Влияние нарушений функциональной структуры семьи на социальную дезадаптацию несовершеннолетних

674

Аннотация

An important characteristic of the family is its functional structure. Under the functions of the family understand the direction of its activity, expressing the essence of the family, her social status and social role. The article describes the experience of working on the identification of social maladjustment of children under the influence of impaired functional structure of the family.

Общая информация

Ключевые слова: functions of the family, socialization, maladjustment, antisocial behavior, character accentuation

Рубрика издания: Психология

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Попова Л.В., Попова Л.В. Влияние нарушений функциональной структуры семьи на социальную дезадаптацию несовершеннолетних // Социосфера. 2010. № 4. С. 96–103.

Полный текст

Важной характеристикой семьи является ее функциональная струк­тура. Под функциями семьи понимают направления ее деятельности, вы­ражающие сущность семьи, ее социальный статус и социальную роль. Во всех обществах семья развивается как институциональная структура, при­званная решать определенные социальные задачи. Основной функцией любого института является удовлетворение социальных потребностей, ради чего он был создан и существует.

Система функций семьи является отражением взаимосвязей двояко­го рода. Семья как первичная ячейка общества – социальная, демографи­ческая, экономическая и биологическая – тесно связана с другими элемен­тами существования общественной системы. Общество влияет на семью, формирует определенный уклад жизни, а семья оказывает обратное воз­действие на социальную организацию общества.

Поэтому проблема функций семьи в значительной степени есть про­блема взаимосвязи и взаимодействия семьи и общества. Эти взаимосвязи могут быть самыми разнообразными, что определяется многочисленными индивидуальными (на уровне семьи) факторами и обстоятельствами.

В более широком определении под функцией семьи понимается свойство той или иной системы; в более узком смысле под функциями по­нимается определенное действие системы по реализации ее потребностных установок.

Общепринятой классификации семейных функций нет, однако между ними существует взаимосвязь и взаимодополняемость. К основным функ­циям семьи (по Харчеву А. Г., Мацковскому М. С.) относятся следующие:

1. Репродуктивная – воспроизводство в детях численности родителей. Семья – основной институт, ответственный за воспроизводство но­вых членов общества.

2. Воспитательная – (удовлетворение потребности людей в любви, ма­теринстве, отцовстве, супружестве, личном счастье). Семья – необ­ходимое условие для нормального развития детей (общественное сознание не может заменить семейного). Семья дает детям первый жизненный опыт, от нее во многом зависит направление интересов и склонностей подрастающего поколения. Сюда также включают социализацию молодого поколения.

3. Хозяйственно­бытовая – охватывает различные аспекты семейных отношений: ведение домашнего хозяйства, соблюдение домашнего бюджета, управление семьей, проблема женского труда, социализа­ция.

4. Экономическая – распоряжение материальными средствами, со­ставление бюджета семьи.

5. Сфера первичного социального контроля – регламентация поведе­ния членов семьи в разных сферах, ответственность и обязательство родителей перед детьми и другие аспекты семейного контроля. Эта функция важна, так как в семье закладываются основы норматив­ной культуры, которая указывает на стандарты правильного поведе­ния (нравственные нормы передаются от родителей к детям).

6. Сфера духовного общения – духовное взаимообогащения членов семьи.

7. Социально­статусная ориентация – удовлетворение потребности в социальном продвижении (каждый человек, воспитанный в семье, получает в качестве наследия некоторые статусы, близкие к статусам членов его семьи (статусы: национальность, место в городской или сельской культуре и др.).

8. Досуговая функция – удовлетворение потребности в совместном проведении досуга.

9. Эмоциональная функция – эмоциональная поддержка в семье.

10. Защитная функция – осуществление физической, психической и экономической поддержки и защиты своих членов семьи.

11. Функция сексуального регулирования.

Важнейшая социальная функция семьи – репродуктивная. Она свя­зана с рождением в семье того или иного числа детей. От выполнения семьей этой функции зависит воспроизводство населения страны, респуб­лики, региона, т. е. темпы роста населения.

Однако не менее важной социальной функцией семьи является вос­питательная, которая реализуется в передаче детям правил общения, по­ведения, взаимоотношения с другими людьми, формирования личности ребенка, его духовного, психического и физического развития.

