Воспитание патриотизма у дошкольников - интервью с педагогом

84

Дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях Ижевска привел к тому, что даже самые щепетильные родители в своих запросах к детскому саду редко идут дальше таких чисто «технических» критериев, как его близость к дому, количество детей в группах и т.п. А между тем, детсад – первое после семьи в жизни маленького человека учреждение, отвечающее за его социализацию. Мало кто знает, что утвержденные государственными органами документы, требует, например, от детских садов воспитания в малышах… патриотизма. Например, инструкции по празднованию 450-летия присоединения Удмуртии к России, оказывается, были разработаны и для дошкольных учреждений. Каждый детсад получил в свое время увесистый документ, в котором детально прописывалось, как в связи с надвигавшейся датой следует воспитывать патриотов родного края.

«Пользовались ли вы в работе этим документом?» - поинтересовалась я у педагога Дарьи Белокрыловой, заместителя заведующей МДО «Центр развития ребенка» - детского сада № 288. «Мы давно разрабатываем направление патриотического воспитания в региональном разрезе, - несколько уклончиво ответила Дарья Сергеевна, - поэтому в принципе у нас такая работа постоянно ведется и она дает результаты».

«Вообще-то мы к каждому празднику готовимся, - продолжала педагог. – И ко Дню города всегда устраиваем конкурсы». С этими словами Дарья Сергеевна достала подшивку стихов и рисунков этого года.

Мой Ижевск, моя столица!
Он мне даже ночью снится.
Рано утром просыпаюсь.
Я Ижевску улыбаюсь.
Я люблю мой милый город,
Он мне бесконечно дорог,
Здесь живет моя семья,
Мама, баба, дед и я!
(Илья, 7 лет)

«А насколько самостоятельны такие произведения, если учесть, что автору всего 7 лет?», - спрашиваю я, рискнув сбить возвышенный настрой своей собеседницы. «Да, - неожиданно согласилась педагог. – Конечно, здесь видна рука и воспитателя и родителей. Но дело ведь не в этом. Важно уже то, что с ребенком хоть кто-то поговорил на темы, отвлеченные от бытовых».

Но я все равно не унималась: «Вы сказали, что «работа дает результаты». Вы спрашиваете у своего выпускника – ты патриот? – и получаете утвердительный ответ? То есть я хочу понять, как Вы оцениваете успешность патриотического воспитания?»

Дарья Сергеевна была лояльна к моим провокациям: «Сейчас и не всякий взрослый ответит на такой вопрос. Мы их детям не задаем, ведь наша задача – не выработать рефлексы, построить в шеренги и зазубрить, не вдумываясь. Хотя, конечно, очень эффектно выглядит, когда дети не по возрасту рано начинают, например, читать и писать. Но редко кто из родителей задумывается, что готовность к школе – это не столько владение навыками, сколько определенный уровень эмоциональной зрелости». Педагог согласилась, что по большому счету понятие «патриотического воспитания» по отношению к детсадовцам условно: «Оно – часть нравственного воспитания, которое основывается на трех составляющих. В 2-3 года формируется теплое, уважительное отношение к близким, к семье, в 3-5 лет – к природе, и только с 6-7 лет есть смысл разговаривать с детьми о чувстве принадлежности к чему-то более абстрактному – например, к Родине. Только к этому возрасту они оказываются способны понять, что такое Удмуртия, Россия. Но если говорить о формальной стороне, то, например, наши выпускники знают фамилии президентов Волкова и Медведева». «Вы с ними политинформации проводите?» - «А как же?!»

Логично предположить, что если для ребенка все начинается с близкого и понятного, то и патриотическую программу должна разрабатывать не только федеральная, но и малая родина. Ничего подобного! Федеральные программы на этот счет категоричны: в разделе «Региональный компонент» они задают основные параметры воспитания любви к отечеству, щедро снабжая их примерами из «Москвоведения». В Удмуртии эти программы, минуя местные образовательные ведомства, ложатся прямиком на стол заведующего и педагога детского сада. «Мы потому и выбрали программу «Развитие» Венгера (известный детский психолог): в ней нет пошагово прописанных процедур, - продолжает Дарья Белокрылова. - Только общие принципы и понимание того, что ребенок в определенном возрасте способен усвоить. А все остальное каждый сад продумывает самостоятельно».

«Но все не так просто, - в разговор вступила заведующая МДОУ Центр развития ребенка №288 Алла Фоминых. – Изначально программа выглядела чересчур общо. Например, в первой редакции в методических указаниях к одному из занятий было записано: «Воспитатель рассказывает о происхождении жизни на земле». И точка. Мы всем коллективом не один день голову ломали, как шестилеткам об этом рассказать. Что - посвящать их в теорию «большого взрыва» или в догадки о причастности инопланетных цивилизаций? Сейчас это уже четко прописано: мы рисуем линейку эволюции – от одноклеточных до приматов и человека…».

«Неужели дети понимают?» «И не только это понимают! – заверила Алла Ильсояровна. - Мы даже обсуждаем вопрос о дальнейших путях эволюции. Что же касается патриотического воспитания, то здесь каждый сад действительно ориентируется исключительно на свои возможности: кто-то лепит, кто-то воссоздает кубатуру архитектурных памятников. У нас, например, лучше всего пошло «ориентирование на местности».

После того как в младшей группе дети освоили создание фамильных и групповых эмблем и гербов, в средней группе их начинают обучать ориентировке в самом близком и безопасном для них пространстве – на территории детского сада. Малыши с удовольствием заглядывают во все углы, запоминают расположение помещений, рисуют планы, а на итоговом занятии получают задание: например, найти мяч в спортзале или мочалку в бассейне. В старшей группе задания уже посложнее - знакомство с окружающей природой как на территории (изучаются цветники, собираются гербарии), так и за пределами детского сада (экскурсии в Дом природы и зоопарк). В итоге дети без труда перечисляют зверей, птиц и растения, встречающиеся в нашей местности. «Подготовишки» после таких «тренировок» уже легко переносят обзорные экскурсии по городу, которые проводят уже не воспитатели, а профессиональные гиды, и даже выезжают в музей деревянной архитектуры в Лудорвае.

«Конечно, усвоить большой информации на экскурсии детям непросто, ведь они все очень эмоционально воспринимают, - говорит Дарья Белокрылова. - Поэтому до или после экскурсий – как удобно воспитателю – все дополнительно проговаривается, изучаются планы и карты. Так что к итоговому занятию ребята уже свободно показывают нужные объекты на карте города».

Вот такой подход к воспитанию «патриотизм»: чтобы полюбить, надо сначала узнать. Думаю, очень правильный подход.

Текст: Лидия СНЕГОВА
Источник: http://www.dayudm.ru