Социосфера
2010. № 3. С. 89–97
ISSN: 2078-7081
Основные тенденции в профориентациях выпускников средних школ Восточного Казахстана
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: sociological interrogation, professional orientation, uniform national testing (UNТ), quality of school education
Рубрика издания: Социология и демография
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Коновалов А.П., Угрюмова О.С. Основные тенденции в профориентациях выпускников средних школ Восточного Казахстана // Социосфера. 2010. № 3. С. 89–97.
Полный текст
Ежегодно центр социального мониторинга и прогнозирования Семипалатинского государственного университета им. Шакарима проводит замер общественного мнения среди выпускников средних школ Восточного региона Казахстана по одной из многосвязных в жизни подрастающего поколения тем:«Выпускники средних школ о профессиональной ориентации и послешкольном образовании». Цели регулярных опросов по данной теме известные. Во-первых, в том, чему хотели бы посвятить послешкольную жизнь одиннадцатиклассники, проявляются основные тенденции развития общества, распространение прогресса и масса других сопутствующих этому связей. То есть реалии повседневной действительности так или иначе, но опосредуются в сознании школьников, формируя у них систему знаний и ощущений. Именно по ним можно наблюдать или реальные запросы развивающего общества, или искаженные и поверхностные представления, скажем так, будущих созидателей по поводу того, где их способности могли бы найти наилучшее применение. Во-вторых, именно одиннадцатиклассники, по сути, обладают наиболее достоверной информацией об уровне и качестве школьного образования и воспитания. В-третьих, поскольку спрос на послешкольное образование существенно вырос, следовательно, через выпускников средних школ можно взглянуть на постановку образовательного процесса в высших и среднеспециальных учебных заведениях, на рейтинг вузов в глазах школьников, на то, в какой степени для них важно дальнейшее обучение и др.
Ежегодно в социологическом опросе участвуют 800–900 одиннадцатиклассников из 20 и более средних школ региона.
Обычно опрос проводится в апреле – под занавес учебного процесса, когда выпускные экзамены, в форме единого национального тестирования (ЕНТ), и проблемы «куда пойти учиться…» наиболее актуальные.
В настоящей статье мы хотим поделиться некоторыми социологическими данными последних пяти лет, которые в достаточной мере подтверждают хорошо известное: «Устами младенца глаголет истина…».
В таблице № 1 мы попытались систематизировать соотношения результатов опроса одиннадцатиклассников по качеству школьного образования в Восточном регионе Казахстана.
Таблица 1
Анализ результатов опроса по качеству знаний (в %)
№№ п.п. |
Вопросы и ответы |
Годы опроса |
||||
2005 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
||
1. Качество успеваемости (по характеру оценок) |
||||||
а) учились в основном на «5» и «4» |
36,4 |
39,7 |
46,4 |
51,7 |
44,3 |
|
б) имеются «тройки» и «двойки» |
63,6 |
60,3 |
53,6 |
48,3 |
55,7 |
|
2. как вы лично оценили бы свои знания, полученные в школе |
||||||
а) как высокие, скорее высокие |
20,5 |
20,4 |
27,8 |
31,9 |
34,4 |
|
б) средние |
64,1 |
60,3 |
58,9 |
56,1 |
56,6 |
|
в) не высокие, скорее не высокие; затруднились ответить |
15,4 |
19,3 |
13,3 |
12,0 |
9,0 |
О чем можно судить, глядя на данные таблицы 1? Во-первых, если иметь в виду характер оценок, то можно считать, что качество школьного образования практически не меняется. Как и не меняется уровень базовых знаний большинства выпускников школ региона – они у большинства посредственные.
Во-вторых, это уже мнение учащихся, почти 60 процентов опрошенных одиннадцатиклассников однозначно подтверждают, что они получают именно таковые (посредственные) знания.
