В зарубежной и отечественной психологии выделен ряд факторов, способствующих и/или препятствующих проявлениям ксенофобии, среди них наиболее изучены факторы, связанные с национальной и этнической идентичностью, предубеждениями, ксенофоб- ными установками, такими личностными и индивидуально-психологическими особенностями как степень выраженности агрессии, враждебности, тревожности, спонтанности и др. Отечественными и зарубежными исследователями предполагается, что личностные особенности способны формировать, усиливать или сдерживать проявления ксенофобии, в том числе с учетом ситуативных факторов [Дозорцева, 2010; Ениколопов, 2007; Этнонациональные установки и, 2011; Шнейдер, 2014; Юрасова, 2014; Craig, 2002; Steinberg, 2003; Wahl, 2002].
На данный момент имеется определенная сложность в группировании и дифференцировании наиболее значимых причин и условий ксенофобных проявлений среди подростков в отечественной и зарубежной науке. Это обусловлено в первую очередь различием в психологических подходах и способах измерения личностных особенностей, что порой влечет за собой противоречивые результаты. Цель статьи — выявить некоторые различия в исследованиях ксенофобного поведения среди подростков и дать им оценку.
Под ксенофобным поведением автор понимает враждебность, агрессию и насилие по отношению к представителям национальных, этнических и иных групп [Гурина, 2017; Дозорцева, 2010].
В целом, последние зарубежные исследования в рамках изучения факторов, способствующих и/или препятствующих ксенофобии, посвящены проявлениям ксенофобии в различных социальных средах, а именно в образовательной, экономической среде, пониманию миграционных установок и их взаимосвязи с поведением местного населения. Некоторое количество работ затрагивает вопросы, связанные с индивидуальными, личностными особенностями, оказывающими влияние на ксенофобию, а также на совершение преступлений по мотивам вражды и ненависти.
Наличие ксенофобных установок выступает одним из факторов, непосредственно влияющих на ксенофоб- ное поведение. Изучению ксенофобных установок посвящены многие исследования, касающиеся отношения местного населения к приезжим, мигрантам. Эти отношения являются объектом пристального внимания особенно в образовательной сфере среди учащихся.
В структуре личности к образованиям, приводящим к ксенофобному поведению, в первую очередь, относят ксенофобные установки, в основе которых лежат сверхценные идеи о значимости своей нации и неполноценности других. Особая опасность сверхценных идей заключается, по мнению исследователей, в том, что они могут привести к экстремистскому поведению, террористическим действиям [Vrsanska, 2017]. Сверхценные идеи о превосходстве нации и неполноценности других в данном контексте рассматриваются не только как расстройства мышления, но и как идеи высокозначимого характера, как один из ведущих мотивов деятельности.
В отечественных исследованиях также отмечается значимость подобных сверхценных идей в формировании ксенофобного поведения [Кулешов, 2016]. При этом наличие именно сверхценных идей не оказывается обязательным детерминантом ксенофобного поведения. Достаточным может быть влияние сформированных предубеждений, выраженных ксенофобных установок у подростков, подкрепляемых социальной ситуацией развития, например, экономическими условиями жизни, приверженностью идеям референтной группы, приня- тием/непринятием родительских установок и др. [Гурина, 2017; Дозорцева, 2010].
В контексте изучения ксенофобных установок и их влияния на поведение проводятся многочисленные исследования, посвященные отношениям местного населения к мигрантам. Выявлены различные причины, которые могут воздействовать на степень проявления негативных установок по отношению к мигрантам. В одной из работ была изучена степень дружеского взаимодействия молодежи в Швеции [Bentsen, 2017]. Было установлено, что глубокие дружеские контакты снижают негативные установки к мигрантам.
В целом, отношение местного населения к приезжим чаще бывает негативнее, чем у приезжих к местным. Во многом это связано с высоким уровнем предубеждений, особенно среди подростков по отношению к лицам другой национальности, этнической принадлежности. Стоит отметить, что девочки в меньшей степени склонны выражать ксенофобные тенденции по сравнению с мальчиками [Prats, 2017].
Особый интерес в сфере изучения ксенофобных установок представляют исследования, посвященные установкам европейцев, в том числе молодежи и подростков, к мусульманам.
Анализ отношения европейцев к уровню иммиграции среди мусульман привел к трем основным выводам.
Во-первых, подавляющее большинство европейцев сообщили о предпочтении ими ограничительной иммиграционной политики в отношении мусульман.
Во-вторых, результаты показывают, что более образованные люди и лица, имеющие личный контакт с меньшинствами, менее склонны к запрету на иммиграцию мусульман.
В-третьих, расистские убеждения, восприятие иммиграции как угрозы, сопротивление разнообразию, противодействие иммиграции в целом и поддержка ограничительной политики по отношению к беженцам играют важную роль в формировании негативного отношения людей к большему количеству мусульман. Это свидетельствует о том, что государственная политика, которая уменьшает страх перед иммиграцией и способствует терпимости, антирасизму, мультикультурализму и позитивному отношению к беженцам, может помочь уменьшить сопротивление европейцев иммиграции мусульман [Marfouk, 2018].
