Социально-перцептивные образы как регуляторы детско-родительских отношений в приемных семьях

377

Аннотация

Цель. Определение связей Я-образов замещающих матерей с Он-образами приемных детей; установление связей Я-образов замещающих матерей с детско-родительскими отношениями и взаимодействием. Контекст и актуальность. Проблема социально-перцептивного отражения является актуальной в связи с тем, что растет количество семей с приемными и опекаемыми детьми. Нередко приемные родители оказываются не готовы к адекватному взаимодействию с неродными детьми и возвращают их в систему опеки, нанося детям тяжелую психологическую травму. Одной из важнейших причин этого является несовпадение идеальных установок на необходимость детей в семье и реального восприятия конкретных детей приемными родителями, ригидностью их аттитюдов — социальных установок. В связи с этим особое значение имеет изучение механизмов и закономерностей восприятия ребенка в семье, так как от того, как ребенка воспринимают в семье, напрямую зависят формирование его «Я-концепции», становление личности, отношения с близкими, сверстниками, педагогами, с окружающими людьми. Для того, чтобы минимизировать возникновение таких психотравмирующих ситуаций, необходимо глубокое исследование механизмов и закономерностей социального восприятия в замещающих семьях. Дизайн исследования. Исследованы связи между структурами Я-образов мам и Он- образами их родных и приемных детей; связи между социально-перцептивными образами и детско-родительскими отношениями (взаимодействием) в приемных семьях. Участники. Выборка: 18 женщин от 29 до 59 лет (M=48,05; SD=7,77), имеющих только приемных детей, и 20 женщин в возрасте от 37 до 48 лет (М=39,85; SD=3,93), имеющих только своих биологических детей. Методы (инструменты). Методика «СОЧ(И) — структура образа человека (иерархическая)» (В.Л. Ситников); два варианта опросника ВРР (И.М. Марковская) для изучения взаимодействия родителей с детьми и подростками. Результаты. Я- и Он-образы являются индикаторами детско-родительских отношений в замещающих семьях. У замещающих матерей выражено контролирующее поведение по отношению к ребенку. Высокий контроль может проявляться в мелочной опеке, навязчивости, приводить к ограничениям и запретам. Основные выводы. Выявлены достоверные связи социально-перцептивных образов членов замещающих семей и детско-родительских отношений, доказывающие, что эти образы являются индикаторами детско-родительских отношений. Изученные образы себя и детей имеют сходство по структурным характеристикам как у замещающих, так и у биологических матерей. В представлениях замещающих матерей при формировании образа приемного ребенка отмечается ориентация на свою Я-концепцию и представления о том, каким должен быть ребенок. Замещающие матери идентифицируют себя с приемными детьми в настоящем и будущем и стремятся установить более близкие отношения с приемным ребенком. По сравнению с замещающими, биологические матери более открыты в общении со своими детьми.

Общая информация

Ключевые слова: Я-образ, Он-образ, приемный ребенок, биологические матери, замещающие матери, детско-родительские отношения

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2021120208

Для цитаты: Ситников В.Л., Стреленко А.А., Кедич С.И., Комарова А.В. Социально-перцептивные образы как регуляторы детско-родительских отношений в приемных семьях // Социальная психология и общество. 2021. Том 12. № 2. С. 129–147. DOI: 10.17759/sps.2021120208