В-третьих (наши наблюдения), в таблице № 2 мы попытались систематизировать результаты наших опросов и данные ЕНТ 2009 года (они опубликованы в местных газетах, например: газета «Спектр», 2009, 23 сентября, № 38). В итоге получилась интересная картина даже по поводу того, насколько относительными (не в лучшую сторону) можно рассматривать полученные «пятерки» и «четверки» во многих школах города Семей. Другими словами, речь идет о несоответствии значительной части оценок (завышены) реально получаемым знаниям. В каких школах такие расхождения более выражены, видно по представленному анализу. К примеру, средняя школа № 3 по удельному весу и «пятерок», и «четверок» занимает седьмое место, а по результатам ЕНТ 2009 года находится на сорок третьем месте. Такие же несоответствия мы наблюдаем в 42 процентах школ региона.
Таблица 2 Степень соответствия оценок качества знаний с результатами ЕНТ 2009 г.
№№ п.п. опрошенных школ города |
Опрос 2010г. Отметили, что имеют только «5» и «4» |
Место в рейтинге по качеству оценок |
Результаты ЕНТ 2009 г. Место в рейтинге по уровню полученных баллов |
Примечания |
1 |
29,5 |
17 |
6 |
Соответствуют |
2 |
30,8 |
15 |
34 |
Расхождения значительные |
3 |
44,1 |
7 |
43 |
Расхождения значительные |
5 |
66,6 |
2 |
8 |
Незначительные расхождения |
6 |
37,3 |
13 |
2 |
Соответствуют |
7 |
38,2 |
11 |
12 |
Соответствуют |
8 |
39,4 |
10 |
32 |
Расхождения значительные |
9 |
21,7 |
22 |
38 |
Расхождения значительные |
10 |
37,5 |
12 |
14 |
Соответствуют |
11 |
23,5 |
21 |
5 |
Соответствуют |
12 |
46,9 |
6 |
51 |
Расхождения значительные |
19 |
30,5 |
16 |
19 |
Соответствуют |
20 |
42,9 |
8 |
35 |
Расхождения значительные |
22 |
27,3 |
20 |
28 |
Незначительные расхождения |
28 |
57,1 |
5 |
27 |
Расхождения значительные |
30 |
60,0 |
3 |
3 |
Соответствуют |
32 |
36,5 |
14 |
9 |
Соответствуют |
33 |
27,3 |
20 |
20 |
Соответствуют |
35 |
17,4 |
23 |
30 |
Незначительное расхождение |
37 |
57,8 |
4 |
4 |
Соответствуют |
39 |
42,0 |
9 |
7 |
Соответствуют |
42 |
27,5 |
19 |
55 |
Расхождения значительные |
47 |
28,6 |
18 |
40 |
Расхождения значительные |
Экономический лицей |
66,7 |
1 |
1 |
Соответствуют |
Итого 24 |
Ср. % 37,4 |
С другой стороны, по данным той же таблицы (№ 2) можно наблюдать, что имеются средние общеобразовательные заведения, где более реальные, даже строгие оценки знаний учащихся (экономический лицей, школа гимназия № 6, СШ №№ 11, 30, 39 и др.) значительно стимулируют качество базовых знаний. Что, собственно, подтверждается и другими фактами. К примеру, победами на соревнованиях, олимпиадах, а также поступлениями в вузы по грантам (именно выпускники этих школ чаще всего становятся обладателями госзаказа на обучение в вузах).
В таблице № 3 выделены результаты опросов 2005–2010 годов по, скажем так, самому кульминационному моменту среднего образования – ЕНТ. Что здесь представляет интерес?
Как показывает анализ, с каждым годом растет число одиннадцатиклассников, которые с большим волнением ожидают итоговый экзамен. Почему? Во-первых, как уже выше отмечалось, большая часть выпускников не считает, что получает достаточно знаний, чтобы претендовать на высокий балл в ходе ЕНТ, а затем надеяться на получение гранта для обучения в вузе.
