Доход как фактор потребительского поведения домохозяйств в Латвии*

513

Аннотация

Socially oriented public policy in the area of household consumption plays an important role in achieving stable socio¬economic development. At the macroeconomic level, the state regulates the process of consumption based on fiscal policy and fair taxation of households, encouraging domestic demand and economic activity. Therefore, the urgent task of modern macroeconomic policy in Latvia is the development and support of socially relevant tools and methods of state regulation of consumption and consumer behaviour of the households, taking into account its main factors: income and taxation.

Общая информация

* Работа выполнена при поддержке: Eiropas Sociālais fonds (ESF) projekts „Atbalsts Daugavpils Universitātes doktora studiju īstenošanai” Vienošanās Nr. 2009/0140/1DP/1.1.2.1.2/09/IPIA/VIAA/015.

Ключевые слова: consumer behaviour, factors of consumer behaviour, social group, consumer confidence, income, region

Рубрика издания: Экономика

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Воронов В.В., Краско В.Д. Доход как фактор потребительского поведения домохозяйств в Латвии // Социосфера. 2011. № 1. С. 86–92.

Полный текст

Введение. Конструктивная государственная политика в сфере потреб­ления играет важную роль в устойчивом социально­-экономическом развитии страны. На макроэкономическом уровне государство регулирует процесс по­требления на основе фискальной (бюджетно-­налоговой) политики, делая бюд­жет страны социально ориентированным, а налогообложение домохозяйств – справедливым, поощряющим внутренний спрос и деловую активность. Поэто­му актуальной задачей современной макроэкономической теории в Латвии яв­ляется разработка и обоснование средств и методов социально значимого госу­дарственного регулирования потребления и потребительского поведения насе­ления с учётом основных его факторов.

Цель статьи – выявление особенностей потребительского поведения до­мохозяйств Латвии на основе уровня и динамики их доходов и имеющейся сис­темы налогообложения как важных факторов такого поведения. В связи с этим основными задачами работы являются: анализ взаимосвязи уровня дохода с типом потребительского поведения и социальным статусом потребителей, ана­лиз влияния системы налогообложения Латвии на возможности активизации внутреннего спроса разных групп населения, определение мер, направленных на активизацию и рост их внутреннего спроса.

Методика исследования. Мониторинг потребительской уверенности и потребительского поведения домохозяйств стран Евросоюза ежегодно осущест­вляет «Евробарометр». Дополнительно такой мониторинг домохозяйств Лат­вии проводит «Латвийский барометр». Статистические и опросные данные этих организаций положены в основу статьи. В этих исследованиях соблюдается ре­презентативность и периодичность проведения замеров [7].

В качестве примера рассмотрена ситуация в Латвии. На основе данных «Латвийского барометра» в период самой низкой потребительской уверенности проведён факторный анализ с целью выявить типы потребительского поведе­ния жителей Латвии в зависимости от доходов, социального статуса, образова­ния и возраста.

Потребительское поведение и его типы. Под потребительским по­ведением в работе понимается совокупность факторов, характеризующих дей­ствия потребителей и их предпочтения [1, p. 80]. Было рассмотрено три основ­ных типа потребительского поведения: активное, традиционное и толерантное. Активный тип потребительского поведения характерен для современного по­требительского общества (здесь распространена практика «опережающего по­требления» на основе широкой и доступной системы кредитов и займов, то есть активного и широкого спроса). Традиционный тип имеет распространение в обществах с традиционными системами ценностей и может быть квалифициро­ван как традиционалистский (здесь расходы равны доходам и основаны на ус­тойчивых нормах потребительского поведения, то есть пассивно­адаптивного спроса). Толерантный тип (формирующийся) характерен для периферийных или переходных потребительских групп. Здесь преобладают различные прояв­ления активно­-адаптационного спроса.

Взаимосвязь дохода и его уровня с типом потребительского по­ведения. Основным фактором потребительского поведения домохозяйств в Латвии является доход. Доход – это средства в денежном и натуральном выра­жении, которые человек получает от других лиц или организаций для оплаты собственных расходов. Они включают в себя заработную плату и другие виды поступлений от деятельности (после выплаты налогов), в том числе трансфер­ты, чистый доход от предпринимательской и сельскохозяйственной деятельно­сти, собственности (ренты, дивидендов) и другое [2, p. 275]. Подробно рассмот­рим этот фактор потребительского поведения домохозяйств в экономике Лат­вии. Факторный анализ был проведён на основе предоставленных данных ре­презентативного опроса банка «DnB NORD» за декабрь 2009 года с использо­ванием программы SPSS 17. В зависимости от доходов типы потребительского поведения представлены в таблице 1.

