Коммуникативная культура подростков (этнический аспект)

1369

Общая информация

Рубрика издания: Развитие региональных практик психологического сопровождения в образовании и социальной сфере

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Жимбаева Ц.Ч., Суборова Х.М. Коммуникативная культура подростков (этнический аспект) [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2006. Том 3. № 2. С. 123–128. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2006_n2/28978 (дата обращения: 23.06.2024)

Полный текст

 

В известном документе «Стратегия модернизации содержания общего образования» одну из ведущих позиций занимает «список социальных компетенций, который позволяет выпускнику средней школы самостоятельно действовать в ситуациях, которые ставит перед ним жизнь». Среди них основными являются:

— самостроительная компетенция — овладение элементарными способностями по самопроектированию, самореализации и рефлексии;

—  социальная компетенция, или компетенция солидарности — овладение коммуникативной деятельностью по само- и взаимопомощи в общественной жизни.

Можно сказать, что на современном этапе «развитие коммуникативной и социальной компетенции всех школьников» становится ключевой задачей образования.

Ученик должен не только овладевать определенной суммой знаний, требующихся для продолжения учебы, но и (очевидно, в первую очередь) навыков, необходимых для активного участия в жизни общества, гармоничного построения отношений с окружающими людьми. Основная работа по развитию коммуникативной и социальной компетенции учащихся, по нашему мнению, должна проводиться в подростковом возрасте. Именно на него приходится сензитивный период развития коммуникативных способностей.

Многочисленные реформы не устранили существующие в школьном образовании противоречия. Признано, что ученик — не объект, а субъект учебной деятельности, и от него зависит если не все, то очень многое в успешности обучения. Поэтому задача педагога — решить, как сделать каждого ученика субъектом обучения. При том, что он всегда будет оставаться и объектом целенаправленных педагогических действий. Ведь его необходимо многому научить, в том числе субъектной роли.

Современная школа стала больше внимания уделять «внеучебным» проблемам, в частности, коммуникативным умениям учащихся. В национальной школе они имеют свои особенности, связанные с этническим своеобразием народного воспитания. Так, в рамках данной работы были изучены коммуникативные умения подростков-бурят.

Исследование коммуникативных умений

В исследовании приняли участие 262 ученика 5—8 классов национальной бурятской школы. Для определения уровня коммуникативной культуры и актуального социально-психологического статуса подростков применялась методика изучения коммуникативно-организаторских способностей (КОС). Она дает достаточно объективную информацию о восприятии подростком своего отношения с окружающим миром.

По результатам диагностики было выявлено, что 33% подростков не стремятся к общению, чувствуют себя скованно. Они предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивая свои знакомства, испытывают трудности в установлении контактов, не умеют отстаивать свое мнение, плохо ориентируются в ситуации, тяжело переносят обиды. Проявление инициативы у них крайне занижено, они избегают принятия самостоятельных решений. У 35% учащихся есть стремление к контактам с окружающими, умение отстаивать свое мнение, планировать свою работу, но этот потенциал неустойчив. Только 32% подростков-бурят хорошо контактируют, быстро находят друзей, проявляют инициативу, активно участвуют в общественной жизни, в трудных ситуациях самостоятельно принимают решения.

Если говорить об организаторских способностях, то здесь мы видим, что большое число учеников (38%) не стремится к общественной деятельности и не умеет влиять на людей. Только 27% учеников настойчивы. Они отстаивают свое мнение и добиваются того, чтобы оно было принято, умеют влиять на людей и способствовать успешному разрешению поставленных задач.

Полученные данные подтверждались анкетными опросами, изучением рейтинга и самооценки, экспресс-интервьюированием, наблюдением за различными видами деятельности подростков.

В ходе исследования также было выявлено, что для большинства подростков-бурят характерны ограничение круга своих знакомств, трудности в установлении контактов, обидчивость. У них чувствуется постоянная внутренняя напряженность, нет уверенности в общении, снижены коммуникативные способности.