Таблица 3
Ожидания Единого национального тестирования (в %)
Вопросы и ответы |
Годы опроса |
|
|
|||
2005 |
2007 |
2008 |
|
2009 |
2010 |
|
С какими ощущениями вы ожидаете ЕНТ |
|
|
||||
а) с волнением |
56,6 |
61,9 |
61,1 |
|
65,3 |
69,1 |
б) с уверенностью |
26,8 |
27,2 |
25,6 |
|
27,5 |
23,6 |
в) с безразличием |
5,0 |
7,7 |
9,4 |
|
7,2 |
5,2 |
г) другое |
11,6 |
3,2 |
3,9 |
|
- |
2,1 |
Сколько баллов вы надеетесь набрать в ходе предстоящего ЕНТ |
|
|
||||
а) 45-60 |
- |
- |
- |
|
12,3 |
- |
б) 51-60 |
- |
19,4 |
- |
|
- |
6,7 |
б) 61-70 |
- |
20,8 |
25,4 |
|
18,4 |
14,7 |
в) 71-80 |
- |
18,7 |
28,3 |
|
21,7 |
20,7 |
г) 81-90 |
- |
11,9 |
17,3 |
|
21,0 |
17,5 |
д) 91-100 |
- |
10,5 |
9,3 |
|
18,9 |
18,0 |
е) более 100 баллов |
- |
6,0 |
6,9 |
|
- |
13,0 |
ж) затруднились ответить |
- |
12,7 |
12,8 |
|
7,7 |
9,4 |
Средний балл |
|
|
|
|
72,0 |
82,0 |
Как дополнительно вы готовитесь к ЕНТ |
|
|
||||
а) самостоятельно |
20,5 |
20,4 |
42,3 |
|
34,5 |
54,2 |
б) с репетиторами |
64,1 |
60,3 |
37,7 |
|
31,7 |
39,9 |
в) со своими учителями |
15,4 |
19,3 |
27,1 |
|
21,1 |
35,5 |
г) посещаю платные консультации |
- |
14,3 |
7,1 |
|
7,6 |
14,0 |
д) пока не занимаюсь дополнительно |
- |
11,1 |
9,9 |
|
5,1 |
4,1 |
Во-вторых, действительно, что в ходе Единого национального тестирования 2009 года средний балл по городу составил – 70 (с казахским языком) и 71 (русским языком). В то время как по большинству специальностей вузов города 2009 года на получение грантов могли надеяться только те, у кого такие баллы были выше 80-ти (см. Казахстанская правда, 2009, 11 августа, № 191–193). Отсюда и получилось, что только каждый пятый выпускник города поступил в вуз по гранту (газета «Спектр», 2009, 23 сентября , № 38). А это всего 135 (20,1 %) «счастливчиков».
Данные опроса, помещенные в таблице № 3(второй вопрос), уже не первый раз в истории опроса школьников города подтверждают предположения по поводу реальных результатов ЕНТ. Дело в том, как известно, что в 2010 году средний балл ЕНТ по городу составил – 82 (в 2009 – 72). Причины таких совпадений различные. В их числе главная – это более реальная оценка выпускниками своих возможностей, а также их более активная подготовка к ЕНТ, которая осуществлялась с двух сторон: 1) организаторами обучения и 2) самими учащимися.
Как готовились учащиеся к ЕНТ, хорошо видно по данным третьего вопроса таблицы № 3. По крайней мере, совсем незначительное количество подростков не утруждает себя дополнительными занятиями. Другие исследования показали, что в школах с каждым годом усиливается внимание к демонстрации знаний выпускниками в ходе ЕНТ. Для этого активно работают учителя (это видно и по данным таблицы № 3), регулярно проводятся контрольные тестирования, и не только в школах (в приемных комиссиях вузов, например). Итоги такой работы налицо – существенное повышение среднего балла.
Все это хорошо, но нельзя забывать, что аналогичное отношение к ЕНТ наблюдается по всему Казахстану. Чтобы надеяться на получение гранта, как известно, необходимы и полученные баллы, и грамотный выбор специальности. О чем мы ниже будем говорить подробнее.
Результаты опроса выпускников по другому, также достаточно важному разделу воспитания школьников – приобщение к дополнительному творчеству – показали, что более 20 % учащихся регулярно занимаются в каких-либо секциях и кружках вне школы. Надо считать фактом положительным, что с каждым годом снижается удельный вес тех выпускников, которые за период обучения в школе дополнительным творчеством не увлекались, а значит, и не развили какие-то данные природой способности, таланты.
