерик – вспыльчивый, горячий, смелый, упрямый и самолюбивый до болезненности. Умственная деятельность, мысль холерика отличается глубиной, остротой, напряженностью. Он учится не по принуждению, а в силу внутренней потребности. Педагогу необходима нравственная сила и убеждение, которыми можно действовать на обучаемого. Для холерика преподавателю не только можно, но и нужно подкреплять свои требования мотивами, доводами, доказательствами. Необходимо стремиться сформировать в нем чувство долга, необходимости помогать другим и ощущать свою полезность [1].
Меланхолик – скучный, угрюмый, серьезный и нервный, никому не доверяет, всех подозревает, всем обижается, от всех сторонится, на все и на всех жалуется. Мысль меланхолика сосредоточенная и глубокая. Он способен к серьезной умственной работе, не обладает задатками твердой воли, ему свойственна нерешительность. Педагог должен понимать, что для благоприятного воздействия на меланхолика нужна любовь. Учебные занятия, умственная работа – превосходная почва для сближения меланхолика с товарищами, которые скоро убеждаются в его умственных способностях, начинают ценить его, прибегать к нему за помощью [1].
Флегматик – малоподвижный, вялый, ленивый, невозмутимо спокойный. Мысль флегматика туповата, тяжела, неповоротлива; восприятия туги, слабы, бедны; он не любознателен, не интересуется даже новинкой, не любит ни волноваться, ни задумываться, верит, что все «сделается само собой», без всякого участия с его стороны, а потому не обладает инициативой. В работе с флегматиком нужна упорная и последовательная настойчивость, чтобы противодействовать лености, неподвижности. Главным же образом, его апатию и лень можно преодолевать интересом работы, живым и увлекательным преподаванием, возбуждением самолюбия: пусть настойчивые требования преподавателя подкрепляются внутренними стимулами обучаемого, напрягая и направляя его волевые усилия [1].
Педагог-мастер не дает ни минуты отдыха мысли, для каждого подопечного должно быть занятие с учетом его способностей и возможностей. По мнению В.А. Сухомлинского, отставание – чаще всего результат отсутствия индивидуального подхода к детям в самой важной, самой главной сфере школьной жизни – сфере умственного труда [5, с. 193].
При обучении иностранному языку имеет огромное значение изучение и учет индивидуальных особенностей обучаемых, так как изучение иностранного языка сопряжено с такими сложностями, как: перестройка артикуляции, интонации; изучение правил соотнесения конкретной лексической единицы с другими лексемами в тематической группе; овладение правилами выбора и употребления лексических единиц в тексте высказывания; поэтапное формирование речевых грамматических навыков [4].
Изучив мотивы, способности, направленность личности, темперамент, характер и задатки, педагог-мастер без труда сможет подобрать необходимые упражнения и задания, направленные на формирование знаний, умений и навыков обучаемых. Проанализировав образовательный стандарт, книги и учебные пособия по обучению иностранным языкам, можно выделить ряд упражнений по каждому типу темперамента, которые будут способствовать успешному овладению иностранным языком.
Тип темперамента |
Типы упражнений |
Сангвиник |
Устно поставьте артикли к существительным; найдите в тексте слова, употребленные в переносном значении, и переведите их; скажите, соответствуют ли действительности упоминаемые в предложениях факты; просмотрите текст вторично, найдите незнакомые слова, догадайтесь об их значении по контексту; установите, какая проблема обсуждается в тексте; прочтите первое предложение (первый абзац), определите вопросы (проблемы), которые будут рассматриваться в тексте; составьте предложения из самостоятельно выбранных ключевых фраз; составьте и обыграйте диалог; решите кроссворд; сравните и опишите две картинки. |
Холерик |
Выберите из текста слова-интернационализмы и определите их значение; разметьте синтагмы в предложениях; заполните пропуски союзами (союзными словами) в соответствии со смыслом предложений; не читая текст, укажите структурный компонент, в котором выражена тема, прочтите эту часть текста, назовите тему; выполните лексический переводной диктант; трансформируйте косвенную речь в прямую; найдите пары синонимов; кратко перескажите текст. |
|
|
Меланхолик |
Укажите правильный перевод предложений; выберите из списка слова, которые читаются не по правилу; письменно заполните пропуски по тексту одним из указанных слов; в каждой группе слов найдите одно, не принадлежащее по значению к этой группе; прочтите текст, догадайтесь, какие слова или части слов пропущены; составьте кроссворд; перескажите текст по цепочке по одному предложению; прочитайте текст и выступите экспертом в своей группе; подготовьте монологическое высказывание по теме. |
Флегматик |
Письменное заполнение пропусков по тексту одним из указанных слов; выполните частичный перевод предложений на родной язык; найдите существительное (прилагательное, глагол) в каждой группе слов; просмотрите текст и подсчитайте, сколько слов общего корня в нем содержится; составьте предложения, используя таблицу; найдите в тексте конец каждого из приведенных предложений; к транскрипции слова подберите его написание; подберите прилагательные к существительному; проведите интервьюирование в соответствии с предложенной тематикой. |
Предложенный перечень упражнений не является полным и обязательным к выполнению. Педагог-мастер может варьировать набор упражнений по отношению к каждому обучаемому, учитывая его индивидуальные особенности. Профессионализм педагога-мастера выражается, прежде всего, в умении так организовать учебный процесс, чтобы при всех, даже самых неблагоприятных, условиях добиваться нужного уровня знаний и воспитанности обучаемых.
Литература
- Бунаков Н. Ф. Избранные педагогические сочинения.– Москва: Академия пер. наук РСФСР, 1953. – С. 228 – 241.
- Воеводина С. А. Профессиональное развитие личности педагога: учеб.-метод. комплекс для студ. пед. спец.– Новополоцк: ПГУ, 2005. – 88 с.
- Маклаков А. Г. Общая психология.– СПб.: Питер, 2000. – 592 с.
- Маслыко Е. А. и др. Настольная книга преподавателя иностранного языка: справ. Пособие / под ред. Л. С. Мельника. – 8-е изд.– Минск: Вышэйшая школа, 2003. – 522 с.
- Пидкасистый П. И. Искусство преподавания. – 2-е изд.– Москва: Пед. о-во России, 1999. – 210 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2147
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 2
Скачиваний
Всего: 472
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1