Семейное воспитание имеет ряд несомненных достоинств. К ним следует отнести, благоприятный эмоциональный и морально­-психологический климат, атмосферу любви, заботы и поддержки, бли­зость родительского воздействия, духовную связь и преемственность меж­ду поколениями, постоянный пример взрослых, нравственное воспитание личности, через усвоение системы ценностей, семейных традиций, стерео­типов поведения и общения и т. д. Однако встречаются так называемые неблагополучные семьи, воспитание в которых, как правило, деформирует личностное развитие ребенка. Кроме того, неблагополучные семьи явля­ются источником социального сиротства. Исследователи проблемы соци­ального сиротства (В. В. Чечет, Л. И. Смагина, А. К. Воднева, Л. М. Шипи­цына и др.) среди основных причин данного явления указывают на кризис института современной семьи. Можно назвать целый ряд факторов опре­деляющих семейное неблагополучие и влияющих на рост числа детей, лишенных родительской опеки:

•                     снижение жизненного уровня, безработица и низкие доходы семьи, ухудшение условий содержания детей;

•                     структурные изменения в семьях – увеличивается число неполных семей, а также детей, рожденных вне брака матерями­одиночками или несовершеннолетними матерями, в силу чего растет число от­казных детей;

•                     отсутствие или недостаток в семьях эмоционального, доверительно­го общения, высокий уровень конфликтности в отношениях между взрослыми членами семьи и в детско­родительских отношениях, не­благоприятный эмоциональный фон в целом, педагогическая не­компетентность родителей и т. д.;

•                     падение нравственных устоев семьи, алкоголизм и наркомания ро­дителей, а отсюда – жестокое обращение с детьми, пренебрежение их интересами и потребностями. Несмотря на предпринимаемые в рамках государственных нацио­нальных проектов меры, нацеленные на решение вопросов в сфере жизне­деятельности семьи, выполняемых ею целей, задач, функций, в Россий­ской Федерации сохраняется значительное количество проблем, вызы­вающих серьезную обеспокоенность государственных органов, общества в плане семейного воспитания, социально­правовой защиты, оказания раз­личных видов помощи семье и детям. По­прежнему чрезвычайно актуаль­ны проблемы роста числа семей, где дети находятся в социально опасном положении, что ведет к ухудшению их физического и психического здоро­вья, появлению социального сиротства, безнадзорности, преступности, аддиктивных и девиантных форм поведения среди детей и подростков.

Анализ данных социологических, психолого­педагогических иссле­дований, официальной статистики позволяет сделать вывод об имеющей место так называемой обездоленности детей и подростков в России. Среди таких проблем следует указать следующие:

•                     ухудшение состояния физического и психического здоровья детей и подростков;

•                     акты насилия и жестокости над детьми;

•                     нарушение прав детей и подростков;

•                     вытеснение из общеобразовательных школ учащихся из семей с низким социальным статусом, материальным положением, детей, требующих специальных дополнительных педагогических усилий;

•                     отсутствие единой общегосударственной системы трудоустройства детей;

•                     отсутствие единой общегосударственной программы, направленной на социализацию, обучение и воспитание детей и подростков «груп­пы риска». Одной из насущных проблем остается отсутствие координации дей­ствий между различными государственными структурами, направленны­ми на предупреждение и коррекцию школьной и социальной дезадапта­ции детей и подростков. По­прежнему остается в центре внимания про­блема детской безнадзорности и беспризорности. При разработке форм и методов работы с проблемными семьями необходимо опираться на научно обоснованные факты, полученные в результате исследований.

В 2008 году на базе Армавирского социально­реабилитационного центра для несовершеннолетних «Улыбка» проводилось исследование, целью которого являлось изучение структурно­содержательных характе­ристик социально­психологической дезадаптации детей и подростков, на­ходящихся в центре с января по август 2008 года, с учетом специфики се­мьи и семейного воспитания.