Литература

  1. Аппаев М.Б., Джанкёзова Т.С. Влияние эмоционально-волевой сферы на уровень общих интеллектуальных способностей в подростковом возрасте [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Мир науки». 2016. Том 4. № 4. URL: http://mir-nauki.com/PDF/11PSMN416.pdf (дата обращения: 21.06.2020).
  2. Карагачёва М.В., Кедич С.И., Ситников В.Л. Социально-педагогическая рефлексия студентов психолого-педагогических специальностей // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского. 2012. № 5(46). С. 264—271.
  3. Коломенская В.В., Таран И.И., Скляр Н.А. Взаимосвязь самоотношения беременной женщины с образом ребенка // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2016. № 10(140). С. 253—256.
  4. Комарова А.В., Ситников В.Л. Социально-перцептивные образы лживого человека в сознании школьников и студентов // Социально-психологическая перцепция в системе образования. Монография; под общей и научной редакцией В.Л. Ситникова, научный редактор Л.А. Регуш. СПб.: «ЭЛВИ-Принт», 2016. 216 с. С. 59—77.
  5. Марковская И.М. Психология детско-родительских отношений: монография. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. 91 с.
  6. Махнач А.В. Проблема поколения в замещающей семье как особой малой социальной группе // Социальная психология и общество. 2019. Т. 10. № 2. С. 146‒156. DOI:10.17759/ sps.2019100211
  7. Махнач А.В., Толстых Н.Н. Жизнеспособность как характеристика социальной группы кандидатов в замещающие родители // Социальная психология и общество. 2018. Т. 9. № 2. С. 127—149. DOI:10.17759/sps.2018090209
  8. Нартова-Бочавер С.К., Резниченко С.И., Ковалева А.И. Роль образа дома в адаптации подростков к замещающейсемье [Электронныйресурс] // Клиническая и специальная психология. 2017. Том 6. № 4. C. 75—89. DOI:10.17759/cpse.2017060406
  9. Ослон В.Н., Семья Г.В., Прокопьева Л.М., Колесникова У.В. Операциональная модель и инструментарий для изучения субъективного благополучия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 6. C. 41— 50. DOI:10.17759/pse.2020250604
  10. Реан А.А., Коновалов И.А. Социально-перцептивный образ различных социальных групп в сознании подростков // Социальная психология и общество. 2018. Т. 9. № 2. С. 60—80. DOI:10.17759/sps.2018090205
  11. Ситников В.Л. Образ ребенка в сознании педагога: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. СПб., 1996. 20 с.
  12. Ситников В.Л. Психология образа ребенка (в сознании субъектов педагогического процесса): дисс. … докт. психол. наук. СПб., 2001. 597 с.
  13. Стреленко А.А., Колмычевская Е.Н. Образ ребенка в сознании беременных женщин [Электронный ресурс] // Комплексные исследования детства. 2019. Т. 1. № 1. С. 33—42. DOI:10.33910/2687-0223-2019-1-1-33-42
  14. Стреленко А.А., Колмычевская Е.Н. Представление матери об образах абстрактного и реального ребенка // Вестник БарГУ. Серия Педагогические науки. Психологические науки. Филологические науки. 2020. № 8. С. 114—122.
  15. Чеботарева Е.Ю. Межкультурные особенности связейчрезмерного родительства с психологическим благополучием современных старших подростков [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2019. Т. 8. № 4. С. 7—15. DOI:10.17759/ jmfp.2019080401
  16. Якупова В.А. Психологические условия успешного освоения материнскойроли // Консультативная психология и психотерапия. 2017. Т. 25. № 1. С. 59—71. DOI:10.17759/ cpp.2017250105
  17. Euillet S. Foster care in France: children’s perception of their own well-being // Child & Family Social Work. 2020. Vol. 25(S1). P. 160—168. DOI:10.1111/ cfs.12743.
  18. Flaquer L. Family-related factors influencing child well-being. En Handbook of Child Well- Being: Theories, Methods and Policies in Global Perspective. 2014. P. 2229−2255. DOI:10.1007/978- 90-481-9063-8_87
  19. Shuker L., Sebba J., Höjer I. Teenagers in foster care: Issues, themes, and debates from and for practice and policy // Child & Family Social Work. 2019. Vol. 24. P. 349—353. DOI:10.1111/ cfs.12650
  20. Sitnikov V. Changing socialization of Russian adolescents // International Journal of Psychology. 2004. Vol. 39. P. 309.
  21. Zeijlmans K., Lуpez Lуpez M., Grietens H. and Knorth E.J. Participation of Children, Birth Parents and Foster Carers in the Matching Decision. Paternalism or Partnership? // Child Abuse Rev. 2019. Vol. 28. № 2. P. 139—151. DOI:10.1002/car.2544

 

Информация об авторах

Ситников Валерий Леонидович, доктор психологических наук, профессор, доцент кафедры юридической психологии, Санкт-Петербургский университет МВД России, кафедра психологии, ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет» (ФГБОУ ВО ТувГУ), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6847-7591, e-mail: sitnikof@mail.ru

Стреленко Анна Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры прикладной психологии, УО «Витебский государственный университет имени П.М. Машерова» (УО ВГУ), докторант, УО «Белорусский государственный университет» (УО БГУ), Витебск, Беларусь, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9765-5430, e-mail: strelenko@list.ru

Кедич Светлана Игоревна, кандидат психологических наук, доцент кафедры прикладной психологии, ФГБОУ ВО «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I» (ФГБОУ ВО ПГУПС), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1577-6306, e-mail: kedichsi@inbox.ru

Комарова Александра Владимировна, кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии и педагогики семьи, ФГАОУ ВО «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена» (ФГАОУ ВО РГПУ), доцент Высшей школы инженерной педагогики, психологии и прикладной лингвистики, ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого» (ФГАОУ ВО СПбПУ), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6104-0194, e-mail: alex_komarova@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 736
В прошлом месяце: 25
В текущем месяце: 27

Скачиваний

Всего: 377
В прошлом месяце: 24
В текущем месяце: 14