Социальные представления о высшем образовании учащихся из семей с разным социально-экономическим статусом

444

Аннотация

Цель. Изучение структуры и содержания социальных представлений учащихся о высшем образовании с учетом социально-экономического статуса их семей. Контекст и актуальность. Высшее образование является одной из наиболее значимых сфер жизни человека, отражающей не только его благополучие и успех в социуме, но и социальное неравенство. Социально-экономический статус семьи выступает одним из факторов такого неравенства в доступе к высшему образованию. Изучение особенностей социальных представлений о высшем образовании является ресурсом для понимания различий в оценке его ценности, целей и результатов учащимися из семей с разным социально-экономическим положением в обществе. Дизайн исследования. Исследование выполнено в рамках структурного подхода к анализу социальных представлений. На первом этапе определялся социально-экономический статус семей учащихся, на втором этапе выявлялась структура социальных представлений о высшем образовании учащихся из семей каждой статусной категории, на третьем этапе анализировалось то, как учащиеся оценивали значимость и валентность элементов структуры социальных представлений. Участники. 332 человека (средний возраст — 21,7 лет): 112 учащихся старших классов мо-сковских школ (средний возраст — 16,6 лет), 105 студентов бакалавриата (средний возраст — 20 лет) и 115 студентов магистратуры (средний возраст — 28,3 лет) московских вузов. Методы (инструменты). Для изучения социальных представлений была использована ме-тодика свободных ассоциаций (П. Вержес). Ассоциации также оценивались респондентами по шкалам субъективной значимости и валентности. Для определения социально-экономического статуса респондентов применялось анкетирование. Результаты. Выявлена и описана структура социальных представлений о высшем образовании, обнаружены различия в их содержании у учащихся из семей с разным социально-экономическим статусом. Основные выводы. Ядра социальных представлений о высшем образовании отличаются по числу элементов и по их содержательным характеристикам у учащихся из семей с разным социально-экономическим статусом. Существуют и различия в значимости и валентности элементов ядра представлений.

Общая информация

Ключевые слова: социальные представления, структурный подход, высшее образование, социально-экономический статус, старшеклассники, студенты

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2020110307

Для цитаты: Есина Г.К. Социальные представления о высшем образовании учащихся из семей с разным социально-экономическим статусом // Социальная психология и общество. 2020. Том 11. № 3. С. 99–113. DOI: 10.17759/sps.2020110307

Литература

 

1.        Бедность и развитие ребенка / Под. ред. Д.А. Александрова, В.А. Иванюшиной, К.А. Маслинского. М., 2015. 392 с.

2.        Бессуднов А.Р., Малик В.М. Социально-экономическое и гендерное неравенство при выборе образовательной траектории после окончания 9-го класса средней школы // Вопросы образования. 2016. № 1. С. 135—167.

3.        Бовина И.Б. Стратегии исследования социальных представлений // Социологический журнал. 2011. № 3. С. 5—23.

4.        Володарская Е. Студенчество и наука: анализ социальных представлений // Высшее образование в России. 2006. № 2. С. 90—95.

5.        Ильиных С.А. Модернизация российского высшего образования: размышления о качественных переменах // Гуманизация образования. 2015. № 2. С. 46—51.

6.        Климова М.Г. Высшее образование в России // Вологдинские чтения. 2007. № 65. С. 5—7.

7.        Кондратьев М.Д. Социальные представления об успешности подростков с разным интрагрупповым статусом и разным уровнем интеллектуальной успешности // Социальная психология и общество. 2017. Т. 8. № 2. С. 116—130. DOI: 10.17759/sps.2017080208

8.        Корж Н.В. Высшее профессиональное образование в структуре ценностей студенческой молодежи // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2011. № 1 (17). С. 56—63.

9.        Лисицкий Д.В., Осипов А.Г., Кичеев В.Г., Сваиных В.Н., Макаренко Н.Н. Динамика парадигм высшего образования России (конец XIX—начало XXI вв.) // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2017. Т. 7. № 3. С. 157—175. DOI: 10.15293/2226-3365.1703.10

10.    Лошакова И.И. Проблема доступности высшего образования для социально уязвимых групп // Право и образование. 2003. № 3. С. 78—88.

