В регионах пройдут семинары для специалистов по вопросам сопровождения замещающих семей

19

Все больше детей-сирот в регионе находят родителей. В село Упорово из территориальных муниципальных образований района собираются специалисты по вопросам сопровождения замещающих семей. На своем семинаре они не только пройдут обучение, но и поучаствуют в практическом занятии по психологическому обследованию своих подопечных.

А до конца августа подобную учебу организуют в Ялуторовском, Тюменском, Омутинском и Исетском районах.

Сегодня в Тюменской области около шести тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В регионе действует 18 учреждений интернатного типа. В позапрошлом году было закрыто три детдома, в прошлом году - еще один. Сейчас в детских домах более 200 свободных мест.

1 января 2008 года в составе департамента социального развития Тюменской области появилась новая структура - управление по опеке, попечительству и охране прав детства.

Его начальнику - Галине Кузнечевских - пришлось непросто: и структура была частично новая, и с темой опеки она столкнулась впервые. Тем не менее за полгода сотрудникам управления удалось не только разобраться в сложностях законодательства об опеке и попечительстве, но и определить планы на будущее.

- Я очень не люблю понятие «сирота» - оно унижает детей, - говорит Галина Михайловна. - Знаете, за границей принято говорить «несовершеннолетний, попавший в трудную жизненную ситуацию». Тем более что на самом деле среди наших подопечных немного тех, у которых действительно нет отца и матери - таких в регионе меньше трети.

Российская газета: Все эти ребятишки находятся в детских домах?

Галина Кузнечевских: Нет, конечно. Основная масса детей живет в замещающих семьях. Больше половины находится под опекой родственников. 13 процентов - в приемных, три процента - в патронатных семьях, и только 26 процентов находятся в домах ребенка, образовательных, воспитательных, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения.

РГ: Получается, что усыновляют немногих - раз даже в приемных семьях их так мало?

Кузнечевских: Да, этот показатель крайне невелик. В прошлом году усыновили 182 ребенка, чуть более 50 человек увезли за границу.

РГ: Кстати, об иностранном усыновлении. Правда ли, что зарубежные папы и мамы готовы усыновлять тех, от кого отказываются россияне, - детей с ограниченными возможностями, взрослых детей?

Кузнечевских: Не всегда, в большинстве своем иностранные усыновители тоже хотят усыновить ребенка до трех лет, желательно здорового. Такие дети и у нас находят свою семью. Мы готовы к сотрудничеству с теми, кто хочет стать родителем для ребенка с ограниченными возможностями, нуждающегося в лечении и реабилитации. А в этом году оформлено 26 иностранных усыновлений, не меньше, чем в прошлом.

РГ: Я знаю ребенка с диагнозом - детский церебральный паралич. Он сейчас находится в детском доме, ему пять лет. Есть у него шанс найти семью в России?

Кузнечевских: Я поняла, о ком вы говорите. Мальчик уже научился ходить без ходунков, хотя и на цыпочках. Очень красивый, славный мальчишка, с полностью сохраненным интеллектом. Уже были семьи из России, с которыми он познакомился. И мы надеемся, что он найдет родителей на родине.

РГ: За границей родителей готовят к усыновлению несколько месяцев. А у нас? Тюменские органы опеки ищут усыновителей или ждут, когда они придут сами?

Кузнечевских: Мы ведем активный поиск приемных, патронатных родителей и усыновителей. В идеале ребенок вообще не должен попадать в детский дом.

Вот недавно был случай: девочка находилась в семейно-воспитательной группе, а у воспитательницы произошел сердечный приступ, остановка сердца и внезапная смерть. Зачем девочку из семейной обстановки возвращать в детдом? Мы тут же устроили ее в другую семейно-воспитательную группу. Был случай, когда неправильно повели себя приемные родители - детей у них забрали и передали в другую семью.

РГ: А есть такие семьи, куда можно сразу передать детей?

Кузнечевских: К сожалению, сейчас у нас небольшая база подобных семей, но мы прилагаем усилия, чтобы она была объемнее. В Тюмени в областном центре «Семья» есть агентство развития семейных форм устройства несовершеннолетних. Мы также привлекаем к работе интернет-ресурсы, в том числе сайт www.bezsirot.ru, средства массовой информации.

На 1 января 2008 года в Тюменской области было 257 кандидатов в опекуны или замещающие родители, а сейчас - 229, остальные уже взяли детей в семьи.

РГ: Можно ли как-то проверить усыновителей, а тем более - патронатных родителей? Доводилось слышать рассказы о том, что ребятишек забирают из детских домов только ради заработка.

Кузнечевских: Для установления опеки над несовершеннолетними правительством Российской Федерации определен необходимый перечень документов, которые представляют кандидаты в опекуны в орган опеки и попечительства. Областной центр «Семья» организует подготовку замещающих родителей - обучение, тестирование, психологическое обследование, отбор, тренинги, консультации. Сейчас этим начали заниматься и центры социального обслуживания населения в муниципальных образованиях юга области. По результатам подготовительной работы выдаются рекомендации о возможности передать ребенка в семью.

Конечно, дело непростое, но на фоне других регионов Тюменская область выглядит довольно неплохо. Мы уже подошли к тому, чтобы подбирать не ребенка для родителей, а родителей для ребенка.

Автор: Елена Майсюк

Источник: Семья 2008