Таблица 1

Типы потребительского поведения домохозяйств Латвии в зависимости от дохода, %

Источник: расчёты авторов по результатам факторного анализа опроса, N=1004, [3, 45.lpp.].

У потребителей с доходом более 200 Ls в месяц на одного члена домохо­зяйства доминирует активный тип потребительского поведения. Они относятся к социальной группе «средний класс» (государственные служащие и специали­сты, предприниматели, менеджеры предприятий, квалифицированные рабо­чие). Под социальной группой в статье понимается модель поведения (ком­плекс ожиданий и действий), присущая определённой группе потребителей, осознающей свою общую идентичность. У потребителей с доходами на одного члена семьи до 79 Ls преобладает традиционный тип потребительского поведе­ния. Они относятся к социальной группе «низший класс» (наёмные работники низкой квалификации, безработные, пенсионеры, домохозяйки). У потребите­лей с доходом 115 Ls – 149 Ls преобладает толерантный тип потребительского поведения. Они относятся к социальной группе «периферия среднего класса» (самозанятые работники сфер производства и услуг, фермеры, студенты, наём­ные работники средней квалификации). По результатам факторного анализа можно утверждать, что в государственном секторе экономики Латвии преобла­дают активные потребители. В частном секторе больше всего потребителей то­лерантного типа. Среди руководителей 94 % активных потребителей. Среди специалистов и чиновников 91 % потребителей активного типа. Среди рабочих 40 % активного типа потребителей и 60 % толерантного типа потребителей. Среди самозанятых лиц и фермеров большую часть составляет толерантный тип потребителей. Среди пенсионеров 62 % толерантного типа потребителей и 38 % традиционного типа потребителей. Среди безработных – традиционный тип потребительского поведения. Активных потребителей среди безработных нет. Домохозяйки и безработные в основном живут на трансферты и относятся к потребителям традиционного типа.

Среди лиц с основным образованием большая часть потребителей с тра­диционным типом потребительского поведения – 50 %. Среди потребителей со средним образованием около 43 % потребителей традиционного типа. Среди потребителей со средним специальным образованием больше представителей толерантного типа, а активного и традиционного – 30 % в каждой группе. По­требители с незаконченным высшим образованием (студенты) почти не отли­чаются по типу потребительского поведения от потребителей со средним обра­зованием. Больше всего потребителей активного типа среди потребителей с высшим образованием – 63 %.

В зависимости от возраста больше всего активного типа потребителей (51 %) среди лиц в возрастной группе 35–44 лет. Больше всего потребителей толе­рантного типа в предпенсионном и пенсионном возрасте (55–74 года), а тради­ционного типа (55 %) больше всего в возрастной группе 18–24 года.

Уверенность потребителей – второй важный фактор потребительского поведения в Латвии. Чем больше доходы – тем больше потребительская уве­ренность населения и наоборот. В целом, доходы домохозяйств регионов Лат­вии имели тенденцию к росту в период 2004– 2008 годов в силу разных причин (инфляция, оживление экономики после вступления страны в ЕС и другое). Это видно из данных таблицы 2.

Таблица 2

Динамика структуры доходов на одного человека в месяц, в ре­гионах Латвии, 2004–2008 г., Ls

Источник: рассчитано авторами по данным [4].

В период стремительного увеличения доходов (на 20–40 % ежегодно), с 2004 года по 2008 год, домохозяйства тратили больше, чем зарабатывали. По­требители старались взять деньги в долг и не стремились сберегать. Это было вызвано высокой инфляцией и ажиотажным инвестированием домохозяйства­ми недвижимости. Многие домохозяйства привыкли потреблять весь свой доход, и поэтому их потребление целиком зависит от текущего дохода [6, p.55].

В 2007 году лидером по доходам на одного члена домохозяйства стал Рижский регион (среднее значение дохода – 190 Ls) [4]. В Земгальском регионе доход на одного жителя в среднем был ниже Рижского на 32 % (129 Ls), в Кур­земском – на 31 % ниже, чем в Рижском регионе (131 Ls), в Видземском – на 35 % ниже, чем в Рижском (123 Ls), в Латгальском – на 42 % ниже, чем в Рижском регионе (110 Ls). В остальных регионах Латвии этот показатель также ниже, чем в Рижском регионе. Такое положение сохраняется и в настоящее время. Мини­стерство экономики Латвии в 2009 году провело анализ субъективного воспри­ятия домохозяйствами страны их материального положения. Данные исследо­вания представлены в таблице 3.

Таблица 3

Самооценка материального положения домашними хозяйства­ми регионов Латвии в 2009 г., %

Источник: [8].

