Игрушки, которые вам помогут

198

Аннотация

Интервью с исполнительным директором фирмы "Потеха" и ее дизайнером Тафтуновой Т.А.

Общая информация

Ключевые слова: специальные игрушки, дети с отклонением в развитии

Рубрика издания: Учебные и методические пособия

Тип материала: интервью

Для цитаты: Тафтунова Т.А. Игрушки, которые вам помогут // Аутизм и нарушения развития. 2005. Том 3. № 2. С. 68–71.

Полный текст

Ни для кого не секрет, что проблемы в развитии детей можно значительно уменьшить или даже полностью снять благодаря ранней постановке диагноза и быстрому началу специальных занятий. Этому могут помочь и специальные игрушки, которые изготавливает в Санкт-Петербурге фирма «Потеха».
Мы побеседовали с дизайнером и исполнительным директором этой фирмы Татьяной Александровной Тафтуновой.
Как давно вы создали «Потеху», и какие именно игрушки делаете?
Мы начали работу в феврале 2004 года. Открыли фирму для того, чтобы появились русские национальные игрушки и чтобы создать игрушки для детей с особыми потребностями, так как для них игрушек практически нет. И родители, и педагоги дружно говорят о том, что в магазинах сейчас очень много игрушек, но когда начинаешь выбирать, то оказывается, что нет среди этого «моря» того, что действительно нужно и интересно.
Особенно на это жалуются психологи и специальные педагоги, которые непосредственно работают с детьми. Ведь когда надо проверить уровень развития маленького ребенка (до года или до трех лет), сам он еще ничего рассказать не может. Поэтому лучшим помощником для педиатра, психолога и педагога является игрушка. Играя с ней на приеме у врача, ребенок оказывается в теплой дружелюбной атмосфере. Мир игрушки понятен и приятен ребенку, у него появляется доверие к врачу. Было бы замечательно, если бы и в самых обычных поликлиниках, куда независимо от своих проблем приходят все дети, их встречали игрушки и хорошо продуманная игровая среда. К сожалению, пока это только мечты...
Чем ваши специальные игрушки отличаются от обычных?
Мы создаем их с определенными задачами. Наши основные принципы - делать игрушки простых форм (кольца, мячи), легко узнаваемых образов (яблоки, цветы, звезды) или животных с их характерными чертами. Например, мышка обязательно должна быть серой, а не зеленой. Для изготовления игрушек используем яркие чистые цвета и материалы, которые позволяют почувствовать их разнообразие и отличия - хлопчатобумажный велюр, трикотаж, хлопок, дерево и т.д.
Для слабовидящих детей используем полосатые ткани с ярким контрастом - черно-белые, желто-черные. Такие игрушки помогают привлечь внимание малышей, чем с успехом могут пользоваться многие врачи- специалисты. Для детей с нарушением слуха у нас много звучащих игрушек с вшитыми бубенцами или громыхалками. Одни звучат громче, другие тише, третьи - совсем тихо, словно шелестят. С помощью таких игрушек малыш в игровой форме учится различать звуковые сигналы, и ему интересно. Из этой же серии игрушек очень популярны браслеты для развития слуха у самых маленьких детей.
С какого возраста можно их использовать?
Это зависит от развития ребенка и его индивидуальных особенностей. Ребенок постоянно слышит звук и реагирует на него, поворачивая голову, что, естественно, стимулирует развитие его слуха. А еще эти игрушки помогают ребенку познавать, как устроено его тело, привыкать к тому, что руки и ноги двигаются по-разному.
Чем раньше родители начинают заниматься с ребенком с помощью игрушек, тем больший успех их ожидает. Мы разработали серию игрушек-мобилей, которые уже с первых дней жизни новорожденного можно повесить над его кроваткой, коляской или пеленальным столом.
Контрастные цвета игрушек и их движение начинают привлекать внимание малыша. Ребенок видит перед собой фигурку маленького человечка и его улыбающееся лицо. Над кроваткой и коляской - человечек в другом исполнении, и когда малыш до него дотрагивается, раздается звон бубенца. Это его маленький дружок, которого узнает ребенок. Затем он подрастает, и уже может взять своего дружка в ручку или положить в сумочку, чтобы пойти с ним в гости или на прогулку. Маленький человечек - игрушка, которая проходит через все детство ребенка и стимулирует его эмоциональное развитие, даже нравственное, если хотите.