Исходя из данной цели, были выделены следующие задачи иссле­дования:

•                     изучение социально­-психологического портрета семьи воспитанни­ков центра, и ее влияние на социально-­психологическую дезадапта­цию детей;

•                     исследование семейных факторов, способствующих дезадаптации ребенка;

•                     изучение структурно­-содержательных характеристик социально­психологической дезадаптации воспитанников центра;

•                     определение наиболее эффективных мер, направленных на профи­лактику дезадаптивного поведения среди детей и подростков

•                     внедрение программы «Социализация», направленной сопровож­дение – оказание помощи, поддержки детям и подросткам их семь­ям в социализации личности.

В ходе исследования были изучены 39 семей, в которых воспитываются 78 детей. Для решения поставленных задач в качестве основных на­правлений исследования семьи и детей выступали:

•                     социальное, позволяющее оценить социальный статус семьи (роди­телей и детей);

•                     медицинское, позволяющее определить состояние здоровья и пре­обладающие заболевания (родителей и детей);

•                     педагогическое, позволяющее выявить уровень сформированности социальных навыков и умений у детей;

•                     психологическое, позволяющее изучить структурно­-содержательные характеристики адаптивности ребенка к окружаю­щей среде, которые влияют на успешность (неуспешность) его адап­тации.

Обобщенный портрет неблагополучной семьи выглядит следующим образом. Родители до 30 лет составляют 32 % от общего числа родителей, от 31 до 40 лет – 51 %, от 41 до 50 лет – 17 %. Несовер­шеннолетних и пожилых родителей в 2008 году не было зарегистрирова­но. То есть максимальный процент неблагополучных семей, из которых дети поступают в центр, составляют родители в возрасте от 18 до 40 лет. Этот возраст родителей совпадает с периодом молодости и взрослости, ко­гда потенциальные возможности для родительства достаточно велики. Но, увы, факты говорят об обратном.

Уровень образованности родителей: 17,9 % матерей имеют неполное среднее образование, 64,2 % – среднее образование, 17,9 % – среднее спе­циальное образование. Соответственно 14,3 % отцов имеют неполное среднее образование, 71,4 % – среднее образование, 14,3 % – среднее спе­циальное. С высшим образованием родителей в неблагополучных семьях нет.

По составу полных семей 35 %, неполных – 30 %, одинокие матери – 35 %. По количеству детей преобладают семьи с одним ребенком, они со­ставляют 41 %, двоих детей имеют 33,4 % семей, троих – 15,4 % , и 10,2 % имеют более трех детей. Многодетные семьи составляют 22,5 %.

Социальный статус родителей: безработные составляют 48 %, рабо­чие – 37,5 %, категория служащих – 2 %, предприниматели – 2 %, нетру­доспособные – 10,5 %. Неработающие матери составляют 50 %, нерабо­тающие отцы – 67 % .

Полные семьи с двумя безработными родителями составляют 21,4 %, в 50 % полных семей один из родителей имеет статус безработного. (Среди безработных – 35 % женщин – одинокие матери).

Семьи с низким материальным уровнем жизни составляют 98 %. Таким образом, преобладающее число семей воспитанников центра – это малообеспеченные, неполные семьи, со средним уровнем образова­ния родителей.

Очевидно, что образовательный уровень родителей, наличие или отсутствие полной семьи свидетельствуют о таких важных условиях се­мейного воспитания, как общекультурный уровень семьи, ее способность развивать духовные потребности, познавательные интересы детей, т. е. выполнять функции института социализации. Вместе с тем сами по себе такие факторы, как образование родителей и состав семьи еще с полной достоверностью не характеризуют образа жизни семьи, ценностных ори­ентаций родителей. Поэтому нами были изучены социальные характери­стики образа жизни семей.

Полученные данные свидетельствуют о том, что здоровый образ жизни ведут 35,7 % отцов и 51,4 % матерей. Среди матерей имеет место злоупотребление алкоголем в 43,5 % случаев, на учете у нарколога 5,1 % матерей. Среди отцов злоупотребление алкоголем составляет 57,2 %, 7 % отцов состоят на учете у нарколога.

Кроме того, 5 % матерей и 7 % отцов состоят на учете у психиатра, 10 % матерей находятся под следствием либо в местах лишения свободы.

