Aleksey Nikolaevich Leontiev

Aleksey Nikolaevich Leontiev

PsyJournalsID: 1297

05 February 1903 — 21 January 1979

Doctor of Psychology, professor, Professor, Member of Academy of Pedagogical Sciences of the USSR; Soviet psychologist who dealt with the problems of consciousness and activity. Pupil Of L. S. Vygotsky. At the Psychological Institute worked from 1936 to 1956 as head of the Department of child psychology. Full member of the Academy of pedagogical Sciences of the USSR; In the years of the great Patriotic war — chief of the pilot hospital recovery movements near Sverdlovsk. Since 1941-Professor of Moscow state University, since 1950-head of the Department of psychology, since 1966-Dean of the faculty of psychology of Moscow state University., Moscow, USSR

Last updated: 08.07.2020

About

Выдающийся отечественный психолог. Разрабатывая в 20-х г.г. совместно с Л.С. Выготским и А.Р. Лурия культурно-историческую теорию, провел цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функций (произвольное внимание и память) как процесс вращивания, интериоризации внешних форм орудийно опосредованных действий во внутренние психические процессы (Развитие памяти, 1931). Опираясь на идеи культурно-исторической теории, выдвинул и детально разработал общепсихологическую концепцию деятельности, являющуюся одним из влиятельных теоретических направлений в отечественной и мировой психологии. Содержание этой концепции связано с проведенным Л. анализом развития психики в фило- и онтогенезе, раскрывающим механизм происхождения сознания и его роли в регуляции деятельности человека (Проблемы развития психики, 1959). На основе предложенной Л. схемы структуры деятельности (деятельность-действие-операция-психофизиологические функции), соотнесенной со структурой мотивационной сферы (мотив-цель-условие), изучался широкий круг психических явлений (восприятие, мышление, память, внимание и др.), среди которых особое внимание уделялось анализу сознания (выделение значения, смысла и чувственной ткани в качестве главных его компонентов) и личности (трактовка его базовой структуры как иерархии мотивационно-смысловых образований). Концепция деятельности Л. стимулировала рост многочисленных исследований в различных отраслях психологии (общей, детской, педагогической, медицинской, социальной и др.), в свою очередь обогащавших ее новыми данными. Дальнейшее развитие этой концепции, согласно Л., ориентировано на создание целостной системы психологии как науки о порождении, функционировании и строении психического отражения реальности в процессах деятельности (Деятельность. Сознание. Личность, 1975).


Публикации: