«Синдром исчезнувшего близнеца» как один из пренатальных факторов формирования личностных особенностей человека

852

Аннотация

This article is about the vanishing twin syndrome. Scientists have started to speak about this syndrome 20–30 years ago in connection with improvement of methods of su¬personic diagnostics of pregnant women. Different modern psychological researches of this sub¬ject are analysed in the article. The material will be interesting to the psychologists working in area perinatal of psychology and psychology of the person.

Общая информация

Ключевые слова: twins, vanishing twin syndrome, personality features

Рубрика издания: Психология

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Дмитриева С.С., Панченко Л.Л. «Синдром исчезнувшего близнеца» как один из пренатальных факторов формирования личностных особенностей человека // Социосфера. 2010. № 4. С. 82–85.

Полный текст

Интерес исследователей с каждым годом все чаще сосредотачивает­ся на проблемах раннего развития человека. При этом, говоря о личност­ных особенностях человека, важно понимать, чем они обусловлены. Зна­чительный вклад в понимание детерминации развития человека внесла Теория Вероятностного Эпигенеза Гильберта Готтлиба (2002), которая ут­верждает, что развитие (в том числе пренатальное) определяется «крити­ческим взаимодействием эндогенных и экзогенных факторов на четырех уровнях (генетическая деятельность, нейрональная деятельность, поведе­ние и окружающая среда). С этой точки зрения функция (опыт, или «функциональная деятельность», или «поведение») влияет на соответст­вующую структуру. Можно сказать, что там, где происходит развитие, фак­торы окружающей среды определенно играют свою роль: нет развития без опыта. Таким образом, факторы окружающей среды влияют на развитие еще нерожденного человека «с самого начала» и даже до того, например, через уникальные индивидуальные качества спермы и яйцеклетки, через качество физической и эмоциональной экологии женского тела и т. д. Эта перспектива также применима к анатомии и физиологии, как и к поведе­нию и эмоциональному опыту. Именно пренатальное развитие ясно пока­зывает, что тело и психика неразрывно связаны.

Окружающая среда, особенно в течение определенных чувствитель­ных фаз, может оказать влияние на еще нерожденного человека и, вероят­но, на всю его жизнь. Были сделаны удивительные находки в исследова­ниях «пренатального программирования» хронических заболеваний, та­ких как сердечно­сосудистые заболевания, повышенное давление, диабет и ожирение. Эксперименты на животных показывают, что плод адаптиру­ется к враждебным условиям окружающей среды, используя свою энер­гию, в первую очередь, для развития мозга и в гораздо меньшей степени для развития других телесных функций. В результате это приводит, кроме всего прочего, к меньшему весу при рождении, который рассматривается как симптом неоптимальной пренатальной окружающей среды [13].

На сегодняшний день проведен целый ряд исследований, посвя­щенных теме пренатальных и перинатальных влияний на личность и пси­хофизическое развитие человека. Например, исследования стресса и пси­хотравмирующих ситуаций представляют доказательства того, что не только физические, но также и психологические условия, будучи переда­ваемыми организмом беременной женщины, влияют на психофизическое развитие ребенка. Долгосрочные исследования показывают, что последст­вия пренатального стресса и психотравмирующих ситуаций могут быть самые различные. Приведем примеры только некоторых из них. В мла­денческом возрасте это невропатия, чрезмерная возбудимость и наруше­ние саморегуляции. В детском возрасте это более раннее появление стра­хов, снижение адаптивности, недостаточный контроль импульсов, повы­шенная агрессивность, эмоциональные расстройства, поведенческие на­рушения и высокий уровень социальных проблем. Во взрослом это могут быть специфичные страхи, склонность к асоциальному и суицидальному поведению, конфликтность и стремление самоутвердиться, нарушения по­ловой идентификации, поиск помощи извне в ситуации стресса и др. [2, 3, 4, 12]. Ряд этих последствий может оставлять заметный отпечаток на лич­ности человека и, возможно, на всю его последующую жизнь.