Из данных таблицы 3 видно, что наибольшая доля ответов относится к среднему уровню самооценки материального положения домохозяйств регионов страны. Можно отметить такой стиль потребительского поведения и сознания этих домохозяйств, как привыкание к бедности, то есть конформистский. Такое потребительское поведение можно отнести частично к толерантному типу, час­тично – к традиционному. Преобладание такого стиля и отмеченных типов по­требительского поведения домохозяйств регионов Латвии может стать опреде­лённым субъективным препятствием к преодолению рецессии в экономике Лат­вии в период 2011–2013 годов. При этом поведение потребителей всегда обу­словлено различными экономическими и неэкономическими факторами.

Влияние системы налогообложения Латвии на возможности активизации внутреннего спроса. Рассмотрим переменные, от которых за­висит доход потребителей: потребительская корзина, минимальная зарплата, необлагаемый минимум, подоходный налог с населения.

Для каждой страны существует своё понимание минимального и макси­мального уровня потребления домохозяйств, в зависимости от уровня социаль­но­-экономического развития общества.

Поэтому государство само формирует нормативы потребления населения на основе потребительской корзины, прожиточного минимума, минимальной заработной платы и т. д. Стоимость «корзины» товаров и услуг прожиточного минимума с апреля 1991 года, когда был введён этот статистический показатель, увеличилась в 270 раз (в 1991 году стоимость «корзины» прожиточного миниму­ма составляла 61 сантим на человека в месяц, а в июле 2010 года – 167,7 лата).

Непосредственно с минимальным потребительским бюджетом и бюдже­том прожиточного минимума связано понятие минимальной заработной пла­ты. В Латвии в 2010 году она установлена в размере 180 латов в месяц. С учётом роста подоходного налога с населения с 23 % до 26 % её величина после уплаты налогов составляет 130,31 лата в месяц. Если учесть, что около 70 % наёмных работников Латвии официально получает минимальную заработную плату, то более двух третей работников страны реализуют модель выживания, а не мо­дель жизненного благополучия.

Латвия стала одной из немногих стран ЕС, где в период с 2000 по 2010 год ставка подоходного налога с населения выросла. В остальных государствах, включая Эстонию и Литву, сегодняшняя ставка этого налога ниже, чем 10 лет назад. В Эстонии ставка аналогичного налога снизилась на пять процентов и составила 21 %. В Литве подоходный налог с населения составляет сегодня 21 %. Аргументы латвийских чиновников следующие: существующие налоги оправ­даны экономической ситуацией в стране и не слишком велики в контексте гра­фика расчёта налоговой нагрузки, выполненного в середине 2010 года Eurostat [5]. Всего в Латвии сейчас действует 11 видов налогов, но с учётом различных госпошлин их количество приближается к 30.

При этом сравнительный анализ налоговых ставок в Латвии и других странах ЕС показывает, что ставки налогов в Латвии находятся в допустимом диапазоне [5]. Однако, налоговое бремя из-­за несправедливой системы налого­обложения в части обложения налогами потребления, более тяжёлым грузом ложится на малообеспеченные группы населения, чем на средне­и высоко­обеспеченные группы населения, что следует из данных таблицы 4.

При минимальной нетто-­зарплате человек получает только 130,31 Ls. Эта сумма почти на 40 Ls с лишним ниже официально рассчитываемого прожиточ­ного минимума (в конце 2010 года это – 169 Ls в месяц). Следовательно, для минимальной месячной зарплаты налоги установлены слишком обремени­тельные – они не обеспечивают получения работником прожиточного мини­мума. Необходимо или снижать ставки налогов, или повышать необлагаемый минимум.

Таблица 4

Доля различных налогов в налоговых выплатах каждого квин­тиля (групп населения по уровню доходов) в 2010 году, %

Источник: [9, p.19].

Такие меры способны поднять платёжеспособность населения, сократить выплаты зарплат «в конверте».

Меры (инструменты), необходимые для активизации и роста внутреннего спроса населения. Повышение реальных доходов малообес­печенных групп домохозяйств (к ним относят около двух третей населения страны) даст возможность активизировать внутренний спрос, что является од­ним из важных макроэкономических факторов для выхода из рецессии эконо­мики Латвии. В рамках действующего законодательства Латвии для этого есть три фискальных инструмента: прямое уменьшение ставок налога, увеличение необлагаемого минимума, введение прогрессивной шкалы налогообложения доходов.

Реализация данных инструментов в виде эффективных мер поможет группам населения с низким и средним уровнем доходов активизировать свой потребительский спрос, и появится возможность специалистам-­профессионалам высокого уровня получать достойный доход. Сбалансирован­ное применение этих трёх инструментов может дать позитивный результат: по­высить доходы бюджета и повысить реальные доходы малообеспеченных слоёв населения.