Отличие групп, состоящих из подростков-бурят, от сверстников других народностей в том, что они не имеют антисоциальной направленности и вырабатывают у своих членов необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными.

Принадлежность к группе позволяет удовлетворить многие потребности юного человека. Большое значение для подростка имеет возможность разделить с друзьями общие интересы и увлечения; очень важны для него верность, честность, отзывчивость, сопереживание его чувствам, мыслям, идеям. Все это обеспечивает эмоциональную поддержку со стороны сверстников в преодолении различных личностных проблем, связанных с возрастным развитием.

Можно отметить, что главная функция подростковых групп — коммуникативная. Подростковое общение дает информацию, которую по тем или иным причинам не сообщают взрослые. В компании подростки-буряты осознают групповую принадлежность, солидарность, необходимость товарищеской взаимопомощи. Они достаточно толерантны по отношению к другим, что дает им чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости. В то же время, у части подростков наблюдаются застенчивость, малая степень самораскрытия, пониженный уровень экстраверсии, тревожность и затрудненность в общении. Это является следствием воспитания «культуры стыда» и принципов «будь как все», «не выскакивай вперед», характерных для большинства бурятских семей. Таким образом, можно говорить, что особенности поведения и мышления подростков-бурят связаны с этнокультурным воспитанием.

Вторым этапом исследования стало изучение тех подростков, чьи коммуникативные умения имеют низкие показатели. Если в младшем школьном возрасте дети для удовлетворения своих эмоциональных потребностей в первую очередь обращаются к родителям, у них ищут похвалу, любовь и нежность, то в подростковом возрасте картина резко меняется. Происходит актуализация расширяющихся социальных потребностей. Среди них:

—    потребности в установлении значимых межличностных отношений со сверстниками;

—    потребности в расширении дружеских отношений, в знакомстве с людьми различных социальных групп и социального опыта.

В ходе исследования было выявлено, что подростки с низкой коммуникативной культурой не умеют удовлетворять вышеперечисленные социальные потребности. В итоге они испытывают чувство одиночества, психологический дискомфорт. Это состояние осознается в подростковом возрасте очень остро и болезненно, осложняя социально-психологическую адаптацию.

При изучении коммуникативных умений современных подростков-бурят, учащихся II ступени национальной бурятской школы, было выявлено, что свободное самовыражение для них не харктерно. Это приводит к тому, что подростки-буряты испытывают психологические трудности в общении. Вышеперечисленные особенности требуют от педагогического коллектива школы определенной работы по развитию адекватной самооценки, социального доверия и коммуникативных умений современных подростков.

Все сказанное позволяет сделать вывод об актуальности специальной психолого-педагогической работы, помогающей подросткам в установлении конструктивных взаимоотношений, сохранении базового доверия к миру, поддерживающей радость собственного бытия коммуникативных и организаторских способностей учащихся, формируя у них умения: устанавливать деловые и товарищеские контакты; активно участвовать в общественных и классных мероприятиях; направлять взаимодействие с другими людьми в нужное русло; проявлять инициативу.

Для решения данной проблемы нами была разработана специальная программа.

Программа по развитию коммуникативных умений подростков

В программе представлена система психологических знаний и умений, необходимых для полноценного контакта ребенка с окружающими его людьми и формирования у него адекватной оценки себя и окружающих.

Программа состоит из пяти взаимосвязанных частей, рассчитанных на 34 учебных часа.

1.    Человек среди людей. Я и мои близкие. Что я знаю о себе. Что я знаю о родных и друзьях. Восприятие и познание людьми друг друга при общении. Коммуникация как средство передачи информации.

2.    Общение как искусство. Я вас слушаю. Виды и техника слушания. Вербальные средства общения. Устная речь. Письменная речь. Невербальные средства общения. Язык жестов. Мимика. Язык тела. Закрытые и открытые позы. Обратная связь. Знаки внимания при общении.

3.    Общение как понимание людьми друг друга. Трансактный анализ общения. Ребенок — Родитель — Взрослый. Позиции общения. Стили общения. Понятие о конфликте. Реагирование на конфликтное поведение. Правила поведения при общении с «трудными людьми».