Одним из малоизученных, но очень важных пренатальных факто­ров, влияющих на личностные особенности человека, является «синдром исчезнувшего близнеца». Суть этого синдрома заключается в том, что во время беременности двойней на определенном сроке, как правило, в пер­вом триместре, один из близнецов по ряду причин погибает. В некоторых случаях зародыш вместе с зародышевым мешком абсорбируется в орга­низм матери или близнеца, в других случаях происходит выкидыш, но, так или иначе, теряется только один ребенок из пары [1, 6, 7, 17].

Об этом феномене в психологическом аспекте зарубежные ученые впервые активно заговорили в 80­е – 90­е годы ХХ века. К этому периоду был накоплен значительный практический опыт «клиент­терапевтических» отношений по данной проблеме, и по мере совершенст­вования процедур УЗИ, все больше прояснялись и подтверждались под­линные психологические причины возникающих у ряда детей и взрослых психологических затруднений. Отметим, что мнения ученых расходятся в вопросе о том, с какого срока беременности потеря близнеца оказывает влияние на выжившего близнеца. Одни авторы считают, что о последстви­ях утраты можно говорить только в случае гибели эмбриона после 10–15 недели беременности [15, 17], другие говорят о том, что психологические последствия утраты могут иметь место и до 10–12 недель [7, 16, 17]. В на­стоящее время споры по этому вопросу продолжаются, и в данном направ­лении необходимы дальнейшие исследования.

Для того чтобы понять последствия потери близнеца, необходимо понять характер их взаимоотношений. Близнецы имеют сильную привя­занность друг к другу. Р. Сэндвисс говорит о том, что связь между ними может быть настолько глубокой и интимной, что она пересекает эмоцио­нальные, психологические, духовные и даже физические границы [16]. Науке известно много фактов, когда близнецы разделены с рождения, но интуитивно знают о существовании брата или сестры. А в случае воссоеди­нения во взрослом возрасте между ними быстро устанавливается высокий уровень интимности, свойственный близнецам, растущим с рождения вме­сте [9]. Потеря близнеца может вызвать глубокое потрясение. Это может привести к нарушениям идентичности, стратегий выживания, механизмов совладания со стрессом, а также может стать основой эмоциональных и психологических проблем у выжившего близнеца. Ряд психологов утвер­ждают, что выжившие близнецы могут настолько глубоко страдать от по­тери, что некоторые из них требуют поддержки на протяжении всей жизни [8, 15 и др.].

Дж. Вудвард, психотерапевт из Великобритании, провела обширные исследования потери близнецов в своей клинической практике. Она при­шла к выводам, что такого рода потеря может повлиять в целом на лич­ность выжившего близнеца, его способность доверять окружающим, на его эмоциональное состояние, на желание жить [18].

Другой психотерапевт из Великобритании, О. Сэндбэнк, приводит доказательства влияния пренатальных и перинатальных потерь близнеца на личность выжившего. В частности, некоторые из них переживают глубо­кое чувство утраты без сознательного знания того, что они близнецы [15]. В свою очередь, американская исследовательница К. Дэнис говорит о том, что страх спать в одиночестве, внезапный страх потеряться или быть брошен­ным, глубокое одиночество, беспокойство, возвращающиеся сны о близне­це, расстройство пищеварения, «голоса», критическая эмоциональная чув­ствительность, шизофрения и даже раздвоение личности – все это может быть следствием «синдрома исчезнувшего близнеца». Если выживший близнец не знает, что он «безблизнецовый близнец», он не может справить­ся с этими непонятными эмоциями. Если же он знает о том, что потерял близнеца, то возможности терапии такой травмы очень велики [11].

На основании анализа работ разных авторов можно выделить сле­дующие психологические проявления последствий утраты близнеца в утро­бе матери: склонность к депрессии, изоляции, одиночеству, чувству вины, чувству незащищенности, тревоге, горю, печали; триада чувств «вина, гнев, страх»; восприятие мира как небезопасного, страх смерти, агрессия по от­ношению к окружающим; дезориентация, диссоциация, нарушения струк­тур привязанности; сложности идентификации и выстраивания отношений; психосоматические расстройства и др. [7, 9, 10, 11, 14, 15, 16, 17, 18].