Насколько широк ассортимент игрушек, которые Фирма "Потеха" предлагает для детей с отклонениями в развитии?
Для них можно использовать практически все игрушки, только несколько иначе. А наименований более полусотни. К примеру, обыкновенный мяч знаком разным странам и народам уже, наверное, не одну тысячу лет. Мячи изготавливают многие фирмы. Но мы предлагаем делать такие, которые отличаются не только по размеру и цвету, но и по весу. У нас есть мячи основных цветов (красный, желтый, синий), с очень четким контрастом (красный, белый и черный, или желтый и синий) или разноцветные. Для специалистов предлагаем мячи с разным наполнением, и соответственно, с разным звучанием.
Мячи разного веса имеют одинаковые цвет и размер, так что пока не возьмешь такой мяч в руки, невозможно угадать, легкий он или тяжелый. Для ребенка это сюрприз. Специалисты знают, как важно понимание этого отличия, особенно в работе с детьми-аутистами. Однако в обычном магазине никому это понятно не будет...
Разноцветные кольца - тоже самых разных размеров. Их можно надеть на руку себе или маме, на бутылочку, на любимого мишку - специалисты понимают, как преподнести их ребенку и играть с ними. Разбудить фантазию малыша может и пирамида колец без стандартной внутренней палки. Из колец и мячей можно строить фантастические башни. Конечно, это требует определенной ловкости и сообразительности. Есть змейки, которые точно повторяют изгиб детской ладошки и очень хороши для детей с церебральным параличом, чтобы малыш учился разжимать ладошку, а потом держать игрушку. Они со звучанием (есть бубенец), имеют мордочку и веселый хвостик из бахромы. Ребенок трясет ее, и ему интересно - что-то происходит.
У нас также есть всевозможные игрушки-перчатки, которые надеваются на руку и будто оживают. «Собачка» может дотронуться лапкой до своего уха или носа, подать лапку малышу. А если маленькую игрушку-перчатку наденет ребенок, он учится управлять персонажем, двигая собственной рукой.
Мы предлагаем идентичные образы перчатки и пальчиковой игрушки, поэтому можно использовать их парно: педагог надевает перчатку на свою руку, а ребенок - игрушку на свой пальчик. Их герои похожи, но размер, форма и движения отличаются. Взрослый говорит от лица персонажа своей перчатки, и ребенок легче воспринимает этот более близкий и понятный для себя образ сказочного персонажа или животного. Это делает игру для ребенка интересной, а специалисту помогает точнее определить нарушения в развитии. Точно так же могут заниматься с ребенком и родители.
Есть перчатка-клоун контрастного цвета: лицо белое, а сама она черная, синяя или красная. Такую перчатку и малейшее движение каждого пальца легко увидеть даже ребенку с нарушенным зрением. Перчатку можно надеть и на правую руку, и на левую, что дает дополнительные возможности для игры. Лицо клоуна преображается, а если собрать пальчики в кулачок, то клоун исчезает.
Благодаря симпатичному личику клоуна и шапочке с бубенцом, из-под которой в разные стороны разбегаются пряди ярких волос, этот простой вариант игры в прятки привлечет внимание самого заторможенного ребенка.
Педагоги и родители любят использовать наши сенсорные (тактильные) мягкие страницы и коврики. Они помогают умственному развитию ребенка, так как с их помощью можно изучать цвета, названия, счет, времена года, различных животных - домашних и диких. Так ребенок узнает, что свинью или кота в поле не посылают.
Но ведь далеко не всякий взрослый, особенно уставший после трудовых будней, обладает богатой фантазией, чтобы так разнообразно использовать ваши игрушки. Есть ли к ним какие-то инструкции?
Может быть, совсем наоборот, родители, которые занялись игрой со своим малышом, отвлекутся от своих проблем и отдохнут. Самое главное - желание играть с детьми, дать им импульс и пример, а у малышей достаточно фантазии для игры. Конечно, дети с нарушением в развитии требуют больше внимания и сил для занятий, но результат усилий дает столько радости и поводов для оптимизма. Во многом могут помочь педагоги, так как одной инструкцией родителям не обойтись.
