Вестник практической психологии образования
2006. Том 3. № 4. С. 16–17
ISSN: 2658-3100 (online)
Обсуждаем концепцию развития службы
Общая информация
Рубрика издания: События
Тип материала: доклад
Для цитаты: Решетникова О.В. Обсуждаем концепцию развития службы [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2006. Том 3. № 4. С. 16–17. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2006_n4/29035 (дата обращения: 12.10.2024)
Полный текст
Если в прошлом году совещание по вопросам развития психологической службы в образовании проходило в рамках Недели школьной психологии, то в этом оно выступало как самостоятельное мероприятие. Готовились к нему заранее и очень серьезно.
Прошедший 14—15 июня семинар-совещание «Проблемы развития психологической службы в условиях системных изменений профессионального образования России» затронул крайне важные для развития всей психологической службы вопросы. В итоговых рекомендациях совещания, которые были разосланы Министерством образования и науки в органы управления образованием все субъекты Российской Федерации говорилось о необходимости создания при Министерстве рабочей группы по разработке ведомственной программы развития Службы практической психологии образования (см. «Вестник практической психологии образования», №3, 2006).
Такая группа была создана. Более того, ее работа, несмотря на летнее время, проходила так, что первый вариант Программы был обсужден 5 июля на совещании в министерстве.
Правда, сейчас, в связи с изменениями -с' । нормативно-правового поля, возникла необходимость создания не Программы, а «Концепции развития системы психологического обеспечения образования Российской Федерации на период до 2010 года». Этот документ и должен стать основой для разработки новых и приведения в соответствие с ним уже существующих региональных «Положений о системе психологической службы в системе образования», а также «Положений о психологической службе отдельных образовательных учреждений».
Первый вариант этой Концепции был создан рабочей группой и представлен на обсуждение участникам совещания в «Орленке». Для многих из них он не был принципиально новым, поскольку в его основу легли материалы разрабатываемого в течение двух последних лет «Положения о психологической службе в системе образования», которое не раз обсуждалось на совещаниях, семинарах и конференциях, проводимых Министерством образования и науки РФ совместно с Федерацией психологов образования России.
Поэтому лейтмотивом семинара-совещания в «Орленке» как раз и стало обсуждение представленной Концепции. Надо сказать, что это обсуждение было более чем серьезным: среди участников были специалисты органов управления образованием субъектов Российской Федерации, руководители известных по всей стране ППМС-центров, педагоги-психологи образовательных учреждений из 26 субъектов Российской Федерации.
Статусность мероприятию придавало присутствие руководителей и специалистов Министерства образования и науки России: И.К. Беляка (заместителя директора Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей) и Т.Ю. Федотовой (консультанта этого же Департамента). А высокий содержательный уровень обсуждению обеспечивало участие представителей ряда ведущих вузов страны: Ю.М. Забродина (проректора по научной работе МГППУ), Ю.П. Зинченко (и.о. декана факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова), В.В. Семикина (декана психолого-педагогического факультета РГПУ им. А.И. Герцена).
Причем участие всех вышеперечисленных лиц не было формальным. Представители Министерства были настроены на самое конструктивное взаимодействие с представителями профессионального сообщества психологов образования. Подтверждение этому вы найдете и в тексте выступления Игоря Константиновича Беляка, и в рекомендациях совещания.
Одной из позитивных тенденций, которая наглядно проявилась на этом совещании, стало то, что ядром психологического сообщества становится, пусть пока и не явное, взаимопроникновение науки с практики. Надеюсь, что этот процесс будет развиваться и дальше. Выступление представителей науки Ю.М. Забродина «Вариативность в моделях психологической службы: демографический, контингентный и региональный аспекты» и Ю.П. Зинченко «О необходимости экспертизы и сертификации профессиональной деятельности психолога в системе образования» вызвало множество вопросов у присутствующих в зале практиков. Ведь в ряде регионов России существуют сильные психологические службы и центры, имеющие собственную нормативно-правовую базу и научно-методическое обеспечение.
Участники совещания в своих выступлениях продемонстрировали многообразие существующих моделей работы психологов в системе образования.
С возможностями краевой психологической службы собравшихся познакомила Н.В. Трушина (специалист управления по образованию и делам молодежи Алтайского края). Там больше трех лет существует Коордиционный совет по психологии образования, который занимается разработкой программы развития службы, необходимой нормативной и правовой документации, этических норм. Алтайские психологи осуществляют четкое планирование своей деятельности с последующей отчетностью.
В Липецкой области координирующая роль в психологии образования принадлежит областному Центру диагностики и консультирования, который не только оказывает необходимую помощь детям, но и является координационным и методическим центром для психологов области. Об этом подробно рассказала А.И. Кузнецова (директор ГОУ «Центр диагностики и консультирования»).
«Нельзя все отдавать на откуп регионам», - считает А.Г. Петрынин
О проблемах и прогнозах развития муниципальной психологической службы в сельских районах рассказала И.А. Лучкина (методист-психолог управления образованием администрации Шурышканс- кого района, Ямало-ненецкий автономный округ).
Затаив дыхание, собравшиеся слушали выступление А.Г. Петрынина (директора легендарного Хабаровского ППМС-центра) «Инновационная модель образовательного учреждения для детей с проблемами поведения (из опыта работы Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции)». Александр Геннадиевич считает, что региональным службам и центрам для нормальной работы необходимы федеральные нормативы. В частности, должно быть разработано подушевое финансирование детей и штатное расписание для ППМС-центров. А главное — в обязательном порядке воспитание должно вернуться в школы!
В.П. Стаховская (директор областного центра диагностики и консультирования г. Калининграда) наглядно продемонстрировала, как усилиями небольшого, но сплоченного коллектива можно организовать помощь всем нуждающимся детям области.
Вообще на совещании было много ярких и интересных выступлений. При этом все собравшиеся были готовы щедро делиться с коллегами своими наработками.
Практически каждый из участников совещания сумел высказать свои предложения и поправки к обсуждаемому проекту Концепции развития системы психологического обеспечения образования. Надеюсь, что они будут использованы рабочей группой в дальнейшей работе.
С результатами работы семинара-совещания смогли познакомиться и участники Всероссийской недели школьной психологии. Для этого в программе Недели была предусмотрена пресс-конференция, на которой все желающие смогли задать интересующие их вопросы организаторам совещания.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 630
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 453
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0