Прикладные социальные исследования и профессиональная активность социальных психологов*

473

Аннотация

В рецензии представлены результаты осуществленного содержательного анализа учебного пособия, раскрывающего основные виды методов, стратегий и направлений прикладных социальных исследований; демонстрируется роль именно социального психолога в рамках социальных обследований и в контексте решения задач как социальной работы, так и социальной политики.

Общая информация

* Рецензия на книгу: Романов П. В., Ярская-Смирнова Е. Р. Методы прикладных социальных исследований: Учебное пособие. Изд. 2-е, дополненное. М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, при участии ООО «Норт Медиа», 2008. 215 с.

Рубрика издания: Критика и библиография

Тип материала: рецензия

Для цитаты: Радина Н.К. Прикладные социальные исследования и профессиональная активность социальных психологов // Социальная психология и общество. 2011. Том 2. № 1. С. 142–144.

Полный текст

Каждый, кто получал психологическое образование и изучал социальную психологию по классическим учебникам, с легкостью вспомнит, что ее считает «своей» не только психология, но и социология. Однако поскольку в исследовательской повседневности никто целенаправленно не делит социальную психологию на «психологическую» и «социологическую», эта возможная «вариативность» оказывается не очевидной. Вспоминаешь об этом только тогда, когда сталкиваешься с учебным пособием или монографией, определенно отсылающих именно к социально-психологическим проблемам или темам, но, тем не менее, представленным авторами  в откровенно социологическом «ключе».

Учебное пособие П.В.Романова и Е.Р.Ярской-Смирновой «Методы прикладных социальных исследований», строго говоря, написано, в первую очередь, для обучающихся будущих социальных работников, то есть, «социальное знание», представленное в пособии, максимально «практико-заточено». Так называемое «практическое знание» (методики, технологии, конкретные техники и т.д.) в последнее время нередко обозначают как «востребованное», тем самым как бы противопоставляя практикоориентированный материал как наиболее социально значимый результатам теоретико-методического осмысления реальной действительности в логике концептуализированных подходов к рассмотрению научной сущности и природы анализируемых явлений. В данном же издании авторам удалось продемонстрировать содержательное единство и целостность, во всяком случае, с точки зрения реальной значимости, в том числе и практической, как конкретных, собственно технологических «секретов» профессии, так и теоретико-методологической основы социальных исследований.

Настоящее учебное пособие состоит из шести частей, в рамках которых последовательно представлены сущностная специфика прикладных социальных исследований (часть 1) и их базово-ключевые стратегии (часть 2), проанализированы организационные исследования (часть 3), раскрыты особенности оценочных исследований (часть 4), рассмотрена система определения качества социального образования (часть 5) и описаны логика и схема оформления результатов исследований этого типа (часть 6).

В отличие от ряда близких по содержательной направленности изданий в данном пособии предложен и описан целый веер стратегий, направлений и характеристик социальных исследований и, таким образом, представлены достаточно подробные инструкции относительно того, как социальным исследователям изучать социальную реальность в контексте и нужд получателей социальной помощи, и потребностей социального управления и анализа социальной политики. Подобный материал оказывается, безусловно, актуальным в связи со встречающейся своего рода «невстроенностью» социальных психологов с классическим университетским образованием в систему запросов «социального заказа», что, в свою очередь, зачастую обусловлено элементарной неосведомленностью выпускников о том, как их знания и умения соотносятся с необходимостью решения задач социальной политики регионального или федерального уровней.

В рецензируемом учебном пособии П.В. Романов и Е.Р. Ярская-Смирнова, анализируя различия между «социологическими исследованиями» и «социальными обследованиями», ссылаются на стремление к «достоверности» в социологических исследованиях в противовес акценту на информативность полученных результатов, с точки зрения «пользы для общества», в социальных обследованиях. Очевидно, что при проведении социальных обследований имеет смысл оценивать «полезность результатов» как на социологическом, так и на социально-психологическом уровнях, а значит, участие в социальных обследованиях социальных психологов, безусловно, оправданно и закономерно, разумеется, если последние адекватно учитывают специфику социальных обследований и способны оптимально «встроиться» в исследовательский контекст «социальной работы».

Так, к наиболее важным видам исследований авторы относят, кроме всего прочего, акционистские и партисипаторные исследования, поясняя, что, например термин «акционистское исследование» в 1944 году предложил именно социальный психолог К.Левин (именно ему принадлежит мысль о том, что наиболее эффективный способ изучения социальных систем – это их изменение). Таким образом, вряд ли требует специальных аргументов тот факт, что действительно существует возможность совместной профессиональной активности социальных психологов и социологов в сфере исследований социальной работы и социальной политики уже хотя бы потому, что «основы психологического вмешательства» в этом плане были заложены ещё в середине прошлого века и при этом одним из классиков социально-психологической науки.

Оценивая учебное пособие «Методы прикладных социальных исследований» следует так же отметить, что в нем достаточно детально и содержательно-углубленно разбирается ряд тем, напрямую касающихся профессионально-исследовательской деятельности социальных психологов, а именно использование в работе «участвующего наблюдения», «критической этнографии», кейс-стади и нарративного анализа, определение приоритетности количественного или качественного контент-анализа или дискурс-анализа при обработке полученных результатов и т.д.

К сожалению, в рамках учебного пособия большинство примеров, которые используют авторы в качестве иллюстраций реализации той или иной исследовательской стратегии или исследовательского метода, взято ими из зарубежного опыта. С другой стороны, это не может не заставить нас задуматься о том, что отечественным социальным психологам следует более активно предлагать свои профессиональные навыки и умения в области социальной работы, тем самым адекватно широко трактуя свои профессиональные возможности. Настоящее учебное пособие, безусловно, поможет им в этом плане сориентироваться в пространстве исследований как в сфере социальной работы, так и в сфере социальной политики.

Информация об авторах

Радина Надежда Константиновна, доктор политических наук, профессор, кандидат психологических наук, профессор кафедры общей и социальной психологии, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского» (ФГАОУ ВО ННГУ), старший научный сотрудник Лаборатории теории и практики систем поддержки принятия решений, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (ФГАОУ ВО «НИУ ВШЭ»), Нижний Новгород, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8336-1044, e-mail: rasv@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2717
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 473
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 1