Выдающийся отечественный психолог. Разрабатывая в 20-х г.г. совместно с Л.С. Выготским и А.Р. Лурия культурно-историческую теорию, провел цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функций (произвольное внимание и память) как процесс вращивания, интериоризации внешних форм орудийно опосредованных действий во внутренние психические процессы (Развитие памяти, 1931). Опираясь на идеи культурно-исторической теории, выдвинул и детально разработал общепсихологическую концепцию деятельности, являющуюся одним из влиятельных теоретических направлений в отечественной и мировой психологии. Содержание этой концепции связано с проведенным Л. анализом развития психики в фило- и онтогенезе, раскрывающим механизм происхождения сознания и его роли в регуляции деятельности человека (Проблемы развития психики, 1959). На основе предложенной Л. схемы структуры деятельности (деятельность-действие-операция-психофизиологические функции), соотнесенной со структурой мотивационной сферы (мотив-цель-условие), изучался широкий круг психических явлений (восприятие, мышление, память, внимание и др.), среди которых особое внимание уделялось анализу сознания (выделение значения, смысла и чувственной ткани в качестве главных его компонентов) и личности (трактовка его базовой структуры как иерархии мотивационно-смысловых образований). Концепция деятельности Л. стимулировала рост многочисленных исследований в различных отраслях психологии (общей, детской, педагогической, медицинской, социальной и др.), в свою очередь обогащавших ее новыми данными. Дальнейшее развитие этой концепции, согласно Л., ориентировано на создание целостной системы психологии как науки о порождении, функционировании и строении психического отражения реальности в процессах деятельности (Деятельность. Сознание. Личность, 1975).
Публикации:
- Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. I // М.: Педагогика, 1983. — 392 с.
- Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. II. // М.: Педагогика, 1983. — 320 с.
- Проблемы развития психики // 4-е изд. М., Изд-во Моск. ун-та, 1981. 584 с.
- Деятельность. Сознание. Личность. // Изд. 2-е. М.: Политиздат, 1977, — 304с.
- Эволюция психики // М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. — 416 с. (Серия «Психологи Отечества»).
- Психологические вопросы сознательности учения // Журнал Феникс, Москва, Региональный Центр переподготовки работников образования Развитие личности, 1994,N2, стр. 14—22
- О формировании способностей // Вопросы психологии, 1960, №1.
- Реформа школы и задачи психологии // журнал Вопросы психологии №1/1959 Стр.3-22