Другие исследования, а также одиннадцатилетний опыт работы Центра социального мониторинга и прогнозирования СГУ им. Шакарима с научно-практическим центром «Дарын»(республиканская организация, координирующая разработку и защиту научных проектов школьников. Победители республиканских туров получают право на обучение в любом вузе Казахстана за счет образовательных грантов) показывают, что в развитии творческих способностей детей, скажем так, больше всего не дорабатывают их родители, а также учителя. Именно учителя чаще всего проявляют инертность в приобщении детей к творчеству. Взять, к примеру, участие детей региона в тех же научных проектах. Хотя побед в этом деле в последнее время прибавилось, тем не менее, нужно сказать следующее: примерно, только один из десяти школьников, обладающих научным складом ума, сегодня реализует себя в научных проектах. Не случайно, как показывают опросы первокурсников СГУ им. Шакарима, более половины начавших обучение в вузе хотели бы в течение 4–5 лет участвовать в научных исследованиях, выступать на научных конференциях и восполнить в этом плане то, что не удалось реализовать в школе.
Роль родителей в развитии творческих способностей детей, как известно, зависит больше от их материальной и моральной поддержки, а также инициативы в том, чтобы их чада приобщались к творчеству. К сожалению, экономические невзгоды, недостаток материальных средств сегодня выступают главными в объяснении родителями причин, почему их дети не посещают кружки, не участвуют в творческих состязаниях, не поют, не рисуют, не танцуют и т. д. Однако, как показали наши исследования в рамках проекта детского фонда ООН ЮНИСЕФ, например, только 5 % (!) родителей участвуют в спортивных мероприятиях, а 12,7 % – других творческих занятиях вместе со своими детьми. Хотя хорошо известно, что в семи из десяти случаев ребенок социализирует то, что демонстрирует его семья. Не случайно, как показали наши исследования, более 70 % опрошенных подростков видят кумирами только своих родителей (по данным опроса «Подростки о жизненных ценностях и условиях их социализации», 2009 год).
Таблица № 4 содержит обобщенные данные опросов 2005–2010 годов по ориентациям выпускников на послешкольный род деятельности.
Таблица 4. Выпускники о послешкольном роде занятий (в %)
Вопросы и ответы |
Годы опроса |
||||
2005 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
|
Чем вы намерены заняться после окончания школы |
|||||
продолжить обучение |
86,0 |
84,0 |
84,3 |
83,4 |
87,3 |
переехать в другую страну, город |
3,8 |
4,8 |
1,7 |
6,1 |
4,9 |
работать, зарабатывать себе на жизнь |
3,4 |
4,6 |
3,4 |
1,6 |
1,8 |
служить в ВС РК |
1,6 |
1,6 |
3,4 |
1,8 |
1,8 |
еще не определились |
5,2 |
5,0 |
7,2 |
5,9 |
3,1 |
Как видим, тенденции не меняются. Абсолютное большинство окончивших среднюю школу хотят продолжить образование. Хотя многие дети вынуждены думать и о том, чтобы работать, зарабатывать себе на жизнь. Но проблемы с трудоустройством молодых людей, да ещё и без специальности сегодня, как известно, реализацию таких замыслов делают не реальной.
Данные таблицы № 5 уточняют структуру послешкольного образования. По крайней мере, пока на уровне желаний. Тем не менее, факт остаётся фактом, что с каждым годом удельный вес желающих обучаться именно в вузе неуклонно увеличивается.
Таблица 5 Ориентации на уровни послешкольного образования (в %)
Вопросы и ответы |
Годы опроса |
||||
2005 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
|
Если Вы решились, решитесь продолжить обучение, то в каком виде учебного заведения… |
|||||
а) вуз |
74,8 |
76,6 |
79,4 |
81,6 |
85,4 |
б) колледж |
13,6 |
10,7 |
8,6 |
6,0 |
4,6 |
в) ПТУ |
1,2 |
2,2 |
1,7 |
0,5 |
1,0 |
г) в военном училище |
- |
- |
- |
5,1 |
4,6 |
д) не намерен учиться |
10,4 |
10,5 |
1,3 |
0,5 |
0,7 |
е) затрудняюсь ответить |
- |
- |
9,0 |
6,3 |
3,7 |
Феномен роста востребованности высшего образования объясняется многими причинами. Среди глобальных – это мировой прогресс, колоссальный рост объемов интеллектуального труда и др. В таблице № 6 приведены объяснения востребованности обучения в вузах, которые дали наши респонденты – выпускники школ города 2005–2010 годов.
