Интеграция информационных технологий в образовательный процесс высшей школы

459

Аннотация

In article features and advantages of introduction of information technologies in educational space of the higher school are considered, the offer of use not only final, but also the intermediate control of knowledge of pupils with function of completion of blanks in knowledge is brought.

Общая информация

Ключевые слова: information technologies, electronic test control of knowledge, intermediate control of knowledge

Рубрика издания: Педагогика

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Ефимова Д.В., Михеев Е.А. Интеграция информационных технологий в образовательный процесс высшей школы // Социосфера. 2010. № 3. С. 53–54.

Фрагмент статьи

Перемены в информационно-коммуникационной инфраструктуре привели к тому, что общество предъявляет новые требования к путям приобретения и передачи знаний и той роли, которую играет человек в этих процессах. Одним из актуальных направлений реформирования современной системы образования является системная интеграция информационных и телекоммуникационных технологий в сам образовательный процесс и в управление образованием. В ходе реформирования на первый план выходит задача принципиально нового конструирования содержания и организации учебного материала, педагогической деятельности преподавателя и учебной работы студента в компьютерной среде.

Главным представляется не «прочтение» с помощью компьютера целого курса или его фрагментов и проверка усвоенного, а более высокий уровень репрезентирования в учебном процессе самого осваиваемого объекта, переход от описательного или аналитического представления этого объекта к моделированию его существенных свойств. Для высшего образования первостепенную актуальность приобретает задача использования возможностей компьютера в моделировании исследовательской и профессиональной деятельности. Процесс реформирования рассматривается в контексте создания таких педагогических технологий, которые бы обеспечивали переход от формальнодисциплинарного к проблемно-активному типу обучения. Эта задача напрямую связана с концептуальным обоснованием целостной системы учебно-предметной деятельности, сохраняющей в условиях информационной технологии обучения основные этапы формирования умственных действий с использованием конструктивного анализа и моделирования предметных сред.

Полный текст

Перемены в информационно-коммуникационной инфраструктуре привели к тому, что общество предъявляет новые требования к путям приобретения и передачи знаний и той роли, которую играет человек в этих процессах. Одним из актуальных направлений реформирования современной системы образования является системная интеграция информационных и телекоммуникационных технологий в сам образовательный процесс и в управление образованием. В ходе реформирования на первый план выходит задача принципиально нового конструирования содержания и организации учебного материала, педагогической деятельности преподавателя и учебной работы студента в компьютерной среде.

Главным представляется не «прочтение» с помощью компьютера целого курса или его фрагментов и проверка усвоенного, а более высокий уровень репрезентирования в учебном процессе самого осваиваемого объекта, переход от описательного или аналитического представления этого объекта к моделированию его существенных свойств. Для высшего образования первостепенную актуальность приобретает задача использования возможностей компьютера в моделировании исследовательской и профессиональной деятельности. Процесс реформирования рассматривается в контексте создания таких педагогических технологий, которые бы обеспечивали переход от формальнодисциплинарного к проблемно-активному типу обучения. Эта задача напрямую связана с концептуальным обоснованием целостной системы учебно-предметной деятельности, сохраняющей в условиях информационной технологии обучения основные этапы формирования умственных действий с использованием конструктивного анализа и моделирования предметных сред.

Общие вопросы информатизации образования широко представлены в философской, социологической, психолого-педагогической литературе (Б. Г. Ананьев, Н. А. Брусенцов, Л. Г. Сандакова, И. В. Роберт и др.). Теоретические и прикладные проблемы профессиональной подготовки будущих преподавателей информатики приводятся в трудах Г. А. Бордовского, А. П. Ершова, В. А. Извозчикова, Е. С. Полат, И. В. Роберт, В. Ф. Шолоховича и некоторых других. Вопросам внедрения информационнокоммуникационных технологий в учебный процесс посвящены работы Е. С. Полат, Е. Ю. Раткевич, Г. К. Селевко и др. Однако подготовка будущих преподавателей информатики как специалистов в области внедрения средств информатизации недостаточно освещена в научной литературе и характеризуется отсутствием соответствующих содержания, форм и методов.