По результатам данных исследований мы видим, что выживший близнец может переживать патологическое горе, иметь разного рода эмо­ционально­личностные нарушения и психосоматические заболевания, что, несомненно, делает очень значимой проблему психологической помощи и поддержки людям, потерявших близнеца до рождения. Здесь важно при­нимать во внимание принятое в современной психологии и психотерапии многими авторами мнение о том, что чем раньше в онтогенетическом цикле произошла потеря или травма, тем более глубинные структуры психики она затрагивает. Также необходимо подчеркнуть значимость того, чтобы роди­тели знали об исчезновении одного из своих близнецов и говорили об этом с выжившим ребенком. Для этого необходима комплексная систематиче­ская работа по психологизации современного общества.

Литература

  1. За рубежом. – № 7. (1440). – 1988.
  2. Забозлаева И. В., Козлова М. А., Чернышева Л. В. Влияние психотравмирующих ситуаций во время беременности на дальнейшее развитие ребенка // Перина­тальная психология и нервно­психическое развитие детей; Сборник материалов межрегиональной конференции. – Спб., 1998.
  3. Захаров А. И. Влияние перинатального опыта на развитие страхов у детей // Пе­ринатальная психология и нервно­психическое развитие детей: сборник материа­лов межрегиональной конференции. – Спб., 1998.
  4. Кренц, И. Кренц Х. Пренатальные отношения: размышления об этиологии рас­стройств личности // Психотерапия: Ежемесячный рецензируемый научно­практический журнал. – 2003. – № 8. – С. 25–34.
  5. Лившиц В. М. Перинатальная психология // Научная и популярная психология: история, теория, практика URL: http://www.psychology­online.net/link.php. (дата обращения 20.12.2009).
  6. Лонгитюдное генетическое исследование показателей IQ у близнецов 5–7 лет // Вопросы психологии. – № 4. – 1997.
  7. Babcock B. H. (2009). My twin vanished: did yours? USA, Tate Publishing&Enterprises, LLC.
  8. Boklage C. (1981). Twin Research 3: Twin Biology and Multiple Pregnancy, pp 155–165. On the Timing of Monzygotic Twinning Events.
  9. Brandt, W. (2001). Twin loss: a book for surviver twins. Leo, IN: Twinsworld.
  10. Case, B. (2001). Living without your twin. – Portland, OR: Tibbutt.
  11. Dennis Caryl, (1997), Whitman Parker. The Millennium Children:Tales of the Shift.
  12. Huizink A. (2000). Prenatal stress and its effect on infant development. Unpublished doctoral thesis: http://www.library.uu.nl/digiarchief/dip/diss/1933819/inhoud.htm.
  13. Nathanielsz PW. Life in the womb: The origin of health and disease. Ithaca, New York: Promethean Press, 1999.
  14. Piontelli, A. (2002). Twins: From fetus to child. – London: Routledge.
  15. Sandbank А. (1999). Twin and Triplet Psychology: Multi­Professional Guide to Working with Mulitples. – London: Routledge.
  16. Segal, N., & Blozis, S. (2002). Psychobiological and evolutionary perspective on coping and health characteristics following loss: A twin study. Twin Research, 5(3), 175­187.
  17. What Are the Rates and Mechanisms of First and Second Trimester Pregnancy Loss in Twins? // Clinical Obstetrics and Gynecology: March 1998. – Volume 41. – Issue 1. – pp 37–45.
  18. Woodward, J. (1999). The lone twin: Understanding twin bereavement and loss. – Lon­don: Free Association Books.

Информация об авторах

Дмитриева С.С., Морской государственный университет им. Г. И. Невельского, Владивосток, Россия

Панченко Л.Л., Морской государственный университет им. Г. И. Невельского, Владивосток, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 12445
В прошлом месяце: 26
В текущем месяце: 14

Скачиваний

Всего: 852
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 4