Таблица 6 Отношения к высшему образованию (в %)
№№ п.п. |
Вопросы и ответы |
Годы опроса |
||||
2005 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
||
1. Насколько, по Вашему мнению, сегодня является престижным получение высшего образования (без значений «затруднились ответить») |
||||||
а) престижно, скорее престижно |
91,2 |
91,3 |
90,4 |
94,3 |
94,4 |
|
б) не престижно, затруднились ответить |
8,8 |
8,7 |
6,7 |
5,7 |
4,8 |
|
2. Что для Вас было бы важнее при обучении в вузе |
||||||
а) получение интересной специальности |
замер не проводился |
50,8 |
66,5 |
72,2 |
72,6 |
|
б) скорее получение диплома о высшем образовании |
замер не проводился |
55,3 |
51,3 |
46,4 |
51,8 |
|
в) престиж высшего образования |
замер не проводился |
27,4 |
27,8 |
37,7 |
33,7 |
|
г) интересно провести время |
замер не проводился |
7,4 |
2,9 |
5,8 |
5,3 |
|
д) обучаться в вузе не планируют, затруднились ответить |
замер не проводился |
12,3 |
9,3 |
10,4 |
5,5 |
Во-первых, как видим, доминирует психологический фактор – престижность. То есть, по мнению большинства опрошенных, практически каждый, кто закончил вуз, может гордиться тем, что имеет высшее образование.
Заметим, что получение высшего образования входит в одну из первых пяти жизненных ценностей казахстанцев. Как показали наши исследования по ВосточноКазахстанской области (ВКО), именно получение высшего образования входит в главные критерии «гордости родителей за своих детей» Это, как видим, социализируют и сами дети.
Во-вторых, радует, что для еще не студентов обучение в вузе рассматривается, прежде всего, как получение интересной специальности. Хотя тут же мы видим и формальный приоритет:«Получение диплома о высшем образовании».
Проза дальнейшего бытия для большинства выпускников школ (на момент обучения в школе) еще не известна. Речь идет о том, что выбор «интересной специальности» на момент поступления в вуз во многом дезавуируется. Чтобы в этом убедиться, приведем результаты последнего традиционного опроса студентов-первокурсников о причинах выбора специальности. К примеру, более 30 % опрошенных сделали свой выбор по таким причинам, как «посоветовали», «легче подготовиться», «меньше конкурс» и др.
К сожалению, очень часто критерий «интересная специальность» в дальнейшем трансформируется в то, чтобы обучаться в вузе уже по любой специальности, лишь бы по ней было «больше грантов», «легче учиться» ит. д.
В таблице № 7 сформирован рейтинг первой десятки специальностей, которые нравятся школьникам. О чем он говорит?
Второй год подряд наименования рейтинговых специальностей остаются неизменными (по наличию в первой десятке)
Среди вписанных опрошенными – уже 162 профессии. Это уникальная тенденция, свидетельствующая о росте профессиональной осведомленности школьников. А вместе с этим говорит о том, что наша страна развивается, и оживают и востребуются новые сферы ее жизнедеятельности.