Среди безработных матерей в возрасте до 30 лет злоупотребляющие алкоголем составляют 40 % , от 31 до 40 лет – 100 %, от 41 до 50 лет – пьющих матерей нет. Среди безработных отцов до 30 лет злоупотребляю­щие алкоголем составляют 100 %, от 31 до 40 лет – 100 %, от 41 до 50 лет – 66,6 % (см. таблицу 2).

Анализ причин безработности родителей показал следующее:

•                     среди одиноких безработных матерей 20 % временно не работают (здоровый образ жизни), 80 % – злоупотребляют алкоголем;

•                     в неполных семьях 33,4 % матерей временно не работают, 66,6 % злоупотребляют алкоголем;

•                     среди безработных отцов 25% – временно не работают, 62,5 % отцов злоупотребляют алкоголем, 12,5 % употребляют наркотики. Таким образом, можно сделать вывод о том, что пристрастие к алко­голю занимает одно из первых мест в иерархии ценностей родителей на­ших воспитанников и является основной причиной безработности. Обще­известно, что в семьях, где родители злоупотребляют алкоголем, ведут аморальный образ жизни, дети во много раз чаще подвергаются различ­ным видам жестокого обращения.

Изучение фактов жестокого обращения в семьях воспитанников центра позволило выявить такие его формы, как физическое насилие, психическое (эмоциональное) насилие, сексуальное насилие и пренебре­жение основными нуждами ребенка (моральная жестокость). Часты слу­чаи, когда ребенок в семье подвергается разным формам насилия (напри­мер, пренебрежение нуждами ребенка и физическое насилие). Обращает на себя внимание тот факт, что на первом месте стоит пренебрежение ну­ждами ребенка – в 59 % случаях.

На втором месте – психическое насилие, на третьем – физическое. Имеют место и факты сексуального насилия, что составляет 3,8 % от обще­го количества.

Исследуя источники поступления детей в центр, было выявлено, что 42 % детей поступает по путевке Учреждения социальной защиты населе­ния как находящиеся в трудной жизненной ситуации, 50 % – по акту ми­лиции.

Таким образом, портрет семьи воспитанников центра представлен низким социальным и материальным статусом родителей, недостаточным уровнем образованности и культуры, нацеленностью родителей на удовле­творение своих естественных потребностей низшего ранга. Не работаю­щих, ведущих праздный образ жизни, имеющих те или иные психические отклонения. Что, безусловно, сказывается на эффективности семейного воспитания.

Обобщенный психолого-­педагогический портрет воспи­танников центра. Среди детей с социальной дезадаптацией дошкольни­ки составляют 29 % от общего числа детей, – младшие школьники – 38 %,

– подростки – 33 %. Большую часть детей с искаженной социализацией составляют мальчики – 56 % .

Изучение морально нравственного облика показывает следующее: у большинства дошкольников и младших школьников и у половины подро­стков показатели не соответствуют нормативам возраста.

Рассматривая гуманность как качество воспитуемости и показатель духовного развития, можно констатировать, что оно не сформировано у 93 % дошкольников, у 60 % младших школьников и у 41 % подростков.

Культурные навыки, включающие в себя культуру взаимодействия с окружающими людьми и со средой проживания, не сформированы у 73 % дошкольников, 70 % младших школьников и у 47 % подростков.

Гигиенические навыки не сформированы у 7 % дошкольников, 45 % младших школьников и у 41 % подростков остаются на уровне элементарных.

Трудовые навыки не сформированы у 73 % дошкольников, 70 % младших школьников и у 59 % подростков.

Таким образом, педагогический портрет воспитанника, поступаю­щего в центр, представлен следующими особенностями развития: имеется недостаточный уровень сформированности социальных навыков и умений в области культурно­коммуникативной, морально­-нравственной, деятель­ностной сферах, гигиенических навыках и умениях; несоответствие воз­раста классу обучения в общеобразовательных учреждениях; большую часть детей составляют мальчики; больший процент поступающих в центр детей – это младшие школьники и подростки; чем выше возрастной ценз воспитанника, тем сильнее выражены проблемные зоны социализирован­ности, обученности и воспитанности.