4.    Вместе со всеми. Что такое группа? Межличностные отношения в группе. Шаги к коллективу. Коллективизм.

5.      Заключение.

Теоретический курс программы постоянно дополняется экспериментальной и практической частями, которые позволяют учащимся успешно усвоить учебный материал. Используются приемы, заимствованные из методов психокоррекции, социально-психологического тренинга и аутотренинга. Эффект программы зависит от творческой атмосферы, чуткости и внимательности ведущего к тем групповым процессам и личностным изменениям, которые неизбежно возникнут в процессе получения знаний.

Приводим некоторые занятия из данного курса.

Занятие 1. Коммуникация как средство передачи информации

Цель и задачи:

— знакомство с правилами обмена информацией между людьми;

— знакомство с правилами, способствующими пониманию людьми друг друга;

— сплочение классного коллектива.

1.   Игры, направленные на активизацию работы класса

«Чья рука?»

Выбирается водящий, который с завязанными глазами должен узнать одноклассников по рукопожатию.

«Телефон доверия»

Участникам игры предлагается по кругу передать слово, не исказив его. Игру можно проводить в шеренгах, что внесет элемент соревнования.

«Кошка — собака»

Участники встают в круг. Ведущий держит в руках два каких-то предмета (лучше ручки или карандаши разных цветов) и дает участникам инструкцию: для успешного проведения этой игры требуется, чтобы вы были внимательны. Я передам синий карандаш направо со словами «Я даю тебе кошку». Тот, кто берет у меня «кошку», переспрашивает, как бы не услышав: «Кого?» Услышав в ответ: «Кошку», — передает карандаш следующему участнику со словами «Я даю тебе кошку». Тот опять переспрашивает: «Кого?» Теперь дающий карандаш уже «забыл», что это «кошка», и адресует вопрос ведущему, а ответ передает партнеру Так повторяется каждый раз — вопрос «кого?» возвращается к ведущему, а ответ по той же цепочке передается обладателю карандаша. Одновременно налево передается красный карандаш со словами «Я даю тебе собаку». Процедура передачи карандаша повторяется. Задача игры: передать «кошку» и «собаку» как можно быстрее.

Обсуждение направлено на анализ причин ошибок и затруднений при передаче информации.

2.    Рассказ ведущего

Обмен информацией между людьми, при котором происходит взаимное понимание, называют коммуникацией (communico (лат.) — делаю общим). Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь, то есть узнать, как люди вас поняли, как они воспринимают вас.

3.    Работа в малых группах

Класс разбивается на группы по 3 человека. Один — «говорящий», другой — «слушающий», третий — «наблюдающий» за первыми двумя. Раздаются карточки с ключевыми словами. Например: «осень», «каникулы», «урок», «поход» и т д. Задача «говорящего» — сказать хотя бы одно предложение с использованием слова, написанного на карточке. «Слушающий» запоминает услышанное, чтобы повторить предложение. «Наблюдающий» решает, насколько верно «слушатель» сделал это. Затем, по сигналу

В предыдущем номере нашего журнала в рубрике «Информационные технологии» был опубликован материал по созданию персонального образовательного web-сайта. По многочисленным просьбам читателей, у которых возникли вопросы по предложенной технологии, мы предлагаем интерактивный вариант этой статьи. На CD вы найдете видеопособие «Персональный образовательный web-сайт преподавателя», любезно предоставленный секцией «Информационные технологии в психологии и педагогике» ФОП России под руководством Б.Б. Айсмонтаса (abronius@yandex.ru)

А.А. Андреев, Б.Б. Айсмонтас

Как создать персональный сайт в Интернете

Существует несколько подходов к разработке web-сайтов: самостоятельное программирование, использование готового программного обеспечения, а также готовые конструкторы. Самым простым и доступным является последний вариант.