Таблиц 7 Профессии, специальности, которые нравятся выпускникам
Наименования |
2005 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
а) Первые десять: |
1. Врач 2. Финансист 3. Полицейский 4. Инженер 5. Дизайнер 6. Железнодорожник, военный 7. Программист 8.Менеджер 9.Психолог 10.Юрист, переводчик |
1. Финансист 2. Врач 3. Эконом. 4. Юрист 5. Дизайнер 6. Психолог, переводчик 7. Инженер, программист 8. Технолог 9. Журналист 10. Артист, учитель |
1. Финансист 2. Врач 3. Юрист 4. Программист 5. Дизайнер 6. Банк. дело 7. Вычисл. тех 8. Учитель 9. Экономист 10. Геодезия и картография, менеджер, бух галтер |
1. Врач 2. Инженер 3. Юрист 4. Педагог 5. Переводчик 6. Военный 7. Программист 8. Биотехнолог. 9. Финансист, экономист 10. Психолог |
1. Врач 2. Юрист 3. Учитель 4. Финансист 5. Инженер 6. Военное дело 7. Переводчик 8. Психолог 9. Журналист 10. Программист |
б) Вписано всего |
66 |
98 |
109 |
111 |
162 |
в) Не определились(%) |
28,2 |
32,5 |
15,6 |
16,0 |
18,1 |
Интересным дополнением представляются результаты опроса выпускников средних школ по поводу источников социализации специальностей. Интересными они выглядят в том плане, что показывают характер включенности в это дело учителей и родителей опрошенных (таблица № 8).
Дело в том, что, хотим того или нет, но в целом дети воспринимают все те профессии, о которых говорят учителя и родители. К сожалению, в профориентации школьников меньше учителей. Хотя их роль, как известно, более чем необходима. В этой связи установка «на усмотрение детей» является теоретически несостоятельной и практически вредной. Дело в том, как показывают регулярные исследования среди студентов вузов, именно среди тех обучающихся, которые «готовились к специальности со школы», больше «отличников», а затем стремящихся работать по профилю учебы в вузе.
Таблица 8 Рейтинг социализированных профессий (специальностей)
Наименования первой десятки. Опрос 20010 г. |
||
Нравятся самим выпускникам |
Рекомендуют родители |
Рекомендуют учителя |
1. Врач |
1. На усмотрение своих детей (32,2 %) |
1. На усмотрение детей (56,2) |
2. Инженер |
2. Врач |
2. Врач |
3. Юрист |
3. Педагог |
3. Педагог |
4. Педагог |
4. Переводческое дело |
4. Инженер |
5. Переводческое дело |
5. Военное дело |
5. Юрист |
6. Военный |
6. Юрист |
6. Финансист, экономист, журналист |
7. Программист |
7. Таможенное дело |
7. Военный, переводческое дело |
8. Биотехнолог |
8. Программист, инженер |
8. Биотехнолог |
9. Финансист, экономист |
9. Буровик, биотехнолог |
9. Эколог |
10. Психолог |
10. Медсестра |
10. Дизайнер, программист |
Всего: 111 |
Всего: 36 |
Всего: 19 |
Не определились: 16 % |
Не рекомендовали что-то конкретное: 48,4 % |
Не рекомендовали что-то конкретное: 72,2 % |
Именно в школе больше всего условий для выявления у ребенка склонностей для определенной профессии. Именно в школе ученик накапливает базу знаний, без которой трудно учиться в вузе, а затем работать на производстве.
Отсюда следует вывод, что система профориентации в школе не претерпела изменений в качественную сторону. Основную профориентационную нагрузку попрежнему несут вузы, их коллективы. Однако каждый вуз, что называется, тянет одеяло в свою сторону. А внутри вуза идет конкуренция между факультетами, кафедрами и конкретными сотрудниками. Такая обстановка профориентации объяснима с точки зрения выживания и сохранения работы для ППС. Однако насколько она полезна будущим студентам, вопрос остается открытым.
В опросе также присутствовал вопрос об основных предпочтениях по поводу высших учебных заведений (рейтинг). Что здесь примечательное?
Во-первых, школьники вписали 56 вузов, в которых хотели бы учиться, независимо от их месторасположения. Что значительно больше, чем в предыдущие годы. Это говорит о том, что современные школьники располагают новыми возможностями (Интернет, например) для получения обширной информации об имеющихся вузах, их достоинствах, престижности и т. д.
Во-вторых, однако, в числе наиболее регулярно повторяющихся вузов фигурируют все-таки, даже не столько казахстанские (центральные), а региональные. То есть мы вновь наблюдаем, как территориальный фактор срабатывает и в вопросах выбора вуза для обучения –«поближе к месту проживания».