Составление психологического портрета воспитанников центра было основано на исследовании показателей адаптивности – спо­собности ребенка к адаптации во всех ее видах и в первую очередь соци­ально-­психологической адаптации. Адаптивность как свойство и качество человека позволяет ребенку быть успешным или не успешным в плане адаптации. И те проблемы и трудности, которые испытывает ребенок в по­ведении, в отношениях с другими людьми, к самому себе, определяются, прежде всего, низкой или недостаточно развитой адаптивностью. В каче­стве показателей адаптивности исследовались тревожность; коммуника­тивные умения и навыки; склонность к агрессии и ее виды; самооценка и уровень притязаний; уровень интеллектуального развития; наличие ак­центуаций характера у подростков; направленность личности.

Научно установлено, что характерными деформациями, затруд­няющими процесс адаптации, являются нарушения в эмоциональных по­казателях адаптации (это высокий уровень общей тревожности и агрессии, направленной на окружающих, незащищенность, фрустрацию); индиви­дуально­-психологических особенностях (темперамент, акцентуации харак­тера, уровень развития интеллекта); уровень развития сознания и само­сознания (образ Я).

По результатам исследования тревожности у воспитанников центра повышенный уровень тревожности отмечается у дошкольников и состав­ляет 69 %, у младших школьников повышенный и высокий уровень тре­вожности встречается в 40 % . В подростковом возрасте отмечается либо нормальный, либо высокий уровень тревожности. В целом большинство детей, находящихся в центре, имеют повышенный или высокий уровень тревожности. В основе тревожности лежит неудовлетворенность потребно­стей ребенка, пренебрежение со стороны родителей. Создавая ситуации страха, они порождают тревожность у детей. И, как следствие, неадекват­ные формы поведенческого реагирования (агрессию, аутизм, и др.).

Результаты исследования коммуникативных умений и навыков по­казали, что у 80 % детей они не сформированы, дети испытывают пробле­мы и трудности взаимодействия как в системе «ребенок­-ребенок», так и в системе «ребенок – взрослый».

Изучение агрессии и агрессивности у детей позволяет отметить, что у дошкольников преобладает физическая агрессия – 47 %, младших школьников – вербальная и косвенная (по 75 %). Данные показатели гово­рят о том, что неумение себя вести в обществе других людей, презентовать себя заставляет ребенка использовать первый попавшийся путь разреше­ния конфликта – драку, словесные оскорбления и унижения, ябедничанье, ехидство и т. д.

В подростковом возрасте агрессия и агрессивность определяется, прежде всего, чувством вины (у половины подростков). Объясняется это тем, что развитие рефлексии в подростковом возрасте позволяет ребенку понимать не только свой внутренний мир, но и другого человека. Подрос­ток испытывает чувство стыда за свою семью, неудовлетворенность тем, что он ничего не может изменить в сложившейся ситуации. И как следст­вие – проявление физической и вербальной агрессии, негативизма, подоз­рительности и обиды.

Агрессивность детей объясняется глубокими психологическими причинами. Прежде всего, агрессия – это следствие неудовлетворенной потребности в родительской, материнской любви. У таких детей не удов­летворены и другие социальные потребности – в неформальном общении, в самоутверждении, во взрослом как идеале и т. п. И именно эта тотальная неудовлетворенность ведет их к агрессивности. Наряду с этим у детей аг­рессия возникает как специфическая реакция на чувство обиды, ненависть на других, их действия, поступки, отношения. Не умея отрефлексировать свои качества, особенности, паттерны поведения ребенок принимает за­щитные формы поведения за основу. А в его неблаговидных поступках, образе жизни виноваты все, кроме него самого. Не владея адаптивными стратегиями поведения, ребенок использует первый попавшийся, на его взгляд правильный тип поведения (защитное поведение преобладает), ко­торый не всегда является социально и нормативно одобряемым.

Результаты изучения самооценки и уровня притязаний позволяют нам говорить о том, что большинство детей имеют высокую самооценку, переоценивают свои возможности и силы, личностные качества. А высо­кий уровень притязаний у подростков свидетельствует о некритичном от­ношении к себе, о неумении ставить реалистичные цели, о личностной не­зрелости.