Уменьшение покупательской способности населения снизило, например, возможности экспорта туристических услуг. Всё больше фирм на территории Латвии ориентируются на потребителей с высоким социальным статусом и вы­сокими доходами. Граждане Латвии, работающие за рубежом, в свою очередь предпочитают пользоваться услугами туристических фирм в стране проживания.

Вместе с тем изменение традиционных ценностей, отношения к отдыху, возрастающая мобильность молодых людей, интерес к жизни народов других стран Евросоюза, рост безработицы привели к появлению новых форм туризма: сезонная работа за пределами Латвии и медицинский туризм.

На основе данного исследования можно сделать некоторые выводы.

  1. Потребителей с относительно высокими доходами характеризует ак­тивный тип потребительского поведения, а потребителей с более низкими до­ходами характеризует толерантный или традиционный тип потребительского поведения.
  2. Налоговое бремя в Латвии более тяжёлым грузом ложится на мало­обеспеченные группы населения, чем на среднеобеспеченные и высокообеспе­ченные, вследствие несправедливой системы налогообложения в части обло­жения налогами потребления. Повышение реальных доходов малообеспечен­ных групп домохозяйств (к ним относят около двух третей населения страны) даст возможность активизировать внутренний спрос и деловую активность биз­неса. Для этого есть три фискальных инструмента: прямое уменьшение ставок налога, увеличение необлагаемого минимума, введение прогрессивной шкалы налогообложения доходов, однако правительство страны игнорирует здравый смысл.

В период с 2000 по 2008 год общие доходы домохозяйств Латвии возрос­ли с 107 латов до 252 латов на человека. Около 75 % из них составляла зарплата и около 20 % из них составляли трансферты. В 2009 году произошло снижение доходов и заработной платы из-­за экономического кризиса. Падение реальных доходов большинства населения Латвии сказывается на снижении потреби­тельского спроса на многие товары и услуги, например на снижении возможно­стей территориальной мобильности жителей Латвии внутри и вне страны с це­лью туризма и релаксации. Реальное поведение потребителей Латвии обуслов­лено (в краткосрочном периоде) снижением потребительской уверенности и настроения. В основе этого лежит снижение уровня дохода домохозяйств Лат­вии в течение последних 12 месяцев как отражение роста безработицы и струк­турного кризиса в стране.

Литература

  1. Black J. A Dictionary of Economics. – Oxford University Press. Oxford UK, 2002. – P. 512.
  2. Krasko V. Features of Consumer Behaviour in Latvia: Dominant Factors. // The First International Conference for PhD Candidates. Economics, Management and Tourism. – South­West University of Neofit Rilsky, Faculty of Economics, Tourism Department, 2010. – P. 313.
  3. Voronovs V., Krasko V. Patērētāju noskaņojuma faktoru analīze ekonomiskajā socioloģijā. Mācību līdzeklis. – Daugavpils: Saule, 2004. – 92. lpp.
  4. Iedzīvotāji un sociālie procesi. (12.07.2010.) URL: http://www.csb.gov.lv/csp/content/?cat=471.
  5. Finansu Ministrija, 2010. Nodokļu un nodevu sistēmas attīstības pamatnostādnes 2010–2015. URL: http://www.mk.gov.lv/lv/mk/tap/?pid=40180580 (12.11.2010.).
  6. Yash M., Elliot M. Why Does Consumer Sentiment Predict Household Spending? Economic Quarterly. The Federal Reserve Bank of Richmond, 2003. URL: http://www.richmondfed.org/publications/research/economic_quarterly/2003/fall/pdf/meh ra.pdf (21.06.2010).
  7. Latvian barometer. DnB NORD (2010) . URL: http://www.dnbnord.lv/en/publications/dnb­nord­latvian­barometr (27.11.2010).
  8. Latvijas statistika. URL: http://www.csb.gov.lv/en/notikumi/household­self­assessment­economic­situation­2009­27160.html In Household budget survey 2009 totally 4.4 thsd households were surveyed (20.01.2010.).
  9. Vanags A. Tax reform in Latvia: Could it be fair? SSE Riga/BICEPS Occasional Paper No. 8, august 2010. Riga: BICEPS, 2010. URL: http:// www.biceps.org/files/Tax_reform_paper_Final_11084_0.pdf (28.12.2010).

Информация об авторах

Воронов В.В., Даугавпилсский университет, Даугавпилс, Латвия

Краско В.Д., Даугавпилсский университет, Даугавпилс, Латвия

Метрики

Просмотров

Всего: 2984
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 513
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0