ГИПП представила итоги шестой волны мониторинга российского рынка печатных СМИ
На форуме «Издательский бизнес / Publishing Expo 2010» были представлены результаты мониторинга российского рынка печатных СМИ за период январь-ноябрь 2010 года. Это уже шестая волна мониторинга, первая была проведена ГИПП в ноябре 2008 года, вторая – в марте 2009 года, третья – в июне 2009 года, четвертая – в ноябре 2009 года, пятая – в апреле 2010 года. По их итогам были сформулированы антикризисные предложения индустрии.
Этот уникальный отраслевой опрос стал возможен благодаря работе Национального координационного совета прессы (НКСП) и участию ведущих компаний российского медиарынка.
Цель настоящего опроса – проследить, как изменилась ситуация на рынке в 2010 году, и предоставить прогнозы экспертов на 2011 год для российской индустрии печатных СМИ.
Опрос проводился по разработанной анкете, разосланной членам правления ГИПП, руководителям отраслевых ассоциаций – членов НКСП, по ведущим предприятиям и экспертам отрасли.
Мониторинг представила исполнительный директор ГИПП Юлия Казакова, остановившись сначала на кратких итогах по отрасли на начало 2010 года.
2009 год оказался, наверное, самым сложным в истории современных российских печатных СМИ. Это и падение рекламных поступлений на 42% (данные АКАР), по крупнейшим издателям – на 15-22%, и перераспределение и сокращение читательского спроса, особенно на дорогие издания, потеря качества и объема ряда изданий, особенно в регионах.
Закрылся ряд проектов, выросли цены на услуги дистрибуции, связанные, в том числе, и с реформой ЕНВД, подорожали кредиты, появилась тенденция к возврату к нецивилизованным методам на рынке: откатам, демпингу, применению «серых» схем…
В то же время есть и положительные моменты кризиса, главный из которых — оздоровление рынка: «Хоть мы и наблюдали небольшое сокращение количества изданий, но, на мой взгляд, было бы не плохо, чтобы кризис подержался еще годик и рынок еще немного “почистился” — тогда всем бы стало “дышать” проще. Тем не менее, все устойчивые участники рынка сохранили бизнес — закрытия сильных и перспективных брендов и не произошло».
Кризис заставил издателей сильно сократить издержки, в первую очередь были оптимизировали расходы.
«Как директор ГИПП, могу сказать, что издатели стали более консолидированы, активнее в решении общих задач и проблем, в том числе и с партнерами – дистрибьюторами и полиграфистами», – указала Юлия Казакова, дополнительно отметив появление на рынке очень жесткой конкуренции и между издателями (за читателей и рекламодателей), и между полиграфистами (за издателей, своих клиентов).
Если говорить про 2010 года, в целом по предварительным итогам можно отметить как негативные, так и позитивные тенденции.
Позитивно то, что можно говорить о постепенном восстановлении рынка печатных СМИ. В первую очередь, это рост рекламного рынка, который происходит даже быстрее самых смелых прогнозов прошлого года. А рост газетного сегмента за первые три квартала этого года превысил 20% – это самый высокий показатель среди традиционных СМИ. Активно растут телегиды и издания «о звездах», в журнальном сегменте рост в целом составил примерно 5-8%. В отрицательной динамике пока находятся рекламно-информационные издания.
Следствие роста рекламного рынка и объемов изданий – рост объемов полиграфических услуг. Временное решение о снижении на период 2010 года пошлин на мелованные бумаги способствовало тому, что многие журнальные бренды вернулись печататься в Россию, и рынок полиграфии начал показывать осторожный рост.
Если брать только финансовые показатели, рынок в целом за 2010 год вырос в среднем на 10% (при этом газетная полиграфия — на 17%, журнальная — на 8%).
Скорее всего, в 2011 году сохранится еще одна тенденция – рост расходов со стороны издателей, что диктуется жесткой конкуренцией на рынке. В первую очередь это расходы на разработку и развитие новых продуктов, маркетинг, обучение, внедрение новых технологий. Следует отметить резкий рост новых цифровых проектов издателей в интернете и в мобильной сфере – для iPhone, iPad и пр.
В посткризисный период, наконец, оживился и рынок вакансий в медиаотрасли, особенно по дефицитным направлениям, связанным с рынком новых медиа.
Негативных моментов тоже немало. В течение 2010 года прошел плавный рост цен на прессу, примерно на 10%. Этот показатель не сравнить с прошлогодним, тем не менее, цены продолжают расти.
