Психологическая наука и образование
2005. Том 10. № 3. С. 74–85
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Разработка и стандартизация теста интеллекта для среднего школьного возраста
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: средний школьный возраст, тест интеллекта, ПИТ СПЧ, тестирование
Рубрика издания: Психологическая диагностика
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Батурин Н.А., Курганский Н.А. Разработка и стандартизация теста интеллекта для среднего школьного возраста // Психологическая наука и образование. 2005. Том 10. № 3. С. 74–85.
Фрагмент статьи
Дальнейшее совершенствование школьного образования в нашей стране было бы затруднено не только без объективной оценки знаний, умений и навыков учащихся, но и без возможности определить, какие психические качества стоят за индивидуальными и групповыми результатами в обучении. Не менее актуален и анализ дифференцированного влияния обучения на умственное развитие.
Однако до недавнего времени решение подобных проблем тормозилось из-за отсутствия необходимого инструментария, пригодного для отслеживания умственного развития учащихся на протяжении ряда лет. Существовавшие критерии умственного развития были весьма разнородны и использовались разными авторами произвольно, на что в свое время указывал Б.Г. Ананьев, считавший, что, поскольку системы школьного обучения, предлагаемые крупнейшими специалистами в этой области, значительно отличаются друг от друга, суждение об их сравнительной ценности по главному эффекту — влиянию обучения на умственное развитие детей — не может быть достаточно обоснованным без применения одних и тех же психодиагностических средств [1, с. 324].
Хорошо известно, что в различных странах создано и используется огромное количество психодиагностических, в том числе и тестовых, методик. Издаются их многотомные реестры и компендиумы, в которых одной методике посвящается не более страницы. В приложении к книге Дж. Гилфорда и Р. Хопфнера «Анализ интеллекта» [11] приведены сотни видов тестовых заданий для измерения разных сторон интеллекта. Тем не менее существует постоянная необходимость в разработке как новых видов тестовых заданий, так и их батарей, особенно у нас в стране.
Литература
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.
- Байтерякова Е.Ю., Батурин Н.А., Курганский Н.А. Диагностический комплекс для исследования уровня и структуры интеллекта как основа образовательного мониторинга // Журнал практического психолога. 1996. № 4.
- Батурин Н.А., Курганский Н.А. Универсальный интеллектуальный тест (УИТ СПЧ-М): Руководство. СПб.; Челябинск, 2003.
- Батурин Н.А., Курганский Н.А. Подростковый интеллектуальный тест (ПИТ СПЧ): Руководство. СПб.; Челябинск, 2004.
- Бонгард М.М. Проблема узнавания. М., 1967.
- Дашков И.М., Курганский Н.А. Групповое тестирование интеллекта: разработка универсальной методики // Теоретические и прикладные вопросы психологии. Вып. 1. Ч. II. СПб., 1995.
- Дашков И.М., Курганский Н.А., Федорова Л.К. Создание подросткового интеллектуального теста // Б.Г. Ананьев и ленинградская школа в развитии современной психологии: Тезисы научно-практической конференции. СПб., 1995.
- Ингенкамп К. Педагогическая диагностика: Пер. с нем. М., 1991.
- Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов: Пер. с англ. К., 1994.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2904
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 7
Скачиваний
Всего: 2587
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 8