Недавние работы P.S. Forsher и коллег также показали такие важные механизмы в проявлении предрассудков как стремление контролировать свои предрассудки и готовность их выражать. Было установлено, что такой контроль связан с индивидуальными способностями регулировать собственные эмоции и поведение, что важно для понимания возникновения ксе- нофобного поведения и его крайнего проявления в насильственных преступлениях [The motivation to, 2015].
По мнению M. Walters, в основе причин совершения преступлений на почве ненависти лежит восприятие преступниками определенных групп лиц как представляющих угрозу. Эти угрозы можно разделить на «реалистичные», например, воспринимаемые как конкуренция за работу, жилье и другие ресурсы, и «символические», которые связаны с угрозой ценностей и социальных норм [Walters, 2016]. Теория коллективной угрозы подтверждается на уровне формирования ксенофоб- ных установок, исследованных у населения Африки. Коллективная угроза рассматривается как фундаментальный компонент в управлении общественным антагонизмом, враждебностью и злоупотреблением жестокостью среди населения [Tsheola, 2015].
В целом, для понимания влияния ксенофобных установок на соответствующее поведение необходимо изучение более глубоких психологических механизмов личности, индивидуально-психологических особенностей и их взаимодействия со средой.
Одним из изучаемых индивидуально-психологических факторов, оказывающих влияние на формирование ксенофобного поведения, является тревожность. Есть мнение, что высокий уровень тревоги способствует формированию ксенофобного поведения [Pace, 2018; Wahl, 2002].
Так, K. Wahl показал, что подростки, испытывающие негативные чувства к иностранцам, таким образом скрывают свою робость, застенчивость, страх перед ними [Wahl, 2002].
U. Pace, посвятивший исследование общему проявлению ненависти по отношению к другим, установил наличие взаимосвязи когнитивных искажений и патологической тревоги с проявлениями ненависти среди подростков [Pace, 2018].
В этом проекте приняли участие 202 подростка женского пола и 200 подростков мужского пола, использовались опросники: Hating Adolescents Test (HAT), Penn State Worry Questionnaire (PSWQ), How I Think Questionnaire (HITQ). Было выявлено, что наличие у подростков патологической тревоги приводит к искажению информации и восприятию неоднозначной ситуации как враждебной; когнитивные искажения опосредуют связь между патологической тревогой и ненавистью.
Косвенно о наличии связи внутреннего чувства тревоги и ксенофобных установок свидетельствуют результаты O. Iakimova, которая показала, что чувство экзистенциальной безопасности и незащищенности представляется основной причиной наличия или отсутствия ксенофобных установок. Можно сказать, что ксенофоб- ные установки и настроения в большей степени обусловлены уровнем незащищенности, с которым человек сталкивается в годы своего становления [Iakimova, 2018].
В отечественных работах имеются результаты, указывающие, на повышенный уровень тревожности у подростков, не склонных к проявлению ксенофобии [Гурина, 2017]. Вероятно, подобные противоречия могут быть результатом структурных различий в опросниках зарубежных и отечественных авторов.
Помимо тревожности как одного из факторов, влияющего на ксенофобное поведение, предметом исследования являются такие личностные особенности как ксенофильные и ксенофобные ориентации, которые связаны с различными индивидуально-психологическими качествами [Barbarino M.-L, 2016].
В проведенном M.-L. Barbarino исследовании приняли участие 455 подростков среднего возраста 17,66 лет. В его основе лежала модель структуры личности HEXACO, [Honesty-Humility (честность-скромность), Emotionality (эмоциональность), Extraversion (экстраверсия), Agreeableness (стремление к сотрудничеству), Conscientiousness (добросовестность), Openness to Experience (открытость опыту)]. Так, было обнаружено, что подростки с ксенофильными тенденциями имеют связь с такими чертами характера как открытость опыту, экстраверсия и добросовестность, тогда как низкий уровень альтруизма, отсутствие стремления к сотрудничеству характеризуют ксенофобную ориентацию у подростков. Среди подростков мужского пола более выражены ксенофобные ориентации, тогда как девочки тяготеют к ксенофильным проявлениям.
Определенные психологические особенности подростков могут быть факторами, влияющими на совершение насильственных преступлений на почве национализма. Считается, что в большинстве своем данные преступления совершают молодые люди, принадлежащие к этническому большинству. Для них характерны такие индивидуально-психологические особенности, как высокий уровень эмоциональной лабильности, высокая агрессивность, низкое чувство вины, импульсивность, высокий уровень активации поведения и низкий уровень торможения, стремление к самоутверждению при помощи силы и игнорирования этических норм [Nasi, 2016].
Отечественные исследования выделяют схожие индивидуально-психологические факторы, влияющие на совершение преступлений по мотивам ненависти, вражды [Гурина, 2016].
Основные различия в результатах отечественных и зарубежных исследований ксенофобии предположительно связаны с отсутствием общих психологических моделей личности и теорий, лежащих в основе методологии, что в целом может приводить к противоречивым результатам, например относительно тревожности [Гурина, 2017; Дозорцева, 2010; Pace, 2018; Wahl, 2002].
При этом имеются и положительные тенденции, связанные с расширением подходов в изучении факторов, связанных с ксенофобным поведением, как в отечественной, так и зарубежной практике [Гурина, 2016; Ениколопов, 2007; Юрасова, 2014; Barbarino M.-L, 2016; Nasi, 2016; Pace, 2018; Walters, 2016].