Продолжаем обсуждение темы киберпсихологии в журнале «Социальная психология и общество»

29
Иллюстрация к новости

В  № 1 2020 г. журнала «Социальная психология и общество» продолжается разговор  о киберпсихологии, начатый в предыдущем, четвертом за 2019 год, номере журнала, и вызвавшем настолько большой интерес авторов, что все полученные редакцией статьи по этой теме не смогли поместиться в одном тематическом выпуске.

В рубрике «Теоретические исследования» авторы  Л.Е. Моторина и Г.В. Черняева  дают свое определение понятия «психологическая виртуальная реальность», соотнося его с такими бытующими сегодня терминами, как «киберпространство», «компьютерная виртуальная реальность», «компьютерная интерактивная среда». Н.В. Кочетков  в своей статье осуществляет широкий обзор отечественных исследований проблемы интернет- и игровой зависимости, а имеющиеся к настоящему времени данные о нейробиологических факторах риска формирования интернет-зависимости у подростков анализируются в статье С.Ю. Терещенко и М.В. Смольниковой.  В статье Д.И. Дуброва обсуждаются ответы на вопрос о влиянии интернета на семейные отношения.

В рубрике «Эмпирические исследования» представлены исследования конкретных проблем, появляющихся в жизни людей (и общества в целом) с приходом цифровой культуры: взаимосвязи переживания респондентами относительной депривации с особенностями их коммуникации в социальных сетях (авторы Е.П. Белинская и Е.Р. Агадуллина);  взаимосвязи индивидуальных ценностей и просоциального поведения в онлайн- и офлайн-контекстах (авторы М.В. Ефремова и М.А. Бульцева); оценки эффективности обучения и академической мотивации студентов в условиях онлайн-взаимодействия с преподавателем (авторы  В.Н. Панферов с соавт.);   взаимосвязи между частотой использования электронных гаджетов, включенностью в игровое взаимодействие и креативностью у дошкольников (автор Т.А. Красило).

В рубрике «Методический инструментарий» А.Н. Татарко с соавторами представляют  разработанную и валидизированную ими «Методику оценки вовлеченности в использование информационно-коммуникационных технологий», а В.В. Федоров в своей статье описывает процедуру разработки методического подхода к изучению структуры самопрезентации подростков в реальной жизни и в социальных сетях, а также те результаты, которые были получены с использованием этого подхода.

Полное содержание номера доступно по ссылке:  https://psyjournals.ru/social_psy/2020/n1/