11.    Максимова М.Л. Доступность высшего образования, образовательный капитал и выбор образовательной стратегии // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2006. № 1 (5). С. 273—279.

12.    Манахов С.В., Рыжакова А.В. Основные тенденции развития высшего образования в России: количественные и качественные аспекты // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. 2014. № 10 (76). С. 19—28.

13.    Пащенко де Превиль Е. Карьера в понимании молодежи: сравнительный анализ социальных представлений российских и французских студентов // Вопросы психологии. 2012. № 4. С. 48—61.

14.    Сачкова М.Е. Среднестатусный учащийся: онтогенетический аспект анализа. М.: Янус-К, 2011. 157 с.

15.    Сачкова М.Е., Есина Г.К. Структура социальных представлений о высшем образовании учащихся с разным интрагрупповым статусом // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2019. Т. 16. № 4. С. 582—599. DOI: 10.22363/2313- 1683-2019-16-4-582-599

16.    Тимошина И.Н. Структура социальных представлений студентов о статусе в современном обществе // Социальная психология и общество. 2016. Т. 7. № 2. С. 51—64. DOI: 10.17759/ sps.2016070204

17.    Тихонова Н.Е. Факторы жизненного успеха и социального статуса в сознании россиян // Вестник института социологии. 2018. Т. 9. № 4 (27). С. 11—43. DOI: 10.19181/vis.2018.27.4.536

18.    Толстых Н.Н., Тер-Аванесова Н.В., Черняк Н.А. Социальные представления о школе и учении в разных группах участников образовательного процесса // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24. № 6. С. 5—15. DOI: 10.17759/pse.2019240601

19.    Хавенсон Т.Е., Чиркина Т.А. Образовательный выбор учащихся после 9-го и 11-го классов: сравнение первичных и вторичных эффектов социально-экономического положения семьи // Журнал исследований социальной политики. 2019. Т. 17. № 4. С. 539—554.

20.    Abric J.-C. Central system, peripheral system: their functions and roles in the dynamic of social representations // Papers on Social Representations. 1993. № 2. Р. 75—78.

21.    Dany L., Urdapilleta I., Lo Monaco G. Free associations and social representations: some reflections on rank-frequency and importance-frequency methods // Quality & Quantity. 2015. Vol. 49. P. 489—507.

22.    Doise W., Spini D., Clémence A. Human rights studies as social representations in a cross-cultural context // European Journal of Social Psychology. 1999. № 29. P. 27—50.

23.    Flament C., Rouquette M.-L. Anatomie des idées ordinaries. Paris: Armand Colin, 2003. 256 p.

24.    Gaffié B. Quand la confrontation des principes affecte l’espace représentationnel des explications // Actes de la Cinquième Conférence internationale sur les représentations sociales. Canada, Montreal, 2000. P. 214—215.

25.    Hollingshead A.B. Two factor index of social position. Mimeo. New Haven, Connecticut: Yale University, 1957. 11 p.

26.    Lo Monaco G., Piermattéo A., Rateau P., Tavani J.L. Methods for studying the structure of social representations: a critical review and agenda for future research // Journal for the theory of social behavior. 2017. Vol. 47. P. 306—331. DOI: 10.1111/jtsb.12124

27.    Markova I. Dialogicality and social representations. The dynamics of mind. Cambridge: Cambridge University Press, 2003. 224 p.

28.    Moscovici S. The phenomenon of social representations // Social representations / In R.M. Farr, S. Moscovici (eds). Cambridge: Cambridge University Press, 1984. P. 3—69.

29.    Tafani E., Bellon S., Moliner P. The role of self-esteem in the dynamics of social representations of higher education: An experimental approach // Swiss Journal of Psychology. 2002. Vol. 61 (3). P. 177—188. DOI: 10.1024//1421-0185.61.3.177

30.    Rouquette M.-L., Rateau P. Introduction a l’étude des représentations sociales. Grenoble: PUG, 1998. 160 p.

31.    Vergès P. L’Evocation de l’argent: une méthode pour la définition du noyau central d’une representation // Bulletin de psychologie. 1992. Vol. XLV. № 405. P. 203—209.

 

Информация об авторах

Есина Галина Константиновна, старший преподаватель кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования, факультет социальной психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0644-2056, e-mail: esinagk@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 727
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 444
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 0