Мы видим, что на современном этапе у многих преподавателей высшей школы пока отсутствует методика и практика использования компьютерных информационных технологий в учебном процессе.

Внедрение телекоммуникационных технологий в учебный процесс вуза связано с решением ряда проблем. В первую очередь это ограниченность ресурсов вуза (финансирование, качество каналов связи, уровень используемой в вузее компьютерной техники). Второй проблемой на сегодня является неподготовленность преподавательского состава и отсутствие методических разработок по применению ресурсов глобальных сетей в учебном процессе. Подготовка методических материалов связана с выполнением трудоемкой работы по отбору нужных источников информации в сети и отработке технологии их использования.

Современная дидактика признаёт, что проблема создания и внедрения в широкую практику образовательных стандартов по всем учебным предметам самым тесным образом связана с другой, не менее важной проблемой достоверности и надёжности измерения уровня (степени) обученности человека в соответствии с каким-либо из этих стандартов.

Для использования в образовательных учреждениях различных систем многоэтапного контроля знаний и умений учащихся необходимы разработка и апробация разнообразных взаимосвязанных средств входного, текущего и итогового контроля.

В профессиональных учебных заведениях, впрочем, как и в общеобразовательных, и в курсовых программах профессионального обучения всех уровней важно качество контроля знаний и умений обучаемого.

Обязательным составным элементом системы измерителей результатов обучения будут дидактические тесты. Наряду с другими, традиционными средствами измерения, тест достойно может быть использован не только при текущем контроле знаний, но и при итоговой аттестации, что особенно важно для объективного (насколько это возможно при правильной организации и методическом обеспечении) контроля результатов образовательной деятельности как на заключительном, так и на промежуточных этапах обучения.

Эффективный диагностический тест – это стандартизованная методика, тщательно научно-методически разработанная и проверенная на репрезентативной выборке с достаточно высокой надёжностью и валидностью.

Таким образом, тест должен содержать систему заданий, зафиксированную документально технологию предъявления и отработанную систему проверки, обработки и анализа результатов, которые должны составлять единство.

На наш взгляд, необходимо создание промежуточного контроля знаний дисциплин в высшей школе с функцией восполнения пробелов. Это возможно реализовать посредством применения информационных технологий: создав тесты контроля знаний, по результатам которых виден не только слабо усвоенный материал (происходит осознание учащимся своей неуспеваемости), но и посредством всплывающих подсказок. Студенты смогут ознакомиться с верным ответом, усвоить его и правильно ответить на поставленный вопрос уже на итоговом контроле (происходит осознание учащимся своей успеваемости – возрастает учебная мотивация). Применение подобных тестовых материалов возможно как для самостоятельной работы, так и для работы в группе.

Информационная технология может оказать положительное влияние на познавательную активность и тем самым способствовать быстрому усвоению материала. Использование информационно-коммуникационной технологии позволяет оперативно и объективно выявлять уровень освоения материала, что весьма существенно в процессе обучения. Благодаря организации процесса обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий можно сократить время, затрачиваемое преподавателями и обучающимися на поиск необходимой учебной и научной информации и доступ к ней; ускорить обновление содержания за счет сокращения времени преподавателей на разработку новой учебной и методической литературы; высвобождается дополнительное время у слушателей для индивидуальной самостоятельной работы, а у преподавателей и организаторов (при соответствующей организации их деятельности) на совершенствование и развитие образовательного процесса; уменьшается время, необходимое для достижения обучаемыми установленных требований (норм, стандартов) к качеству образования.

Информация об авторах

Ефимова Д.В., Пензенская государственная технологическая академия, Пенза, Россия

Михеев Евгений Александрович, соискатель, Лаборатория социальной и экономической психологии, Институт психологии РАН, Москва, Россия, e-mail: mih-news@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2286
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 459
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0