Изучение уровня интеллектуального развития воспитанников цен­тра показало, что большинство детей имеют уровень развития ниже сред­него: 69 % у дошкольников, 70 % у школьников и 54 % у подростков, у них не сформированы базовые учебные навыки, недостаточно развиты психи­ческие функции (память, мышление, воображение).

В результате изучения акцентуаций характера, как внутреннего фактора, способствующего дезадаптивным формам поведения, выявилось, что 80 % воспитанников центра обладают выраженной и явно выражен­ной формой акцентуаций, доминирующими среди которых выступают эмотивная, застревающая, демонстративная и циклотимная, имеют место гипертимная и возбудимая форма акцентуаций. Подростки, имеющие по­добные акцентуации, более склонны к совершению асоциальных поступ­ков и правонарушений.

Аналитический обзор психолого­-педагогической литературы, по­священной проблемам акцентуированности характера у подростков, по­зволяет выделить факторы, влияющие на формирование акцентуаций и проявление специфического для них дезадаптивного поведения. Во­первых, это условия воспитания, способствующие развитию негативных тенденций в поведении: безнадзорность, условия жестких взаимоотноше­ний, чрезмерность требований и ожиданий по отношению к ребенку, не­достаток любви и общения с ребенком и т. д. Все эти средовые воздейст­вия, накладываясь на определенные формально­-динамические качества ребенка, создают почву для формирования той или иной акцентуации.

Немаловажную роль в появлении дезадаптации и девиаций поведе­ния играет наличие неадекватной, негативной, несоциализированной на­правленности личности. Выступая основополагающим структурным ком­понентом личности, направленность отвечает за то, что человек хочет, чем живет, каковы его мотивы, потребности, цели, жизненные задачи. Изучение направленности личности, которое проводилось на основе ме­тодики Б. И. Додонова, показало, что большинство подростков склонны к романтизму, генодистической направленности, альтруизму, коммуника­ции и борьбе (пугническая направленность).

Романтизм подростка проявляется в том, что он стремится быть сво­бодным, поскольку привык к свободному времяпрепровождению и бес­контрольности. В то же время жизнь ставит перед ним определенные про­блемы, а это порождает выраженную потребность в борьбе за выживание. Примечательно, что у детей центра не утратилась потребность в альтруиз­ме – желание жить среди людей, делать им добро, быть полезным. Ребе­нок открыт миру, несмотря на жизненные условия. Он не потерян для об­щества и это хороший потенциал для работы с ним.

Таким образом, несмотря на все сложившиеся не зависящие от ре­бенка условия его жизнедеятельности, у него имеется потенциал для сво­его собственного развития, что и используется коллективом центра по ра­боте с данным контингентом детей и подростков.

Обобщая итоги проведенной работы, можно сделать вывод о том, что проведенное исследование не исчерпывает всех аспектов данной про­блемы. В ходе исследования были получены уникальные материалы, по­зволяющие сотрудникам центра разрабатывать и внедрять новые инно­вационные программы социализации детей и подростков в условиях соци­ально-­реабилитационного центра для несовершеннолетних, направлен­ные на сопровождение, оказание помощи и поддержки воспитанникам центра и их семьям.

Литература

  1. Девиантное (отклоняющееся поведение подростков: многообразие, опыт, трудно­сти, поиск альтернатив / под ред. Ю. А. Клейберга. – Тверь, 2000.
  2. Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков: пособие для пси­хологов, педагогов, психосоциальных и социальных работников / под ред. С. А. Беличевой. – М., 1999.
  3. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консуль­тирования. — М., 2004.
  4. Наумчик В. Н.,. Паздников М. А Социальная педагогика: Проблема «трудных» де­тей: Теория. Практика. Эксперимент. – Мн., 2005.
  5. Основы профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних / под ред. Ф. А. Мустаевой. – М.,2003.
  6. Основы психологии семьи и семейного консультирования / под общей ред. Н. Н. Посысоева. – М., 2004.
  7. Шакурова М. В. Методика и технология работы социального педагога. – М., 2002.

Информация об авторах

Попова Л.В., Государственный университет управления, Москва, Россия

Попова Людмила Владимировна, кандидат психологических наук, профессор кафедры психологии факультета педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, e-mail: vlasova13@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 6707
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 674
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0