Номенклатура отечественных и зарубежных бесплатных конструкторов достаточно широкая, например, www.narod.ru,www.edu.of.ru,www.moodle.com, www.ucoz.com и другие. Мы остановились на «народном» констукторе как многофункциональном, простом и надежном. Возможность подключать такие средства, как форум, чат и, при необходимости, готовую тестовую систему, позволяют приравнять разработку такого веб-сайта к полноценной системе управления обучением.

Для того чтобы помочь специалистам, имеющим минимальную компьютерную подготовку, быстро и самостоятельно создать собственный сайт, было разработано мультимедийное пособие «Персональный образовательный web-сайт преподавателя».

Электронное мультимедийное пособие, имеет практическую направленность и выполнено в гипермедий­ном формате на CD. Оно состоит из нескольких самостоятельных разделов. Введение, где записано выступление автора, в котором он рассказывает об актуальности, целях и структуре издания. Небольшой раздел пособия посвящен теории, где описывается структура и возможные направления применения web-сайта. Усвоению теоретического учебного материала помогает специально разработанный глоссарий.

Базовый раздел включает практикум по разработке сайта, где наглядно и последовательно показан порядок работы над ним на бесплатном и общедоступном сервере www.narod.ru. Полученные знания проверяются на тестовой системе.

Разработчики мультимедийного пособия выражают уверенность, что с его помощью каждый преподаватель сможет быстро и бесплатно разработать систему управления учебным процессом и в дальнейшем независимо и творчески использовать ее в своей педагогической практике.

В следующем номере журнала мы планируем познакомить читателей с мультимедийным пособием «Основы Интернет-обучения».

ведущего, члены тройки меняются ролями — дважды, для того чтобы каждый из учеников побыл в роли «говорящего», «слушающего» и «наблюдающего».

Обсуждение проходит сначала в малых группах, затем всем классом. Выясняется, насколько хорошо ребята обменивались информацией, выявляются причины хорошего или плохого обмена.

4.    Упражнения, знакомящие с различными видами коммуникации

«Интервью»

Темы для интервью: «Мое домашнее животное», «Праздник в школе», «Каникулы», «Мое хобби».

Каждый ученик индивидуально готовит вопросы для интервью по выбранной теме. Также можно задавать и возникающие непосредственно во время беседы вопросы. Затем учащиеся разбиваются на пары и по очереди берут интервью друг у друга.

После выполнения упражнения проводится общая дискуссия по следующим вопросам:

— были ли все приготовленные вопросы использованы без изменений? почему?

— важно ли проводить гибкое интервью, а не следовать только заранее заготовленным вопросам? почему?

«Публичное выступление»

Желающие (5—6 человек) по очереди должны «экспромтом» в течение 2—3 минут выступить перед аудиторией с рассказом о каком-то предмете или событии (тему ученик узнает за несколько секунд до выступления, получив ее от ведущего). Темы могут быть самые разные, например, рассказать о гитаре, парашюте, корове, розе, телевизоре и т. д.

Обсуждение:

— Как вы считаете, сколько времени вы говорили? — Куда смотрели во время выступления?

— Кого видели?

— Показалось ли слушателям данное выступление интересным, выразительным?

5.    Рассказ ведущего

Причинами плохой коммуникации могут быть: — непонимание вопроса, который обсуждается; — «предвзятые представления»: склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно;

— плохие отношения между людьми;

— отсутствие внимания и интереса собеседника;

— ошибка в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность.

6.  Задания к следующему уроку

Проделать дома следующие упражнения:

— чтобы избавиться от угрюмого выражения лица, по утрам перед зеркалом «покажите себе язык», улыбнитесь. Скажите себе, что именно такое лицо должно быть у вас в течение дня;

— отрабатывайте быстроту речевой реакции с помощью телевизора: пытайтесь мгновенно остроумно комментировать спортивный матч (звук предварительно отключить), отдельные сцены кинофильмов.

Найти и вырезать из газет и журналов статьи и фотографии людей, которые помогли другим.

Занятие 2. Виды и техника слушания

Цель и задачи:

— знакомство с навыками внимательного слушания, отработка этих умений;

— сплочение класса.