Второй устойчивый тренд — сокращение доли прессы в оборотах розницы. По-прежнему прослеживается тенденция замещения и перераспределения спроса по тематикам и цене. Это выражается в первую очередь в смещении спроса в пользу более дешевых изданий, росте спроса на издания с оперативной информацией (деловые, информационно-аналитические, рекламно-информационные), росте интереса к изданиям с практической информацией – садоводство, семья, воспитание детей, экономия бюджета, трудоустройство и пр. Есть некоторый рост интереса на развлекательную периодику – ТВ-гиды, кроссворды, кулинария, спорт, пр. Одновременно наблюдается спад спроса на глянцевые, рекламные и дорогие издания, журналы о стиле жизни и моде.
Из дорогих изданий пользуются популярностью патворки, книжные и другие коллекции издательских домов, но этот показатель одинаков не во всех регионах.
Особое внимание в мониторинге уделено теме рынка подписки и тенденции к регулярному сокращению совокупного подписного тиража. Отрасль заручилась поддержкой правительства о продлении до 2012 года компенсаций Почте расходов на “последнюю милю”, и в этом вопросе находится в зоне сильного риска. Если в какой-то момент государство решит сократить данную статью расходов, подписка в стране рухнет: «Здесь наша позиция четкая: это не дотации Почте или издателям, это — доплата государства подписчикам, для которых нынешняя себестоимость услуг почты слишком велика. С нашей точки зрения Почта должна использовать получаемые дотации для сокращения себестоимости своих услуг с целью постепенного выхода на нормальные рыночные цены. Чего пока, к сожалению, не происходит», – говорит Юлия Казакова. На фоне роста тарифов ГЦМПП в начале 2010 года и ожидаемого роста в 2011 году примерно еще на 10-20% положение рынка подписки и доставки розничных тиражей выглядит неустойчиво.
Отдельная негативная тенденция — рост цен на бумагу. За 2010 год цены на отечественную газетную бумагу выросли примерно на 10%, на мелованную бумагу рост составил 6-8% со второй половины года. Динамика роста стоимости мелованной бумаги, как и услуг журнальной полиграфии, зависит от продления 5%-й ввозной таможенной пошлины и решения ФТС по взиманию пошлин. Прогноз на 2011 – рост по газетной бумаге 10-15%.
Юлия Казакова: «На мой взгляд, поведение российских производителей газетной бумаги — просто сговор. Отечественные производители газетной бумаги работают сегодня в очень благоприятных экономических условиях: они имеют нулевую ставку пошлины на экспорт и “заградительную” пошлину на ввоз импортных бумаг. Поэтому на внутреннем рынке конкурентов у них нет, что дает возможность договариваться между собой о повышении цен. В случае, если не работают рыночные механизмы регулирования цен, а индустрия не может повлиять на своих партнеров, то государство, которое дотирует отечественных производителей бумаги, должно поддержать и других отечественных производителей — издателей и полиграфистов, регулируя и контролируя изменение цен».
На рынке полиграфии за 2010 год глобальных изменений вроде открытия и закрытия ролевых типографий, не произошло: имеющиеся мощности по-прежнему в целом превышают спрос и серьезно недозагружены, в кризис выжили лидеры. Наблюдается серьезный рост конкуренции, демпинг в борьбе за клиентов – предложение лучших условий, прямой выход на клиентов, скидки. Журнальная полиграфия показывает рост из-за начавшегося возврата в Россию заказов на печать На общую ситуацию с полиграфией также повлияло решение ФТС по взиманию пошлин, что сразу привело к росту стоимости заказа, и в дальнейшем, если ситуация не изменится, может усилить позицию зарубежных типографий.
В целом, по словам Юлии Казаковой, прогноз на 2011 год для отрасли печатных СМИ скорее позитивный, особенно с точки зрения роста рынка рекламы и освоения новых цифровых возможностей. Ведь не за горами — выборный 2012 год с дополнительными рекламными бюджетами.
Но помимо этого для издательского рынка существует и ряд рисков:
- Очевидно, начало 2011 года будет связано с повышением тарифов госмонополий (в первую очередь — на электричество), что, конечно же, определенным образом скажется на расходах всех предприятий.
- Рост цен на бумагу – как газетную, так и мелованную.
- Рост цен на прессу, причем не только за счет внешних факторов, но и за счет внутренних (рост страховых взносов для дистрибуторов).
- Продолжение стагнации рынка подписки
- Рост тарифов ГЦМПП.
- Рост стоимости печати (который будет зависеть от разрешения ситуации вокруг Флорентийского соглашения и продления снижения пошлин на мелованную бумагу).
Кризисы, подобные тому, с которым столкнулась в 2009 году отрасль печатных СМИ, требуют инновационного мышления, быстрой реакции и готовности рисковать.
На данный момент кризис модели издательского бизнеса продолжается. Издатели, чтобы выжить, активно ищут новые источники дохода.
Следующий мониторинг будет представлен ГИПП в 1-м квартале 2011 года.