В рейтинге предпочтений вузов ежегодно лидирует СГУ им. Шакарима. Хотя часть электората он уже уступил Семипалатинскому госмедуниверситету, по обоснованным причинам. Среди них – на медицинские специальности существенно увеличилось количество госгрантов. А еще, выше мы видели, что профессия врача находится на первом месте в рейтинге престижных и востребованных специальностей. То есть профессия врача сейчас наиболее востребована и существенно сказывается на профориентационных настроениях абитуриентов.
В таблицах № 9 и№ 10 приведены данные опросы, которые, в конечном счете, определяют характер учебного заведения, в котором будут учиться выпускники школ 2010 года.
Во-первых, половина вчерашних школьников вынуждена ориентироваться на обучение в колледжах, где также имеются госгранты и где гораздо ниже стоимость учебы.
Во-вторых, те, кто твердо намерен поступать в вуз стремятся на: а) престижные специальности, б) наличие специальностей с большим количеством грантов, в) солидную материальную, профессиональную базу, а также высокий порядок и дисциплину.
Таблица 9 Рейтинг обстоятельств, имеющих решающее значение для окончательного выбора вуза для обучения (в %)
Вопросы и ответы |
Годы опроса |
||||
2005 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
|
Укажите обстоятельства, которые могли бы окончательно повлиять на выбор вуза для обучения (не более 3-х вариантов ответов) |
|||||
а) В вузе учиться не собираются, в выборе вуза уже определились |
31,8 |
32,3 |
31,8 |
37,5 |
37,9 |
б) Наличие престижных специальностей |
25,0 |
40,7 |
46,6 |
46,2 |
51,1 |
в) Хорошая материальная база |
23,2 |
18,8 |
20,5 |
19,6 |
18,7 |
г) Наличие специальностей с большим количеством грантов |
17,0 |
19,8 |
33,5 |
34,2 |
33,4 |
д) Минимальная стоимость обучения |
14,8 |
10,3 |
10,1 |
10,8 |
7,8 |
е) Советы родителей, друзей, знакомых |
10,6 |
8,9 |
11,3 |
13,5 |
14,4 |
ж) Требовательность, дисциплина, порядок |
8,6 |
14,3 |
16,3 |
17,9 |
18,4 |
з) Организация культурной жизни |
7,8 |
9,9 |
7,1 |
10,7 |
7,5 |
и) Нужна подробная информация об этом вузе |
17,6 |
18,5 |
22,2 |
26,1 |
20,0 |
Таблица 10
Возможности для обучения на платной основе (в %)
Наличие возможностей для обучения на плат |
Годы опроса |
||||
ной основе |
2005 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Я и мои родители надеемся только на грант (других источников нет) |
33,0 |
45,6 |
28,3 |
38,7 |
47,5 |
При необходимости родители, родственники смогут оплачивать мое обучение, другие спонсоры |
44,6 |
38,7 |
39,1 |
32,1 |
31,2 |
Затруднились ответить, учиться не собираются |
22,4 |
15,7 |
32,6 |
29,2 |
18,2 |
Другое: Придется работать и учиться |
- |
- |
- |
- |
2,7 |
В заключение предлагаем перечень наиболее характерных замечаний и пожеланий, вписанных выпускниками в свободных строках социологической анкеты, которые дополняют картину условий обучения в школах региона и послешкольных учебных заведениях:
· больше дополнительных занятий, секций и кружков;
· зимой холодно, утеплять, создать нормальные температурные условия;
· разнообразить учебно-производственный комплекс;
· ввести дополнительные уроки по изучению научных программ;
· совершенствовать систему образования, повышать качество знаний;
· повышать профессионализм учителей, допускать к детям педагогов с более высокой педагогической подготовкой;
· ввести единую школьную форму;
· снизить коррупцию;
· вводить инновационные технологии;
· повышать требования к качеству знаний;
· организовывать встречи с представителями вузов, чаще проводить экскурсии;
· больше информации о вузах и специальностях;
· больше госгрантов и др.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1747
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 415
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0