Необходимые материалы: листы с вопросами теста «Умеете ли вы слушать».

1.    Игры, направленные на активизацию работы класса

«Приветствие»

Участникам игры предлагается поприветствовать без слов любого члена группы. Надо постараться сделать так, чтобы все получили по одному приветствию.

Вопросы для обсуждения:

— что вы чувствовали во время приветствия?

— было ли приветствие приятным?

— почему приветствие было приятным (неприятным)?

Работа заканчивается беседой об эффективных способах приветствия и созданием всем коллективом образца идеального приветствия.

«Дополни фразу»

Первый участник произносит фразу. Сосед слева повторяет ее и произносит свою фразу, связанную с первой по смыслу. Следующий повторяет все предыдущие фразы и дополняет их своей. Например:

— светит солнце;

— светит солнце и дует ветер;

— светит солнце и дует ветер, на полях распускаются цветы...

Вопросы для обсуждения:

— что помогало, и что мешало запомнить фразы?

— как каждый участник слушал предыдущего?

2.    Работа в малых группах

Класс разбивается на малые группы (по 3—4 человека) и каждой группе даются 5—6 картинок с изображением разговаривающих людей. Ученики в малых группах обсуждают, как выглядят слушающие люди, и как их поза, жесты, мимика отражают интерес к собеседнику. Затем это обсуждают все вместе, причем высказывается общее мнение группы.

3.    Проверка способностей слушать

Укажите, в каком из слов: «портной», «подвал», «труба», «запал», «антракт» — есть буква «д».

В перечне слов: «рот», «кот», «мот», «гад», «крот» — вторым словом является «мот». Правильно?

Допустим, вам дали такое указание: «Пойдите в комнату 325. Там в правом нижнем ящике стола лежит газета. Принесите ее мне». Скажите: из какого ящика стола вас попросили достать газету? В какую комнату вас попросили зайти — 235, 325, 225?

4.    Упражнения, направленные на выработку умения слушать

«Испорченный телефон»

Ход выполнения этого упражнения желательно записывать на магнитофон. Все участники выходят за дверь и по приглашению ведущего заходят в комнату по одному. Каждому входящему дается инструкция: «Представьте себе, что вы получили телефонограмму, содержание которой вы должны передать следующем члену группы. Главное — как можно точнее отразить содержание телефонограммы». Ведущий зачитывает текст телефонограммы первому участнику, который должен передать его следующему вошедшему, тот — следующему и т д.

Если текст при передаче от одного участника к другому изменился до неузнаваемости или чрезмерно упростился, то очередному участнику ведущий зачитывает его заново.

Текст: звонила классная руководительница 6 «В» класса. Она просила передать, что задерживается в библиотеке, так как она ищет интересную книгу для чтения и обсуждения всем классом. Она должна вернуться к 12 часам к началу классного часа. Но если она не успеет, то надо передать ученикам ее класса, что классный час будет в понедельник в 5 часов.

После выполнения упражнения все прослушивают пленку с записью собственной работы и анализируют особенности слушания и то, как невнимательное слушание может исказить передаваемую информацию.

«Слепое слушание»

Цель: продемонстрировать участникам группы неэффективность передачи информации без обратной связи.

Одна или две пары учеников выполняют упражнение, остальные наблюдают. Пары садятся за стол так, чтобы не видеть рук друг друга (за преградой или спиной друг к другу). Каждому члену пары дается по 7 спичек. Перед одним участником ведущий выкладывает из спичек фигуру. Его задача — объяснить другому участнику, как лежат спички, чтобы тот смог выложить точно такую же фигуру. Запрещается смотреть на то, что делает партнер, и задавать друг другу какие-либо вопросы. Затем преграда снимается, сравниваются результаты и образец.

Участники обсуждают трудности, которые они испытывали в ходе занятия.

«Активное слушание»

Класс делится на пары. Один из партнеров рассказывает, другой слушает. Слушающий постоянно уточняет правильность понимания информации вопросами типа: «Правильно я тебя понял, что...?», «Таким образом, ты хочешь сказать.» или «Другими словами, ты имел в виду.»