А традиционные персонажи русских народных сказок ваша фирма создает?
Конечно, это зайцы, мышки, козы, мишки, лисы, бараны. (Кстати, здесь и возвращение к традиционной культуре). Причем, разработаны разные виды одного и того же персонажа: есть коза в сарафане и телогрейке (ее образ навеян иллюстратором сказок Ю.Васнецова), есть марионетка, есть и забавное козлиное семейство. Хорошо знакомы детям по русским сказкам петушки: пальчиковые, марионетки, в виде мягкой игрушки или игрушки на резинке. В мягком тактильном коврике «Домик» плоское изображение домашних животных сочетается с объемными фигурками традиционных русских дедушки и бабушки. Сейчас мы выпускаем коврик, который можно использовать для разыгрывания различных русских сказок.
Еще мы предлагаем игрушки, которые продолжают мудрую, проверенную веками традицию народных забав. Например, марионетки или лошадки на палке.
Пожалуй, не все сейчас знают, что такое марионетка...
Да, это тоже почти забытая интересная старая игрушка. Благодаря ей ребенок начинает понимать, что хотя предмет и пропал из вида, но он существует. Игрушка развивает представление о постоянстве объекта и причинно-следственных связях: толкнул палочку вверх - игрушка появилась, потянул вниз - она спряталась, но не исчезла. Эта игрушка тоже представлена разными традиционными персонажами русских сказок.
А сколько радости и веселья приносит детям, да и взрослым, лошадка на палке. Малышам так нравится скакать! Но свою лошадку нужно не забывать накормить и устроить на ночь в конюшню.
Кто шьет эти игрушки?
В «Потехе» работают очень разные женщины, в том числе и те, кто имеет детей- инвалидов и не может найти другой работы, чтобы быть дома рядом с ребенком и в то же время зарабатывать деньги.
Мне очень близка идея надомного труда, многие женщины хотели бы больше времени проводить дома и заниматься творческим делом. Изготовление игрушек такое благодатное ремесло, оно доставляет радость всем - и мамам-изготовителям, и покупателям, и детям обеих сторон.
Игрушка сохраняет тепло женских рук, и это тепло передается любому ребенку, особенно с проблемой в развитии. Поэтому фабричные игрушки никогда не превзойдут тех, что сделаны вручную.
А как мамы находят «Потеху»?
Первые женщины пришли к нам из Ассоциации родителей детей-инвалидов. А потом стали узнавать о «Потехе» друг от друга. Кто-то приходит после того, как в лавке кинотеатра «Свет» увидит наши игрушки.
Могут ли обратиться к вам за работой мамы из других регионов, может быть, недалеких от СПб?
Мы - начинающая фирма, и объемы продаж, к сожалению, не так велики. Работать у нас хотели бы многие, но обеспечить всех желающих такой работой пока мы не можем. Как было бы хорошо, если бы, кто-то мог помочь открыть небольшие магазинчики или выделить для мягких игрушек «Потехи» отделы или хотя бы полки в уже существующих торговых точках в других регионах.
Есть ли у вашей фирмы связи с коррекционными учреждениями?
Да, мы пытаемся сотрудничать с ними. Например, сейчас мы установили деловые отношения с Лекотекой - учреждением, где занимаются с детьми, имеющими множественные нарушения в развитии. В этой Лекотеке пользуются нашими игрушками, и родители могут купить аналогичные игрушки для домашних занятий с детьми. Мы налаживаем связи со специальными детскими домами и центрами абилитации.
Для подобных центров мы делаем игрушки по их заказам, так как у различных специалистов свои требования. Они подбирают для каждого ребенка индивидуальные
игрушки, которые помогут при его конкретной проблеме. Легче работать, когда запросы к нам поступают от самих этих организаций.
С игрушками фирмы «Потеха» можно познакомиться на сайте www.potekha.ru Заказать игрушки можно на сайте, по электронной почте: mail@potekha.ru или по телефону в Санкт-Петербурге (812) 325-22-21, 764-34-21

Информация об авторах

Тафтунова Татьяна Александровна, генеральный директор, фирма "Потеха", Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 439
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 198
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 3