Включен в Web of Science СС (ESCI)
Экспериментальная психология Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 2072-7593 ISSN (online): 2311-7036 DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 2008 года Периодичность: 4 номера в год Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Экспериментальная психология Расчет значений сложностей заданий для адаптивного теста интеллектаВойтов В.К. АннотацияКонструирование тестов оценки интеллекта и способностей, а также отбор соответствующего целям исследования и исследуемой выборке и/или изучаемой популяции диагностического инструментария ставит перед психологами задачу оценки, измерения трудности тестовых заданий. В настоящей работе предлагается метод (алгоритм) математического вычисления значений сложностей заданий адаптивного теста Холлинга-Бертлинга, на основании которого были также проведены вычисления значений способностей группы испытуемых. Тест предполагает генерацию большого числа различных заданий, суть которых состоит в выявлении закономерностей в строении геометрических фигур с дополнительными элементами. На факультете информационных технологий МГППУ было организовано и проведено тестирование 30 испытуемых по 30 заданиям теста. На основе полученных результатов был произведен расчет трудности тестовых заданий. Выбор заданий производился таким образом, чтобы равномерно охватить все возможные комбинации используемых в тесте заданий. При вычислении трудностей и оценке способностей использовалась технология IRT (Item Response Theory). Предлагаемый метод оценки трудности тестовых заданий может быть использован при конструировании и проведении аналогичных тестов интеллекта и педагогических тестов. Ключевые слова: тест интеллекта, адаптивный тест, генерация тестов, модель Раша, Item Response Theory, метод Ньютона-Рафсона Рубрика: Математическая психология Тип: научная статья Фрагмент статьи
В настоящее время адаптивные тесты активно используются в психологии и педагогике для решения задач диагностики и контроля качества обучения. Порядок заданий в тестах данного типа определяется результатами тестирования испытуемых, полученными при выполнении предшествующих заданий. Программная реализация содержательных адаптивных тестов является весьма трудоемкой процедурой и на практике может быть выполнена только с использованием современных компьютерных технологий. На факультете информационных технологий МГППУ была осуществлена программная реализация адаптивного теста оценки интеллекта, предложенного ранее профессорами Хейнцем Холлингом и Джонасом Бертлингом из университета г. Мюнстер в Германии в 2009 году. Адаптивный тест оценки интеллекта представляет собой набор заданий, по результатам выполнения которого осуществляется оценка интеллектуальных способностей тестируемого субъекта. Проверка целостности теста заключается не только в оценке взаимосвязи заданий и их принадлежности общему фактору (в данном случае – измерению интеллекта), но также в расчете трудности тестовых заданий на репрезентативной выборке испытуемых. В результате тестирования отобранной на факультете информационных технологий МГППУ группы студентов были получены данные для расчета трудностей заданий теста. Проведенная апробация теста является первым этапом его оценки, однако несмотря на приближенный характер первичных данных, их, тем не менее, как и вновь полученные результаты можно использовать для дальнейшего уточнения значений трудностей заданий, так как они сохраняются в базе данных. Литература
Статьи по теме
Психология личности, Психология развития | Логвиненко Т.И., Таланцева О.И., Волохова Е.М., Халаф Ш., Григоренко Е.Л. Экспериментальная психология | Королькова О.А., Лободинская Е.А. Экспериментальная психология | Барабанщиков В.А., Жегалло А.В., Смольный Я.Н., Маринова М.М. Влияние эмоционального выражения лица незнакомого человека на представление о его личности Психологическая диагностика | Батурин Н.А., Курганский Н.А. Разработка и стандартизация теста интеллекта для среднего школьного возраста |
© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|