«Пассивное слушание»

Участники работают в парах, один является говорящим, другой слушающим. Сначала слушающий слушает молча. Затем он применяет «угу-реакцию», то есть говорит в ответ: «да-да», «угу-угу», «ну, конечно» и т д.

После этих упражнений учащиеся обсуждают, в каком случае было легче общаться, а в каком — труднее.

5.    Работа с тестом «Умеете ли вы слушать?»

Инструкция: чтобы определить ваше умение слушать, предлагается тест из 10 вопросов. Варианты ответов: почти всегда; в большинстве случаев; иногда; редко; почти никогда. Помните, что точный ответ вы получите только при старании ответить на все вопросы с максимальной искренностью.

1)    Стараетесь ли закончить беседу, если тема или собеседник неинтересны для вас?

2)    Могут ли вас раздражать манеры собеседника?

3)    Может ли неудачно сказанное выражение спровоцировать вас на резкость или грубость?

4)    Избегаете ли вы вступать в беседу с неизвестным или малознакомым вам человеком, даже когда он стремится к этому?

5)    Имеете ли вы привычку перебивать собеседника?

6)    Делаете ли вы вид, что внимательно слушаете, думая при этом совсем о другом?

7)    Меняется ли ваш тон, голос, выражение лица, лексикон в зависимости от того, кто ваш собеседник?

8)    Меняете ли тему разговора, если собеседник коснулся «щекотливой» для вас темы?

9)    Поправляете ли собеседника, если в его речи встречаются неправильно произнесенные слова, названия, термины, вульгаризмы?

10)Может ли у вас быть снисходительный (менторский) тон, с оттенками пренебрежения и иронии. Подсчет баллов: почти всегда — 2 балла; в большинстве случаев — 4 балла; иногда — 6 баллов; редко — 8 баллов; почти никогда — 10 баллов. Если в итоге вы набрали сумму баллов выше 62, то вы слушатель «выше среднего уровня». Иными словами, чем больше у вас баллов, тем в большей степени у вас развито умение слушать (что, однако, не означает, что вы не вправе остановить неисправимого болтуна!).

В порядке контроля можно попросить ответить за вас близкого человека, который хорошо знает ваш стиль беседы.

6.    Рассказ ведущего

Умение слушать является важнейшим условием и залогом хорошего общения. Одним из наиболее важных моментов в любом слушании является обратная связь, благодаря которой у собеседника и создается ощущение, что он говорит не в пустоту, а с живым человеком, который слушает и понимает его.

Признаки плохого слушанья:

— прерывание, перебивание;

— занятие посторонними делами;

— взгляды на часы, в сторону, зевание и т д.;

— возражение до того, как собеседник изложил все до конца.

Умение хорошо слушать включает 3 этапа:

1.    услышать;

2.    понять;

3.    повторить.

7.    Задание к следующему уроку

Написать рассказ «Как я слушаю своих родителей».

Подводя итоги, необходимо еще раз отметить, что при изучении коммуникативных умений современных подростков-бурят было выявлено, что свободное самовыражение не является их особенностью, и это в некоторых случаях негативно влияет на их психологическое самочувствие. Для них характерны ограничение круга знакомств, трудности в установлении контактов, некоторая обидчивость, чувствуется постоянная внутренняя напряженность. У них нет уверенности в общении, занижены коммуникативные способности. В связи с этим выдвигается идея о необходимости создания оптимальных условий развития личности подростка, развития у каждого из них умения конструктивно общаться и эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми с целью активного участия в современной жизни общества.

 

Информация об авторах

Жимбаева Цыпылма Черниновна, председатель отделения Федерации психологов образования России в Агинском Бурятском автономном округе, Россия

Суборова Хандама Мункобаировна, ведущий специалист Департамента образования и молодежной политики Агинского Бурятского автономного округа, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 778
В прошлом месяце: 22
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 1369
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 1